Главная страница

Протокол № от 20 г. М. П. Утверждена на заседании Педсовета



НазваниеПротокол № от 20 г. М. П. Утверждена на заседании Педсовета
страница2/5
Дата16.04.2016
Размер0.63 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5

Учебно-методические планы.

Содержание программы.

Первый класс ( для учащихся 7 лет)

кол-во часов

тематическое планирование

учебно-методическое обеспечение

количественные характеристики

планируемые задания

2 часа в неделю.

1.Работа над организацией пианистического аппарата. 2.Приобщение к ансамблевому музицированию. 3.Выявление индивидуальности

4.Техническое продвижение и развитие. 5.Воспитание умения анализировать фактурные особенности, развитие мелодии.

1. Т.Смирнова.

«Интенсивный курс обучения на ф-но».

2.Алексеев. «Методика преподавания

ф-но».

3. Милич.

«Воспитание

ученика-пианиста».

Сборники:

1. Милич.

Хрестоматия

1 класс.

2.А.Артобалевская. 3.Николаев. «Фортепианная игра

2 часть.

1полугодие: Технический зачет в классном порядке – 1-2 гаммы, этюд.

Академический концерт – полифония,пьеса

(с оценкой).

2 полугодие:

Переводной академический концерт – крупная форма, пьеса.

20-25 музыкальных произведений – народные обработки, пьесы танцевального характера, полифонические пьесы, гаммы (2-4 по выбору), этюды, упражнения, ансамбли, сонатины, вариации.





виды учебной деятельности

теоретические занятия

Практические занятия

1.

Постановка аппарата

2

4

2.

История исполнительства

2

2

3.

Музыкально-теоретическая подготовка

2

-

4.

Учебно-техническая работа

1

15

5.

Учебно-художественная работа над произведением

3

14

6.

Чтение с листа

0,5

5,5

7.

Транспонирование

0,5

5

8.

Подбор по слуху

0,5

3,5

9.

Ансамбль

0,5

3




Итого 64

12 52

Основные воспитательные задачи на 1 полугодие:

С первого урока – знакомство с фортепиано. Учащиеся должны знать регистры, названия клавиш, свободно находить их во всех октавах.

1.Изучение нотной грамоты:
- названия нот и их расположение на нотоносце;

- скрипичный и басовый ключ;

- знаки альтерации (диез, бемоль);

- размер (2/4, 3/4, 4/4);

- длительности и паузы. Учащиеся решают несложные ритмические задачи, учатся считать, расставлять тактовые черточки, одновременно учатся играть по нотам со счетом вслух.

Одновременно с изучением нотной грамоты необходимо заниматься с учащимся подбором по слуху, пением и транспонированием небольших попевок. Учащиеся должны уметь распознавать поступенное движение мелодии, слышать направление движения мелодии (вверх, вниз, на одном месте). Примеры мелодических попевок для подбора и транспонирования: «Василек»,

«Паровоз», «У кота - Воркота».

2.Постановка аппарата.
- воспитание правильной посадки;

- свобода движений, контролирование мышечной, плечевой и локтевой свободы;

- работа над собранностью руки;

- формирование цепкости пальцев.
Методы работы над аппаратом:

- упражнения, формирующие правильные игровые навыки (игра легато по 2, 3 звука, «мостик» - квинтовое упражнение, «лягушка» - упражнение на стаккато);

- формирование аппликатурных принципов (изучение гамм с симметричной аппликатурой, аккордов и хроматической гаммы);

3 Развитие памяти.
-Игры «запомни и повтори» - на слух или глядя в ноты повторить простые мелодии, постепенно переходя на более сложный материал в зависимости от способностей каждого учащегося.

4. Формирование навыков художественного мышления:

- умение придумать, нарисовать или рассказать образную историю на услышанную или изучаемую пьесу;

- воспитание взаимосвязи образа и его звукового решения;

- введение понятий динамики (форте и пиано) и фразировки (умение слушать окончания фраз, выстраивать мелодию с помощью словесных текстов).

За 1 полугодие учащийся должен пройти 10-15 мелких произведений, освоить основные приемы игры: non leqato, leqato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы танцевальные и с элементами полифонии, этюды, ансамбли.В конце 1 полугодия учащиеся сдают академический концерт и исполняют 2 произведения(полифония и пьеса).

