Главная страница

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию



НазваниеПрограмма внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию
страница2/4
Хикматуллина Ф.К
Дата14.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4
Тематическое планирование

1 класс

Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, поселку, в котором живешь. Школьники узнают об истории, природе, культуре своего края, начиная от истоков до современности.

Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности поселка) и людьми, живущими в нашем поселке.

Программа содержит два раздела:

  • «Моя маленькая родина»

  • «Страницы истории»

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Тематический план

1 класс


№ п/п


Наименование разделов и тем



Всего

часов


В том числе

теоретические занятия

практические

занятия

1.

Моя малая родина

12

5

7

1.1

Я и моя семья (семейные реликвии и памятные вещи)

Семейные традиции.

Проект «Моя семья»

3

1

2

1.2

Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы.

2

1

1

1.3

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

2

1

1

1.4

Моя улица. Достопримечательности нашей улицы. Улицы знаменитых людей (улицы Шарипова, Шамкина, Мияссарова) «Улицы нашего поселка»: пешая экскурсия

Проект «Мой поселок»

3

1

2

1.5

Мой район. Чем славится мой район?

2

2

-

2.

Страницы истории

11

4

7

2.1

Традиции и обычаи. Праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды. Почему мы любим, встречать Новый год. Праздники Рождество, Науруз

2

1

1

2.2

Имя поселка. Символика нашего района. Библиотечный урок.

2

1

1

2.3

Культурно – просветительные учреждения нашего поселка. Экскурсия в кинотеатр.

3

1

2

2.4

Профессии. Где работают родители. Экскурсии на хлебозавод, почтамт, пожарную часть.

Проект «Профессии моих родителей»

4

2

2

3

Экология поселка и района.

10

5

5

3.1

«Что такое экология?» Проект - социальная реклама «Экологическая чистота – залог здоровья»


2

1

1

3.2

Экологический праздник. Беседа, конкурс рисунков.

2

1

1

3.3

Всемирный день защиты животных. Знакомство с Красной книгой края и Татарстана. Буклет «Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты »

2

1

1

3.4

Синичкин день. Рассказ о зимующих птицах. Акция «Покорми птиц зимой»- изготовление кормушек вместе с родителями

2

1

1

3.5

Экологическая кампания. Агитационные листовки и плакаты в защиту природы. Мини-проект - социальная реклама

2


1

1




ВСЕГО

33

16

17



Содержание деятельности
Раздел 1. «Моя маленькая Родина» (12 часов)

1.1. Я и моя семья. Семейные реликвии и памятные вещи (3 часа).

Теория: рассказ – беседа о роли семьи для ребёнка; забота о членах семьи; общение в семье, устный рассказ «С кем я живу». Фамилия, имя, отчество родителей, место работы. Старшие члены семьи. Поколение, потомки, предки.

Практика: выставка памятных вещей «Мир семейных увлечений» и фотографий, рассказы детей о семейных реликвиях, проведение семейных праздников, проект «Моя семья»

    1. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы (2 часа).

Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном отношении к школьному имуществу. Знакомство с выпускниками, которыми школа гордится, с учителями, работавшими в школе долгие годы.

Практика: экскурсия по школе, беседы по правилам поведения в школе, конкурс рисунков «Моя школа», акция «Наш чистый школьный двор»

1.3. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего поселка» - пешая экскурсия в рамках проекта «Мой поселок», краеведческий музей (3 часа).

Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего двора», «Название моей улицы», фотовыставка, рисунки детей,

Практика: «Улицы нашего поселка» - пешая экскурсия в рамках проекта «Мой поселок» (краеведческий музей), индивидуальная и самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой, прогулки по отдельным улицам, выставка рисунков «Мой дом». Проект «Мой поселок»

1.4. Достопримечательности нашей улицы. (2 часа).

Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы изменил.

Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» (работа в группах), безопасность на дорогах, изучение дорожных знаков

1.5. Мой поселок (2 часа).

