Учебно-методические планы.
Содержание программы.
Первый класс ( для учащихся 7 лет)
кол-во часов
| тематическое планирование
| учебно-методическое обеспечение
| количественные характеристики
| планируемые задания
| 2 часа в неделю.
| 1.Работа над организацией пианистического аппарата. 2.Приобщение к ансамблевому музицированию. 3.Выявление индивидуальности
4.Техническое продвижение и развитие. 5.Воспитание умения анализировать фактурные особенности, развитие мелодии.
| 1. Т.Смирнова.
«Интенсивный курс обучения на ф-но».
2.Алексеев. «Методика преподавания
ф-но».
3. Милич.
«Воспитание
ученика-пианиста».
Сборники:
1. Милич.
Хрестоматия
1 класс.
2.А.Артобалевская. 3.Николаев. «Фортепианная игра
2 часть.
| 1полугодие: Технический зачет в классном порядке – 1-2 гаммы, этюд.
Академический концерт – полифония,пьеса
(с оценкой).
2 полугодие:
Переводной академический концерт – крупная форма, пьеса.
| 20-25 музыкальных произведений – народные обработки, пьесы танцевального характера, полифонические пьесы, гаммы (2-4 по выбору), этюды, упражнения, ансамбли, сонатины, вариации.
|
№
| виды учебной деятельности
| теоретические занятия
| Практические занятия
| 1.
| Постановка аппарата
| 2
| 4
| 2.
| История исполнительства
| 2
| 2
| 3.
| Музыкально-теоретическая подготовка
| 2
| -
| 4.
| Учебно-техническая работа
| 1
| 15
| 5.
| Учебно-художественная работа над произведением
| 3
| 14
| 6.
| Чтение с листа
| 0,5
| 5,5
| 7.
| Транспонирование
| 0,5
| 5
| 8.
| Подбор по слуху
| 0,5
| 3,5
| 9.
| Ансамбль
| 0,5
| 3
|
| Итого 64
| 12 52
| Основные воспитательные задачи на 1 полугодие:
С первого урока – знакомство с фортепиано. Учащиеся должны знать регистры, названия клавиш, свободно находить их во всех октавах.
1.Изучение нотной грамоты: - названия нот и их расположение на нотоносце;
- скрипичный и басовый ключ;
- знаки альтерации (диез, бемоль);
- размер (2/4, 3/4, 4/4);
- длительности и паузы. Учащиеся решают несложные ритмические задачи, учатся считать, расставлять тактовые черточки, одновременно учатся играть по нотам со счетом вслух.
Одновременно с изучением нотной грамоты необходимо заниматься с учащимся подбором по слуху, пением и транспонированием небольших попевок. Учащиеся должны уметь распознавать поступенное движение мелодии, слышать направление движения мелодии (вверх, вниз, на одном месте). Примеры мелодических попевок для подбора и транспонирования: «Василек»,
«Паровоз», «У кота - Воркота».
2.Постановка аппарата. - воспитание правильной посадки;
- свобода движений, контролирование мышечной, плечевой и локтевой свободы;
- работа над собранностью руки;
- формирование цепкости пальцев. Методы работы над аппаратом:
- упражнения, формирующие правильные игровые навыки (игра легато по 2, 3 звука, «мостик» - квинтовое упражнение, «лягушка» - упражнение на стаккато);
- формирование аппликатурных принципов (изучение гамм с симметричной аппликатурой, аккордов и хроматической гаммы);
3 Развитие памяти. -Игры «запомни и повтори» - на слух или глядя в ноты повторить простые мелодии, постепенно переходя на более сложный материал в зависимости от способностей каждого учащегося.
4. Формирование навыков художественного мышления:
- умение придумать, нарисовать или рассказать образную историю на услышанную или изучаемую пьесу;
- воспитание взаимосвязи образа и его звукового решения;
- введение понятий динамики (форте и пиано) и фразировки (умение слушать окончания фраз, выстраивать мелодию с помощью словесных текстов).
За 1 полугодие учащийся должен пройти 10-15 мелких произведений, освоить основные приемы игры: non leqato, leqato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы танцевальные и с элементами полифонии, этюды, ансамбли.В конце 1 полугодия учащиеся сдают академический концерт и исполняют 2 произведения(полифония и пьеса).
