Главная страница


Протокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии



НазваниеПротокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии
страница1/5
Дата10.04.2016
Размер0.94 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области

Краснозерская средняя общеобразовательная школа №1.

Утверждаю

Директор МБОУ Краснозерская СОШ№1

(Ф.И.О.)

Приказ №___

От «___»_______ 20___г.


Согласованно

на МС школы.

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Руководитель МС

(Ф.И.О.)

Рассмотрено на МО учителей географии, биологии, химии

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Руководитель МО

(Ф.И.О.)

Рабочая учебная программа по

БИОЛОГИИ

(наименование учебного предмета/курса)

10 КЛАСС

(степень образования/класс)

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(срок реализации программы)

Программу составил: Фоменко Анна Николаевна

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

р.п. Краснозерское 2014 год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта 2004г.

Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова 2007г, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Цели и задачи курса:

  • освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной естественнонаучной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

  • овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования; необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы), собственному здоровью (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изучение курса биологии на профильном уровне отводится в 10А классе – 102ч (3 часа в неделю), 10Б классе – 68ч, 2 часа в неделю (1 час из федерального компонента, 1 час из школьного компонента).

Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплексом: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин «Общая биолгия.10 класс». – М. «Дрофа»,2006год.

Тематический план 10б класс



тема

Количество часов

В том числе

Практические, лабораторные работы

П.Р Л.Р

Контрольные работы

1

Введение в биологию.

4




1

2

Возникновение жизни на Земле.

3




1

3

- Основы цитологии

-Метаболизм

- Строение и функции

клеток

- Итоговая работа за 1

полугодие


10

6

11

1

1

3

2

1

1

1

4

Размножение организмов.

5

4 1

1

5

Индивидуальное развитие организмов

3




1

6

Основы генетики.

14

6

1

7

Закономерности изменчивости

4

1

1

8

Основы селекции.

4

1




9

Итоговая работа за курс10 класса

1




1

10

Анализ итоговых работ

1







11

Обобщение по курсу 10 класс

1







итого

68 часов

(4 часа

резервное

время)

12 5

12


Календарно-тематическое планирование 10б класс



п\п

Дата

Тема раздела, темы уроков

Содержание урока

Кол-во часов

Практические,

лабораторные и

самостоятельные

работы




по плану

фактически

1

2

3








Введение. (4ч)

1. Предмет и задачи общей биологии.

2. Развитие биологии как науки.

3.Уровни организации живой материи.

Жизнь. Уровни организации: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционный, биогеоценотический, биосферный.

4




4







4.Критерии живых систем.

Метаболизм, онтогенез, филогенез, размножение, раздражимость, рефлекс.







5







Возникновение жизни на Земле. (3ч)

1. История представлений о возникновении жизни на Земле.

Абиогенез, биогенез, самозарождение жизни, работы Пастера.

3




6

7







2. Современные представления о возникновении жизни на Земле.

3. Тест по теме: «Возникновение жизни на Земле»

Кооцерватная гипотеза А.И. Опарина, Холдейна.




«Анализ и оценка различных гипотез о возникновении жизни на Земле».

Тест


8

9







Основы цитологии (10ч)

1. Химический состав клетки

2. Неорганические вещества.

Биоэлементы, микро-, макроэлементы, буферность, полярность воды.

10




10

11







3. Белки - биологические полимеры.

4. Функции белков.

Структура белка: первичная, вторичная, третичная. Пептидная связь. Денатурация. Свойства белков.




«Ферментативная активность каталазы»

12







5. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Моно-, ди-, полисахариды. Свойства углеводов.







13







6. Органические вещества - липиды.

Жиры, липоиды. Терморегуляторная функция, источник эндогенной воды.







14







7. Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеотида. Принцип комплементарности.







15







8. Практическая работа №1 «Решение задач по коду ДНК».

Виды РНК: транспортные, информационные, рибосомальные. Генетический код. Триплет.




Решение задач.

16







9. АТФ и другие органические соединения клетки.

Строение молекулы АТФ.







17







10. Обобщение по теме: «Химический состав клетки».







Разноуровневые задания.










Метаболизм - основа существования живых организмов. Анаболизм.

Ассимиляция. Транскрипция, трансляция.

6




18







1.Обмен веществ и энергии в клетке.

Таблицы







19







2. Энергетический обмен в клетке.

Катаболизм, диссимиляция. Глиголиз.




Заполнение таблицы.

20

21








3. Пластический обмен в клетке.

4. Синтез полипептидной цепи на рибосоме.


Автотрофы, фототрофы. Световая и темновая фазы фотосинтеза.







22







5. Особенности обмена веществ в растительной клетке.

Хемотрофы, гетеротрофы.







23







6. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии»







Тест

24








Строение и функции клеток.

1. Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

Лабораторная работа №1.

Прокариоты, мезосома, кольцевая хромосома, спорообразование

11

Лабораторная работа №1.

25







2.Лабораторная работа №2 « Строение эукариотических и прокариотических клеток».

Строение клеток.




Лабораторная работа №2

26







3. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.










27







4. Строение и функции оболочки клетки.

Л.р№3. «Плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки»

Эукариоты. Строение мембраны. Пино-, фагоцитоз.




Л.р.3 «Плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки»

28







5. Органоиды эукариотической клетки.

Цитоплазма. Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы) органоиды клетки.







