|
Календарно - Тематическое планирование в 10а классе
№
п/п
в уч.
году
|
ТЕМЫ УРОКОВ | Дата
| ТИП урока;
МЕТОДЫ, применяемые на уроке;
ФОРМЫ организации учебной деятельности.
| ПЛАНИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ,
УМЕНИЯ, НАВЫКИ.
| Опыты, оборудование
| По плану
| фактически
| 1
2
| Введение. Биология как наука. Методы научного познания. (2 часа). 1. Введение.
2. Методы исследования в науке.
|
|
|
Вводный, обучающий. Комбинированный.
Лекция-беседа
| Ознакомить с особенностями общебиологических знаний, с их значением для практики; познакомить с методами научного познания живой природы.
| Таблица «Науки о природе», портреты ученых-биологов.
| 3
| Глава 1. Многообразие живого мира
(4 часа).
1. Уровни организации живой материи.
| |
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Раскрыть отличия живого от неживого; охарактеризовать уровни организации живого; показать их взаимосвязь; сформировать умение вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе.
| Таблицы «Уровни организации живой материи», «Строение клетки», «Структура экосистемы», «Биосфера».
| 4
5
| 2. Критерии живых систем.
3. Развитие биологии как науки.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Дать представление об основных признаках живого.
|
| 6
| 4. Многообразие живых организмов.
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Закрепить знания о методах исследования в биологии, об уровнях организации живой материи, о критериях живых систем.
| Таблицы «Уровни организации живой материи», «Строение клетки», «Структура экосистемы», «Биосфера».
|
7
| Раздел I. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
Глава 2. Возникновение жизни на Земле
(10 часов).
1. Представления древних философов.
| |
|
Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Охарактеризовать основные представления древних философов о возникновении жизни на Земле.
|
Портреты древних философов.
| 8
| 2. Работы Л. Пастера о возникновении жизни.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Ознакомить учащихся с работами Л. Пастора и их значением.
| Портреты Л. Пастора, диафильм «Опыты Л. Пастора».
| 9
| 3. Теории вечности жизни.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Ознакомить учащихся с теориями вечной жизни.
| Портреты ученых.
| 10
| 4. Материалистические теории.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Ознакомить учащихся с некоторыми материалистическими теориями возникновения жизни на Земле.
| Портреты ученых
| 11
| 5. Эволюция химических элементов в космическом пространстве.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Ознакомить учащихся с теорией эволюции химических элементов в космическом пространстве.
| Диафильм «Эволюция химических элементов в космическом пространстве».
| 12
| 6. Образование планетарных систем.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Ознакомить учащихся с теорией образование планетарных систем.
| Диафильм «Образование планетарных систем».
| 13
| 7. Химические предпосылки возникновения жизни.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Ознакомить учащихся с химическими предпосылками возникновения жизни согласно теории образования планетарных систем, с источниками энергии, возрастом Земли и условиями среды на древней Земле.
|
| 14
| 8. Теория происхождения протобиополимеров.
| |
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Рассмотреть теорию происхождения протобиополимеров (термическая, низкотемпературная, коацерватная теории и теория адсорбции).
| Диафильм «Происхождения протобиополимеров».
| 15
| 9. Начальные этапы биологической эволюции.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Рассмотреть начальные этапы биологической эволюции.
| Диафильм «Начальные этапы биологической эволюции».
| 16
| 10. Обобщение по теме: «Возникновение жизни на Земле».
| | | Контроль знаний.
Репродуктивный. Тестирование.
| Проверить усвоение знаний о представлениях и теориях возникновения жизни на Земле, о химических предпосылках возникновения жизни, об эволюции протобионтов и начальных тапах биологической эволюции.
| Тестовые задания на каждого ученика.
| 17
| Раздел II. Учение о клетке.
Глава 3. Химическая организация клетки (9 часов).
1. Неорганические вещества в составе клетки.
| |
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Углубить знания о химическом составе клетки: макро- и микроэлементах, их роли в клетке; углубить знания о химическом составе клетки: неорганических веществах, их роли в клетке; охарактеризовать особенности строения молекулы воды в связи с её важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки; раскрыть значение катионов и анионов в жизнедеятельности клеток; сформировать умение доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном и химическом составе клетки.
| Таблицы: «Содержание химических элементов в клетке», «Строение и свойства молекулы воды»
| 18
19
| 2. Биологические полимеры белки.
3. Функции белков.
| |
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Охарактеризовать особенности строения органических веществ; сформировать представление об уникальных особенностях строения молекул белков; углубить и расширить знания о важнейшей роли белков в жизнедеятельности живых организмов на основе изучения свойств и функций белков; сформировать знания о ферментах и их работе; продолжить формирование умения выявлять взаимосвязь строения и функции веществ.
| Таблицы «Строение белка, уровни организации белковой молекулы», «Функции белков»; модель «Строение белковой молекулы».
| 20
| 4. Углеводы.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ; сформировать знания о строении и функциях углеводов, охарактеризовать их многообразие.
| Таблицы «Строение и функции углеводов».
| 21
| 5. Жиры и липиды.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Продолжить углубление знаний об особенностях строения органических веществ на примере молекул жиров и липидов; продолжить формирование умения раскрывать взаимосвязь строения и функций молекул органических веществ.
| Таблица «Строение жиров и липидов».
| 22
23
| 6. Нуклеиновые кислоты.
