Основные учебные и воспитательные задачи: 1. Постановка аппарата и учебно – техническая работа - продолжить работу по техническому совершенствованию, включая в репертуар этюды на крупный вид техники, формировать первоначальные навыки октавной техники;
- пройти гаммы до 4 знаков в полном объеме, изучить длинные арпеджио в расходящемся движении;
- ввести способ проучивания – перегруппировку;
- добиваться беглости в быстром темпе;
- добиваться качественной артикуляции и интонированной техники. 2. История исполнительства. Знакомство с романтической музыкой (Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ф.Мендельсона). Изучение стилевых особенностей, исполнительских традиций. Сравнительный анализ традиций исполнения старинной, классической и романтической музыки.
3. Музыкально – теоретическая работа. Учащиеся должны усвоить следующие теоретические понятия:
- характеристика звучания: agitato, doloroso, energico, leggiero;
- ритмические рисунки с одновременным дуольным и триольным звучанием;
- интерпретация и трактовка;
- драматургия;
- мелизматика романтической музыки;
- артикуляция;
- основные темповые обозначения;
- педаль ритмическая и гармоническая. 4. Учебно – художественная работа над произведением. 1. Воспитание полифонического мышления. В пятом классе учащиеся должны хорошо владеть и уметь исполнять двухголосную полифонию (инвенции И.С.Баха, двухголосные фуги) и получить первоначальные навыки исполнения трехголосных полифонических произведений (инвенции И.С.Баха, танцы из сюит и др.). Воспитание полифонического мышления заключается не только в умении слышать голоса по горизонтали и вертикали, но и в умении темброво окрасить каждый из голосов, проинтонировать, не теряя при этом формы произведения.
2. Работа над крупной формой. К окончанию пятого класса учащиеся должны быть знакомы, уметь исполнять и знать закономерности развития таких видов крупной формы, как сонатина, соната, вариации, рондо, фортепианный концерт, знать стилистические особенности музыки крупных форм венского, романтического периодов, современности, пользоваться понятиями – драматургия, драматическое развитие.
3. У учащихся пятого класса должно быть сформировано звукоизвлечение, соответствующее характеру изучаемых произведений, умение гибко исполнять мелодическую линию естественным звуком, лишенным форсации, слышать и чувствовать соотношение мелодии и аккомпанемента, интонировать и понимать форму музыкального произведения.
4. Особое внимание уделяется педализации, умению слышать чистоту звучания. Учащиеся шестого года обучения должны знать особенности педализации в исполнении музыки разных стилей и жанров. 5. Чтение с листа, подбор по слуху. В пятом классе чтение с листа должно быть осознанным в плане умения видеть в нотах гармоническое, секвенционное развитие мелодии, функциональный состав аккомпанемента, динамику, термины, уметь определить характер читаемого произведения и постараться выразительно исполнить данное произведение. Те же требования художественного порядка предъявляются к подбору по слуху.
6. Транспонирование. Для транспонирования используются несложные пьесы и этюды в соседние тональности (на секунду и терцию).
7. Ансамбль. Научить основам теории ансамбля:
- виды фактуры (монодическая, гармоническая, полифоническая),
- понятия ауфтакта и внутренней пульсация. Владение первым необходимо для точного и уверенного совместного начала игры в ансамбле, вторым – для синхронности исполнения в медленных темпах единых для обеих партий ритмических построений, разделенных общими длительными паузами. 8. Аккомпанемент. 1. Научить слушать партию солиста, научить звуковому соотношению.
2. Формировать навыки ритмической ровности и точности, умение играть с ускорением и замедлением.
Примерные программы переводного академического концерта: 1 уровень трудности
- Й. Гайдн. Сонатина до-мажор, 1 часть
- А.Лешгорн Этюд №31, соч.65
- Э.Григ. Листок из альбома
2 уровень трудности
- М.Клементи сонатина до-мажор, 1часть
- К.Черни (Гермер) Этюд №27, 2часть
- Р.Глиэр. В полях
3 уровень трудности
- Й. Гайдн. Соната си-минор, 1часть
- К.Черни. Этюд №9, соч.299
- Ф.Мендельсон. Песня венецианского гондольера фа # минор
Шестой класс.
Учебно-методический план. Содержание программы.
кол-во часов
| тематическое планирование
| учебно-методическое обеспечение
| количественные характеристики
| ппланируемые задания
| 2 часа в
Неделю
| 1.Работа над техническим совершенствованием. 2.Овладение навыками концертного выступления. 3.Работа над художественным образом. 4.Работа над развитием творческих способностей и владением навыками музицирования.
| 1.И.Браудо.
