Главная страница


Протокол № от 20 г. М. П. Утверждена на заседании Педсовета



НазваниеПротокол № от 20 г. М. П. Утверждена на заседании Педсовета
страница1/5
Дата16.04.2016
Размер0.63 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5

Нефтеюганское городское

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Обсуждена на заседании УТВЕРЖДАЮ:

Методического совета Директор НГ МБОУ ДОД ДШИ

«___»_____________20__г. _______________Н.Н. Любимова

Протокол №_____ от «___»____________20__г.

М.П.
Утверждена на заседании

Педсовета

«___»______________20__г. Протокол №____
Музыкальный инструмент. Фортепиано.

Образовательная (рабочая) программа

для учащихся 1-7 классов

отделения

специального фортепиано

Составитель:

преподаватель

отделения специального

и

общего

фортепиано

Солощева О.Н.

г. Нефтеюганск

2013 г.

Введение.
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры.

В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.

Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Видится необходимым с детства заложить прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры.
Фортепиано в доступной и зрительно-наглядной форме позволяет воплощать в звуке произведения практически всех существующих музыкальных жанров и играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Игра на фортепиано - занятие , требующее терпения, усидчивости, внимания, самоотдачи.

Обучение ориентировано на общие художественные способности обучающихся,что способствует целостному развитию комплекса общих художественно-эстетических и специальных музыкальных способностей.
Пояснительная записка
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Предмет «Музыкальный инструмент. Фортепиано» направлен на овладение основными исполнительскими навыкам игры на инструменте.

Программа по предмету «Музыкальный инструмент. Фортепиано» основана на примерной и вариативной программах «Музыкальный инструмент. Фортепиано», одобренной научным методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ, 2006г. (авторы – составители: В.А. Салихидинова, Е .И .Гудова).

Настоящая рабочая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности. Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

Данная программа – это результат практической работы на фортепианном отделении с большим контингентом учащихся, разным по данным, складу психики и типами нервной деятельности. Программа опирается на уже существующие образовательные программы – А. Алексеева и Т. И. Смирновой, рекомендованными МК РФ, а новизна этой программы -в использовании игровых технологий, что способствует наиболее плодотворному усвоению разнообразного материала. Использовании принципа развивающего обучения (допускает прохождение определенной части репертуара без детального разучивания).

В настоящее время появилась необходимость обобщить опыт предыдущих программ, ввести новый музыкальный материал современных авторов, более широко применять чтение с листа и самостоятельное изучение учащимися различных музыкальных произведений, воспитывая таким образом культуру музицирования.

Актуальность программы в том, что она основана на концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы и ориентирована на:
- выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
-подготовку творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
- эстетическое воспитание подрастающего поколения;
- воспитание заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества.

Образование в области культуры и искусства призвано обеспечить необходимые условия для создания среды, основанной на принципах гуманизации, демократизации образовательного процесса, его широкой индивидуализации, созидательной направленности образования, педагогике сотрудничества, а также способствующие развитию мотивации обучающихся к самообразованию и самоанализу, развитию их творческих способностей, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания.

Педагогическая целесообразность этой образовательной

программы заключается в развитии творческих задатков у обучающихся посредством внедрения игрового материала (игры: пальчиковые, театральные,трансформеры, перевоплощени,а такжев использовании комплексный подхода к музыкальному развитию и обучению учащихся (игра на фортепиано, сольфеджирование,слушание музыки, музицирование, грамотный разбор и анализ музыкальных произведений)

Для этого в педагогической деятельности используется:

-широкое эстетическое воспитание детей посредством общего музыкального образования

- выявление проблемно-развивающего обучения и развитие их творческих задатков посредством обучения игре на фортепиано;

-воспитание и развитие культуры музицирования;

- подготовка наиболее одаренных учащихся для поступления в средние специальные учебные заведения.

Цель данной образовательной программы – обучение игре на фортепиано в объемах «Детской школы искусств» для овладения обучающимися необходимым уровнем функциональной грамотности и художественно-практической компетентности с учетом индивидуальных особенностей и природных возможностей каждого ребенка.

Задачи:

Образовательные :

- обучить основным исполнительским навыкам игры на фортепиано для грамотного исполнения музыкального произведения ;

- способствовать освоению музыкальной грамоты, необходимой для овладения инструментом в пределах программы учебного предмета;

- обучить навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом;

- способствовать приобретению навыков выразительного интонирования на музыкальном инструменте;

- формировать умение свободного чтения с листа и подбора по слуху

Развивающие:

- развить музыкальные способности: слух, ритм, память музыкальность и артистизм;

- развить пианистические навыки обучающихся;

- развить мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству;

- развить образное и логическое мышление, воображение,

восприятие, творческую фантазию.

