Главная страница


Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию



НазваниеПрограмма внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию
страница4/4
Хикматуллина Ф.К
Дата14.04.2016
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4


Содержание деятельности
Раздел 1. «Исторический туризм» (15часов)

    1. Встречи с интересными людьми. (3час).

Теория: знакомство с основными предприятиями города и их ролью в экономике края и страны, продукцией предприятий.

Практика: обучение школьников составлению исторических хроник «История семьи в истории края».

    1. Библиотечный урок «Древний город Булгар». (1час)

Теория: знакомство с древним городом Булгар

1.3.Экскурсия в г. Булгар. Посещение музея. (4часа).

Теория: лекция экскурсовода; экскурсия в музей (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО)

(или видеоэкскурсия)

Практика: сбор информации, оформление стенгазеты с фотографиями.

1.4. «Татарстан – частица Родины». Библиотечный урок (1час).

Теория: беседа о роли Татарстана в экономическом развитии страны.

1.5. Великие люди Татарстана.

Теория: знакомство с великими людьми Татарстана (Шаляпин Ф. И., Шишкин И.И., Бутлеров А. М. и др.)

1.6. Экскурсия в Казань. Исторические места Казани. (5часов).

Теория: беседа экскурсовода о правилах поведения и технике безопасности во время проведения экскурсии, обсуждение проблемных вопросов по охране природного памятника и его сохранения.

Практика: сбор и оформление информации об объектах старины (текст, набор фотографий), создание презентаций – представлений. (Можно заменить виртуальной экскурсией – источник указан)

1.7. Исторические культурные памятники (2часа).

Теория: беседа - демонстрация по теме: «Древнейшая история Казани», рассматривание музейных экспонатов, обмен впечатлениями.

Практика: поиск на исторической карте первых поселений, сбор и оформление информации из различных источников для статьи в школьную газету

1.8. Историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль6». Башня Сююмбике.

Теория: знакомство с историко - архитектурным комплексом, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, историей Казанского Кремля, с башней Сююмбике.

Практика: защита проектов « Исторические и культурные памятники Казани»

Раздел 2. «Страницы военной истории поселка, края, страны» (11часов)

2.1. «Наши земляки в боях за Родину». «Письма – треуголки» своими руками (2часа).

Теория: беседа о боевых подвигах земляков во Второй мировой войне (герой ВОВ Шарипов Ф.З.), рассматривание музейных экспонатов, обмен впечатлениями; встреча с ветеранами войны, рассказ о трудностях и лишениях в годы войны и в послевоенное время.

Практика: чтение стихов, посвящённых участникам войны, демонстрация и изготовление «писем – треуголок» своими руками, организация и проведения конкурса исследовательских работ «Герои – соотечественники».

2.2. Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны

Теория: изучение условия жизни народа в военные годы и в настоящее время, беседа о трудовых буднях земляков во Второй мировой войне

Практика: встреча с ветеранами тыла, изготовление буклетов о ветеранах тыла.

2.3. «Героизм без срока давности». О героических поступках в наши дни (2часа).

Теория: беседа о людях, совершивших подвиги в современное время, дискуссия «Есть ли место подвигу в современной жизни?»

Практика: сбор информации о людях-героях и оформление в виде буклетов, презентаций, очерков.

2.4. «Битва за Родину»: лекция – экскурсия в рамках проекта «Музейные уроки истории» (1час).

Теория: музейный урок, рассказ – демонстрация «Битва за Родину», работа с картой боевых действий.

    1. День памяти, посвящённый вывода советских войск из Афганистана. Наши земляки – герои боевых действий в Чечне (2часа).

Теория: музейный урок, рассказ – демонстрация о военных событиях в Афганистане и Чечне, беседа о героях - земляках, выполнявших интернациональный долг и погибших в ходе боевых действий.

Практика: акция возложения цветов к памятнику воинам – интернационалистам.

2.6. Акция «Цветы ветерану». Посещения на дому воинов-ветеранов, сбор фотоматериалов и вещественных свидетельств боевой славы для школьного музея (2часа).

Теория: беседа с просмотром презентации о подвигах народа в ВОВ

Практика: встреча с ветеранами, посещения ветеранов на дому, акция «Цветы ветерану», сбор и оформление информации для школьного музея.

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: все кабинеты начальных классов располагаются на одном этаже (на первом), имеется столовая, в которой организовано питание, имеется медицинский кабинет.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, краеведческим музеем. Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, проектором, интерактивными досками.

