|
| 21
| Глава 8. Развитие жизни на Земле
(6 часов).
1. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление о развитии природных условий в данные эры;
знать: важнейшие этапы эволюции; определения: «фотосинтез», «половой процесс», «ткань», «филогения», «геохронология»;
уметь: давать объяснения процессам, происходивших в архейскую и протерозойскую эры, объяснять их эволюционную значимость.
|
наглядные пособия: таблица «Геохронологическая таблица», опорный конспект.
раздаточный материал: коллекция «Трилобиты».
оборудование.
| 22
| 2. Жизнь в палеозойскую эру.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление: о процессах происходящих в периоды палеозойской эры;
знать: основные ароморфозы, происходящие с живыми организмами в различные периоды палеозойской эры; причины этих ароморфозов;
уметь: объяснять направления эволюции, характеризовать животный мир палеозоя, условия внешней среды и особенности строения живых организмов.
| наглядные пособия: «Геохронологическая таблица», изображения рассматриваемых животных (растений).
раздаточный материал;
оборудование.
| 23
| 3. Жизнь в мезозойскую эру.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о процессах, происходящих в мезозойскую эру на Земле;
знать определения: «ароморфоз», «идиоадаптация»;
уметь объяснять эволюционные преимущества цветковых растений, пресмыкающихся, млекопитающих.
| наглядные пособия: «Геохронологическая таблица»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 24
25
| 4. Жизнь в кайнозойскую эру.
5. Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление: о продолжительности кайнозойской эры, о ее периодах;
знать определения: «ароморфоз», «идиоадаптация»;
уметь давать объяснения процессам, происходившим в кайнозое.
| наглядные пособия: «Географическая карта», «Геохронологическая таблица».
раздаточный материал.
оборудование: опорный конспект.
| 26
| 6. Происхождение человека.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о происхождении человека, многообразии рас человека и их значении;
знать: основные этапы эволюции приматов и человека; понятия: «антропология», «антропогенез»;
уметь: объяснять движущие силы антропогенеза, приводить конкретные примеры для иллюстрации изученных сведений.
| наглядные пособия: таблицы «Австралопитек», «Неандерталец» и др.;
раздаточный материал;
оборудование: опорный конспект.
| 27
| Раздел II. Структурная организация живых организмов
Глава 9. Химическая организация клетки
(2 часа).
1. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
| | |
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление о химических веществах и соединениях, входящих в состав любого живого организма;
знать основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки;
уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности.
|
наглядные пособия: таблица «Строение молекулы воды»;
раздаточный материал;
оборудование: опорный конспект.
| 28
| 2. Органические вещества, входящие в состав клетки.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| • уметь объяснять значения органических веществ.
| наглядные пособия: таблицы «Строение белковой молекулы», «Нуклеиновые кислоты», «Углеводы», «Липиды»;
раздаточный материал;
оборудование: опорные конспекты.
| 29
30
31
| Итоговая работа за 1 полугодие.
Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
(3 часа).
1. Обмен веществ.
2. Энергетический обмен.
| | | Проверка знаний.
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление о процессе биосинтеза белков;
знать: определения «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность» и др.;
уметь: объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков.
|
Тесты, разноуровневые задания.
наглядные пособия: таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 32
| 3. Пластический обмен. Биосинтез белков.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление об энергетическом обмене веществ и его закономерностях;
знать определения: «энергетический обмен», «хемосинтез», «фотосинтез», «фотолиз» и др.;
уметь объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма.
| наглядные пособия: таблица «Фотосинтез»;
раздаточный материал;
оборудование: вытяжка хлорофилла.
| 33
| Глава 11. Строение и функции клеток
(7 часов).
1.Прокариотическая клетка.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление о многообразии различных форм бактерий;
знать определения: «эукариоты», «прокариоты», «органеллы»;
уметь: объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки.
|
наглядные пособия: таблицы «Многообразие клеток», «Строение бактериальной клетки»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 34
| 2. Эукариотическая клетка.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление об особенностях организации эукариотической клетки;
знать: основные органоиды входящие в состав эукариотической клетки; понятия «фагоцитоз», «пиноцитоз»;
уметь объяснить функции органелл животной клетки и растительной.
| наглядные пособия: таблица «Строение животной и растительной клеток».
