Главная страница

Протокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии



НазваниеПротокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии
страница3/4
Дата10.04.2016
Размер0.75 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Курс начинается с раздела «ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ», в котором дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и краткая история биологии, различные представления о развитии жизни на Земле и происхождении человека. На изучение тем по программе отводится 24 часа.

Далее следует раздел – «СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ». В этом разделе изучается химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации, деление клеток. Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов. На изучение данного раздела по программе отводиться часов – 10 часов.

Следующий раздел – «РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ». В нем рассматриваются формы размножения, механизмы деления клеток (митоза и мейоза), механизм полового размножения , а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ. биогенетический закон», где речь идет о таких важных вещах, как сходства и различия у эмбрионов позвоночных животных, о взаимосвязи индивидуального развития и исторического развития организмов, влияние внешних условий на раннее развитие организмов, о биогенетическом законе, сформулированным Ф. Мюллером и Э. Геккелем и дополненным А. Н. Северцовым. Материал этого раздела позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями. На изучении данного раздела отводится 5 часов.

Раздел «НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ». В нем рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается закон Моргана и генетика пола. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы ИЗМЕНЧИВОСТИ. Даются разные типы изменчивости, Изучается генетика человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении. Последние уроки данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где рассматриваются научная деятельность Н. И. Вавилова, различные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. На изучение данного раздела отводится 14 часов.

В последнем разделе «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» рассматриваются структуры биосферы, круговорот веществ в природе, формирование сообществ живых существ, более детально, чем в предыдущих курсах биологии рассматриваются такие понятия как биоценозы и биогеоценозы, а также влияние различных факторов на организмы внутри этих ценозов. В конце раздела рассматриваются вопросы взаимосвязи человека с окружающей средой, последствия влияния человека на окружающую среду и охрана среды. На это отводится 11 часов.
Данная программа реализована в учебнике: В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Биология: Общие закономерности» (Учебник для общеобразовательных учреждений), Москва «Дрофа» 2007г.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии учащиеся должны

      знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  • использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

  • современную биологическую терминологию и символику;

      уметь:

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

21

Глава 8. Развитие жизни на Земле

(6 часов).

1. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление о развитии природных условий в данные эры;

  • знать: важнейшие этапы эволюции; определения: «фотосинтез», «половой процесс», «ткань», «филогения», «геохронология»;

  • уметь: давать объяснения процессам, происходивших в архейскую и протерозойскую эры, объяснять их эволюционную значимость.





  • наглядные пособия: таблица «Геохронологическая таблица», опорный конспект.

  • раздаточный материал: коллекция «Трилобиты».

  • оборудование.




22

2. Жизнь в палеозойскую эру.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление: о процессах происходящих в периоды палеозойской эры;

  • знать: основные ароморфозы, происходящие с живыми организмами в различные периоды палеозойской эры; причины этих ароморфозов;

  • уметь: объяснять направления эволюции, характеризовать животный мир палеозоя, условия внешней среды и особенности строения живых организмов.




  • наглядные пособия: «Геохронологическая таблица», изображения рассматриваемых животных (растений).

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




23

3. Жизнь в мезозойскую эру.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


иметь представление о процессах, происходящих в мезозойскую эру на Земле;

  • знать определения: «ароморфоз», «идиоадаптация»;

  • уметь объяснять эволюционные преимущества цветковых растений, пресмыкающихся, млекопитающих.




  • наглядные пособия: «Геохронологическая таблица»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.

24

25

4. Жизнь в кайнозойскую эру.

5. Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление: о продолжительности кайнозойской эры, о ее периодах;

  • знать определения: «ароморфоз», «идиоадаптация»;

  • уметь давать объяснения процессам, происходившим в кайнозое.




  • наглядные пособия: «Географическая карта», «Геохронологическая таблица».

  • раздаточный материал.

  • оборудование: опорный конспект.




26

6. Происхождение человека.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о происхождении человека, многообразии рас человека и их значении;

  • знать: основные этапы эволюции приматов и человека; понятия: «антропология», «антропогенез»;

  • уметь: объяснять движущие силы антропогенеза, приводить конкретные примеры для иллюстрации изученных сведений.




  • наглядные пособия: таблицы «Австралопитек», «Неандерталец» и др.;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: опорный конспект.