Теория: дать представление об истории названия поселка, достопримечательности поселка

Практика: посещение зрелищных учреждений, прогулки по отдельным улицам

Раздел 2.

2.1. Страницы истории. Традиции и обычаи. Праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды (Рождество, Масленица, Пасха и Науруз )

Теория: Национальный состав населения нашего поселка, обычаи татарского и русского народов.

Практика: разучивание игр, песен, фольклора своего народа, проведение праздников совместно с родителями

2.2.. Имя поселка. Символы нашего района (2 часа).

Теория: история имени поселка, представление о территории поселка и района.

Практика: умение находить и показывать на карте; раскрашивание герба и флага республики, герба района (работа в парах).

2.3. Культурно – просветительные учреждения нашего поселка. Экскурсия в кинотеатр (3 часа).

Теория: беседа о культурно – просветительных учреждениях нашего поселка (кинотеатр, Дом культуры, Центр детского творчества, Детская музыкальная школа, районная библиотека)

Практика: экскурсия в кинотеатр, просмотр кинофильма.

2.4. Люди. Профессии. Где работают родители. Экскурсия на почтамт и хлебозавод (4 часа).

Теория: рассказ о людях и их профессиях; беседа о профессиях родителей и о предприятиях, на которых они работают.

Практика: общение с родителями как способ получения информации об их профессиях; экскурсия на предприятия

Раздел 3. Экология поселка и района (10 часов)

3.1. «Что такое экология?» (2 часа).

Теория: рассказ – беседа о состоянии растительного и животного мира района, их отношении друг к другу и к окружающей среде.

Практика: совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранной акции: уборка мусора в школьных дворах, близлежащих лесопарках и скверах, выставка «Поделки из бытовых отходов». Проект - социальная реклама «Экологическая чистота – залог здоровья»

3.2. Экологический праздник. Беседа, конкурс рисунков. (2 часа).

Теория: беседа об экологии.

Практика: сбор информации об исчезающих видах растений и животных своего края, конкурс рисунков, озеленение школьного двора

3.3. Всемирный день защиты животных. Знакомство с Красной книгой района и Татарстана. (2 часа).

Теория: беседа – презентация о Всемирном дне защиты животных, Красная книга редких растений и животных Татарстана, Ютазинского района

Практика: проект – изготовление и защита буклета «Исчезающие виды растений и животных и способы их защиты ».

3.4. Синичкин день. Рассказ о зимующих птицах (2 часа).

Теория: календарь экологических дат «Синичкин день», рассказ – демонстрация о зимующих птицах.

Практика: наблюдения за зимующими птицами, фотовыставка, составление презентации, изготовление кормушек

3.5. Экологическая кампания. Агитационные листовки и плакаты в защиту природы

(2 часа).

Теория: рассказ – демонстрация о первых дикорастущих цветах Татарстана.

Практика: сбор информации о растениях, оформление агитационных листовок и плакатов.

2класс
Программа второго года обучения направлена на формирование знаний о богатствах края. Дети узнают о разнообразии растительного и животного мира. Более углубленно изучают особенности рельефа, виды полезных ископаемых, водные ресурсы. Расширяется представление детей о людях поселка и края.

Важнейшая задача: познакомить с редкими представителями флоры и фауны Татарстана и государственных мерах для их охраны и рационального использования.

Программа содержит три раздела:

  • «Богатства нашего района и поселка»

  • «Люди нашего поселка и района»

  • «Мой край – Татарстан»

Расширяются и углубляются представления о Татарстане: о его географическом положении, важных стройках Татарстана, об Универсиаде и трудовой деятельности людей.
Тематический план (2 класс)



№ п/п


Наименование разделов и тем



Всего

часов


В том числе

теоретические занятия

практические

занятия



Богатства нашего района и поселка

22

10

12

1.1

Растительность нашего края. Разнообразие растений.


3

1

2

1.2

Значение растений в жизни человека. Лекарственные растения края

2

1

1

1.3

Животный мир нашего края. Разнообразие животного мира.

