№
п\п
| Дата
| Тема раздела, темы уроков
| Содержание урока
| Кол-во часов
| Практические,
лабораторные и
самостоятельные
работы
|
|
по плану
| фактически
|
1
2
3
|
|
| Введение. (4ч)
1. Предмет и задачи общей биологии.
2. Развитие биологии как науки.
3.Уровни организации живой материи.
| Жизнь. Уровни организации: молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционный, биогеоценотический, биосферный.
| 4
|
|
4
|
|
| 4.Критерии живых систем.
| Метаболизм, онтогенез, филогенез, размножение, раздражимость, рефлекс.
|
|
|
5
|
|
| Возникновение жизни на Земле. (3ч)
1. История представлений о возникновении жизни на Земле.
| Абиогенез, биогенез, самозарождение жизни, работы Пастера.
| 3
|
|
6
7
|
|
| 2. Современные представления о возникновении жизни на Земле.
3. Тест по теме: «Возникновение жизни на Земле»
| Кооцерватная гипотеза А.И. Опарина, Холдейна.
|
| «Анализ и оценка различных гипотез о возникновении жизни на Земле».
Тест
|
8
9
|
|
| Основы цитологии (10ч)
1. Химический состав клетки
2. Неорганические вещества.
| Биоэлементы, микро-, макроэлементы, буферность, полярность воды.
| 10
|
|
10
11
|
|
| 3. Белки - биологические полимеры.
4. Функции белков.
| Структура белка: первичная, вторичная, третичная. Пептидная связь. Денатурация. Свойства белков.
|
| «Ферментативная активность каталазы»
|
12
|
|
| 5. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.
| Моно-, ди-, полисахариды. Свойства углеводов.
|
|
|
13
|
|
| 6. Органические вещества - липиды.
| Жиры, липоиды. Терморегуляторная функция, источник эндогенной воды.
|
|
|
14
|
|
| 7. Нуклеиновые кислоты.
| Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеотида. Принцип комплементарности.
|
|
|
15
|
|
| 8. Практическая работа №1 «Решение задач по коду ДНК».
| Виды РНК: транспортные, информационные, рибосомальные. Генетический код. Триплет.
|
| Решение задач.
|
16
|
|
| 9. АТФ и другие органические соединения клетки.
| Строение молекулы АТФ.
|
|
|
17
|
|
| 10. Обобщение по теме: «Химический состав клетки».
|
|
| Разноуровневые задания.
|
|
|
| Метаболизм - основа существования живых организмов. Анаболизм.
| Ассимиляция. Транскрипция, трансляция.
| 6
|
|
18
|
|
| 1.Обмен веществ и энергии в клетке.
| Таблицы
|
|
|
19
|
|
| 2. Энергетический обмен в клетке.
| Катаболизм, диссимиляция. Глиголиз.
|
| Заполнение таблицы.
|
20
21
|
|
| 3. Пластический обмен в клетке.
4. Синтез полипептидной цепи на рибосоме.
| Автотрофы, фототрофы. Световая и темновая фазы фотосинтеза.
|
|
|
22
|
|
| 5. Особенности обмена веществ в растительной клетке.
| Хемотрофы, гетеротрофы.
|
|
|
23
|
|
| 6. Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии»
|
|
| Тест
|
24
|
|
| Строение и функции клеток.
1. Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.
Лабораторная работа №1.
| Прокариоты, мезосома, кольцевая хромосома, спорообразование
| 11
| Лабораторная работа №1.
|
25
|
|
| 2.Лабораторная работа №2 « Строение эукариотических и прокариотических клеток».
| Строение клеток.
|
| Лабораторная работа №2
|
26
|
|
| 3. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.
|
|
|
|
27
|
|
| 4. Строение и функции оболочки клетки.
Л.р№3. «Плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки»
| Эукариоты. Строение мембраны. Пино-, фагоцитоз.
|
| Л.р.3 «Плазмолиз и деплазмолиз растительной клетки»
|
28
|
|
| 5. Органоиды эукариотической клетки.
| Цитоплазма. Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы) органоиды клетки.
|
|
|
29
|
|
| 6. Многообразие органоидов.
| Немембранные ( рибосомы, клеточный центр, цитоскелет) органоиды клетки.
|
|
|
30
|
|
| 7. Клеточное ядро.
| Кариоплазма, ядрышко, хроматин.
|
|
|
31
|
|
| Итоговая работа за 1 полугодие.
|
| 1
| Тест
|
32
|
|
| 8. Строение и функции хромосом.
| Диплоидный и гаплоидный набор. Кариотип, центромера, гомологичные хромосомы.
|
| «Изучение хромосом на готовых препаратах»
|
33
|
|
| 9. Неклеточные формы жизни – вирусы.
| Вирусы и бактериофаги. Капсид. Меры профилактики вирусных заболеваний (СПИД, грипп)
|
|
|
34
|
|
| 10. Клеточная теория строения организмов.
| М.Шлейден и Т.Шванн. Положения клеточной теории.
|
|
|
35
|
|
| 11. Зачет по теме «Строение клетки».
|
|
| Самостоятельная работа по карточкам
|
36
|
|
| Размножение организмов.