Воспитательные:

- воспитать широко образованного, художественно развитого музыканта, просвещенного слушателя с хорошим вкусом и обширными музыкальными познаниями;

- способствовать приобретению обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- способствовать накоплению посредством фортепианной игры музыкально-художественных впечатлений.

- воспитать и формировать художественный вкус, самостоятельность суждений, личностную активность.
Особенности данной программы:

Учитывая разнообразный возраст учащихся, требуется дифференцированный подход, как к ученику, так и к ходу урока.

В соответствии с определенными целями и задачами обучения и учетом индивидуальных психофизических и музыкальных способностей каждого учащегося, в работе используются два направления – общеэстетическое и академическое.

В каждом направлении используются разные формы и методы работы, но определяющим фактором становится целесообразный подбор и использование художественно-педагогического репертуара: от доступного, любимого детьми, данного в облегченном изложении эстрадно-песенного материала, до усложненных традиционных программ. Работа с учащимися определяется принципом целесообразности и контролируется всем фортепианным отделением школы. Учитывая особенности каждого учащегося, необходимо найти наиболее подходящие методы работы, позволяющие максимально развить музыкальные способности ученика.

В работе с учащимися со слабым уровнем способностей общеэстетического направления используется более легкий, доступный репертуар, однако, педагогические требования не должны быть снижены. Независимо от степени одаренности каждому учащемуся можно привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения.

Усложнение задач и повышение требований относится к учащимся академического направления с хорошими природными способностями и касается:

- сформированности исполнительского аппарата;

- количества и качества технических навыков;

- усложненного и объемного репертуара.
Сроки реализации данной программы. Данная образовательная программа рассчитана на семь лет обучения.

Категории:

С I по IV- младшие классы;

С V по VII- старшие классы.
Основные формы и методы работы:

- словесный метод (рассказ о композиторе, о художественном образе, анализ музыкального произведения).

- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

- наглядно-зрительный;

- практический (работа на инструменте, упражнения);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

- тактильная наглядность (непосредственное ощущение инструмента);

В основу образовательного процесса данной программы положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизации творческих сил.

В образовательном процессе преподаватель выступает посредником между учениками и учебным материалом, составляющим содержание предмета. Его задача так организовать обучение, чтобы учащиеся, усваивая содержание, успешно и гармонично развивались. Учебно-воспитательный процесс становится хорошо управляемым, когда преподаватель ясно представляет процесс обучения, содержание предмета и методические средства для реализации педагогических задач. Расширение задач учебного процесса вызвало необходимость расширить рамки учебного репертуара, использовать разные формы контроля, рамки учебного репертуара, скоординировать применение традиционных программ в соответствии с практическим опытом работы.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

- самостоятельные занятия должны быть регулярными и

- систематическими;

- периодичность занятий - каждый день.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.


Форма и режим занятий

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Занятия проводятся:

I-VI кл. - 2 акад.часа.

VII кл. - 3 акад.часа.

Репертуар является одним из средств обучения, направленным на решение технических, художественно-творческих задач, освоения стилей и жанров. Важнейшими принципами в формировании репертуара учащихся являются:

- высокий художественный уровень качества музыкального материала и сохранение академического репертуарного комплекса;

- доступность художественного материала по музыкальным и техническим задачам;

- разнообразие репертуара по содержанию, форме, стилям и видам фортепианных фактуры.

Виды учебной деятельности:

- постановка аппарата;

- история исполнительства;

- музыкально-теоретическая подготовка;

- учебно-художественная работа над репертуаром;

- чтение с листа;

- транспонирование;

- подбор по слуху;

- аккомпанемент;

- ансамбль.

Ожидаемые результаты:

К окончанию школы обучающиеся должны знать:

- музыкально-исполнительские средства выразительности (фразировка, искусство педализации, штрихи, динамика, культура звукоизвлечения, артикуляция,форма произведения);

- художественно-технические

задачи при игре на фортепиано(сочетание беглости.ловкости пальцев с художественным образом);

- о произведениях разных стилей, жанров,

форм и эпох ;

- о приемах работы над исполнительскими трудностями;

- о методах самостоятельного и грамотного разбора музыкального

произведения;

- музыкально-теоритические понятия и терминологию.
К окончанию школы обучающиеся должны уметь:

- читать с листа, подбирать по слуху и транспонировать музыкальные произведения разных жанров и форм;

- применять различные виды техники и худлжественно-оправданные технические приемы;;

- анализировать исполняемые произведения;

- образно мыслить, творчески воображать;

- воплощать художественный замысел музыкальных произведений.