Основные учебные и воспитательные задачи на 2 полугодие:
Учебные требования для учащихся без предварительной подготовки:
К окончанию года у учащихся должно быть сформировано ясное слуховое и мышечное представление об основных способах звукоизвлечения, стремление к осмысленному приобретению навыков в этом направлении, стремление контролировать полученный звуковой результат. Учащиеся должны исполнять музыкальные произведения с наибольшей выразительностью, в полном соответствии с их художественными и техническими задачами. Гаммы изучаются сначала мажорные, затем минорные с симметричной аппликатурой, аккорды с обращениями, хроматическая гамма. Большое внимание уделяется правильности посадки, формированию свободного аппарата.
Более сложные учебные задачи ставятся перед учащимися с предварительной подготовкой. Усложнение задач и повышение требований должно коснуться: сформированности игрового аппарата; количества и качества технических навыков; включения в репертуар пьес с элементами полифонии, инструктивных этюдов, ознакомления с произведениями крупной формы.
Учащиеся должны знать, слышать и видеть в нотах:
-интервалы: секунду, терцию, квинту,
-строение мелодии (движение поступенное, скачкообразное и на месте, вверх, вниз);
Учащиеся должны знать:
-клавиатуру и регистры;
-нотную грамоту (название и написание нот в скрипичном и басовом ключах, знаки альтерации – диез, бемоль, бекар, простые размеры, длительности и паузы, основные динамические оттенки, штрихи и музыкальные термины, их обозначающие).
Учащиеся должны уметь читать с листа и транспонировать простые попевки («Во саду ли», «Не летай соловей», «Во поле береза…»), подбирать знакомые мелодии, например: «Кузнечик», «Песенка Черепахи и Львенка».
Необходимо слушать живое исполнение музыки, посещать классические концерты, развивая таким образом слух и эстетический вкус. 1. История исполнительства: Знакомство с историей возникновения фортепиано, знание основных составляющих инструмента – струны, молоточки, пюпитр, клавиатура, правая и левая педали. Воспитание навыков восприятия классической музыки и умения слушать классическую музыку на концертах.
2.Музыкально – теоретическая работа. Учащиеся должны усвоить следующие теоретические понятия:
- характер произведения;
- понятие жанра (песня, танец, марш, разновидности танцевальных жанров: полька, вальс, менуэт);
- ритмические фигуры: пунктирный ритм, синкопа, четверть с точкой и восьмая, умение играть со счетом данные ритмические рисунки;
- мажорный лад, три вида минорного лада;
- темповые обозначения: allegro, allegretto, andantino.
3. Учебно – техническая работа. В первом классе у учащихся должны быть сформированы следующие технические навыки: удобство исполнения, звуковая ровность, основы беглости пальцев. Этому способствуют различные пятипальцевые упражнения по белым клавишам, упражнения на развитие гибкости кисти. Учащиеся должны знать и исполнять гаммы в прямом движении на 2-4 октавы, аккорды с обращениями, длинные арпеджио на 2-4 октавы, хроматическую гамму. 4. Учебно – художественная работа над произведением. С усложнением фактуры, новых жанров в учебном репертуаре необходимо воспитывать у учащихся элементарные основы мелодико- интонационного, полифонического, гармонического, музыкально-ритмического слышания. Большое внимание уделяется образности исполнения, умению играть мягко, без форсирования звука. В работе используются такие методы, как подтекстовка, рисунки, сочинение сказочной истории.
5. Чтение с листа. К концу первого класса у учащихся должны быть сформированы: - навыки чтения с листа и разучивания музыкальных произведений с последующим полным анализом (развитие мелодии, фактурные особенности); параллельно разбираются новые моменты, которые не встречались в ранее разучиваемых произведениях; - навыки графического восприятия текста и ритмических структур при чтении с листа, знание, умение слышать и видеть в нотах простые интервалы, трезвучие. 6. Транспонирование. Для транспонирования используются простые мелодии с поступенным движением, с интервалами секунда и терция и несложным ритмическим рисунком от 4 до 8 тактов, позволяющие не менять позицию рук («Елочка», «Тень-тень»). 7. Подбор по слуху. Учащиеся подбирают по слуху знакомые мелодии с несложным мелодическим и ритмическим рисунком. Для воспитания музыкальной памяти используется метод запоминания на слух несложной мелодии на уроке с последующим подбором этой мелодии дома. 8. Ансамбль. Игра в ансамбле развивает гармонический слух учащихся, расширяет их музыкальный кругозор, поскольку позволяет услышать наиболее полную фактуру звучания. Игра в ансамбле тесно связана с такими формами работы, как чтение с листа. Подбор по слуху и транспонирование.
