|
Тематическое планирование
1 класс
Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живешь. Школьники узнают об истории, природе, культуре своего края, начиная от истоков до современности.
Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности поселка) и людьми, живущими в нашем поселке.
Программа содержит два раздела:
«Моя маленькая родина»
«Страницы истории»
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Тематический план
1 класс
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего
часов
|
В том числе
| теоретические занятия
| практические
занятия
| 1.
| Моя малая родина
| 12
| 5
| 7
| 1.1
| Я и моя семья (семейные реликвии и памятные вещи)
Семейные традиции.
Проект «Моя семья»
| 3
| 1
| 2
| 1.2
| Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы.
| 2
| 1
| 1
| 1.3
| Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.
| 2
| 1
| 1
| 1.4
| Моя улица. Достопримечательности нашей улицы. Улицы знаменитых людей (улицы Шарипова, Шамкина, Мияссарова) «Улицы нашего поселка»: пешая экскурсия
Проект «Мой поселок»
| 3
| 1
| 2
| 1.5
| Мой район. Чем славится мой район?
| 2
| 2
| -
| 2.
| Страницы истории
| 11
| 4
| 7
| 2.1
| Традиции и обычаи. Праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды. Почему мы любим, встречать Новый год. Праздники Рождество, Науруз
| 2
| 1
| 1
| 2.2
| Имя поселка. Символика нашего района. Библиотечный урок.
| 2
| 1
| 1
| 2.3
| Культурно – просветительные учреждения нашего поселка. Экскурсия в кинотеатр.
| 3
| 1
| 2
| 2.4
| Профессии. Где работают родители. Экскурсии на хлебозавод, почтамт, пожарную часть.
Проект «Профессии моих родителей»
| 4
| 2
| 2
| 3
| Экология поселка и района.
| 10
| 5
| 5
| 3.1
| «Что такое экология?» Проект - социальная реклама «Экологическая чистота – залог здоровья»
| 2
| 1
| 1
| 3.2
| Экологический праздник. Беседа, конкурс рисунков.
| 2
| 1
| 1
| 3.3
| Всемирный день защиты животных. Знакомство с Красной книгой края и Татарстана. Буклет «Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты »
| 2
| 1
| 1
| 3.4
| Синичкин день. Рассказ о зимующих птицах. Акция «Покорми птиц зимой»- изготовление кормушек вместе с родителями
| 2
| 1
| 1
| 3.5
| Экологическая кампания. Агитационные листовки и плакаты в защиту природы. Мини-проект - социальная реклама
| 2
| 1
| 1
|
| ВСЕГО
| 33
| 16
| 17
|
Содержание деятельности Раздел 1. «Моя маленькая Родина» (12 часов)
1.1. Я и моя семья. Семейные реликвии и памятные вещи (3 часа).
Теория: рассказ – беседа о роли семьи для ребёнка; забота о членах семьи; общение в семье, устный рассказ «С кем я живу». Фамилия, имя, отчество родителей, место работы. Старшие члены семьи. Поколение, потомки, предки.
Практика: выставка памятных вещей «Мир семейных увлечений» и фотографий, рассказы детей о семейных реликвиях, проведение семейных праздников, проект «Моя семья»
Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (2 часа).
Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном отношении к школьному имуществу. Знакомство с выпускниками, которыми школа гордится, с учителями, работавшими в школе долгие годы.
Практика: экскурсия по школе, беседы по правилам поведения в школе, конкурс рисунков «Моя школа», акция «Наш чистый школьный двор»
1.3. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего поселка» - пешая экскурсия в рамках проекта «Мой поселок», краеведческий музей (3 часа).
Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего двора», «Название моей улицы», фотовыставка, рисунки детей,
Практика: «Улицы нашего поселка» - пешая экскурсия в рамках проекта «Мой поселок» (краеведческий музей), индивидуальная и самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой, прогулки по отдельным улицам, выставка рисунков «Мой дом». Проект «Мой поселок»
1.4. Достопримечательности нашей улицы. (2 часа).
Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы изменил.
Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» (работа в группах), безопасность на дорогах, изучение дорожных знаков
1.5. Мой поселок (2 часа).
