Главная страница


Протокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии



НазваниеПротокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии
страница2/4
Дата10.04.2016
Размер0.75 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4


Календарно - тематическое планирование



п/п

в уч.

году


ТЕМЫ УРОКОВ


Дата

проведения

ТИП урока;

МЕТОДЫ, применяемые

на уроке;

ФОРМЫ организации учебной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ

ЗНАНИЯ,

УМЕНИЯ,

НАВЫКИ.


Опыты, оборудование

по плану

фактически



1

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле.



Глава 1. Введение. Биология – наука о жизни. (2 часа).


1. Введение. Биология – наука о жизни.








Вводный, обучающий.


Комбинированный.

Лекция-беседа

  • иметь представление: о месте общей биологии в системе биологических знаний, о значении биологической науки в целом;

  • знать: методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия;

  • уметь: показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснить значение общей биологии как интегрирующей науки.






  • наглядные пособия: таблицы «Гомологичные и аналогичные органы», «Палеонтологические ряды»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: таблица «Зародыши хордовых животных», дополнительная литература.




2

2. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о работах Ф. Энгельса и других ученых по изучению природы;

  • знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определе­ния - «жизнь», «изменить» и др.;

  • уметь: объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, проходящие в живых системах, с неживыми системами.




  • наглядные пособия: таблица «Уровни организации жизни»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: дополнительная литература.




3

Глава 2. Развитие биологии в додарвинский период

(2 часа).

1. Становление систематики.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


иметь представление: о некоторых работах ученых разных периодов: К. Бэра, М. В. Ломоносова, Ж. Кювье, Ж. С. Цира и др.;

  • знать: основные положения учения К. Линнея, понятия о классификации, бинарной номенклатуре, эволюции, виде;

  • уметь: объяснять, с точки зрения К. Линнея, причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.






  • наглядные пособия: таблица «Классификация растений»;

  • раздаточный материал: карточки, таблица «Уровни организации живой природы»;

  • оборудование.




4

2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление: о работах М. В. Ломоносова, А. Н. Радищева, Геруша, К. Ф. Рулье;

  • знать: основные положения теории Ж. Б. Ламарка, законы ламаркизма;

  • уметь: объяснять многообразие живых организмов, их классификацию согласно теории Ж. Б. Ламарка.




  • наглядные пособия: опорный конспект;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




5

Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора (4 часа).

1.Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


иметь представление: о работах М. Лайеля, Велера, Щдейдена, Шванна, Рулье, Бекетова, основных этапах жизненного пути Ч. Дарвина;

  • знать: эволюционные взгляды Ч. Дарвина на изменяемость видов, сходства и различия между ними, многообразие живых организмов их приспособленность и роль среды в видообразовании;

  • уметь: охарактеризовать научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.





  • наглядные пособия: географическая карта, таб­лица «Формы...»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




6

2.Учение Ч. Дарвина о искусственном отборе.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о методах выведения новых пород животных и сортов растений;

  • знать определения: «селекция», «порода», «сорт», «изменчивость», «мутация», «искусственный отбор»;

  • уметь объяснить сущность искусственного отбора, отличия различных форм отбора, показать творческую роль отбора.




  • наглядные пособия: таблица «Искусственный

отбор»;

  • раздаточный материал: фотографии, гербарий (породы животных; сорта растений).




7

3.Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

С.Р. по теме: Развитие биологических знаний.

  • иметь представление о работе Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»;

  • знать: основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе; определения «естественный отбор», «борьба за существование»; виды борьбы за существование;

  • уметь использовать полученные знания для объяснения основных положений теории о естественном отборе.




наглядные пособия: изображения севрюги, богомола.


8

4.Формы естественного отбора.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о работах И. И. Шмальгаузена по изучению стабилизирующего отбора, о других факторах эволюции;

  • знать: основные формы естественного отбора, определения «стабилизирующий отбор», «движущий отбор», «половой отбор», «половой диморфизм»;

  • уметь: объяснять механизм действия изученных форм отбора, приводить примеры.




наглядные пособия: таблица «Формы естественного отбора».



