№
| виды учебной деятельности
| теоретические занятия
| практические занятия
| 1.
| Постановка аппарата
| 1
| 4
| 2.
| История исполнительства
| 2
| 3
| 3.
| Музыкально-теоретическая подготовка
| 2
| -
| 4.
| Учебно-техническая работа
| 2
| 16
| 5.
| Учебно-художественная работа над репертуаром
| 2
| 15
| 6.
| Чтение с листа
| 0,5
| 5,5
| 7.
| Транспонирование
| 0,5
| 5
| 8.
| Подбор по слуху
| 0,5
| 3,5
| 9.
| Ансамбль
| 0,5
| 3
|
| Итого 66
| 11 55
| Основные учебные и воспитательные задачи:
Закрепление полученных в предыдущие годы обучения знаний, умений и навыков.
1. Постановка аппарата. - свобода движений, контролирование мышечной, плечевой и локтевой свободы;
- работа над собранностью руки;
- развитие цепкости пальцев;
- упражнения на координацию;
- система упражнений и создание условий для последующей беглости пальцев. 2. История исполнительства. 1. Знакомство учащихся с выдающимися мастерами культуры и искусства (школьные видео-клубы, видео и аудио диски).
2. Формирование интереса к посещению концертов классической музыки.
3. Знакомство с клавирным и органным творчеством И.С.Баха, с фортепианными циклами: «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Детская музыка» С.С.Прокофьева.
3. Музыкально – теоретическая работа. Учащиеся должны усвоить следующие теоретические понятия:
- характеристика звучания: marcato, cantabile;
- ритмические фигуры на 3/8 и 6/8, понятие триоль, пунктирный ритм, синкопа, умение играть со счетом данные ритмические рисунки;
- тональный план, жанр, форма, стиль;
- украшения: мордент, форшлаг, трель, группетто.
- динамические обозначения;
- темповые обозначения: vivace, lento, ritenuto, accelerando, a tempo;
- педаль прямая и запаздывающая.
Разбор нового произведения учащиеся должны осуществлять сразу двумя руками верной аппликатурой со счетом вслух.
Необходимо научить учащегося самостоятельно и грамотно работать с нотным текстом, тщательно изучать авторский текст.
4. Учебно – техническая работа. 1. Оснастить учащегося техническими навыками и умениями, необходимыми для пианистически грамотного и убедительного звукового воплощения изучаемого музыкального материала;
2. Регулярно работать над основными техническими формулами (упражнения в виде различных позиционных фигур, коротких трелей, мелизмов, репетиций). Учащиеся должны иметь ясное представление о том, какие способы проучивания могут привести к наилучшему в техническом отношении результату;
3. Обеспечить постепенный переход к работе над октавами;
4. Изучить гаммы до двух знаков с несимметричной аппликатурой в прямом и расходящемся движении в более подвижном темпе, аккорды с обращениями, арпеджио короткие, длинные, ломаные на 4 октавы, хроматическая гамма двумя руками в более подвижном темпе;
5. Научить ритмической организации в гаммах и этюдах. 5. Учебно – художественная работа над произведением. 1. Воспитание полифонического мышления, умение воспринимать и слышать как отдельные элементы фортепианной фактуры, так и единое целое по вертикали. Наиболее часто в репертуаре встречается сочетание контрастного голосоведения с подголосочным;
2. Работа над крупной формой. В третьем классе необходимо сформировать у учащихся представление о сонатной форме, характере и жанровой окраске главной, побочной и заключительной партий, научить мыслить крупными построениями;
3. В работе над пьесами добиваться образного исполнения, умения находить и использовать музыкальные средства выразительности для воплощения нужного образа. Большое внимание уделяется соотношению мелодии и аккомпанемента, используется способ проучивания с беззвучной партией аккомпанемента. Учащиеся должны уметь и знать характер звукоизвлечения в пьесах кантиленного характера;
4. Необходимо научить учащихся первоначальным навыкам анализа изучаемых произведений (тональный план, жанр, форма, стиль);
5. Научить основам педализации. 6. Чтение с листа. Для развития навыка чтения нотного текста следует обращаться как к сольным, так и ансамблевым произведениям, различным переложениям и популярным пьесам. Уровень трудности – на 2 класса ниже. Учащиеся должны уметь самостоятельно проанализировать пьесу, читаемую с листа (тональность и ключевые знаки, размер, аппликатура, штрихи).