В конце 2 полугодия учащиеся сдают переводной экзамен, исполняют 2 разнохарактерные пьесы(крупная форма и пьеса). Примерные программы переводного экзамена: 1 уровень трудности
- Дюбюк Русская песня с вариацией
- Берлин Пони «Звездочка»
2 уровень трудности
-Литкова Вариации «Савка и Гришка»
-Бетховен Немецкий танец до-мажор
3 уровень трудности
-Гедике Сонатина до-мажор
- Бах Волынка И.С.Бах. Маленькая прелюдия ре минор
Черни – Гермер. Этюды № 32, 36
Клементи. Сонатина До мажор, 1 ч. (соч. 36 № 1) Второй класс.
Учебно-методический план. Содержание программы.
кол-во часов
| тематическое планирование
| учебно-методическое обеспечение
| количественные характеристики
| планируемые задания
| 2часа в неделю
| 1.Работа над пальцевой техникой на упражнениях различного вида, изучение мордента, группетто. 2. Работа над развитием навыков свободных кистевых движений. 3. Развитие творческого воображения.
| 1.Цыпин. «Обучение игре на фортепиано».
2.Фейнберг. «Пианизм как искусство». 3.Щапов. «Фортепианная методика».
Сборники:
1. Хрестоматии 2класс. 2.И.С.Бах. «Маленькие прелюдии и фуги». 3.Этюды Черни, Шитте, Лемуана.
| 1 четверть:
Технический зачет (2гаммы, этюд).
2 четверть:
Академический концерт (полифония, пьеса).
3 четверть:
Технический зачет (2 гаммы).
Зачет (в классе) по самостоятельной работе (1 пьеса). Школьный конкурс на лучшее исполнение характерной пьесы (1 пьеса).
4 четверть:
Переводной академический концерт (Крупная форма, пьеса, этюд)
| 14-20 различных музыкальных произведений в т.ч.
1-2 полифонии, 1-2 произведения крупной формы, 4-6 пьес, 2-3 ансамбля, 4-6 этюдов, 4-6 мажорных и минорных гамм, арпеджио, аккорды.
|
№
| виды учебной деятельности
| теоретические занятия
| практические занятия
| 1.
| Постановка аппарата
| 1
| 5
| 2.
| История исполнительства
| 2
| 3
| 3.
| Музыкально-теоретическая подготовка
| 2
| -
| 4.
| Учебно-техническая работа
| 2,5
| 15
| 5.
| Учебно-художественная работа над репертуаром
| 2
| 14
| 6.
| Чтение с листа
| 0,5
| 4,5
| 7.
| Транспонирование
| 0,5
| 4,5
| 8.
| Подбор по слуху
| 0,5
| 2,5
| 9.
| Ансамбль
| 1
| 3,5
|
| Итого 66
| 12 52
|
Основные учебные и воспитательные задачи:
Закрепление полученных в предыдущие годы обучения знаний, умений и навыков.
1. Постановка аппарата. - воспитание правильной посадки;
- свобода движений, контролирование мышечной, плечевой и локтевой свободы;
- работа над собранностью руки;
- формирование цепкости пальцев.
- упражнения на координацию;
- система упражнений и создание условий для последующей беглости пальцев.
2. История исполнительства. Изучение истории возникновения фортепиано, знакомство со старинными и современными клавишными инструментами: пианино, рояль, клавинова, клавесин, клавикорд, орган.
Воспитание эстетического вкуса, навыков восприятия классической музыки и умения слушать классическую музыку на концертах.
3. Музыкально – теоретическая работа. Учащиеся должны усвоить следующие теоретические понятия:
- характеристика звучания: dolce, cantabile;
- размеры танцев и их характеристика: полька, вальс, менуэт полонез;
- ритмические фигуры на 3/8 и 6/8, пунктирный ритм, синкопа, умение играть со счетом данные ритмические рисунки;
- штрихи и их обозначения;
- вольта, реприза, мордент, форшлаг.
- динамические обозначения;
- темповые обозначения: allegro, allegretto, andantino, moderato, vivo.
Разбор нового произведения учащиеся должны осуществлять сразу двумя руками после предварительного просмотра, анализа и мысленного проигрывания со счетом.