27

Раздел II. Структурная организация живых организмов

Глава 9. Химическая организация клетки

(2 часа).

1. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление о химических веществах и соединениях, входящих в состав любого живого организма;

  • знать основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки;

  • уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности.






  • наглядные пособия: таблица «Строение молекулы воды»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: опорный конспект.




28

2. Органические вещества, входящие в состав клетки.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


уметь объяснять значения органических веществ.


  • наглядные пособия: таблицы «Строение белковой молекулы», «Нуклеиновые кислоты», «Углеводы», «Липиды»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: опорные конспекты.




29

30

31

Итоговая работа за 1 полугодие.

Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

(3 часа).

1. Обмен веществ.

2. Энергетический обмен.

Проверка знаний.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление о процессе биосинтеза белков;

  • знать: определения «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность» и др.;

  • уметь: объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков.





Тесты, разноуровневые задания.


  • наглядные пособия: таблицы «Генетический код», «Биосинтез белка»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




32

3. Пластический обмен. Биосинтез белков.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление об энергетическом обмене веществ и его закономерностях;

  • знать определения: «энергетический обмен», «хемосинтез», «фотосинтез», «фотолиз» и др.;

  • уметь объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма.




  • наглядные пособия: таблица «Фотосинтез»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: вытяжка хлорофилла.




33

Глава 11. Строение и функции клеток

(7 часов).

1.Прокариотическая клетка.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление о многообразии различных форм бактерий;

  • знать определения: «эукариоты», «прокариоты», «органеллы»;

  • уметь: объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки.





  • наглядные пособия: таблицы «Многообразие клеток», «Строение бактериальной клетки»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




34

2. Эукариотическая клетка.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление об особенностях организации эукариотической клетки;

  • знать: основные органоиды входящие в состав эукариотической клетки; понятия «фагоцитоз», «пиноцитоз»;

  • уметь объяснить функции органелл животной клетки и растительной.




  • наглядные пособия: таблица «Строение животной и растительной клеток».

  • раздаточный материал.

  • оборудование.




35

36

3. Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки».

4. Органоиды клетки. Цитоплазма.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.





Л.-3: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стекла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка.


37

5. Ядро и его строение.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о многообразие форм и размеров ядер в различных клетках;

  • знать определения: «хромосома», «кариотип», «центромера», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «диплоидный набор хромосом».




  • наглядные пособия: таблица «Строение ядра», «Различные формы ядер»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.

38

6. Деление клеток.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза;

  • знать понятия: «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки».




  • наглядные пособия: таблица «Митоз»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: опорный конспект.




39

7. Клеточная теория.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление об истории изучения клетки;

  • знать основные положения клеточной теории строения организмов определения «клетка»;

  • уметь доказывать, что клетка является элементарной биологической системой.




  • наглядные пособия: таблица «Многообразие клеток»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: опорный конспект.





40

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Глава 12. Размножение организмов (2 часа).

1. Бесполое размножение.








Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление об основных формах размножения организмов;

  • знать понятия: «гермафродитизм», «партеногенез», «митоз», «спора», «вегетативное размножение», «почкование»;

  • уметь: объяснять суть различных способов бесполого размножения, их роль, приводить примеры.






  • наглядные пособия: таблица «Вегетативное размножение растений»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




41

2. Половое размножение. Развитие половых клеток.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о сути полового размножения;

  • знать определения: «мейоз», «гаметогенез», «кроссинговер», «конъюгация», «оплодотворение», «зигота» и др.;

  • уметь: объяснять процесс формирования половых клеток, иллюстрировать роль полового процесса.




  • наглядные пособия: таблица «Мейоз»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: опорный конспект.




42

Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа).

1. Эмбриональный период развития.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление о работах отечественных ученых в области эмбриологии;

  • знать понятия: «онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез» и др.;

  • уметь: характеризовать стадии эмбрионального развития, приводить примеры для выявленных закономерностей.







  • наглядные пособия: таблицы: «Индивидуальное развитие, «Строение яйца»»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




43

2. Постэмбриональный период развития.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о влиянии факторов внешней среды на индивидуальное развитие;

  • знать понятия: «метаморфоз», «рост», «развитие»;

  • уметь: объяснять различия в типах развития, приводить примеры прямого и непрямого типа развития, закономерности роста.