Основные учебные и воспитательные задачи на 2 полугодие:

Учебные требования для учащихся без предварительной подготовки:

К окончанию года у учащихся должно быть сформировано ясное слуховое и мышечное представление об основных способах звукоизвлечения, стремление к осмысленному приобретению навыков в этом направлении, стремление контролировать полученный звуковой результат. Учащиеся должны исполнять музыкальные произведения с наибольшей выразительностью, в полном соответствии с их художественными и техническими задачами. Гаммы изучаются сначала мажорные, затем минорные с симметричной аппликатурой, аккорды с обращениями, хроматическая гамма. Большое внимание уделяется правильности посадки, формированию свободного аппарата.

Более сложные учебные задачи ставятся перед учащимися с предварительной подготовкой. Усложнение задач и повышение требований должно коснуться: сформированности игрового аппарата; количества и качества технических навыков; включения в репертуар пьес с элементами полифонии, инструктивных этюдов, ознакомления с произведениями крупной формы.

Учащиеся должны знать, слышать и видеть в нотах:

-интервалы: секунду, терцию, квинту,

-строение мелодии (движение поступенное, скачкообразное и на месте, вверх, вниз);

Учащиеся должны знать:

-клавиатуру и регистры;

-нотную грамоту (название и написание нот в скрипичном и басовом ключах, знаки альтерации – диез, бемоль, бекар, простые размеры, длительности и паузы, основные динамические оттенки, штрихи и музыкальные термины, их обозначающие).

Учащиеся должны уметь читать с листа и транспонировать простые попевки («Во саду ли», «Не летай соловей», «Во поле береза…»), подбирать знакомые мелодии, например: «Кузнечик», «Песенка Черепахи и Львенка».

Необходимо слушать живое исполнение музыки, посещать классические концерты, развивая таким образом слух и эстетический вкус.
1. История исполнительства:
Знакомство с историей возникновения фортепиано, знание основных составляющих инструмента – струны, молоточки, пюпитр, клавиатура, правая и левая педали. Воспитание навыков восприятия классической музыки и умения слушать классическую музыку на концертах.

2.Музыкально – теоретическая работа.
Учащиеся должны усвоить следующие теоретические понятия:

- характер произведения;

- понятие жанра (песня, танец, марш, разновидности танцевальных жанров: полька, вальс, менуэт);

- ритмические фигуры: пунктирный ритм, синкопа, четверть с точкой и восьмая, умение играть со счетом данные ритмические рисунки;

- мажорный лад, три вида минорного лада;

- темповые обозначения: allegro, allegretto, andantino.

3. Учебно – техническая работа.
В первом классе у учащихся должны быть сформированы следующие технические навыки: удобство исполнения, звуковая ровность, основы беглости пальцев. Этому способствуют различные пятипальцевые упражнения по белым клавишам, упражнения на развитие гибкости кисти. Учащиеся должны знать и исполнять гаммы в прямом движении на 2-4 октавы, аккорды с обращениями, длинные арпеджио на 2-4 октавы, хроматическую гамму.
4. Учебно – художественная работа над произведением.
С усложнением фактуры, новых жанров в учебном репертуаре необходимо воспитывать у учащихся элементарные основы мелодико- интонационного, полифонического, гармонического, музыкально-ритмического слышания. Большое внимание уделяется образности исполнения, умению играть мягко, без форсирования звука. В работе используются такие методы, как подтекстовка, рисунки, сочинение сказочной истории.

5. Чтение с листа.
К концу первого класса у учащихся должны быть сформированы: - навыки чтения с листа и разучивания музыкальных произведений с последующим полным анализом (развитие мелодии, фактурные особенности); параллельно разбираются новые моменты, которые не встречались в ранее разучиваемых произведениях; - навыки графического восприятия текста и ритмических структур при чтении с листа, знание, умение слышать и видеть в нотах простые интервалы, трезвучие.
6. Транспонирование.
Для транспонирования используются простые мелодии с поступенным движением, с интервалами секунда и терция и несложным ритмическим рисунком от 4 до 8 тактов, позволяющие не менять позицию рук («Елочка», «Тень-тень»).
7. Подбор по слуху.
Учащиеся подбирают по слуху знакомые мелодии с несложным мелодическим и ритмическим рисунком. Для воспитания музыкальной памяти используется метод запоминания на слух несложной мелодии на уроке с последующим подбором этой мелодии дома.
8. Ансамбль.
Игра в ансамбле развивает гармонический слух учащихся, расширяет их музыкальный кругозор, поскольку позволяет услышать наиболее полную фактуру звучания. Игра в ансамбле тесно связана с такими формами работы, как чтение с листа. Подбор по слуху и транспонирование.