7. Транспонирование. Для транспонирования используются несложные пьесы и этюды с несложным мелодическим и ритмическим рисунком.
8. Подбор по слуху. Подбор по слуху мелодий с простейшим аккомпанементом.
9. Ансамбль. 1. Учить гибкости и выразительности исполнения солирующей партии, умению слышать фразировку, кульминацию и окончанию фраз,
различные несложные типы фактуры аккомпанементов.
2. Научить учащихся свободно и удобно исполнять аккомпанирующую партию с различными типами фактуры. При исполнении произведений в танцевальных ритмах следует учитывать, что басовые звуки, приходящиеся на сильные доли такта, надо слегка выделять, слабые исполнять легче, избегая монотонности исполнения. При аккордовой фактуре необходимо научить учащихся немного утяжелять, незаметно выделять верхние звуки аккордов и избегать статичности исполнения
Примерные программы переводного академического концерта: 1 уровень трудности
- М.Клементи. Сонатина до-мажор, 2,3 части
- Лемуан, соч. 37, этюд №10
- Кабалевский. Медленный вальс.
2 уровень трудности
- Чимароза. Соната соль-минор.
-Черни-Гермер, 1 часть, этюд №29.
- Р.Шуман. Смелый наездник.
3 уровень трудности
- Л.Бетховен. Сонатина фа-мажор, 1часть.
- К.Черни-Гермер, 1 часть, этюд №50.
- Чайковский. Полька.
Четвертый класс.
Учебно-методический план. Содержание программы.
кол-во часов
| тематическое планирование
| учебно-методическое обеспечение
| количественные характеристики
| планируемые задания
| 2 часа в неделю
| 1.Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
2.Развитие кистевой техники (сексты)
3.Работа над педализацией.
4.Звуковой контроль, фразировка, интонирование.
| 1. Голубовская.
«Искусство педализации».
2.Калинин
Клавирная музыка Баха».
3.Киященко. «Цели и задачи эстетического воспитания».
Сборники:
1.Хрестоматии пед. репертуара
4 класс.
Сборники полиф.и крупной формы произведений,
4 класс.
| 1 четверть:
Тех. зачет (2гаммы, этюд).
2 четверть:
Академ. концерт (полифония, пьеса).
3 четверть:
Тех. зачет (2 гаммы). Зачет в классном порядке по самостоятельной работе. Школьный конкурс характерной пьесы (1 пьеса).
4 четверть:
Переводной академ. концерт (крупная форма, этюд, пьеса).
| 14-16 различных произведений: 1-2 полифонии, 1-2 крупные формы, 2-3 ансамбля, 4-5 пьес (в том числе для самостоятельной работы), 3-4 этюда на различные виды техники, 4-6 гамм,1-2 популярные пьесы, 1-2 аккомпанемента
|
№
| виды учебной деятельности
| теоретические занятия
| практические занятия
| 1.
| Постановка аппарата
| 1
| 3
| 2.
| История исполнительства
| 3
| 2
| 3.
| Музыкально-теоретическая подготовка
| 2
| -
| 4.
| Учебно-техническая работа
| 1
| 16
| 5.
| Учебно-художественная работа над репертуаром
| 2
| 15
| 6.
| Чтение с листа
| 0,5
| 5,5
| 7.
| Транспонирование
| 0,5
| 5
| 8.
| Подбор по слуху
| 0,5
| 3,5
| 9.
| Ансамбль
| 0,5
| 3
| 10
| Аккомпанемент
| 1
| 2
|
| Итого 66
| 11 55
| Основные учебные и воспитательные задачи: 1. Закрепить полученные ранее навыки и умения учащихся во всех видах учебной деятельности на более сложном репертуаре.