  • наглядные пособия: таблица «Развитие насекомых»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




44


3.Общие закономерности развития. Биогенетический закон.


Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о факторах среды, влияющих на развитие организма, о критических периодах в развитии;

  • знать: понятие «эмбриональная дивергенция», формулировки биогенетического закона и закона зародышевого сходства;

  • уметь: объяснять общие закономерности развития, приводить примеры.




  • наглядные пособия: таблица: «Зародышевое сходство у позвоночных»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.





45

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов.

Глава 14. Закономерности наследования признаков (8 часов).

1. Основные понятия генетики.








Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление: об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности;

  • знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»;

  • уметь применять основные термины для объяснения закономерностей наследования.






  • наглядные пособия: портрет Г. Менделя;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




46

2. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление: о работах Г. Менделя, гибридологическом анализе;

  • знать: основные понятия и символы, применяемые в генетике; суть гибридологического метода изучения наследственности;

  • уметь применять на практике полученные знания по использованию генетических терминов и символов.




  • наглядные пособия: таблица «Гибридологиче­ский метод»;

  • раздаточный материал: «Основные понятия и символика в генетике»;

  • оборудование.




47

3. Первый закон Г. Менделя. Второй закон Г. Менделя.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о работах Г. Менделя, по моногибридному скрещиванию;

  • знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач;

  • уметь: объяснять закономерности наследования при­знаков (генов), составлять схемы скрещивания.




  • наглядные пособия: таблица «Гибридологический метод»;

  • раздаточный материал: «Моногибридное скрещивание»;

  • оборудование.




48

4. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Анализирующее скрещивание.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о закономерностях наследования при полигибридном скрещивании;

  • знать: терминологию и символику генетики; I, II, III законы Г. Менделя, закон чистоты гамет;

  • уметь: пользоваться генетической терминологией, записывать условия задачи при помощи символов, объяснять закономерности наследования.




  • наглядные пособия: таблица «Дигибридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание».

  • раздаточный материал: текст задачи на закрепление.

  • оборудование.




49

5. Сцепленное наследование генов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о группах сцепления, о работах Бетсона, Пеннета, Моргана по изучению наследования сцепленных генов;

  • знать: понятия «конъюгация», «кроссинговер», «группа сцепления»; основные генетические понятия и символы;

  • уметь: использовать полученные знания при объяснении закономерностей наследования, объяснять механизм сцепления генов и его нарушение.




  • наглядные пособия: таблица «Мейоз».

  • раздаточный материал: Генетические карты различных живых организмов.

  • оборудование.




50

6. Генетика пола.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о работах Т. Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцеп­ленных с полом;

  • знать: сущность процесса мейоза; определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»;

  • уметь: использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности.




  • наглядные пособия: таблицы «Мейоз», «Наследование генов, сцепленных с полом»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




51

7. Взаимодействие генов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о количественных закономерностях при различных типах взаимодействия неаллельных генов;

  • знать определения «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «комплементарность», «полимерия», «эпистаз», «генотипическая среда»;

  • уметь использовать полученные знания при объяснении взаимодействий неаллельных генов.




  • наглядные пособия: таблица «Взаимодействие генов»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




52

8. Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.





Л.-4: таблица с изображением различных типов ко­нечностей насекомых, изображения животных из одного рода, источники дополнительной информации, определители или определительные карточки.


53

Глава 15. Закономерности изменчивости (2 часа).

1. Наследственная (генотипическая) изменчивость.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;

  • знать определения «наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», «полиплоидия» и др.;

  • уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний.






  • наглядные пособия: таблица «Наследственная изменчивость»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




54

2. Фенотипическая изменчивость.

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • знать определения «норма реакции», «фенотип», «модификация»;

  • уметь: объяснять зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций.




  • наглядные пособия: таблица «Фенотипическая изменчивость»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.

Л.-5: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), могут быть использованы антропометрические данные учащихся, например рост, раздельно для девушек и юношей.

55

Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов

(3 часа).

1. Центры многообразия и происхождения культурных растений.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


иметь представление: о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

  • знать определения «селекция», «порода», «штамм», «сорт»;

  • уметь объяснять значение селекции как науки; значение знаний о центрах происхождения культурных растений.






