|
Содержание деятельности Раздел 1. «Уруссу – страницы истории и культуры» (20 часов)
1.1. «Как жили наши предки?». Особенности быта, культуры, ремёсел. Экскурсия в музей (3часа).
Теория: рассказ-демонстрация о национальных особенностях быта, культуры, традиционных ремёслах, виды традиционных ремёсел.
Практика: экскурсия в местный краеведческий музей для ознакомления со старинной утварью, вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества; работа над эскизами украшений предметов быта или одежды, организация выставки.
1.2. История земли Ютазинского района. «Исторические и памятные места района»; пешая экскурсия в рамках проекта «Я и мой поселок», музейный урок (3часа).
Теория: беседа с презентацией, формирование представления о территории поселка, его исторических и памятных местах.
Практика: Уруссу - на карте Татарстана, фронтальная и индивидуальная работа с картой поселка, района, пешая экскурсия, обмен информацией и впечатлениями; создание и защита совместно с родителями проекта: «По историческим местам » (с фотографиями и комментариями).
1.3. История улиц: прошлое, настоящее, перспективы (3часа).
Теория: беседа с просмотром презентации: «Улицы нашего поселка – от истории названий до современных проблем», беседа «Можно ли сделать улицы нашего поселка лучше?»
Практика: разработка и защита проектов клумб, украшающих улиц.
1.4. Главные исторические и культурные памятники. Экскурсия (3аса).
Теория: беседа и фото-викторина по историческим и культурным памятникам поселка.
1.5. История памятников поселка. (2часа).
Теория: беседа со слайдовой презентацией «Ликвидаторы Чернобыльской атомной электростанции»
Практика: посещение памятников афганским воинам, ликвидаторам АЭС, встреча с ликвидаторами АЭС
1.6. Из прошлого в будущее. Будущее поселка.
Практика: экскурсия по поселку, подготовка и проведение диспута: «Если я стану главой, то в поселке появится …..»; решение проблемы: «Как видите в перспективе Уруссу (предварительная подготовка: интервью с жителями поселка, опрос учащихся школы с последующим мониторингом). Проект «Мой поселок в будущем»
1.7. Уроки творчества: «Легенды о музейных экспонатах». Музейный урок (2часа).
Теория: рассматривание и обсуждение музейных экспонатов.
Практика: экскурсия в краеведческий музей, создание и защита собственного проекта «Музейные экспонаты».
Раздел 2. Экология (14часов)
2.1. Предприятия нашего поселка. ГРЭС, Уруссинский химзавод, ЖБИ
Теория: создание целостного представления о расположении предприятий в черте поселка, история предприятий, экологическая обстановка в поселке.
Практика: обзорная экскурсия по предприятиям, исследовательская деятельность по экологической проблеме.
2.2. Экологический праздник «День птиц» - конкурс презентаций (2часа).
Теория: викторина с просмотром презентаций, подготовленных учащимися «И это всё о птицах…».
Практика: создание и защита собственных презентаций.
2.3. Растения и животные края (3часа).
Теория: викторина «Знаешь ли ты животных своего края?», знакомство с растениями края.
Практика: сбор растений для составления гербария, разучивание и проведение подвижных игр.
2.4. Экологический десант, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды (2часа).
Практика: уборка пришкольной территории, создание листовок и буклетов «Экологическая чистота – залог здоровья!».
2.5. Синичкин день. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Фото-викторина (2часа).
Теория: беседа с презентацией, игра – соревнование, подготовленная учащимися старших классов
Практика: сбор и оформление информации о птицах, зимующих в Татарстане и птицах – «гостях» (текст, фотографии).
2.6. Видео-экскурсия «Перелётные птицы» (1час).
Теория: беседа о перелетных птицах, знакомство с книгой «Птицы. Орнитология в картинках», «Птицы. Полная энциклопедия»
Практика: создание и защита презентаций - представлений по изученной теме. 4 класс Программа четвёртого года обучения формирует развитие интеллектуальных и информационно - поисковых умений в ходе изучения местного материала.
Главная задача: познакомить с известными людьми своего края и их ролью в жизни района, республики, пополнить знания об истории поселка и края, его людях, изучение военной истории на примере мужества и героизма воинов Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн.
Программа содержит два раздела:
«По следам исследователей поселка и края; исторический туризм»
«Страницы военной истории поселка, края, страны»
Большое внимание уделяется героическому прошлому края, основам туристско-краеведческой деятельности.
Тематический план ( 4 класс)
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего
часов
|
В том числе
| теоретические занятия
| практические
занятия
| 1
| Исторический туризм.
| 23
| 8
| 15
| 1.1
| Встречи с интересными людьми поселка.
Историческая хроника «История семьи в истории края».
| 3
| 1
| 2
| 1.2
| Библиотечный урок «Древний город Булгар».2
| 1
| 1
| -
| 1.3
| Экскурсия в Булгар. Посещение музея.
| 4
| 1
| 3
| 1.4
| «Татарстан – частица Родины». Библиотечный урок.
| 1
| 1
| -
| 1.5
| Великие люди Татарстана. 3 Ученые, писатели художники
| 1
| 1
| -
| 1.6
| Экскурсия «Столица Татарстана –Казань» Панорамы улиц Казани (Яндекс.Карты) kazancat.ru›virtualnaya-ekskursiya…v-kazani.html
| 5
| 1
| 4
| 1.7
| Исторические культурные памятники4.
Виртуальная экскурсия.
| 2
| 1
| 1
| 1.8
| Историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль5». Башня Сююмбике.
| 6
| 1
| 5
| 2.
| Страницы военной истории края, страны.
| 12
| 7
| 5
| 2.1
| «Наши земляки в боях за Родину». Встреча с ветеранами войны.
| 2
| 1
| 1
| 2.2
| Виртуальная выставка – экскурсия «Герои войны». Презентация о героях-соотечественниках.
| 2
| 1
| 1
| 2.3
| «Героизм без срока давности». О героических поступках в наши дни.
| 2
| 1
| 1
| 2.4
| «Битва за Родину»: лекция – экскурсия к … годовщине ВОВ (в рамках проекта Музейные уроки истории)
| 2
| 2
| -
| 2.5
| День памяти, посвящённый … годовщине вывода советских войск из Афганистана. Герои боевых действий в Чечне.
| 2
| 1
| 1
| 2.6
| Акция «Цветы ветерану». Возложение цветов, поздравление ветеранов, сбор материалов и вещественных свидетельств для школьного музея.
| 2
| 1
| 1
|
|
Итого:
| 35
| 15
| 20
| |
|
|