Теория: дать представление об истории названия поселка, достопримечательности поселка
Практика: посещение зрелищных учреждений, прогулки по отдельным улицам
Раздел 2.
2.1. Страницы истории. Традиции и обычаи. Праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды (Рождество, Масленица, Пасха и Науруз )
Теория: Национальный состав населения нашего поселка, обычаи татарского и русского народов.
Практика: разучивание игр, песен, фольклора своего народа, проведение праздников совместно с родителями
2.2.. Имя поселка. Символы нашего района (2 часа).
Теория: история имени поселка, представление о территории поселка и района.
Практика: умение находить и показывать на карте; раскрашивание герба и флага республики, герба района (работа в парах).
2.3. Культурно – просветительные учреждения нашего поселка. Экскурсия в кинотеатр (3 часа).
Теория: беседа о культурно – просветительных учреждениях нашего поселка (кинотеатр, Дом культуры, Центр детского творчества, Детская музыкальная школа, районная библиотека)
Практика: экскурсия в кинотеатр, просмотр кинофильма.
2.4. Люди. Профессии. Где работают родители. Экскурсия на почтамт и хлебозавод (4 часа).
Теория: рассказ о людях и их профессиях; беседа о профессиях родителей и о предприятиях, на которых они работают.
Практика: общение с родителями как способ получения информации об их профессиях; экскурсия на предприятия
Раздел 3. Экология поселка и района (10 часов)
3.1. «Что такое экология?» (2 часа).
Теория: рассказ – беседа о состоянии растительного и животного мира района, их отношении друг к другу и к окружающей среде.
Практика: совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранной акции: уборка мусора в школьных дворах, близлежащих лесопарках и скверах, выставка «Поделки из бытовых отходов». Проект - социальная реклама «Экологическая чистота – залог здоровья»
3.2. Экологический праздник. Беседа, конкурс рисунков. (2 часа).
Теория: беседа об экологии.
Практика: сбор информации об исчезающих видах растений и животных своего края, конкурс рисунков, озеленение школьного двора
3.3. Всемирный день защиты животных. Знакомство с Красной книгой района и Татарстана. (2 часа).
Теория: беседа – презентация о Всемирном дне защиты животных, Красная книга редких растений и животных Татарстана, Ютазинского района
Практика: проект – изготовление и защита буклета «Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты ».
3.4. Синичкин день. Рассказ о зимующих птицах (2 часа).
Теория: календарь экологических дат «Синичкин день», рассказ – демонстрация о зимующих птицах.
Практика: наблюдения за зимующими птицами, фотовыставка, составление презентации, изготовление кормушек
3.5. Экологическая кампания. Агитационные листовки и плакаты в защиту природы
(2 часа).
Теория: рассказ – демонстрация о первых дикорастущих цветах Татарстана.
Практика: сбор информации о растениях, оформление агитационных листовок и плакатов.
2класс Программа второго года обучения направлена на формирование знаний о богатствах края. Дети узнают о разнообразии растительного и животного мира. Более углубленно изучают особенности рельефа, виды полезных ископаемых, водные ресурсы. Расширяется представление детей о людях поселка и края.
Важнейшая задача: познакомить с редкими представителями флоры и фауны Татарстана и государственных мерах для их охраны и рационального использования.
Программа содержит три раздела:
«Богатства нашего района и поселка»
«Люди нашего поселка и района»
«Мой край – Татарстан»
Расширяются и углубляются представления о Татарстане: о его географическом положении, важных стройках Татарстана, об Универсиаде и трудовой деятельности людей. Тематический план (2 класс)
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего
часов
|
В том числе
| теоретические занятия
| практические
занятия
|
| Богатства нашего района и поселка
| 22
| 10
| 12
| 1.1
| Растительность нашего края. Разнообразие растений.
| 3
| 1
| 2
| 1.2
| Значение растений в жизни человека. Лекарственные растения края
| 2
| 1
| 1
| 1.3
| Животный мир нашего края. Разнообразие животного мира.
| 2
| 1
| 1
| 1.4
| Охрана и значение животного мира.