В конце 2 полугодия учащиеся сдают переводной экзамен, исполняют 2 разнохарактерные пьесы(крупная форма и пьеса).
Примерные программы переводного экзамена:
1 уровень трудности

- Дюбюк Русская песня с вариацией

- Берлин Пони «Звездочка»

2 уровень трудности

-Литкова Вариации «Савка и Гришка»

-Бетховен Немецкий танец до-мажор

3 уровень трудности

-Гедике Сонатина до-мажор

- Бах Волынка И.С.Бах. Маленькая прелюдия ре минор

Черни – Гермер. Этюды № 32, 36

Клементи. Сонатина До мажор, 1 ч. (соч. 36 № 1)
Второй класс.

Учебно-методический план. Содержание программы.

кол-во часов

тематическое планирование

учебно-методическое обеспечение

количественные характеристики

планируемые задания

2часа в неделю

1.Работа над пальцевой техникой на упражнениях различного вида, изучение мордента, группетто. 2. Работа над развитием навыков свободных кистевых движений. 3. Развитие творческого воображения.

1.Цыпин. «Обучение игре на фортепиано».

2.Фейнберг. «Пианизм как искусство». 3.Щапов. «Фортепианная методика».

Сборники:

1. Хрестоматии 2класс. 2.И.С.Бах. «Маленькие прелюдии и фуги». 3.Этюды Черни, Шитте, Лемуана.

1 четверть:

Технический зачет (2гаммы, этюд).

2 четверть:

Академический концерт (полифония, пьеса).

3 четверть:

Технический зачет (2 гаммы).

Зачет (в классе) по самостоятельной работе (1 пьеса). Школьный конкурс на лучшее исполнение характерной пьесы (1 пьеса).

4 четверть:

Переводной академический концерт (Крупная форма, пьеса, этюд)

14-20 различных музыкальных произведений в т.ч.

1-2 полифонии, 1-2 произведения крупной формы, 4-6 пьес, 2-3 ансамбля, 4-6 этюдов, 4-6 мажорных и минорных гамм, арпеджио, аккорды.




виды учебной деятельности

теоретические занятия

практические занятия

1.

Постановка аппарата

1

5

2.

История исполнительства

2

3

3.

Музыкально-теоретическая подготовка

2

-

4.

Учебно-техническая работа

2,5

15

5.

Учебно-художественная работа над репертуаром

2

14

6.

Чтение с листа

0,5

4,5

7.

Транспонирование

0,5

4,5

8.

Подбор по слуху

0,5

2,5

9.

Ансамбль

1

3,5




Итого 66

12 52


Основные учебные и воспитательные задачи:

Закрепление полученных в предыдущие годы обучения знаний, умений и навыков.

1. Постановка аппарата.
- воспитание правильной посадки;

- свобода движений, контролирование мышечной, плечевой и локтевой свободы;

- работа над собранностью руки;

- формирование цепкости пальцев.

- упражнения на координацию;

- система упражнений и создание условий для последующей беглости пальцев.

2. История исполнительства.
Изучение истории возникновения фортепиано, знакомство со старинными и современными клавишными инструментами: пианино, рояль, клавинова, клавесин, клавикорд, орган.

Воспитание эстетического вкуса, навыков восприятия классической музыки и умения слушать классическую музыку на концертах.

3. Музыкально – теоретическая работа.
Учащиеся должны усвоить следующие теоретические понятия:

- характеристика звучания: dolce, cantabile;

- размеры танцев и их характеристика: полька, вальс, менуэт полонез;

- ритмические фигуры на 3/8 и 6/8, пунктирный ритм, синкопа, умение играть со счетом данные ритмические рисунки;

- штрихи и их обозначения;

- вольта, реприза, мордент, форшлаг.

- динамические обозначения;

- темповые обозначения: allegro, allegretto, andantino, moderato, vivo.

Разбор нового произведения учащиеся должны осуществлять сразу двумя руками после предварительного просмотра, анализа и мысленного проигрывания со счетом.