9

Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

(4 часа).

1. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.








Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


иметь представление: о многообразии адаптации живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;

  • знать понятия «адаптациогенез», «мимикрия», «адаптация», основные виды адаптации, механизмы возник­новения приспособлений;

  • уметь: объяснить сущность приспособлений, приводить конкретные примеры адаптации.






  • наглядные пособия: таблица «Адаптации животных, растений»;

  • раздаточный материал: фотографии, изображе­ния животных.




10

2. Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.





Л.-1: таблица с изображением различных типов ко­нечностей насекомых, изображения животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.


11

3. Забота о потомстве.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Сообщения учащихся.

  • иметь представление о многообразии форм заботы о потомстве;

  • знать определения «адаптациогенез», «забота о по­томстве»;

  • уметь объяснить и иллюстрировать различные формы заботы о потомстве, эволюционный смысл заботы о потомстве.




раздаточный материал: программированные карты.


12

4.Физиологические адаптации.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о многообразии физиологических адаптации;

  • знать: определение «физиологическая адаптация», ме­ханизм формирования адаптации;

  • уметь: приводить конкретные примеры физиологических адаптации, показать место и значение в эволюции.




  • наглядные пособия: изображения животных, растений;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




13

Глава 5. Микроэволюция

(3 часа).

1. Вид, его критерии и структуры.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление о работах отечественных ученых в этой области;

  • знать: определение «вида», основные критерии вида и его структуру, понятия «популяция», «эволюция», «микроэволюция», «макроэволюция»;

  • уметь: давать определения указанным терминам, объяснять структуру вида, критерии вида.





  • наглядные пособия: изображения нескольких организмов, относящихся к одному виду;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




14

2. Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида. Результаты искусственного отбора».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.





Л.-2: живые растения, чучела животных, гербарий с определительными карточками, изображения живых организмов из источников дополнительной информации.

15

3. Эволюционная роль мутаций.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


иметь представление о работах Г. Де Фриза, С. С. Четверикова.

  • знать: понятие «мутация», «гетерозигота», «гомозигота», «микроэволюция», «популяция», «генофонд».

  • уметь: объяснить эволюционную роль мутаций, процессы, изменяющие генетическую структуру популяции, используя полученные знания.




  • наглядные пособия: схема «Сукцессия», «Видообразование»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.

16

17

Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

(3 часа).

1. Главные направления эволюции.

2. Основные направления эволюции.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление о работах отечественных ученых-эволюционистов;

  • знать определения: «микро-, макроэволюция», «биологический прогресс, регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «обитая дегенерация»;

  • уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции.






  • наглядные пособия: схема «Основные пути эволюционного процесса»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




18

3. Общие закономерности биологической эволюции.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о закономерностях биологической эволюции;

  • знать определения: «филогенез», «дивергенция», «конвергенция», «популяция»;

уметь объяснить и иллюстрировать примерами основные формы филогенеза.

  • наглядные пособия: таблица «Формы филогенеза»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




19

Глава 7. Возникновение жизни на Земле

(2 часа).

1. Современные представления о возникновении жизни.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление: о многообразии теорий, гипотез на вопрос происхождения жизни; формулировок определения «жизнь»;

  • знать: основные этапы химической эволюции по теории Опарина, определения: «жизнь», «коацерваты», «абиогенный синтез»;

  • уметь: давать характеристику первичной атмосферы Земли, первичного океана, объяснять процессы, происходящие в этих средах, результаты этих процессов.






  • наглядные пособия: таблица «Матричный синтез»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: колба с S-образным изгибом.




20

2. Начальные этапы развития жизни.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о значении появления в ходе эволюции процессов фотосинтеза, многоклеточности, полового процесса;

  • знать: основные этапы биологической эволюции; оп­ределения: «прокариоты», «эукариоты», «гетеротрофы», «автотрофы», «хемосинтез», «фотосинтез», «симбиоз»;

  • уметь объяснять суть процессов происходивших на различных этапах биологической эволюции.




  • наглядные пособия: таблица «Симбиогенное происхождение эукариот», «Вольвокс»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.



1   2   3   4