Главная страница


Протокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии



НазваниеПротокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии
страница2/5
Дата10.04.2016
Размер0.94 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5


Календарно - Тематическое планирование в 10а классе



п/п

в уч.

году


ТЕМЫ УРОКОВ


Дата


ТИП урока;

МЕТОДЫ, применяемые на уроке;

ФОРМЫ организации учебной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ,

УМЕНИЯ, НАВЫКИ.


Опыты, оборудование


По плану

фактически

1

2

Введение. Биология как наука. Методы научного познания. (2 часа).


1. Введение.

2. Методы исследования в науке.








Вводный, обучающий.


Комбинированный.

Лекция-беседа

Ознакомить с особенностями общебиологических знаний, с их значением для практики; познакомить с методами научного познания живой природы.

Таблица «Науки о природе», портреты ученых-биологов.

3

Глава 1. Многообразие живого мира

(4 часа).

1. Уровни организации живой материи.



Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Раскрыть отличия живого от неживого; охарактеризовать уровни организации живого; показать их взаимосвязь; сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе.

Таблицы «Уровни организации живой материи», «Строение клетки», «Структура экосистемы», «Биосфера».

4

5

2. Критерии живых систем.

3. Развитие биологии как науки.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Дать представление об основных признаках живого.




6

4. Многообразие живых организмов.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.


Закрепить знания о методах исследования в биологии, об уровнях организации живой материи, о критериях живых систем.


Таблицы «Уровни организации живой материи», «Строение клетки», «Структура экосистемы», «Биосфера».



7

Раздел I. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Глава 2. Возникновение жизни на Земле

(10 часов).

1. Представления древних философов.




Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.



Охарактеризовать основные представления древних философов о возникновении жизни на Земле.



Портреты древних философов.

8

2. Работы Л. Пастера о возникновении жизни.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Ознакомить учащихся с работами Л. Пастора и их значением.


Портреты Л. Пастора, диафильм «Опыты Л. Пастора».

9

3. Теории вечности жизни.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Ознакомить учащихся с теориями вечной жизни.


Портреты ученых.

10

4. Материалистические теории.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Ознакомить учащихся с некоторыми материалистическими теориями возникновения жизни на Земле.


Портреты ученых

11

5. Эволюция химических элементов в космическом пространстве.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Ознакомить учащихся с теорией эволюции химических элементов в космическом пространстве.

Диафильм «Эволюция химических элементов в космическом пространстве».

12

6. Образование планетарных систем.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Ознакомить учащихся с теорией образование планетарных систем.


Диафильм «Образование планетарных систем».

13

7. Химические предпосылки возникновения жизни.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Ознакомить учащихся с химическими предпосылками возникновения жизни согласно теории образования планетарных систем, с источниками энергии, возрастом Земли и условиями среды на древней Земле.





14

8. Теория происхождения протобиополимеров.



Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Рассмотреть теорию происхождения протобиополимеров (термическая, низкотемпературная, коацерватная теории и теория адсорбции).

Диафильм «Происхождения протобиополимеров».

15

9. Начальные этапы биологической эволюции.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Рассмотреть начальные этапы биологической эволюции.

Диафильм «Начальные этапы биологической эволюции».

16

10. Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.


Проверить усвоение знаний о представлениях и теориях возникновения жизни на Земле, о химических предпосылках возникновения жизни, об эволюции протобионтов и начальных тапах биологической эволюции.

Тестовые задания на каждого ученика.

17

Раздел II. Учение о клетке.

Глава 3. Химическая организация клетки (9 часов).

1. Неорганические вещества в составе клетки.



Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Углубить знания о химическом составе клетки: макро- и микроэлементах, их роли в клетке; углубить знания о химическом составе клетки: неорганических веществах, их роли в клетке; охарактеризовать особенности строения молекулы воды в связи с её важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки; раскрыть значение катионов и анионов в жизнедеятельности клеток; сформировать умение доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном и химическом составе клетки.

Таблицы: «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и свойства молекулы воды»

18

19

2. Биологические полимеры  белки.

3. Функции белков.



Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Охарактеризовать особенности строения органических веществ; сформировать представление об уникальных особенностях строения молекул белков; углубить и расширить знания о важнейшей роли белков в жизнедеятельности живых организмов на основе изучения свойств и функций белков; сформировать знания о ферментах и их работе; продолжить формирование умения выявлять взаимосвязь строения и функции веществ.

Таблицы «Строение белка, уровни организации белковой молекулы», «Функции белков»; модель «Строение белковой молекулы».