К реализации программы привлечены следующие материально-технические ресурсы: фото-, видеоаппаратура (фотоаппараты учителя и учащихся, школьнаявидеокамера), необходимая для составления и защиты презентаций, проектов, исследовательских работ, оформления статей в школьную газету; съёмок видеосюжетов, просмотра отснятых материалов.
Информационно – методический ресурс реализации программы складывается из:

  • учебно-методической литературы, дополнительной литературы (фонды школьной библиотеки);

  • учебные видеофильмы (Интернет);

  • электронные ресурсы.


В работе со школьниками используются следующие методические приёмы:

  • инициирование и поддержание самоуправления в группах;

  • организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;

  • организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;

  • предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;

  • предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;

  • проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;

  • организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.


Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).


Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

1 класс
Опросный лист №1 «Что я знаю о своем крае» (входной)



п\п

Вопрос

Да

Нет

1

Знаешь ли ты, что такое природа?








2

Знаешь ли ты, что называют «малой родиной»?








3

Знаешь ли ты что такое «символика»?








4

Знаешь ли ты, что называют живой природой?








5

Знаешь ли ты, какие животные живут в лесах нашего края?








6

Знаешь ли ты птиц родного края?








7

Знаешь ли ты, какие растения называются первоцветами?








8

Знаешь ли ты, почему человек является частью живой природы?








9

Знаешь ли ты, что такое охрана природы?









1 класс

Итоговый контроль

Отметь правильный ответ знаком «х».

1.Какие животные не обитают в наших лесах?

1) заяц

2) медведь

3) лось

4) рысь

2. Какие птицы не зимуют в наших краях?

1) синица

2) грач

3) ворона

4) воробей

3. Какую улицу не найти в нашем поселке?

1) Пушкина

2) Тукая

3) Зиновьева

4) М. Джалиля

4. Какой цвет в Татарстанском флаге отсутствует?

а) синий

б) красный

в) белый

г) зеленый

5.На гербе Ютазинского района изображен

а) журавль

б) барс

в) орел

г) жаворонок

6. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах диких птиц?

1) можно повредить яйца

2) птица бросит гнездо

3) птица испугается

7. Продолжи предложения:

Наш район называется ___________________

Его центр __________________________

8. Нарисуй маршрут от дома до школы (укажи улицы)

2 класс

Итоговый контроль

Отметь правильный ответ знаком «х».


1. Что не относится к водоёмам?

1) река 2) озеро

3) бассейн 4) ручей

2. В моем краю растут...

а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;

в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.
3. В моем краю растут лекарственные растения…

а) женьшень, зверобой, подорожник, крапива

б) одуванчик, крапива, полынь, пастушья сумка

в) мать - и - мачеха, ромашка, василек, клюква

г) зверобой, крапива, волчье лыко, одуванчик
4. У нас обитают...

а) лоси, зайцы, кабаны;

б) косули, волки;

в) олени, медведи.
5. В карьерах добывают...

а) известняк, песок, глину;

б) золото, малахит, мрамор;

в) нефть, торф, бурый уголь
6. Мой край дает стране...

а) продукты сельского хозяйства

б) легковые автомобили

в) морепродукты.
7. На полях района растут…

а) пшеница, рожь, овес, гречиха

б) рожь, рис, картофель, подсолнух

в) гречиха, пшеница, кукуруза, баклажан

г) рожь, горох, лен, хлопок
8. Что относится к символам государства?

а) танец, песня

б) свой язык

в) президент

г) флаг, гимн, герб

9. Продолжи предложения:

Наша республика называется ___________________

Его столица  -  город __________________________


3класс

Итоговый контроль

Отметь правильный ответ знаком «х».
1.Булгар – это

а) страна

б) музей

в) памятник

г) исторический город

2. Как называется наука о прошлом людей?

а) география

б) история

в) астрономия

г) экология.
3.В каком году был подписан первый договор Киевской Руси с Волжско-Камской Булгарией ?

а) в 983; б) в 985; в) в 986; г) в 991.
4. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения?

1) археология 3) астрономия

2) история 4) география
5. Музей - это.

а) учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.

б) предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.

в) одна из разновидностей пространственных искусств.
6.Экспонат-это

а) учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.

б) предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.

в) одна из разновидностей пространственных искусств.
7. Панорама-это

а) учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.

б) предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.

в) одна из разновидностей пространственных искусств.
8. Под особой охраной животные находятся:

а) в заповеднике

б) в пустыне

в) в поле
9. Что не относится к причинам исчезновения животных в природе?