раздаточный материал.
оборудование.
| 35
36
| 3. Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки».
4. Органоиды клетки. Цитоплазма.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.
Лекция с элементами беседы.
|
| Л.-3: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стекла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка.
| 37
| 5. Ядро и его строение.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о многообразие форм и размеров ядер в различных клетках;
знать определения: «хромосома», «кариотип», «центромера», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «диплоидный набор хромосом».
| наглядные пособия: таблица «Строение ядра», «Различные формы ядер»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 38
| 6. Деление клеток.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза;
знать понятия: «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки».
| наглядные пособия: таблица «Митоз»;
раздаточный материал;
оборудование: опорный конспект.
| 39
| 7. Клеточная теория.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление об истории изучения клетки;
знать основные положения клеточной теории строения организмов определения «клетка»;
уметь доказывать, что клетка является элементарной биологической системой.
| наглядные пособия: таблица «Многообразие клеток»;
раздаточный материал;
оборудование: опорный конспект.
|
40
| Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Глава 12. Размножение организмов (2 часа).
1. Бесполое размножение.
|
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление об основных формах размножения организмов;
знать понятия: «гермафродитизм», «партеногенез», «митоз», «спора», «вегетативное размножение», «почкование»;
уметь: объяснять суть различных способов бесполого размножения, их роль, приводить примеры.
|
наглядные пособия: таблица «Вегетативное размножение растений»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 41
| 2. Половое размножение. Развитие половых клеток.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о сути полового размножения;
знать определения: «мейоз», «гаметогенез», «кроссинговер», «конъюгация», «оплодотворение», «зигота» и др.;
уметь: объяснять процесс формирования половых клеток, иллюстрировать роль полового процесса.
| наглядные пособия: таблица «Мейоз»;
раздаточный материал;
оборудование: опорный конспект.
| 42
| Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа).
1. Эмбриональный период развития.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление о работах отечественных ученых в области эмбриологии;
знать понятия: «онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез» и др.;
уметь: характеризовать стадии эмбрионального развития, приводить примеры для выявленных закономерностей.
|
наглядные пособия: таблицы: «Индивидуальное развитие, «Строение яйца»»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 43
| 2. Постэмбриональный период развития.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о влиянии факторов внешней среды на индивидуальное развитие;
знать понятия: «метаморфоз», «рост», «развитие»;
уметь: объяснять различия в типах развития, приводить примеры прямого и непрямого типа развития, закономерности роста.
| наглядные пособия: таблица «Развитие насекомых»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 44
| 3.Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о факторах среды, влияющих на развитие организма, о критических периодах в развитии;
знать: понятие «эмбриональная дивергенция», формулировки биогенетического закона и закона зародышевого сходства;
уметь: объяснять общие закономерности развития, приводить примеры.
| наглядные пособия: таблица: «Зародышевое сходство у позвоночных»;
раздаточный материал;
оборудование.
|
45
| Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов.
Глава 14. Закономерности наследования признаков (8 часов).
1. Основные понятия генетики.
|
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление: об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности;
знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»;
уметь применять основные термины для объяснения закономерностей наследования.
|
наглядные пособия: портрет Г. Менделя;
раздаточный материал;
оборудование.
| 46
| 2. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление: о работах Г. Менделя, гибридологическом анализе;
знать: основные понятия и символы, применяемые в генетике; суть гибридологического метода изучения наследственности;
уметь применять на практике полученные знания по использованию генетических терминов и символов.
| наглядные пособия: таблица «Гибридологический метод»;
раздаточный материал: «Основные понятия и символика в генетике»;
оборудование.
| 47
| 3. Первый закон Г. Менделя. Второй закон Г. Менделя.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о работах Г. Менделя, по моногибридному скрещиванию;
знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач;
уметь: объяснять закономерности наследования признаков (генов), составлять схемы скрещивания.
| наглядные пособия: таблица «Гибридологический метод»;
раздаточный материал: «Моногибридное скрещивание»;
оборудование.
| 48
| 4. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Анализирующее скрещивание.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о закономерностях наследования при полигибридном скрещивании;
знать: терминологию и символику генетики; I, II, III законы Г. Менделя, закон чистоты гамет;
уметь: пользоваться генетической терминологией, записывать условия задачи при помощи символов, объяснять закономерности наследования.
| наглядные пособия: таблица «Дигибридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание».