Исчезающие виды животных. Проект «Красная книга»
| 3
| 1
| 2
| 1.5
| Синичкин день. Составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Акция «Покормите птиц зимой».
| 2
| 1
| 1
| 1.7
| Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера.
| 2
| 1
| 1
| 1.8
| Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. День защиты Земли.
| 3
| 1
| 2
| 1.9
| Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего района.
| 2
| 1
| 1
| 1.10
| Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. Экскурсия.
| 3
| 1
| 2
| 2
| Люди нашего поселка, края
| 4
| 2
| 2
| 2.1
| Традиционные ремёсла моего края. Посещение музеев края
| 2
| 1
| 1
| 2.2
| Труд людей нашего района, поселка. Герои – земляки. Встреча с ветеранами труда
| 2
| 1
| 1
| 3
| Мой край - Татарстан
| 9
| 4
| 5
| 3.1
| Географическое положение. Наш край на карте страны.
| 1
| 1
| -
| 3.2
| Казань - столица Татарстана. Символика.
| 2
| 1
| 1
| 3.3
| Универсиада в Казани. Объекты Универсиады.
| 2
| 1
| 1
| 3.4
| Крупные города Татарстана. Промышленность Татарстана.
| 2
| 1
| 1
| 3.5
| Экскурсионная программа «Природа». Изготовление книжек – малышек «Татарстан – мой край родной2
| 2
| -
| 2
|
| Итого:
| 35
| 16
| 19
|
Содержание деятельности Раздел 1. Богатства нашего края (22часа)
1.1. Растительность нашего края. Разнообразие растений. (2часа).
Теория: беседа об особенностях растительного мира, разнообразии, значении для человека; состояние и меры охраны.
Практика: передача своих впечатлений в рисунках, поделках, устных рассказах.
1.2. Значение растений в жизни человека. Лекарственные растения края. (2часа).
Теория: беседа о лекарственных свойствах растения.
Практика: рассматривание гербарных экземпляров растений, сбор информации для составления статьи в школьную газету, фото-рассказ.
1.3. Животный мир края. Разнообразие животного мира. Теория: беседа об особенностях фауны края, беседа – демонстрация о разнообразии животного мира края.
Практика: наблюдение за повадками животных, сбор фото и видеоматериалов для школьной выставки «Удивительное рядом», подборка материалов для составления статьи в школьную газету.
1.4. Охрана и значение животного мира. Библиотечный урок (2 часа).
Теория: беседа о животных, занесённых в Красную книгу Татарстана, Ютазинского района; просмотр видеоматериалов на тему «Исчезающие виды животных».
Практика: проект «Красная книга Ютазинского района»
1.5. Составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Акция «Покормите птиц зимой». (2часа).
Теория: рассказ-демонстрация о зимующих птицах края; обсуждение проблем выживания птиц зимой, способов помощи зимующим птицам.
Практика: составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов о зимующих птицах. Совместно с шефами – старшеклассниками подготовка и проведение акции «Покормите птиц зимой»; организация кормушек во дворе домов, пришкольной территории, оформление агитационных листовок, призывающих людей помогать зимующим птицам.
1.6. Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера. (2часа).
Теория: просмотр презентации и беседа о водных ресурсах края, их значении и охрана; обучение работы с физической картой; умение находить и показывать на ней реки и озёра края.
Практика: составление правил поведения на водоёмах, оформление экологической карты «Водоплавающие птицы на водоёмах края».
1.7. Полезные ископаемые нашего района. Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе, крае. (2часа).
Теория: беседа – демонстрация с рассматриванием образцов полезных ископаемых «Дары природы», местонахождение полезных ископаемых на физической карте края, страны.
Практика: игра «Назови правильно!», разгадывание загадок и ребусов, оформление стенда «Знаете ли вы?».
1.8. Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего района (2аса).
Теория: знакомство с сельскохозяйственными работами в разные времена года, с особенностями растениеводства.
Практика: рассматривание образцов культурных растений и разгадывание загадок о растениях, изготовление буклетов «Культурные растения края» (или совместный праздник с родителями «Татар халык ашлары»(«Татарские блюда»)
1.9. Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. Экскурсия (3часа).
Теория: организация встречи с агрономом (с. Байларово): рассказ о видах культур, которые выращивают на полях нашего района, об особенностях полевых работ в разные времена года.