7. Практическая работа №1 «Решение генетических задач по коду ДНК».
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Сформировать знания об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе хранении и передаче наследственной информации; охарактеризовать особенности строения и функций молекулы ДНК; раскрыть механизм удвоения ДНК; сформировать умение схематично изображать этот процесс; сформировать знания о строении и функциях молекул РНК и локализации их в клетке; о строении и функциях АТФ в обмене веществ.
| Таблицы «Строение ДНК», «Строение РНК», «Строение АТФ»; модель молекулы ДНК
| 24
| 8. Аденозинтрифосфорная кислота.
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Закрепить знания о роли химических связей в образовании и функционировании молекул белков, нуклеиновых кислот; углубить понимание взаимосвязи строения и функций химических веществ в клетке.
| Таблицы, иллюстрирующие строение веществ, входящих в состав клетки; модель белка, модель ДНК.
| 25
| 9. Обобщение по теме «Химическая организация клетки».
| | | Контроль знаний.
Репродуктивный. Тестирование.
| Проверить усвоение знаний о содержании и роли химических элементов и веществ в клетке.
| Тестовые задания на каждого ученика.
| 26
27
| Глава 4. Метаболизм – основа существования живых организмов (6 часов).
1. Анаболизм.
2. Биосинтез белка.
| |
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Углубить представление о процессе биосинтеза белков; знать определения «анаболизм», «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность» и др.; сформировать умение объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков.
| Таблицы, иллюстрирующие схему анаболизма, биосинтеза белка.
| 28
| 3. Пластический обмен в клетке.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Углубить представление об энергетическом обмене веществ и его закономерностях; знать определения «энергетический обмен», «хемосинтез», «фотосинтез», «фотолиз» и др.; сформировать умение объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма; сформировать знания о взаимосвязи энергетического и пластического обмена.
| Таблицы, иллюстрирующие схему катаболизма
| 29
| 4. Особенности обмена веществ в растительной клетке.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Продолжить углубление знаний о метаболизме на основе изучения способов питания организмов; сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать световую фазу фотосинтеза; охарактеризовать темновую фазу фотосинтеза, обосновать космическую роль зеленых растений, показать особенности фотосинтеза у прокариот; сформировать представление о хемосинтезе.
| Таблицы «Процесс фотосинтеза», «Реакции хемосинтеза».
| 30
| 5. Повторение по теме:
« Обмен веществ в клетке».
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Систематизировать знания о процессах жизнедеятельности клеток, закрепить знания о ведущей роли ферментов во всех процессах жизнедеятельности клеток и организмов.
| Таблица «Метаболизм», таблицы с изображением реакций фотосинтеза, хемосинтеза, этапов энергетического обмена.
| 31
| 6. Обобщение по теме: «Обмен веществ в клетке».
| | | Контроль знаний.
Репродуктивный. Тестирование.
| Проверить понимание учащимися сущности важнейшего процесса - метаболизма как единства процессов анаболизма и катаболизма; проверить знания о фотосинтезе и хемосинтезе, этапах энергетического обмена.
| Тестовые задания на каждого ученика.
| 32
| Глава 5. Строение и функции клеток
(13 часов).
1. Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.
Лабораторная работа №1 «Строение эукариотических и прокариотических клеток».
| |
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Называть уровни клеточной организации, описывать строение прокариотической клетки, выделять особенности размножения бактериальной клетки, характеризовать процесс спорообразования. Объяснять причины быстрой реализации наследственной информации в бактериальной клетке, обосновывать значение прокариот в биоценозе. Знать их отличие от эукариотической, уметь сравнивать их.
| Таблица «Строение прокариотической клетки».
| 33
| 2. Лабораторная работа №2 « Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Углубить общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; сформировать знания о строении и функциях мембраны и цитоплазмы.
| Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотической клетки; модель «Строение клетки»; модель-аппликация «Разнообразие клеток живых организмов»; микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, соль, фильтровальная бумага, лук репчатый.
| 34
35
36
| 3. Строение и функции оболочки клетки. 4. Органоиды цитоплазмы. 5. Многообразие органоидов цитоплазмы. Лаб. Работа №3 « Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений».
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Обобщить и углубить знания о строении эукариотической клетки; продолжить формирование знаний об особенностях строения и функциях органоидов клетки; раскрывать взаимосвязь строения и функций органоидов.
| Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотических клеток растений и животных.
| |
|
|