раздаточный материал: текст задачи на закрепление.
оборудование.
| 49
| 5. Сцепленное наследование генов.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о группах сцепления, о работах Бетсона, Пеннета, Моргана по изучению наследования сцепленных генов;
знать: понятия «конъюгация», «кроссинговер», «группа сцепления»; основные генетические понятия и символы;
уметь: использовать полученные знания при объяснении закономерностей наследования, объяснять механизм сцепления генов и его нарушение.
| наглядные пособия: таблица «Мейоз».
раздаточный материал: Генетические карты различных живых организмов.
оборудование.
| 50
| 6. Генетика пола.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о работах Т. Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцепленных с полом;
знать: сущность процесса мейоза; определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»;
уметь: использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности.
| наглядные пособия: таблицы «Мейоз», «Наследование генов, сцепленных с полом»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 51
| 7. Взаимодействие генов.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о количественных закономерностях при различных типах взаимодействия неаллельных генов;
знать определения «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», «генотипическая среда»;
уметь использовать полученные знания при объяснении взаимодействий неаллельных генов.
| наглядные пособия: таблица «Взаимодействие генов»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 52
| 8. Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.
Лекция с элементами беседы.
|
| Л.-4: таблица с изображением различных типов конечностей насекомых, изображения животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.
| 53
| Глава 15. Закономерности изменчивости (2 часа).
1. Наследственная (генотипическая) изменчивость.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
знать определения «наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», «полиплоидия» и др.;
уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний.
|
наглядные пособия: таблица «Наследственная изменчивость»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 54
| 2. Фенотипическая изменчивость.
Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| знать определения «норма реакции», «фенотип», «модификация»;
уметь: объяснять зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций.
| наглядные пособия: таблица «Фенотипическая изменчивость»;
раздаточный материал;
оборудование.
Л.-5: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), могут быть использованы антропометрические данные учащихся, например рост, раздельно для девушек и юношей.
| 55
| Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов
(3 часа).
1. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| • иметь представление: о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
знать определения «селекция», «порода», «штамм», «сорт»;
уметь объяснять значение селекции как науки; значение знаний о центрах происхождения культурных растений.
|
наглядные пособия: таблица «Центры происхождения культурных растений»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 56
| 2. Методы селекции растений и животных.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о работах отечественных селекционеров;
знать понятия: «порода», «сорт», «гетерозис», «полиплоид»;
уметь объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных.
| наглядные пособия: изображения, фотографии, таблицы по каждому из рассматриваемых методов;
раздаточный материал;
оборудование.
| 57
| 3. Селекция микроорганизмов.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о биотехнологии, клеточной инженерии, генной инженерии;
знать понятия: «штамм», «биотехнология»;
уметь объяснять суть методов селекции микроорганизмов, их преимущества.
| наглядные пособия;
раздаточный материал;
оборудование.
|
58
| Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
Глава 17. Биосфера, её структуры и функции (6 часов).
1. Структура биосферы.
|
|
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление: о распространении организмов в биосфере, о работах В. И. Вернадского («Учение о биосфере»);
знать понятия: «живое вещество», «биогенное вещество», «косное вещество», «биокосное вещество»;
уметь: объяснять структуру биосферы, иллюстрировать ее функции, эволюцию биосферы.
|
наглядные пособия: таблица «Распространение организмов в биосфере»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 59
| 2. Круговорот веществ в природе.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о влиянии деятельности человека на биосферные процессы;
знать понятия: «биогеоценоз», «биогеохимический цикл», «парниковый эффект»;
уметь объяснять и иллюстрировать основные биохимические циклы.
| наглядные пособия: таблица «Биогеохимические циклы»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 60
| 3. История формирования сообществ живых организмов.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление: о некоторых типах взаимоотношений организмов, об истории возникновения материков;
знать основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов;
уметь: иллюстрировать эти влияния, приводить конкретные примеры.
| наглядные пособия: таблица «Геологическая история материков»;
раздаточный материал;
оборудование.
| 61
| 4. Биогеоценозы и биоценозы.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о работах В. Н. Сукачева по изучению структуры биоценозов и взаимосвязях его компонентов;
знать понятия: «биоценоз», «биогеоценоз», «биомасса»;
уметь: использовать полученные знания для объяснения структуры биоценоза, сравнивать биоценозы между собой.
| наглядные пособия;
раздаточный материал;
оборудование.
| 62
| 5. Факторы среды.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о многообразии экологических факторов;
знать основные экологические факторы;
• уметь объяснять их влияние и значение в природе.
| наглядные пособия;
раздаточный материал;
оборудование.