Практика: экскурсия на поле, наблюдения за трудом сельхозрабочих, сбор материалов и оформление фотовыставки «Труд людей на селе».
Раздел 2. «Люди нашего района и края» (4часа)
2.1. Традиционные ремёсла моего края. Музейный урок (2часа).
Теория: рассматривание выставки декоративно-прикладного искусства, беседа о традиционных видах ремесла края
Практика: экскурсия в местный краеведческий музей, мастер-класс народных умельцев поселка.
2.2. Труд людей нашего района и края. Герои – земляки. Музейный урок (2часа).
Теория: знакомство с людьми, прославившими наш поселок трудом.
Практика: встреча с почётными тружениками, сбор фото и видеоинформации для составления альбома «Встречи с интересными людьми».
Раздел 3. « Мой край - Татарстан» (8часов)
3.1. Географическое положение. Наш край на карте страны (1час).
Теория: рассказ с презентацией об особенностях положения Татарстана, работа с физической и политической картой страны, обозначение на карте условными знаками месторасположения населённых пунктов
3.2. Казань – столица Татарстана. Символика (2часа).
Теория: беседа о достопримечательностях города: памятниках, парках, площадях, исторических местах. Символика республики.
Практика: Проект – буклет «Достопримечательности города Казани».
3.3. Универсиада. Виртуальная экскурсия по объектам Универсиады(2часа).
Теория: беседы о спортивных достижениях, знакомство с объектами Универсиады
Практика: игра – путешествие «По дорогам Универсиады ».
3.4. Крупные города Татарстана (2часа).
Теория: знакомство с городами Татарстана, с крупными предприятиями городов Татарстана
Практика: подборка фотоматериалов для оформления стенгазеты.
3.5. Экскурсионная программа «Природа Татарстана» (1час).
Практика: урок с беседой о заповедных местах своего края, о флоре и фауне Татарстана, изготовление книжек – малышек «Татарстан – мой край родной».
3 класс Программа третьего года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка о родном поселке, его историческом наследии.
Главная задача: расширить кругозор учащихся, углубить знания о природе малой родины , о ее истории и природоохранной деятельности.
Программа содержит два раздела:
«Уруссу – страницы истории и культуры»
«Экология края»
Программа раскрывает перед младшими школьниками основные исторически сложившиеся черты национального самосознания, воспитывает чувство национального достоинства.
Тематический план (3 класс)
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего
часов
|
В том числе
| теоретические занятия
| практические
занятия
| 1.
| Уруссу – страницы истории и культуры
| 20
| 8
| 12
| 1.1
| «Как жили наши предки?».
Особенности быта, культуры, ремёсел. Экскурсия в музей.
| 3
| 1
| 2
| 1.2
| История земли Ютазинского района. «Исторические и памятные места поселка»: пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой поселок». Музей.1
| 3
| 1
| 2
| 1.3
| История улиц: прошлое, настоящее, перспективы. «Улицы нашего поселка – от истории названий до современных проблем»
| 3
| 1
| 2
| 1.4
| Главные исторические и культурные памятники. Экскурсия.
| 3
| 1
| 2
| 1.5
| История памятников. Экскурсия
| 2
| 1
| 1
| 1.6
| Из прошлого в будущее. Проект «Мой поселок в будущем»
| 4
| 1
| 3
| 1.8
| Уроки творчества: «Легенды о музейных экспонатах». Музей.
| 2
| 1
| 1
| 2
| Экология
| 14
| 5
| 9
| 2.1
| Предприятия поселка. ГРЭС. Уруссинский химзавод. Экологические проблемы края.
| 4
| 1
| 3
| 2.2
| Экологический праздник «День птиц» - конкурс презентаций.
| 2
| 1
| 1
| 2.3
| Растения и животные края. Викторина «Знаешь ли ты животных своего края?»
| 3
| 1
| 2
| 2.4
| Экологический десант, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды.
| 2
| -
| 2
| 2.5
| Синичкин день. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Фото-викторина.
| 2
| 1
| 1
| 2.6
| Видео-экскурсия «Перелётные птицы края».
| 1
| 1
| -
|
| Итого
| 35
| 13
| 21
| |
|
|