|
| 37
38
39
| 6. Включения цитоплазмы. 7. Клеточное ядро. 8. Хромосомный набор клетки.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Углубить знания о ядре как важнейшем компоненте эукариотической клетки; охарактеризовать важнейшие структуры ядра; раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава; сформировать знания о хромосомах как носителях наследственности.
| Таблицы, иллюстрирующие строение клетки, микроскопы, готовые микропрепараты для изучения хромосом.
| 40
| 9. История изучения клетки.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза; знать понятия: «митоз», «стадии митоза», «цитокинез», «жизненный цикл клетки».
| Таблицы, иллюстрирующие митотическое деление клеток, жизненный цикл клетки.
| 41
42
| 10. Неклеточные формы жизни - вирусы.
11. Вирусные болезни.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Познакомить учащихся с вирусологией, жизнью вирусов в природе и ролью в жизни людей; сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой; дать представление о вирусных заболеваниях, встречающихся у человека, об опасности заражения вирусом СПИДа.
| Таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, их взаимодействие с клеткой; видеоэнциклопедия
для народного образования: Анатомия и физиология человека, выпуск 1, фрагмент «Кровь».
| 43
| 12. Повторение по теме: «Строение клетки».
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Закрепить знания о строении и функционировании клетки, взаимосвязях органоидов клетки на основе её целостности.
| Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотических и прокариотических клеток.
| 44
| 13. Обобщение по теме «Строение и функции клеток».
| | | Контроль знаний.
Репродуктивный. Тестирование.
| Проверить усвоение знаний о строении и функционировании клетки, взаимосвязях органоидов клетки на основе её целостности.
| Тестовые задания на каждого ученика.
| 45
| Итоговая работа за 1 полугодие.
| | |
|
|
|
46
| Раздел III. Размножение и развитие организмов.
Глава 6. Размножение организмов
(6 часов).
1. Формы размножения организмов.
Практ. Работа №2 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения».
| |
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов; расширить и углубить знания о размножении на примере бесполого размножения; охарактеризовать способы бесполого размножения, практическое значение этого способов.
| Таблицы, иллюстрирующие способы бесполого размножения организмов; комнатные астения, размножающиеся вегетативно.
| 47
48
49
50
51
| 2. Митоз.
Лабор. Работа №4 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука». 3. Половое размножение.
Практ.раб. №3 «Сравнения процессов развития половых клеток у растений и животных». 4. Мейоз. 5. Практ. раб. №4 «Сравнение процессов митоза и мейоза». 6. Оплодотворение.
Практ. раб. №5 «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Расширить и углубить знания о размножении на примере полового размножения; охарактеризовать способы полового размножения, практическое значение этого из способов; сформировать знания о механизмах мейоза, его биологической роли; раскрыть особенности протекания каждой фазы мейоза; раскрыть механизм обмена генами между гомологичными хромосомами; выявить сходство и различие митоза и делений мейоза, их биологической сущности.
сформировать знания об образовании гамет (половых клеток), раскрыть особенности созревания гамет в результате мейоза, познакомить со спецификой половых клеток (гамет).
сформировать знания о сущности оплодотворения, об особенностях оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; формировать умение делать вывод о материальном единстве живой природы.
| Таблицы, иллюстрирующие способы полового размножения организмов, митоз и мейоз, схемы гаметогенеза, процесс оплодотворения у растений и животных; таблица с изображением строения цветка, с изображением двойного оплодотворения у цветковых растений; модель-аппликация «Деление клетки. Митоз и мейоз», модель-аппликация «Гаметогенез у животных»; модель цветка.
| 52
| Глава 7. Индивидуальное развитие организмов
(7 часов).
1. Онтогинез.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
|
| 53
| 2. Эмбриональный период развития.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Познакомить с историей учения об онтогенезе сформировать знания об онтогенезе, его цитологических основах, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии организмов, изучить стадии дробления и гаструляции, познакомить учащихся с закономерностями органогенеза и проявлением эмбриональной индукции.
| Таблицы «Стадии онтогенеза хордовых», «Эмбриональная индукция».
| 54
| 3. Постэмбриональное развитие.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Раскрыть закономерности постэмбрионального периода развития организмов; сформировать знания о двух типах постэмбрионального развития: прямом и непрямом; познакомить с особенностями онтогенеза у растений.
| Таблицы, иллюстрирующие прямое и непрямое развитие у животных, стадии развития растений.
| 55
| 4. Биогенетический закон.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Продолжить формирование и углубление знаний об эмбриональном развитии, сформировать знания о сущности и проявлениях биогенетического закона; познакомить с историей открытия биогенетического закона; продолжить углубление знаний о материальном единстве живой природы.
| Таблицы «Стадии онтогенеза хордовых»; «Зародыши позвоночных».
| 56
| 5. Развитие организмов и окружающая среда.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Доказать зависимость развития организмов от факторов окружающей среды.
|
| 57
| 6. Повторение по теме: «Индивидуальное развитие организма».
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Закрепить знания об особенностях развития организмов: эмбрионального, постэмбрионального; формировать гигиенические навыки учащихся на основе раскрытия вредного влияния алкоголя и других наркотических веществ на развитие зародыша человека.
| Таблицы, иллюстрирующие эмбриональное развитие организмов; таблица, иллюстрирующая биогенетический закон.
| 58
| 7. Обобщение по теме: «Индивидуальное развитие организмов».
| | | Контроль знаний.