2.Точно выявить перспективы дальнейшего обучения, уровень сложности изучаемого музыкального материала, в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика.
1. Постановка аппарата и учебно-техническая работа -развить беглость, научить способам проучивания, формирующим качественную беглость пальцев. Проучивание технически трудных произведений в медленном темпе с замахом каждого пальца в значительной степени укрепляет пальцы, проучивание в нескольких темпах «мелким щипком», кончиками пальцев формирует основы виртуозной игры. К окончанию четвертого класса учащиеся должны освоить данный способ проучивания в 3-4 темпах в зависимости от индивидуальных особенностей. Проучивание с остановками формирует удобство и гибкость кисти, а также воспитывает интонационную сторону исполнения виртуозных произведений, освобождает от монотонности звучания;
-расширить рамки технических возможностей (переход к крупной технике): различные упражнения на кистевые движения, работа над терцовыми и секстовыми этюдами;
- пройти гаммы до трех знаков в полном объеме;
- формировать стремление и интерес учащихся к виртуозной игре. 2. История исполнительства. Изучение старинной музыки, особенностей стиля (И.С.Баха, Г.Генделя), знакомство с венскими классиками (Й. Гайдном, В.А.Моцартом, Л.Бетховеном), с жанром сонатины и сонаты и традициями исполнения. 3. Музыкально – теоретическая работа.
Учащиеся должны усвоить следующие теоретические понятия:
- характеристика звучания: marcato, cantabile;
-ритмические рисунки с шестнадцатыми и тридцатьвторыми, триольным, пунктированным, синкопированным движением и уметь играть со счетом данные ритмические рисунки;
- фразировка, интонация, динамический план и кульминация;
- секвенция;
- мелизмы и стилевые особенности их исполнения;
- стилевые динамические особенности;
- основные темповые обозначения;
- стилевые особенности педализации. 4. Учебно – художественная работа над произведением. 1. Воспитание полифонического мышления (подголосочная, контрастная полифония, полифония с элементами имитации, знакомство с произведениями строгих полифонических форм – инвенция, фугетта, канон).
2. Работа над крупной формой. Трудности усвоения сонатного аллегро обусловлены сменой образного строя партий, их мелодикой, ритмикой, гармонией и фактурой. Наиболее доступным для восприятия учащихся является контрастное сопоставление музыкального материала по большим, законченным отрезкам формы. Так как главная, побочная и заключительная партии заметно отличаются по характеру, жанровой окраске, ладово – гармоническому звучанию, то учащимся легче даются средства их воплощения. Важнейшим условием овладения учеником сонатной формы является воспитание у него ощущения единой сквозной линии музыкального развития, темпового единства.
3. В пьесах кантиленного характера музыкальные средства значительно объемнее в мелодико–интонационном, гармоническом и полифоническом отношениях, чем в пьесах подвижного характера, в которых основным носителем образного содержания является моторное начало с его четкой двуплановой фактурой (мелодия и аккомпанемент). При исполнении мелодий кантиленных пьес необходимо научить учащихся ритмической гибкости, мягкости звучания, лиричности, широкому дыханию.
4. Работа над стилевыми особенностями исполняемых произведений: звукоизвлечение, мелизматика, педализация, метро – ритмические особенности.
5. Научить педализации: прямой и запаздывающей. 5. Чтение с листа, подбор по слуху. Навыки чтения с листа и подбора по слуху как наиболее демократичных и востребованных в повседневной жизни учащихся форм музыкальной деятельности необходимо развивать целенаправленно. В четвертом классе учащиеся должны уметь прочитать с листа нетрудные пьесы, в которых присутствует пунктирный, синкопированный ритм, чередование крупных и мелких длительностей, арпеджированное и аккордовое изложение партии аккомпанемента. Учащиеся должны подбирать мелодии с аккомпанементом арпеджированного либо аккордового склада.