наглядные пособия: таблица «Ярусная структура лиственного леса»;
раздаточный материал;
оборудование: опорный конспект.
| 63
| 6. Взаимоотношения между организмами.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений;
знать понятия: «нейтрализм», «симбиоз», «антибиоз», «нахлебничество», «квартирантство», «хищничество», «паразитизм», «каннибализм»;
уметь: объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры.
| наглядные пособия: изображения различных живых организмов: «Симбионты», «Хищники», «Паразиты»;
раздаточный материал;
оборудование: опорный конспект.
| 64
| Глава 18. Биосфера и человек (3 часа).
1. Природные ресурсы и их использование.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
иметь представление об учении В. И. Вернадского о ноосфере;
знать понятия: «биосфера», «ноосфера», «антропогенный фактор»;
уметь: объяснять место и роль человека в биосфере, характеризовать природные ресурсы, приводить примеры их использования.
|
наглядные пособия;
раздаточный материал;
оборудование.
| 65
| 2. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;
знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;
уметь: приводить примеры таких влияний, находить пути решения этой проблемы.
| раздаточный материал: источники дополнительной информации;
| 66
| 3. Охрана природы и основы рационального природопользования.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| иметь представление о природоохранной деятельности на территории нашей области;
знать суть рационального природопользования;
уметь приводить примеры воздействий человеческого общества на среду обитания.
|
| 67
68
| 1. Обобщение изученного материала за курс «Общая биология. 9 класс».
2.ИТОГОВАЯ РАБОТА ЗА КУРС 9 КЛАССА.
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
|
|
| СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Курс начинается с раздела «ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ», в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и краткая история биологии, различные представления о развитии жизни на Земле и происхождении человека. На изучение тем по программе отводится 24 часа.
Далее следует раздел – «СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ». В этом разделе изучается химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации, деление клеток. Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов. На изучение данного раздела по программе отводиться часов – 10 часов.
Следующий раздел – «РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ». В нем рассматриваются формы размножения, механизмы деления клеток (митоза и мейоза), механизм полового размножения , а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ. биогенетический закон», где речь идет о таких важных вещах, как сходства и различия у эмбрионов позвоночных животных, о взаимосвязи индивидуального развития и исторического развития организмов, влияние внешних условий на раннее развитие организмов, о биогенетическом законе, сформулированным Ф. Мюллером и Э. Геккелем и дополненным А. Н. Северцовым. Материал этого раздела позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями. На изучении данного раздела отводится 5 часов.
Раздел «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ». В нем рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается закон Моргана и генетика пола. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы ИЗМЕНЧИВОСТИ. Даются разные типы изменчивости, Изучается генетика человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении. Последние уроки данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где рассматриваются научная деятельность Н. И. Вавилова, различные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. На изучение данного раздела отводится 14 часов.
В последнем разделе «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» рассматриваются структуры биосферы, круговорот веществ в природе, формирование сообществ живых существ, более детально, чем в предыдущих курсах биологии рассматриваются такие понятия как биоценозы и биогеоценозы, а также влияние различных факторов на организмы внутри этих ценозов. В конце раздела рассматриваются вопросы взаимосвязи человека с окружающей средой, последствия влияния человека на окружающую среду и охрана среды. На это отводится 11 часов. Данная программа реализована в учебнике: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Биология: Общие закономерности» (Учебник для общеобразовательных учреждений), Москва «Дрофа» 2007г.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
находить:
в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Формы контроля:
| устные ответы
тематические сообщения
самостоятельные работы
контрольные работы
тесты
зачётно - обобщающие урок.
|
|
|