«Об изучении клавирных сочинений Баха». 2.Теплов. «Психология музыкальных способностей». 3. Зеленин. «Работа в классе ансамбля». 4.Козырев. «Импровизация – путь к музыке для всех». Сборники: 1. Хрестоматии пед. репертуара
6 класс. 2. Сборники полиф. и произведений крупной формы 6 класс.
| 1 четверть:
Тех. зачет (2 гаммы, этюд).
2 четверть:
Академ. концерт (полифония, пьеса).
3 четверть:
Тех. зачет (2 гаммы). Зачет в классном порядке по самостоят.
работе. Школьный конкурс характерной пьесы (1 пьеса).
4 четверть:
Переводной академ. концерт (крупная форма, этюд, пьеса)
| 14-16 различных произведений: 1-2 полифонии, 1-2 крупные формы, 3-4 этюда, 2-3 аккомпанемента, 1-2 ансамбля,
3-4 пьесы, 1-2 популярных, джазовых произведений,
4-6 гамм, упражнения.
|
№
| виды учебной деятельности
| теоретические занятия
| практические занятия
| 1.
| Постановка аппарата
| 1
| 3
| 2.
| История исполнительства
| 1
| 2
| 3.
| Музыкально-теоретическая подготовка
| 3
| -
| 4.
| Учебно-техническая работа
| 1
| 16
| 5.
| Учебно-художественная работа над репертуаром
| 2
| 15
| 6.
| Чтение с листа
| 0,5
| 5
| 7.
| Транспонирование
| 0,5
| 4
| 8.
| Подбор по слуху
| 0,5
| 3,5
| 9.
| Ансамбль
| 0,5
| 3,5
| 10.
| Аккомпанемент
| 0,5
| 3,5
|
| Итого 66
| 10,5
| 55,5
|
Основные учебные и воспитательные задачи: 1. Продолжить работу по техническому совершенствованию, развивать крупный вид техники, изучить полный объем гамм (гаммы в интервалах в прямом и расходящемся движении, четырехзвучные аккорды, арпеджио короткие, ломаные, длинные с обращениями, хроматическая гамма). Добиваться беглости в быстром темпе. К окончанию седьмого класса учащиеся должны знать и уметь использовать основные способы проучивания, уметь пользоваться позиционной техникой, ротационными движениями.
2. Развивать звуковой контроль, звуковое разнообразие в исполнении музыкальных произведений, умение слышать певучий звук, прививать навыки и стремление к виртуозной игре.
3. Развивать фантазию и образность исполнения, способность к собственной интерпретации музыкальных произведений.
4. Продолжить работу по развитию стремления учащихся к музицированию, активной концертной деятельности, желания читать с листа и самостоятельно изучать музыкальные произведения.
5. Научить слышать и видеть в нотах гармонические функции и уметь применять их при подборе аккомпанементов.
6. Научить сценической выдержке.
7. Совершенствовать навыки ансамблевого музицирования, чуткости и гибкости в игре аккомпанемента.
8. Привить желание слушать классическую и современную музыку, на слух определять эпоху и стиль музыкальных произведений.
Примерные программы переводного академического концерта: 1 уровень трудности
- М.Клементи Сонатина до-мажор, 1 часть
- А.Лешгорн Этюд №12, соч.66
- П.И.Чайковский Утреннее размышление
2 уровень трудности
- Беркович Вариации на тему русской народной песни
- К.Черни Этюд №6, соч.299
- Н.Раков Легенда
3 уровень трудности
- Л.Бетховен Соната №1, 1часть
- К.Черни Этюд №31, соч.299
-Ф.Шуберт Скерцо си бемоль мажор
Седьмой класс.
Учебно-методический план. Содержание программы.
кол-во часов
| тематическое планирование
| учебно-методическое обеспечение
| количественные характеристики
| планируемые задания
| 2 часа в неде
лю
| 1.Усвоение и развитие исполнительских навыков. 2.Углубленная работа над техникой и исполняемой формой произведения. 3.Работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля.
| 1.Перельман. «В классе рояля».
2.Коган. «Работа пианиста».
3.Николаев. «Пути сближения задач профессионального
и общего музыкального образования».
4. Блок. «Насущные проблемы музыкальной педагогики». Сборники: 1.Хрестоматии пед. репертуара 7класс.
| 1 четверть:
Тех зачет (2 гаммы).
2 четверть:
Прослушивание выпускной программы
3 четверть:
Прослушивание выпускной программы
4 четверть:
Выпускной экзамен:
- полифония;
-крупная форма;
- пьеса;
- этюд.
| Выпускная программа по выбору, уровень сложности зависит от индивидуальных способностей и направления обучения учащихся.