1. Формы размножения организмов.
Практическая работа №2 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения».
| Способы бесполого размножения: спорообразование, почкование, деление пополам, митоз.
| 5
| Практическая работа №2
|
37
|
|
| 2. Митоз.
Лабораторная работа №4 «Изучение фаз митоза в корешках лука».
| Партеногенез. Оплодотворение.
|
| Лабораторная работа №4
|
38
|
|
| 3. Мейоз.
Практическая работа №3 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».
| Гаплоидный набор хромосом. Коньюгация, кроссинговер.
|
| Практическая работа №3
|
39
|
|
| 4. «П.р.№4 «Сравнение митоза и мейоза».
|
|
| П.р. 4 «Сравнение митоза и мейоза, полового и бесполого размножения»
|
40
|
|
| 5. Двойное оплодотворение у цветковых растений.
Практическая работа №5 «Сравнение процессов оплодотворения цветковых растений и позвоночных животных».
| Вегетативная и генеративная клетка, спермий.
|
| Практическая работа №5
|
41
|
|
| Индивидуальное развитие организмов.
1. Эмбриональный период развития.
| Эмбриология, дробление, бластула, бластомер.
| 3
|
|
42
|
|
| 2. Постэмбриональный период.
| Прямое и непрямое развитие, метаморфоз.
|
|
|
43
|
|
| 3. Обобщение по теме: «Индивидуальное развитие».
| Биогенетический закон.
|
|
|
44
|
|
| Основы генетики. 1.Основные понятия генетики.
| Наследственность и изменчивость. Генотип и фенотип. Гомозигота и гетерозигота. Признаки (рецессивный и доминантный)
| 14
|
|
45
|
|
| 2.Первый закон Менделя.
Практическая работа №6 «Решение задач на
промежуточное наследование признаков».
| Гибридизация. Доминирование. Моногибридное скрещивание. Чистые
линия. Закон единообразия.
|
| Практическая работа №6
|
|
|
46
47
|
|
| 3. Второй закон Менделя.
4. Практическая работа №7 « Решение задач на моногибридное скрещивание».
| Расщепление по генотипу и фенотипу. Гипотеза чистоты гамет.
|
| Практическая работа №7
|
48
|
|
| 5. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
| Независимое комбинирование. Решетка Пенетта.
|
|
|
49
|
|
| 6. П.р.№8 «Решение генетических задач по законам Менделя».
|
|
| П.р.8
|
50
|
|
| 7. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование.
| Практическое значение анализирующего скрещивания.
|
|
|
51
52
|
|
| 8. Хромосомная теория наследственности (закон Т.Моргана)
9. П.р.№9 «Решение генетических задач на сцепленное наследование».
| Группа сцепления, сцепленное наследование.
|
| П.р.№9
|
53
|
|
| 10. П.р.№10 «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом».
| Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитологический. Хромосомные болезни.
|
| П.р.№10
|
54
55
56
|
|
| 11.Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.
12. П.р.№11 «Решение генетических задач на взаимодействие генов».
13. Наследственные заболевания.
| Комплементарность, кодоминирование, полимерия, плейотропия, эпистаз.
|
| П.р.№11
|
57
|
|
| 14.Обобщение по теме «Основы генетики».
|
|
| Самостоятельная работа по решению задач
|
58
|
|
| Закономерности изменчивости. 1.Наследственная (генотипическая) изменчивость.
| Комбинативная изменчивость.
| 4
|
|
59
|
|
| 2. Мутации.
| Мутаген, мутагенез. Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные; генеративные, соматические.
|
|
|
60
|
|
| 3. Фенотипическая изменчивость.
Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости».
| Вариационный ряд, модификации, норма реакции.
|
| Лабораторная работа №5
|
61
|
|
| 4. Обобщение по теме: «Закономерности наследственности и изменчивости».
|
|
|
|
62
|
|
| Основы селекции.
1. Селекция, её задачи.
| Одомашнивание. Селекция.
| 4
|
|
63
|
|
| 2. Центры многообразия культурных растений.
|
|
|
|
64
|
|
| 3. Методы селекции растений и животных.
П.р.№12
« Сравнительная характеристика пород, сортов».
| Гетерозис, гибридизация, отбор. Порода, сорт.
|
| П.р.№12
|
65
|
|
| 4.Селекция микроорганизмов.
| Биотехнология, генная инженерия. Геном клонирование.
|
|
|
66
|
|
| Итоговая контрольная работа за курс 10 класса.
|
| 1
| Тест
|
67
|
|
| Анализ контрольной работы.
|
|
|
|
68
|
|
| Обобщение по курсу 10 класса.
|
| 1
|
|