2

1

1

1.4

Охрана и значение животного мира.

Исчезающие виды животных. Проект «Красная книга»

3

1

2

1.5

Синичкин день. Составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Акция «Покормите птиц зимой».

2

1

1

1.7

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера.


2

1

1

1.8

Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. День защиты Земли.

3

1

2

1.9

Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего района.

2

1

1

1.10

Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. Экскурсия.

3

1

2

2

Люди нашего поселка, края

4

2

2

2.1

Традиционные ремёсла моего края. Посещение музеев края

2

1

1

2.2

Труд людей нашего района, поселка. Герои – земляки. Встреча с ветеранами труда

2

1

1

3

Мой край - Татарстан

9

4

5

3.1

Географическое положение. Наш край на карте страны.

1

1

-

3.2


Казань - столица Татарстана. Символика.

2

1

1

3.3

Универсиада в Казани. Объекты Универсиады.

2

1

1

3.4

Крупные города Татарстана. Промышленность Татарстана.

2

1

1

3.5

Экскурсионная программа «Природа». Изготовление книжек – малышек «Татарстан – мой край родной2

2

-

2




Итого:

35

16

19


Содержание деятельности
Раздел 1. Богатства нашего края (22часа)

1.1. Растительность нашего края. Разнообразие растений. (2часа).

Теория: беседа об особенностях растительного мира, разнообразии, значении для человека; состояние и меры охраны.

Практика: передача своих впечатлений в рисунках, поделках, устных рассказах.

1.2. Значение растений в жизни человека. Лекарственные растения края. (2часа).

Теория: беседа о лекарственных свойствах растения.

Практика: рассматривание гербарных экземпляров растений, сбор информации для составления статьи в школьную газету, фото-рассказ.

1.3. Животный мир края. Разнообразие животного мира. Теория: беседа об особенностях фауны края, беседа – демонстрация о разнообразии животного мира края.

Практика: наблюдение за повадками животных, сбор фото и видеоматериалов для школьной выставки «Удивительное рядом», подборка материалов для составления статьи в школьную газету.

1.4. Охрана и значение животного мира. Библиотечный урок (2 часа).

Теория: беседа о животных, занесённых в Красную книгу Татарстана, Ютазинского района; просмотр видеоматериалов на тему «Исчезающие виды животных».

Практика: проект «Красная книга Ютазинского района»

1.5. Составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Акция «Покормите птиц зимой». (2часа).

Теория: рассказ-демонстрация о зимующих птицах края; обсуждение проблем выживания птиц зимой, способов помощи зимующим птицам.

Практика: составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов о зимующих птицах. Совместно с шефами – старшеклассниками подготовка и проведение акции «Покормите птиц зимой»; организация кормушек во дворе домов, пришкольной территории, оформление агитационных листовок, призывающих людей помогать зимующим птицам.

1.6. Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера. (2часа).

Теория: просмотр презентации и беседа о водных ресурсах края, их значении и охрана; обучение работы с физической картой; умение находить и показывать на ней реки и озёра края.

Практика: составление правил поведения на водоёмах, оформление экологической карты «Водоплавающие птицы на водоёмах края».

1.7. Полезные ископаемые нашего района. Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе, крае. (2часа).

Теория: беседа – демонстрация с рассматриванием образцов полезных ископаемых «Дары природы», местонахождение полезных ископаемых на физической карте края, страны.

Практика: игра «Назови правильно!», разгадывание загадок и ребусов, оформление стенда «Знаете ли вы?».

1.8. Сельское хозяйство. Что растет на полях нашего района (2аса).

Теория: знакомство с сельскохозяйственными работами в разные времена года, с особенностями растениеводства.

Практика: рассматривание образцов культурных растений и разгадывание загадок о растениях, изготовление буклетов «Культурные растения края» (или совместный праздник с родителями «Татар халык ашлары»(«Татарские блюда»)

1.9. Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. Экскурсия (3часа).