Творческие задания,
1-2 ансамбля,
2-3 аккомпанемента, гаммы.
|
№
| виды учебной деятельности
| теоретические занятия
| практические занятия
| 1.
| Постановка аппарата
| 1
| 6
| 2.
| История исполнительства
| 2
| 4
| 3.
| Музыкально-теоретическая подготовка
| 3
| -
| 4.
| Учебно-техническая работа
| 3
| 27
| 5.
| Учебно-художественная работа над репертуаром
| 5
| 25
| 6.
| Чтение с листа и подбор по слуху
| 2
| 6
| 7.
| Транспонирование
| 1
| 6
| 8
| Ансамбль
| 1
| 4
| 9.
| Аккомпанемент
| 1
| 3
|
| Итого 99
| 18
| 81
|
Основные учебные и воспитательные задачи: 1.Закрепить полученные ранее навыки и умения учащихся во всех видах учебной деятельности на более сложном репертуаре.
2. Точно выявить перспективы дальнейшего обучения.
3. Обеспечить учащихся уровнем функциональной грамотности, необходимым для самостоятельных занятий музыкой.
4. Представить выпускную программу в максимально готовом виде. Учащиеся могут пройти в год одну или две программы. Перед экзаменом учащиеся обыгрывают выпускную программу на прослушиваниях.
5. Сформировать музыкальный вкус.
К концу восьмого класса учащийся должен знать курс теории музыки в рамках обучения в ДМШ и ДШИ, знать музыкальную литературу для фортепиано, знать выдающихся исполнителей на фортепиано. Уметь самостоятельно разбирать, исполнять и анализировать музыкальные произведения, читать с листа и транспонировать произведения школьного репертуара, играть в ансамбле и аккомпанировать.
Исполнять все виды гамм в полном объеме, выпускную программу. Примерные программы выпускного экзамена:
1 уровень трудности
-И.С.Бах Сарабанда из французской сюиты си минор
- М.Клементи фа-мажор, 1 часть
- Г.Беренс Этюд №4, соч.61
- П.И.Чайковский Грустная песенка, соч.40
2 уровень трудности
-И.С.Бах Трехголосная инвенция си минор
- Й.Гайдн Дивертисмент ля-мажор, 1часть
- К.Черни Этюд №12, соч.299
- С.Прокофьев Гавот, соч.32
3 уровень трудности
-И.С.Бах ХТК 2 том Прелюдия и фуга фа минор
- Л.Бетховен Соната №1, 1часть
- К.Черни Этюд №3, соч.740
- Ф.Шопен Ноктюрн ми минор
I
I вариант
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга До диез мажор
Моцарт. Соната До мажор, 1 ч. (К.330)
Мошковский. Этюд «Осенью»
Черни. Этюд № 24 соч. 740
Лист. Ноктюрн «Грёзы любви» II вариант И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга Ми бемоль мажор
Гайдн. Соната До мажор, соч. 79, 1 ч.
Клементи. Этюд № 4
Мошковский. Этюд № 11 соч. 72
Прокофьев. Три «Мимолётности» III вариант И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга Соль мажор
Бетховен. Вариации на тему Сальери Си бемоль мажор
Черни. Этюд № 42 соч. 740
Лист. Этюд «Un sospiro» Ре бемоль мажор
Щедрин. «В подражание Альбенису» IV вариант И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга До мажор
Бетховен. Соната № 16, 1 ч.
Черни. Этюд № 20, соч. 740
Лист. Этюд «Шум леса»
Григ. Концерт ля минор 1 ч. V вариант И.С.Бах. ХТК, 1 том Прелюдия и фуга соль диез минор
Бетховен. Соната № 7, 1 ч.
Черни. Этюд № 16 соч. 740
Шопен. Этюд № 12 соч. 10
Рахманинов. Концерт № 1 фа диез минор, 1 ч. (1-я редакция)
2 уровень трудности
I вариант И.С.Бах. Маленькая прелюдия ми минор
Черни-Гермер. Этюды № 4, 5 (II ч.)
Моцарт. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта» II вариант И С.Бах. Маленькая прелюдия.и фуга до минор
Бетховен. Соната № 6, 1 ч.
Черни. Этюд № 44 соч. 740
Мошковский. Этюд № 10 соч. 72
Шопен. Полонез до минор III вариант
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга Ля мажор
Черни. Этюд № 47 соч. 740
Паганини-Лист. Этюд «Охота»
Моцарт. Соната Ре мажор, 1 ч. (К.311)
Шостакович. Три прелюдии соч. 34 IV вариант И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга ля минор
Моцарт. Соната до минор, 1 ч (К 465)
Клементи. Этюд № 12
Мошковский. Этюд № 2 соч. 72
Рахманинов. Прелюдия соль диез минор соч. 32 V вариант И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Ми мажор
Бетховен. Соната № 9 , 1 ч.