6. Транспонирование.
Для транспонирования используются несложные пьесы и этюды с несложным мелодическим и ритмическим рисунком. 7. Ансамбль.
Необходимо научить учащихся выразительности в исполнения ансамблевой музыки. Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приемов звукоизвлечения. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани. В работе над ансамблем необходимо научить учащихся достигать верного распределения звучности, выразительному исполнению мелодической линии, ощущению гармонической основы баса, дифференцированному звучанию гармонических фигураций.
8. Аккомпанемент. Аккомпанемент является одной из любимых форм музыкальной деятельности учащихся. Работа над аккомпанементом ведется по нескольким направлениям: подбор аккомпанемента к знакомым мелодиям, пение под собственный аккомпанемент, игра с солистом.
Учащиеся должны освоить различные несложные типы фактуры аккомпанементов. При исполнении произведений в танцевальных ритмах следует учитывать, что басовые звуки, приходящиеся на сильные доли такта, надо слегка выделять, слабые исполнять легче, избегая монотонности исполнения. При аккордовой фактуре необходимо научить учащихся немного утяжелять, незаметно выделять верхние звуки аккордов и избегать статичности исполнения. Примерные программы переводного экзамена:
1 уровень трудности
- М.Клементи. Сонатина до-мажор, 2,3 части
- К.Черни (Гермер). Этюд №1, 2часть
- С.Прокофьев. Сказочка
2 уровень трудности
- Ф.Кулау. Сонатина до-мажор
- А.Бертини. Этюд №8, соч. 29
- Р.Глиэр. В полях
3 уровень трудности
- Л.Бетховен. Соната №20, 1часть
- К.Черни. Этюд №14, соч.299
- Э.Григ. Элегия.
Пятый класс.
Учебно-методический план. Содержание программы.
кол-во часов
| тематическое планирование
| учебно-методическое обеспечение
| количественные характеристики
| планируемые задания
| 2 часа в
неделю
| 1. Работа над техническим совершенствова
нием
2.Развитие крупной техники. 3.Трактовка, интерпретация
умение анализировать. 4. Стимулирование инициативы и потребности самовыражения. 5.Развитие навыков самостоятельного творчества и музицирования.
| 1.Савшинский «Работа пианиста над техникой». 2.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». 3.Ражников «Диалоги о музыкальной педагогике». 4.Шатковский «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования». 5.Хрестоматии педагогического репертуара
5 класс.
| 1 четверть:
Тех. зачет (2гаммы, этюд).
2 четверть:
Академ. концерт (полифония, пьеса).
3 четверть:
Тех. зачет (2 гаммы). Зачет в классном порядке по самостоятельной работе. Школьный конкурс характерной пьесы (1 пьеса).
4 четверть:
Переводной академ. концерт (крупная форма, этюд, пьеса).
| 14-16 различных произведений: 1-2 полифонии, 1-2 крупные формы, 2-3 ансамбля, 4-5 пьес (в том числе для самостоятельной работы), 3-4 этюда на различные виды техники, 4-6 гамм,1-2 популярные пьесы, 1-2 аккомпанемента
|
№
| Виды учебной работы
| Теоретические
занятия
| практические занятия
| 1.
| Постановка аппарата
| 1
| 3
| 2.
| История исполнительства
| 1
| 2
| 3.
| Музыкально-теоретическая подготовка
| 3
| -
| 4.
| Учебно-техническая работа
| 1
| 16
| 5.
| Учебно-художественная работа над репертуаром
| 2
| 15
| 6.
| Чтение с листа
| 0,5
| 5
| 7.
| Транспонирование
| 0,5
| 4
| 8.
| Подбор по слуху
| 0,5
| 3,5
| 9.
| Ансамбль
| 0,5
| 3,5
| 10.
| Аккомпанемент
| 0,5
| 3,5
|
| Итого 66
| 10,5 55,5
| |