- использовать музыкально-исполнительские средства выразительности,

- исполнять объемный репертуар, включающий

произведения разных форм и стилей (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- публично выступать на сцене;

- управлять процессом исполнения музыкального произведения.
К окончанию школы обучающиеся должны овладеть:

- музыкально-исполнительскими средствами выразительности;

- различными видами техники (гаммы, трели.двойные ноты, арпеджио. тремоло,аккорды ,октавы);

- культурой звукоизвлечения;

- навыками музыкальной памяти, слухового контроля, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- овладеть навыками свободного музицирования (аккомпанемент, чтение с листа, подбор по слуху, ансамблевая игра)

- объемным репертуаром( произведения разных форм и стилейполифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- навыками музицирования (аккомпанемент,чтения с листа,подбор по слуху) ;

- навыками репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
По окончанию курса обучающиеся должны уметь исполнять:

- все мажорные и минорные гаммы. Мажорные – в прямом и противоположном движении в четыре октавы;

- несколько гамм в терцию и дециму; минорные (натуральные, гармонические и мелодические в прямом движении в четыре октавы;

- 1-2 гаммы (гармонические и мелодические) с симметричной аппликатурой в противоположном движении;

- хроматические гаммы;

- арпеджио короткие и ломаные обеими руками во всех тональностях;

- арпеджио длинные обеими руками от белых клавиш;

- доминантсептаккорд длинными арпеджио двумя руками от белых клавиш;

- уменьшенный септаккорд короткими и длинными арпеджио двумя руками.
Форма контроля:

- Текущий контроль успеваемости на занятиях в классе;

- Текущий контроль успеваемости в форме контрольных уроков один раз в четверть;

- Технические зачеты, академические концерты 2 раза в году с оценкой;

- Переводной экзамен в конце 4 класса;

- Итоговый контроль успеваемости осуществляется в форме экзамена в -конце учебного года;

- Итоговая аттестация по окончании курса обучения;

- Школьные концерты, тематические вечера, участие в конкурсах.

Критерии экзаменационных требований

1.Глубокое изучение нотного текста, освоение комплекса художественно-технических задач;

2. Культура звука, свобода движений, слуховое восприятие, волевое участие;

3. Мышление, работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа;

4. Усвоение и развитие технических приемов, музыкальных исполнительских навыков;

5. Эмоциональное развитие;

6. Исполнительский рост, увеличение объема исполняемой программы.

Критерии оценки качества исполнения

Основным критерием оценки является грамотное, осмысленное и художественно убедительное исполнение произведения. Основной смысл оценки – в ее воспитательной роли, в использовании ее как стимула для улучшения работы ученика. На протяжении всех лет обучения педагог должен воспитывать у учащихся чувство ответственности за каждое выступление, критическое и требовательное отношение к себе.

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения




4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения



Экзаменационные требования и критерии оценок

1 класс - постановка аппарата;

- знание нотного текста;

- правильное исполнение штрихов;

- музыкальное исполнение;

- исполнительский рост.
2 класс - постановка аппарата;

- знание нотного текста;

- правильное исполнение штрихов;

- музыкальное исполнение;

- исполнительский рост.
3 класс – правильность технических приемов;

- удобство исполнения;

- знание нотного текста;

- эмоциональность, умение интонировать;

- умение педализировать;

- звукоизвлечение;

- продвинутость (в музыкальном и техническом отношении).
4 класс – правильность технических приемов;

- удобство исполнения;

- знание нотного текста;

- эмоциональность, умение интонировать;

- умение педализировать;

- звукоизвлечение;

- продвинутость (в музыкальном и техническом отношении).
5 класс – техническая оснащенность;

- темповое соответствие;

- знание нотного текста;

- эмоциональность, инициатива;

- умение педализировать;

- звукоизвлечение, фразировка и интонация;

- знание стилевых особенностей;

- продвижение учащихся.
6 класс - техническая оснащенность;

- темповое соответствие;

- знание нотного текста;

- эмоциональность, инициатива, собственная интерпретация,

индивидуальность;

- техническая оснащенность;

- темповое соответствие;

- знание нотного текста.

7 класс - техническая оснащенность;

- темповое соответствие;

- знание нотного текста;

- эмоциональность, инициатива, собственная интерпретация,

индивидуальность;

- техническая оснащенность;

- темповое соответствие;

- знание нотного текста
  1   2   3   4   5