Клементи. Этюд № 11 Си мажор
Мендельсон. Этюд ля минор
Чайковский. «Размышление» VII вариант И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Си мажор
Бетховен. Соната № 11, 1 ч.
Шопен. Этюд № 5 соч. 10
Рахманинов. Этюд-картина соч. 33 Ми бемоль мажор
Лист. Венгерская рапсодия № 11
Методическое обеспечение программы Класс и оборудование:
2 пианино фирмы PETROF,
метроном,
нотно-методические пособия,
словарь и наглядные пособия по терминологии,
наглядные пособия по аппликатуре в гаммах и арпеджио,
аудиокассеты, видеокассеты,
проигрыватель аудиокассет и компакт-дисков.
Список литературы для учащихся Этюды
Беренс Г., 32 избранных этюда, соч.61
Бертини А., соч. 28 и 42, Избранные этюды. СПб.: РИД, 2005
Бургмюллер Ф. Этюды для ф-но, ор.105, Ростов: Феникс, 1999
Гнесина Е. Фортепианная азбука. М., Советский композитор, 1976.
Кабалевский Д. Этюд ля - минор
Крамер И., соч 6, Этюды для ф-но
Лемуан А., соч.37, 50 характерных и прогрессивных этюдов для ф-но М,
Музыка,2004
Лешгорн А., соч. 65 и 66, Этюды, М., Музыка, 1984
Черни К., соч.299, Школа беглости, М., Музыка, 2004. Черни К., под ред. Г.Гермера. М., Музыка, 1994.
Шитте Л., соч. 25, 25 маленьких этюдов. СПб: Композитор, 2004
Полифонические произведения
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, ред. Ф. Бузони, М., Классика, 2003
Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. – СПб: Композитор, 2004
Бах И.С. Двухголосные и трехголосные инвенции, СПб: Композитор,
Бах И.С. Французские сюиты, М., Тороповъ, 2001 2004
ГендельГ.Ф. Избранные произведения для ф-но, вып.1, М., Музыка 2005
Гендель Г.Ф. Сочинения для ф-но, тетр. 1-3, ред. Л. Ройзмана
Циполи Д. Полифонические произведения, М., Классика. 2002 И.С.Бах. Маленькая прелюдия ми минор
Произведения крупной формы
Бетховен Л. Легкие сонаты и сонатины. Репертуар ДМШ, СПб: Нота-
ми, 2005
Бетховен Л. Легкие вариации, М.. Тороповъ, 2002
Бортнянский Д. Сонаты, Киев, Музична Украiна, 1988
Гайдн Й. Сонаты, М., Музыка, 2001
Клементи М. Сонатины, ор. 36,37,38, СПб: Композитор, 2004
Кулау Ф.Сонатины, М., Музыка, 2001
Моцарт В.А. Шесть сонатин М.. Тороповъ, 2004
Моцарт В.А. Сонаты для ф-но М.. Тороповъ, 2004 Пьесы Барток Б. Микрокосмос. СПб: Композитор, 2001
Баневич С. Альбом фортепианных пьес и ансамблей. СПб: Композитор,
2004
Бетховен Л. Багатели. СПб: Нота-ми, 2004
Бетховен Л. Контрдансы для ф-но. М., Музыка, 1992
Гаврилин В. Пьесы, тетр. 1,2,3. СПб: Композитор, 2004
Гедике А. 60 легких фортепианных пьес, ор. 36., М., Композитор,
2002
Глинка М. Пьесы. СПб: Композитор, 2004
Глиэр Р. Пьесы для ф-но. М., Композитор, 2002
Гречанинов А. Детский альбом. СПб: Композитор, 2004
Григ Э. Лирические пьесы, тетр. 1-2. СПб: Композитор, 2004
Кабалевский Д. Фортепианная музыка для детей и юношества, вып. 1-5. М., Советский композитор, 1989
Майкапар С. Детские пьесы. М., Советский композитор, 1969
Мендельсон Ф. Нетрудные пьесы. СПб: Нота-ми, 2004
Металлиди М. Фортепианные циклы. СПб: Композитор, 2004
Прокофьев С. Детская музыка. СПб: Композитор, 2004
Раков Н. «Из юных дней», «Школьные годы», «Акварели», «Новеллетты». М., Советский композитор, 1972-78
Франк Ц. Нетрудные пьесы. СПб: Нота-ми, 2004
Хачатурян А. Детский альбом. М., Музыка, 1993
Чайковский П. Детский альбом. СПб: Композитор, 2004
Шостакович Д. Избранные детские пьесы. М., Композитор, 2004
Шуман Р. альбом для юношества. М.. Тороповъ, 2004
Шуберт Ф. Танцы и мелкие пьесы. М., Музгиз, 1973
|