  • наглядные пособия: таблица «Центры происхождения культурных растений»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




56

2. Методы селекции растений и животных.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о работах отечественных селекционеров;

  • знать понятия: «порода», «сорт», «гетерозис», «полиплоид»;

  • уметь объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных.




  • наглядные пособия: изображения, фотографии, таблицы по каждому из рассматриваемых методов;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




57

3. Селекция микроорганизмов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о биотехнологии, клеточной инженерии, генной инженерии;

  • знать понятия: «штамм», «биотехнология»;

  • уметь объяснять суть методов селекции микроорганизмов, их преимущества.




  • наглядные пособия;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.





58

Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

Глава 17. Биосфера, её структуры и функции (6 часов).

1. Структура биосферы.









Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление: о распространении организмов в биосфере, о работах В. И. Вернадского («Учение о биосфере»);

  • знать понятия: «живое вещество», «биогенное вещество», «косное вещество», «биокосное вещество»;

  • уметь: объяснять структуру биосферы, иллюстрировать ее функции, эволюцию биосферы.






  • наглядные пособия: таблица «Распространение организмов в биосфере»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




59

2. Круговорот веществ в природе.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о влиянии деятельности человека на биосферные процессы;

  • знать понятия: «биогеоценоз», «биогеохимический цикл», «парниковый эффект»;

  • уметь объяснять и иллюстрировать основные биохимические циклы.




  • наглядные пособия: таблица «Биогеохимические циклы»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




60

3. История формирования сообществ живых организмов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление: о некоторых типах взаимоотношений организмов, об истории возникновения материков;

  • знать основные факторы, влияющие на процесс формирования сообществ живых организмов;

  • уметь: иллюстрировать эти влияния, приводить конкретные примеры.




  • наглядные пособия: таблица «Геологическая история материков»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




61

4. Биогеоценозы и биоценозы.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о работах В. Н. Сукачева по изучению структуры биоценозов и взаимосвязях его компонентов;

  • знать понятия: «биоценоз», «биогеоценоз», «биомасса»;

  • уметь: использовать полученные знания для объяснения структуры биоценоза, сравнивать биоценозы между собой.




  • наглядные пособия;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




62

5. Факторы среды.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о многообразии экологических факторов;

  • знать основные экологические факторы;

уметь объяснять их влияние и значение в природе.


  • наглядные пособия;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.

  • наглядные пособия: таблица «Ярусная структура лиственного леса»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: опорный конспект.




63

6. Взаимоотношения между организмами.








Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений;

  • знать понятия: «нейтрализм», «симбиоз», «антибиоз», «нахлебничество», «квартирантство», «хищничество», «паразитизм», «каннибализм»;

  • уметь: объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры.




  • наглядные пособия: изображения различных живых организмов: «Симбионты», «Хищники», «Паразиты»;

  • раздаточный материал;

  • оборудование: опорный конспект.




64

Глава 18. Биосфера и человек (3 часа).

1. Природные ресурсы и их использование.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




  • иметь представление об учении В. И. Вернадского о ноосфере;

  • знать понятия: «биосфера», «ноосфера», «антропогенный фактор»;

  • уметь: объяснять место и роль человека в биосфере, характеризовать природные ресурсы, приводить приме­ры их использования.






  • наглядные пособия;

  • раздаточный материал;

  • оборудование.




65

2. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;

  • знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;

  • уметь: приводить примеры таких влияний, находить пути решения этой проблемы.




  • наглядные пособия;

  • раздаточный материал: источники дополнительной информации;

  • оборудование.




66

3. Охрана природы и основы рационального природопользования.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


  • иметь представление о природоохранной деятельности на территории нашей области;

  • знать суть рационального природопользования;

  • уметь приводить примеры воздействий человеческого общества на среду обитания.







67

68

1. Обобщение изученного материала за курс «Общая биология. 9 класс».

2.ИТОГОВАЯ РАБОТА ЗА КУРС 9 КЛАССА.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.








Формы контроля:

устные ответы

  • тематические сообщения

  • самостоятельные работы

  • контрольные работы

  • тесты

  • зачётно - обобщающие урок.



1   2   3   4