4. Учебно – техническая работа.
Во втором классе у учащихся должны быть сформированы следующие технические навыки: удобство исполнения, звуковая ровность, основы беглости пальцев, свободные кистевые движения. Ведется активная работа над пальцевой техникой: упражнения Ганона, упражнения на развитие гибкости кисти, изучаются морденты и группетто. Вводится понятие «способы проучивания» Учащиеся должны знать и исполнять гаммы с симметричной аппликатурой в прямом и расходящемся движении в 4 октавы, хроматическую гамму двумя руками, арпеджио короткие и длинные двумя руками. Этюды в репертуаре должны быть более инструктивного характера и исполняться в подвижном темпе.

5. Учебно – художественная работа над произведением.
К окончанию второго класса у учащихся должны быть сформированы навыки чтения с листа и разучивания музыкальных произведений с последующим полным анализом (жанр, драматургия произведения, форма, развитие мелодии, фактурные особенности); параллельно разбираются новые моменты, которые не встречались в ранее разучиваемых произведениях.

Важное значение придается формированию исполнительских навыков, связанных с владением интонационной, темпо-ритмической, ладо-гармонической и артикуляционной выразительностью. Расширяются динамические и агогические нюансы, активно используется педаль. Большое внимание уделяется естественности и мягкости звучания, качеству легато.

6. Чтение с листа.
Правильно развитый навык разбора и чтения с листа предполагает умение охватывать произведение в целом на основе внимательного, грамотного, вдумчивого отношения к тексту.

Дальнейшее формирование навыка графического восприятия текста, знания, умения слышать и видеть в нотах простые интервалы, трезвучие с обращениями, умения определить фактуру.

Учащиеся должны уметь читать с листа произведения с простым аккомпанементом, в которых присутствует пунктирный ритм, знаки альтерации. («Пастушок», «Я на горку шла» - хрестоматия «Фортепианная игра под редакцией Николаева).

7. Транспонирование.
Для транспонирования используются простые мелодии с поступенным движением и по звукам трезвучия, с простыми интервалами и несложным ритмическим рисунком от 4 до 8 тактов с сохранением аппликатуры исходной тональности.

8. Подбор по слуху.
Подбор по слуху мелодий с простейшим аккомпанементом.

9. Ансамбль.
Во втором классе учащиеся обладают достаточными навыками для того, чтобы играть в паре друг с другом. Учащиеся должны уметь играть разные партии ансамбля и освоить первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план.

Примерные программы переводного академического концерта:
1 уровень трудности

- Штейбельт. Сонатина до-мажор.

-Беренс. 50 маленьких этюдов без октав, соч. 70, №22.

-Александров. Новогодняя полька.

2 уровень трудности

-Бетховен. Сонатина соль-мажор, 1 часть.

-К.Черни-Гермер, 1 часть, этюд №16.

- Дварионас. Прелюдия.

3 уровень трудности

- Кабалевский. Легкие вариации фа-мажор.

- К.Черни-Гермер, 1 часть, этюд №17.

- Чайковский. Итальянская песенка.

Третий класс.

Учебно-методический план. Содержание программы.

кол-во часов

тематическое планирование

учебно-методическое обеспечение

количественные характеристики

планируемые задания

2 часа

в

неделю

1.Дальнейшая работа над пальцевой техникой. 2.Работа над звукоизвлечением. 3.Упражнения в виде различных позиционных фигур,коротких трелей, мелизмов, репетиций. 4.Развитие слухового контроля. 5.Работа над педализацией.


1.Шмидт-Шкловская.

«О воспитании пианистических навыков». 2.Тургенева «Работа с начинающими

в ф-ных классах».

Сборники:

1.Милич.3 класс.

2.Популярные переложения эстрадных пьес. 3.И.С.Бах. Маленькие прелюдии и фуги, 2х-голосные инвенции. 4.Этюды Черни, Лешгорна, Лемуана. 5.Сонатины Клементи

1 четверть:

Тех. зачет (2гаммы, этюд).

2 четверть:

Академ. концерт (полифония, пьеса).

3 четверть:

Тех. зачет (2 гаммы). Зачет в классном порядке по самостоятельной работе. Школьный конкурс на лучшее исполнение характерной пьесы. (1 пьеса).

4 четверть:

Переводной академ. концерт (крупная форма, этюд, пьеса).

14-16 различных произведений: 1-2 полифонии, 1-2 крупные формы, 2-3 ансамбля, 3-4 пьесы (в том числе для самостоятельной работы), 3-4 этюда на различные виды техники, 4-6 гамм, 1-2 ансамбля, пьесы для чтения с листа.
1   2   3   4   5