|
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
в уч.
году
|
ТЕМЫ УРОКОВ | Дата
проведения
| ТИП урока;
МЕТОДЫ, применяемые
на уроке;
ФОРМЫ организации учебной деятельности.
| ПЛАНИРУЕМЫЕ
ЗНАНИЯ,
УМЕНИЯ,
НАВЫКИ.
| Опыты, оборудование
| по плану | фактически |
1
| Раздел I. Эволюция живого мира на Земле.
Глава 1. Введение. Биология – наука о жизни. (2 часа). 1. Введение. Биология – наука о жизни.
|
|
|
Вводный, обучающий. Комбинированный.
Лекция-беседа
| иметь представление: о месте общей биологии в системе биологических знаний, о значении биологической науки в целом;
знать: методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия;
уметь: показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснить значение общей биологии как интегрирующей науки.
|
наглядные пособия: таблицы «Гомологичные и аналогичные органы», «Палеонтологические ряды»;
раздаточный материал;
оборудование: таблица «Зародыши хордовых животных», дополнительная литература.
| 2
| 2. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о работах Ф. Энгельса и других ученых по изучению природы;
знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения - «жизнь», «изменить» и др.;
уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами.
| наглядные пособия: таблица «Уровни организации жизни»;
раздаточный материал;
оборудование: дополнительная литература.
| 3
| Глава 2. Развитие биологии в додарвинский период
(2 часа).
1. Становление систематики.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.;
знать: основные положения учения К. Линнея, понятия о классификации, бинарной номенклатуре, эволюции, виде;
уметь: объяснять, с точки зрения К. Линнея, причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.
|
наглядные пособия: таблица «Классификация растений»;
раздаточный материал: карточки, таблица «Уровни организации живой природы»;
оборудование.
| 4
| 2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление: о работах М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Геруша, К. Ф. Рулье;
знать: основные положения теории Ж. Б. Ламарка, законы ламаркизма;
уметь: объяснять многообразие живых организмов, их классификацию согласно теории Ж. Б. Ламарка.
| наглядные пособия: опорный конспект;
раздаточный материал;
оборудование.
| 5
| Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (4 часа).
1.Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление: о работах М. Лайеля, Велера, Щдейдена, Шванна, Рулье, Бекетова, основных этапах жизненного пути Ч. Дарвина;
знать: эволюционные взгляды Ч. Дарвина на изменяемость видов, сходства и различия между ними, многообразие живых организмов их приспособленность и роль среды в видообразовании;
уметь: охарактеризовать научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.
|
наглядные пособия: географическая карта, таблица «Формы...»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 6
| 2.Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о методах выведения новых пород животных и сортов растений;
знать определения: «селекция», «порода», «сорт», «изменчивость», «мутация», «искусственный отбор»;
уметь объяснить сущность искусственного отбора, отличия различных форм отбора, показать творческую роль отбора.
| наглядные пособия: таблица «Искусственный
отбор»;
раздаточный материал: фотографии, гербарий (породы животных; сорта растений).
| 7
| 3.Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
С.Р. по теме: Развитие биологических знаний.
| иметь представление о работе Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»;
знать: основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе; определения «естественный отбор», «борьба за существование»; виды борьбы за существование;
уметь использовать полученные знания для объяснения основных положений теории о естественном отборе.
| наглядные пособия: изображения севрюги, богомола.
| 8
| 4.Формы естественного отбора.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о работах И. И. Шмальгаузена по изучению стабилизирующего отбора, о других факторах эволюции;
знать: основные формы естественного отбора, определения «стабилизирующий отбор», «движущий отбор», «половой отбор», «половой диморфизм»;
уметь: объяснять механизм действия изученных форм отбора, приводить примеры.
| наглядные пособия: таблица «Формы естественного отбора».
|
9
| Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
(4 часа).
1. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.
|
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление: о многообразии адаптации живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;
знать понятия «адаптациогенез», «мимикрия», «адаптация», основные виды адаптации, механизмы возникновения приспособлений;
уметь: объяснить сущность приспособлений, приводить конкретные примеры адаптации.
|
наглядные пособия: таблица «Адаптации животных, растений»;
раздаточный материал: фотографии, изображения животных.
| 10
| 2. Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.
Лекция с элементами беседы.
|
| Л.-1: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображения животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.
| 11
| 3. Забота о потомстве.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Сообщения учащихся.
| иметь представление о многообразии форм заботы о потомстве;
знать определения «адаптациогенез», «забота о потомстве»;
уметь объяснить и иллюстрировать различные формы заботы о потомстве, эволюционный смысл заботы о потомстве.
| раздаточный материал: программированные карты.
| 12
| 4.Физиологические адаптации.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о многообразии физиологических адаптации;
знать: определение «физиологическая адаптация», механизм формирования адаптации;
уметь: приводить конкретные примеры физиологических адаптации, показать место и значение в эволюции.
| наглядные пособия: изображения животных, растений;
раздаточный материал;
оборудование.
| 13
| Глава 5. Микроэволюция
(3 часа).
1. Вид, его критерии и структуры.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление о работах отечественных ученых в этой области;
знать: определение «вида», основные критерии вида и его структуру, понятия «популяция», «эволюция», «микроэволюция», «макроэволюция»;
уметь: давать определения указанным терминам, объяснять структуру вида, критерии вида.
|
наглядные пособия: изображения нескольких организмов, относящихся к одному виду;
раздаточный материал;
оборудование.
| 14
| 2. Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида. Результаты искусственного отбора».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.
Лекция с элементами беседы.
|
| Л.-2: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.
| 15
| 3. Эволюционная роль мутаций.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| • иметь представление о работах Г. Де Фриза, С. С. Четверикова.
знать: понятие «мутация», «гетерозигота», «гомозигота», «микроэволюция», «популяция», «генофонд».
уметь: объяснить эволюционную роль мутаций, процессы, изменяющие генетическую структуру популяции, используя полученные знания.
| наглядные пособия: схема «Сукцессия», «Видообразование»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 16
17
| Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.
(3 часа).
1. Главные направления эволюции.
2. Основные направления эволюции.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление о работах отечественных ученых-эволюционистов;
знать определения: «микро-, макроэволюция», «биологический прогресс, регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «обитая дегенерация»;
уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции.
|
наглядные пособия: схема «Основные пути эволюционного процесса»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 18
| 3. Общие закономерности биологической эволюции.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о закономерностях биологической эволюции;
знать определения: «филогенез», «дивергенция», «конвергенция», «популяция»;
• уметь объяснить и иллюстрировать примерами основные формы филогенеза.
| наглядные пособия: таблица «Формы филогенеза»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 19
| Глава 7. Возникновение жизни на Земле
(2 часа).
1. Современные представления о возникновении жизни.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление: о многообразии теорий, гипотез на вопрос происхождения жизни; формулировок определения «жизнь»;
знать: основные этапы химической эволюции по теории Опарина, определения: «жизнь», «коацерваты», «абиогенный синтез»;
уметь: давать характеристику первичной атмосферы Земли, первичного океана, объяснять процессы, происходящие в этих средах, результаты этих процессов.
|
наглядные пособия: таблица «Матричный синтез»;
раздаточный материал;
оборудование: колба с S-образным изгибом.
| 20
| 2. Начальные этапы развития жизни.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о значении появления в ходе эволюции процессов фотосинтеза, многоклеточности, полового процесса;
знать: основные этапы биологической эволюции; определения: «прокариоты», «эукариоты», «гетеротрофы», «автотрофы», «хемосинтез», «фотосинтез», «симбиоз»;
уметь объяснять суть процессов происходивших на различных этапах биологической эволюции.
| наглядные пособия: таблица «Симбиогенное происхождение эукариот», «Вольвокс»;
раздаточный материал;
оборудование.
| |
|
|