4. Учебно – техническая работа. Во втором классе у учащихся должны быть сформированы следующие технические навыки: удобство исполнения, звуковая ровность, основы беглости пальцев, свободные кистевые движения. Ведется активная работа над пальцевой техникой: упражнения Ганона, упражнения на развитие гибкости кисти, изучаются морденты и группетто. Вводится понятие «способы проучивания» Учащиеся должны знать и исполнять гаммы с симметричной аппликатурой в прямом и расходящемся движении в 4 октавы, хроматическую гамму двумя руками, арпеджио короткие и длинные двумя руками. Этюды в репертуаре должны быть более инструктивного характера и исполняться в подвижном темпе.
5. Учебно – художественная работа над произведением. К окончанию второго класса у учащихся должны быть сформированы навыки чтения с листа и разучивания музыкальных произведений с последующим полным анализом (жанр, драматургия произведения, форма, развитие мелодии, фактурные особенности); параллельно разбираются новые моменты, которые не встречались в ранее разучиваемых произведениях.
Важное значение придается формированию исполнительских навыков, связанных с владением интонационной, темпо-ритмической, ладо-гармонической и артикуляционной выразительностью. Расширяются динамические и агогические нюансы, активно используется педаль. Большое внимание уделяется естественности и мягкости звучания, качеству легато.
6. Чтение с листа. Правильно развитый навык разбора и чтения с листа предполагает умение охватывать произведение в целом на основе внимательного, грамотного, вдумчивого отношения к тексту.
Дальнейшее формирование навыка графического восприятия текста, знания, умения слышать и видеть в нотах простые интервалы, трезвучие с обращениями, умения определить фактуру.
Учащиеся должны уметь читать с листа произведения с простым аккомпанементом, в которых присутствует пунктирный ритм, знаки альтерации. («Пастушок», «Я на горку шла» - хрестоматия «Фортепианная игра под редакцией Николаева).
7. Транспонирование. Для транспонирования используются простые мелодии с поступенным движением и по звукам трезвучия, с простыми интервалами и несложным ритмическим рисунком от 4 до 8 тактов с сохранением аппликатуры исходной тональности.
8. Подбор по слуху. Подбор по слуху мелодий с простейшим аккомпанементом.
9. Ансамбль. Во втором классе учащиеся обладают достаточными навыками для того, чтобы играть в паре друг с другом. Учащиеся должны уметь играть разные партии ансамбля и освоить первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план.
Примерные программы переводного академического концерта: 1 уровень трудности
- Штейбельт. Сонатина до-мажор.
-Беренс. 50 маленьких этюдов без октав, соч. 70, №22.
-Александров. Новогодняя полька.
2 уровень трудности
-Бетховен. Сонатина соль-мажор, 1 часть.
-К.Черни-Гермер, 1 часть, этюд №16.
- Дварионас. Прелюдия.
3 уровень трудности
- Кабалевский. Легкие вариации фа-мажор.
- К.Черни-Гермер, 1 часть, этюд №17.
- Чайковский. Итальянская песенка.
Третий класс.
Учебно-методический план. Содержание программы.
кол-во часов
| тематическое планирование
| учебно-методическое обеспечение
| количественные характеристики
| планируемые задания
| 2 часа
в
неделю
| 1.Дальнейшая работа над пальцевой техникой. 2.Работа над звукоизвлечением. 3.Упражнения в виде различных позиционных фигур,коротких трелей, мелизмов, репетиций. 4.Развитие слухового контроля. 5.Работа над педализацией.
| 1.Шмидт-Шкловская.
«О воспитании пианистических навыков». 2.Тургенева «Работа с начинающими
в ф-ных классах».
Сборники:
1.Милич.3 класс.
2.Популярные переложения эстрадных пьес. 3.И.С.Бах. Маленькие прелюдии и фуги, 2х-голосные инвенции. 4.Этюды Черни, Лешгорна, Лемуана. 5.Сонатины Клементи
| 1 четверть:
Тех. зачет (2гаммы, этюд).
2 четверть:
Академ. концерт (полифония, пьеса).
3 четверть:
Тех. зачет (2 гаммы). Зачет в классном порядке по самостоятельной работе. Школьный конкурс на лучшее исполнение характерной пьесы. (1 пьеса).
4 четверть:
Переводной академ. концерт (крупная форма, этюд, пьеса).
| 14-16 различных произведений: 1-2 полифонии, 1-2 крупные формы, 2-3 ансамбля, 3-4 пьесы (в том числе для самостоятельной работы), 3-4 этюда на различные виды техники, 4-6 гамм, 1-2 ансамбля, пьесы для чтения с листа.
| |