29







6. Многообразие органоидов.

Немембранные ( рибосомы, клеточный центр, цитоскелет) органоиды клетки.







30







7. Клеточное ядро.

Кариоплазма, ядрышко, хроматин.







31







Итоговая работа за 1 полугодие.




1

Тест

32







8. Строение и функции хромосом.

Диплоидный и гаплоидный набор. Кариотип, центромера, гомологичные хромосомы.




«Изучение хромосом на готовых препаратах»

33







9. Неклеточные формы жизни – вирусы.

Вирусы и бактериофаги. Капсид. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп)







34







10. Клеточная теория строения организмов.

М.Шлейден и Т.Шванн. Положения клеточной теории.







35







11. Зачет по теме «Строение клетки».







Самостоятельная работа по карточкам

36







Размножение организмов.

1. Формы размножения организмов.

Практическая работа №2 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения».

Способы бесполого размножения: спорообразование, почкование, деление пополам, митоз.

5

Практическая работа №2

37







2. Митоз.

Лабораторная работа №4 «Изучение фаз митоза в корешках лука».

Партеногенез. Оплодотворение.




Лабораторная работа №4

38







3. Мейоз.

Практическая работа №3 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».

Гаплоидный набор хромосом. Коньюгация, кроссинговер.




Практическая работа №3

39







4. «П.р.№4 «Сравнение митоза и мейоза».







П.р. 4 «Сравнение митоза и мейоза, полового и бесполого размножения»

40







5. Двойное оплодотворение у цветковых растений.

Практическая работа №5 «Сравнение процессов оплодотворения цветковых растений и позвоночных животных».

Вегетативная и генеративная клетка, спермий.




Практическая работа №5

41







Индивидуальное развитие организмов.

1. Эмбриональный период развития.

Эмбриология, дробление, бластула, бластомер.

3




42







2. Постэмбриональный период.

Прямое и непрямое развитие, метаморфоз.







43







3. Обобщение по теме: «Индивидуальное развитие».

Биогенетический закон.







44







Основы генетики. 1.Основные понятия генетики.

Наследственность и изменчивость. Генотип и фенотип. Гомозигота и гетерозигота. Признаки (рецессивный и доминантный)

14




45







2.Первый закон Менделя.

Практическая работа №6 «Решение задач на

промежуточное наследование признаков».

Гибридизация. Доминирование. Моногибридное скрещивание. Чистые

линия. Закон единообразия.




Практическая работа №6







46

47







3. Второй закон Менделя.

4. Практическая работа №7 « Решение задач на моногибридное скрещивание».

Расщепление по генотипу и фенотипу. Гипотеза чистоты гамет.




Практическая работа №7

48







5. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Независимое комбинирование. Решетка Пенетта.







49







6. П.р.№8 «Решение генетических задач по законам Менделя».







П.р.8

50







7. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование.

Практическое значение анализирующего скрещивания.







51

52







8. Хромосомная теория наследственности (закон Т.Моргана)

9. П.р.№9 «Решение генетических задач на сцепленное наследование».

Группа сцепления, сцепленное наследование.




П.р.№9

53








10. П.р.№10 «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом».


Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитологический. Хромосомные болезни.




П.р.№10

54

55

56







11.Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

12. П.р.№11 «Решение генетических задач на взаимодействие генов».

13. Наследственные заболевания.

Комплементарность, кодоминирование, полимерия, плейотропия, эпистаз.




П.р.№11

57







14.Обобщение по теме «Основы генетики».







Самостоятельная работа по решению задач

58







Закономерности изменчивости. 1.Наследственная (генотипическая) изменчивость.

Комбинативная изменчивость.

4




59







2. Мутации.

Мутаген, мутагенез. Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные; генеративные, соматические.







60







3. Фенотипическая изменчивость.

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости».

Вариационный ряд, модификации, норма реакции.




Лабораторная работа №5

61







4. Обобщение по теме: «Закономерности наследственности и изменчивости».










62







Основы селекции.

1. Селекция, её задачи.

Одомашнивание. Селекция.

4




63







2. Центры многообразия культурных растений.










64







3. Методы селекции растений и животных.

П.р.№12

« Сравнительная характеристика пород, сортов».

Гетерозис, гибридизация, отбор. Порода, сорт.




П.р.№12


65







4.Селекция микроорганизмов.

Биотехнология, генная инженерия. Геном клонирование.







66







Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.




1

Тест

67







Анализ контрольной работы.










68







Обобщение по курсу 10 класса.




1




4 часа резервное время

Тематический план 10а класс



тема

Количество часов

В том числе

Практические, лабораторные работы

П.Р Л. Р

Контрольные работы

1

Введение.

2




1

2

Многообразие живого мира.

4







3

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

10




1

4

Учение о клетке:

- Химическая организация клетки

-Метаболизм

- Строение и функции клеток

- Итоговая работа за 1 полугодие


9

6

13

1

1

3

2

1

1

1

5

Размножение организмов.

6

4 1

1

6

Индивидуальное развитие организмов.

7




1

7

Основные понятия генетики.

1







8

Закономерности наследования признаков.

18

6

1

9

Закономерности изменчивости.

8

1

1

10

Основы селекции.

10

1

1

10

Итоговое повторение

8




1

итого

103 часов

( 5 часов резервное время)

12 5

13
  1   2   3   4   5