а) охота

б) загрязнение водоёмов

в) посадка деревьев
10. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

  1. остановить все фабрики и заводы

  2. фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ

  3. транспорт необходимо сделать экологически безопасным

  4. нарисовать плакат об охране воздуха


4 класс

Итоговый контроль

1. Объекты Всемирного культурного наследия Татарстана

а) Казанский Кремль в) башня Сююмбике

б) Спасская башня г) Большой театр

2. Исследование – это

а) целенаправленное познание чего-либо

б) это реальное противоречие, требующее своего разрешения

в) совокупность связей, отношений и свойств
2. Что такое исторический источник?

а) документ, срок действия которого давно истёк;

б) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён;

в) то, что может рассказать нам о прошлом людей.
3. Что может быть историческим источником? Вычеркни лишнее.

Древняя рукопись, монеты, современные изделия, легенды, пословицы и поговорки, правила поведения в метро, памятники, здания.
4. Что такое архив?

а) хранилище предметов старины

б) хранилище документов

в) древние записи о событиях прошлых лет.

.
5. Когда началась Великая Отечественная война?

а) 22 июня 1941 г.

б) 9 мая 1945 г.

в) в 1939 г.
6. Кто напал на нашу страну?

а) немецкие фашисты;

б) испанские завоеватели;

в) арабские наёмники.
7. Какой город выдержал 900 – дневную блокаду фашистов, но не сдался врагу?

а) Москва;

б) Ленинград;

в) Тула.

8 .Герой – земляк Великой Отечественной войны


а) А. Матросов

б) Ф.З Шарипов

в) А.А.Алиш

г) М.Джалиль


8. Какие города получили высокое звание «Город – герой»? Продолжи перечень.

Москва,___________________________________________________


Формы подведения итогов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Проект «Моя семья».

Проект «Моя семья»

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»

Акция «Птичья столовая»

Праздник «Науруз»

Акция «Наш чистый школьный двор»

Проект- - социальная реклама «Экологическая чистота – залог здоровья»


Проект «Красная книга».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья».

Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края».

Выставка «Поделки из бытовых отходов».

Устный журнал «Что бы ты мог сделать для своего двора».


Экологическая игра «Назови правильно!»,

Инсценирование экологических сказок.

Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».

Создание кроссвордов «Растения моего края».

Викторина «Знаешь ли ты животных своего края?»

Проект «Мой поселок в будущем».

Выращивание цветочных растений и озеленение пришкольного участка.

Создание буклетов об истории родного края.

Игра – соревнование «Знатоки птиц»

Экскурсии с маршрутным наблюдением «Памятники»

Акция «Цветы ветерану»

Исследовательская работа «Герои – соотечественники».

  Список литературы

1.Аминов А.М. Татарская и русская народная культура: традиции, обычаи, обряды, праздники, фольклор, народный календарь и др.: учеб. пособие для школ, гимназий и лицеев / А.М.Аминов. – Казань, 1998.

2.Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013.

3.Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Режим доступа:[https://openclass.ru/pages/221595]

4.Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013.

5. Республика Татарстан. Увлекательное путешествие: история, культура, традиции А. Кузьмин – Казань: Центр инновационных технологий, 2013.

6.Сабельникова, С. И. Организация внеурочной деятельности обучающихся / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой.- 2011

7. Сапрыков В. Н. Государственная символика регионов России. – М.: Парад, 2004.

8. Татарская энциклопедия : в 6 т. – Казань : Институт Татарской энциклопедии АН РТ , 2005.

9. Харис Р. Символика Татарстана.- Казань: «Магариф», 2005

10. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kitaphane.tatarstan.ru/.
Интернет ресурсы

urussu.info›pgt-urussu.html

otzyv.ru›Древний город Булгар

BankGorodov.ru›Знаменитые люди›Республика Татарстан

kazanx.ru›Kazanx-istoricheskaya/pamyatniki/

PhotoKzn.ru› Достопримечательности Казани., museum.ru›M2558, culture.ru›Атлас›Казани

warheroes.ru›hero/hero

PhotoKzn.ru› Достопримечательности Казани., museum.ru›M2558, culture.ru›Атлас›Казани

1 urussu.info›pgt-urussu.html

2 Источник: otzyv.ru›Древний город Булгар

3 Источник: BankGorodov.ru›Знаменитые люди›Республика Татарстан

4 Источник: kazanx.ru›Kazanx-istoricheskaya/pamyatniki/

5 Источник: PhotoKzn.ru› Достопримечательности Казани., museum.ru›M2558, culture.ru›Атлас›Казани

6 Источник: PhotoKzn.ru› Достопримечательности Казани., museum.ru›M2558, culture.ru›Атлас›Казани
1   2   3   4