Теория: организация встречи с агрономом (с. Байларово): рассказ о видах культур, которые выращивают на полях нашего района, об особенностях полевых работ в разные времена года.

Практика: экскурсия на поле, наблюдения за трудом сельхозрабочих, сбор материалов и оформление фотовыставки «Труд людей на селе».

Раздел 2. «Люди нашего района и края» (4часа)

2.1. Традиционные ремёсла моего края. Музейный урок (2часа).

Теория: рассматривание выставки декоративно-прикладного искусства, беседа о традиционных видах ремесла края

Практика: экскурсия в местный краеведческий музей, мастер-класс народных умельцев поселка.

2.2. Труд людей нашего района и края. Герои – земляки. Музейный урок (2часа).

Теория: знакомство с людьми, прославившими наш поселок трудом.

Практика: встреча с почётными тружениками, сбор фото и видеоинформации для составления альбома «Встречи с интересными людьми».

Раздел 3. « Мой край - Татарстан» (8часов)

3.1. Географическое положение. Наш край на карте страны (1час).

Теория: рассказ с презентацией об особенностях положения Татарстана, работа с физической и политической картой страны, обозначение на карте условными знаками месторасположения населённых пунктов

3.2. Казань – столица Татарстана. Символика (2часа).

Теория: беседа о достопримечательностях города: памятниках, парках, площадях, исторических местах. Символика республики.

Практика: Проект – буклет «Достопримечательности города Казани».

3.3. Универсиада. Виртуальная экскурсия по объектам Универсиады(2часа).

Теория: беседы о спортивных достижениях, знакомство с объектами Универсиады

Практика: игра – путешествие «По дорогам Универсиады ».

3.4. Крупные города Татарстана (2часа).

Теория: знакомство с городами Татарстана, с крупными предприятиями городов Татарстана

Практика: подборка фотоматериалов для оформления стенгазеты.

3.5. Экскурсионная программа «Природа Татарстана» (1час).

Практика: урок с беседой о заповедных местах своего края, о флоре и фауне Татарстана, изготовление книжек – малышек «Татарстан – мой край родной».


3 класс
Программа третьего года обучения имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка о родном поселке, его историческом наследии.

Главная задача: расширить кругозор учащихся, углубить знания о природе малой родины , о ее истории и природоохранной деятельности.

Программа содержит два раздела:

  • «Уруссу – страницы истории и культуры»

  • «Экология края»

Программа раскрывает перед младшими школьниками основные исторически сложившиеся черты национального самосознания, воспитывает чувство национального достоинства.

Тематический план (3 класс)



№ п/п


Наименование разделов и тем



Всего

часов


В том числе

теоретические занятия

практические

занятия

1.

Уруссу – страницы истории и культуры

20

8

12

1.1

«Как жили наши предки?».

Особенности быта, культуры, ремёсел. Экскурсия в музей.

3

1

2

1.2

История земли Ютазинского района. «Исторические и памятные места поселка»: пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой поселок». Музей.1

3

1

2

1.3

История улиц: прошлое, настоящее, перспективы. «Улицы нашего поселка – от истории названий до современных проблем»

3

1

2

1.4

Главные исторические и культурные памятники. Экскурсия.

3

1

2

1.5

История памятников. Экскурсия

2

1

1

1.6

Из прошлого в будущее. Проект «Мой поселок в будущем»

4

1

3

1.8

Уроки творчества: «Легенды о музейных экспонатах». Музей.

2

1

1

2

Экология

14

5

9

2.1

Предприятия поселка. ГРЭС. Уруссинский химзавод. Экологические проблемы края.

4

1

3

2.2

Экологический праздник «День птиц» - конкурс презентаций.

2

1

1

2.3

Растения и животные края. Викторина «Знаешь ли ты животных своего края?»

3

1

2

2.4

Экологический десант, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды.

2

-

2

2.5

Синичкин день. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Фото-викторина.

2

1

1

2.6

Видео-экскурсия «Перелётные птицы края».

1

1

-




Итого

35

13

21
1   2   3   4