20

4. Углеводы.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ; сформировать знания о строении и функциях углеводов, охарактеризовать их многообразие.


Таблицы «Строение и функции углеводов».

21

5. Жиры и липиды.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ на примере молекул жиров и липидов; продолжить формирование умения раскрывать взаимосвязь строения и функций молекул органических веществ.

Таблица «Строение жиров и липидов».

22

23

6. Нуклеиновые кислоты.

7. Практическая работа №1 «Решение генетических задач по коду ДНК».







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Сформировать знания об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе  хранении и передаче наследственной информации; охарактеризовать особенности строения и функций молекулы ДНК; раскрыть механизм удвоения ДНК; сформировать умение схематично изображать этот процесс; сформировать знания о строении и функциях молекул РНК и локализации их в клетке; о строении и функциях АТФ в обмене веществ.


Таблицы «Строение ДНК», «Строение РНК», «Строение АТФ»; модель молекулы ДНК

24

8. Аденозинтрифосфорная кислота.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Закрепить знания о роли химических связей в образовании и функционировании молекул белков, нуклеиновых кислот; углубить понимание взаимосвязи строения и функций химических веществ в клетке.


Таблицы, иллюстрирующие строение веществ, входящих в состав клетки; модель белка, модель ДНК.

25

9. Обобщение по теме «Химическая организация клетки».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.


Проверить усвоение знаний о содержании и роли химических элементов и веществ в клетке.


Тестовые задания на каждого ученика.

26

27

Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов (6 часов).

1. Анаболизм.

2. Биосинтез белка.



Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Углубить представление о процессе биосинтеза белков; знать определения «анаболизм», «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность» и др.; сформировать умение объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков.

Таблицы, иллюстрирующие схему анаболизма, биосинтеза белка.

28

3. Пластический обмен в клетке.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Углубить представление об энергетическом обмене веществ и его закономерностях; знать определения «энергетический обмен», «хемосинтез», «фотосинтез», «фотолиз» и др.; сформировать умение объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма; сформировать знания о взаимосвязи энергетического и пластического обмена.

Таблицы, иллюстрирующие схему катаболизма

29

4. Особенности обмена веществ в растительной клетке.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Продолжить углубление знаний о метаболизме на основе изучения способов питания организмов; сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать световую фазу фотосинтеза; охарактеризовать темновую фазу фотосинтеза, обосновать космическую роль зеленых растений, показать особенности фотосинтеза у прокариот; сформировать представление о хемосинтезе.

Таблицы «Процесс фотосинтеза», «Реакции хемосинтеза».

30

5. Повторение по теме:

« Обмен веществ в клетке».

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Систематизировать знания о процессах жизнедеятельности клеток, закрепить знания о ведущей роли ферментов во всех процессах жизнедеятельности клеток и организмов.


Таблица «Метаболизм», таблицы с изображением реакций фотосинтеза, хемосинтеза, этапов энергетического обмена.

31

6. Обобщение по теме: «Обмен веществ в клетке».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.


Проверить понимание учащимися сущности важнейшего процесса - метаболизма как единства процессов анаболизма и катаболизма; проверить знания о фотосинтезе и хемосинтезе, этапах энергетического обмена.


Тестовые задания на каждого ученика.

32

Глава 5. Строение и функции клеток

(13 часов).

1. Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

Лабораторная работа №1 «Строение эукариотических и прокариотических клеток».



Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.



Называть уровни клеточной организации, описывать строение прокариотической клетки, выделять особенности размножения бактериальной клетки, характеризовать процесс спорообразования. Объяснять причины быстрой реализации наследственной информации в бактериальной клетке, обосновывать значение прокариот в биоценозе. Знать их отличие от эукариотической, уметь сравнивать их.

Таблица «Строение прокариотической клетки».

33

2. Лабораторная работа №2 « Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Углубить общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; сформировать знания о строении и функциях мембраны и цитоплазмы.

Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотической клетки; модель «Строение клетки»; модель-аппликация «Разнообразие клеток живых организмов»; микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, соль, фильтровальная бумага, лук репчатый.


34

35

36

3. Строение и функции оболочки клетки.
4. Органоиды цитоплазмы.
5. Многообразие органоидов цитоплазмы. Лаб. Работа №3 « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений».







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Обобщить и углубить знания о строении эукариотической клетки; продолжить формирование знаний об особенностях строения и функциях органоидов клетки; раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов.


Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотических клеток растений и животных.
1   2   3   4   5