Репродуктивный. Тестирование.
| Проверить усвоение знаний о сущности размножения, его биологической роли, знание форм размножения, цитологических основ бесполого и полового размножения, проверить умение раскрывать причины постоянства числа и формы хромосом в материнских и дочерних клетках, у родителей и потомства.
| Тестовые задания на каждого ученика.
| 59
| Раздел IV. Основы генетики и селекции.
Глава 8. Основные понятия генетики (1 час).
1. Основные понятия генетики
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Познакомить обучающихся с краткой историей генетики, предметом изучения этой науки наследственностью и изменчивостью, методами и задачами генетики; начать формирование основных понятий генетики.
| Портреты ученых-генетиков.
| 60
| Глава 9. Закономерности наследования признаков
(18 часов).
1. Гибридологический метод изучения наследования признаков.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Раскрыть сущность основного метода генетики гибридологического.
|
| 61
| 2. Первый закон Менделя.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Познакомить учащихся с опытами Г.Менделя, сформировать знания о моногибридном скрещивании, первом законе Г. Менделя; раскрыть формулировку закона единообразия гибридов первого поколения; формировать умение пользоваться генетической символикой.
| Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель-аппликация «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы».
| 62
| 3. Второй закон Менделя.
Практ. раб. №6 «Решение задач на моногибридное скрещивание».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Продолжить знакомство учащихся с опытами Г.Менделя, сформировать знания о втором законе Г. Менделя; раскрыть формулировку закона расщепления; продолжить формировать умение пользоваться генетической символикой.
| Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя.
| 63
| 4. Цитологические основы законов Менделя.
Практ. раб. №7 «Решение задач на промежуточное наследование признаков».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Сформировать знания о цитологических основах законов Г. Менделя, раскрыть сущность гипотезы чистоты гамет; продолжить углубление знаний основных понятий генетики, формировать умения пользоваться генетической символикой.
| Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель-аппликация «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы».
| 64
| 5. Анализирующее скрещивание.
| | |
|
|
| 65
66
67
| 6. Дигибридное скрещивание. 7. Третий закон Менделя.
Практ. раб. №8 «Решение задач по законам Менделя».
8. Кодоминирование.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности; показать на примере ди- и полигибридного скрещивания проявление третьего закона Менделя; раскрыть цитологические основы закона независимого комбинирования признаков; раскрыть статистическую природу закона независимого наследования признаков, доказать статистический характер явления расщепления признаков; охарактеризовать анализирующее скрещивание и убедить учащихся в его практическом значении; сформировать знания о промежуточном наследовании, о явлении неполного доминирования.
| Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя, законы наследственности; модель-аппликация «Дигибридное скрещивание и его цитологические основы», модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов».
| 68
69
70
| 9. Хромосомная теория наследственности. 10. Сцепленное наследование генов. 11. Практ. раб. №9 «Решение задач на сцепленное наследование генов».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Углубить знания о локализации генов в хромосомах; сформировать знания об основных положениях хромосомной теории наследственности; раскрыть сущность явления сцепленного наследования закона Моргана; сформировать знания о группах сцепления и генетических картах.
| Таблица, иллюстрирующая расположение генов в хромосомах, модель-аппликация «Перекрест хромосом».
| 71
| 12. Генетика пола.
Практ. раб. № 10 «Решение задач на наследование признаков, связанных с полом».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола; об особенностях половых хромосом, аутосом; объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, гены которых расположены в половых хромосомах.
| Таблицы, иллюстрирующие наследование признаков, сцепленных с полом, модель-аппликация.
| 72
| 13. Генотип как целостная система.
Практ. раб. № 11 «решение задач на взаимодействие аллельных генов».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Обобщить и углубить знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе; раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия друг с другом генов, влияющих на проявление различных признаков.
| Таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия генов; модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов», модель-аппликация «Генетика групп крови».
| 73
| 14. Взаимодействие неаллельных генов.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Обобщить и углубить знания о целостности генотипа, о сущности взаимодействия неаллельных генов, о множественном действии генов.
| Таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия неаллельных генов, модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов».
| 74
75
| 15. Решение задач по схемам.
16. Повторение материала по генетике.
| | | Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.
Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений
Лекция с элементами бесед, решение задач.
| Закрепить знание сущности первого, второго и третьего законов Менделя, гипотезы чистоты гамет, о локализации генов в хромосомах, о сущности явления сцепленного наследования законе Моргана, о группах сцепления и генетических картах, о локализации генов в хромосомах, о хромосомном механизме определения пола, о причинах возникновения некоторых генетических болезней, гены которые расположены в половых хромосомах, о целостности генотипа, о сущности взаимодействия неаллельных генов; сформировать навыки решения задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование, на дигибридное скрещивание, на количественные закономерности при полигибридном скрещивании, на отклонения от статистических закономерностей, на наследование при сцеплении и кроссинговере, на наследование признаков, сцепленных с полом, на взаимодействие генов; умение работать с генетической символикой..
| Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель-аппликация «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы»; модель-аппликация «Дигибридное скрещивание и его цитологические основы»; модель-аппликация «Перекрест хромосом», модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов», тексты с условиями задач.
| 76
77
| 17. Обобщение по теме: «Закономерности наследования признаков». ТЕСТ
18. . Обобщение по теме: «Решение генетических задач».
| | | Контроль знаний.
Репродуктивный. Тестирование.
| Проверить прочность знаний генетических терминов (наследственность, изменчивость, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, анализирующее скрещивание, доминантность, рецессивность, моно-, ди- и полигибридное скрещивания), законов Менделя, закона Моргана; хромосомной теории наследственности, целостности генотипа.
| Тестовые задания на каждого ученика.
| 78
79
| Глава 10. Закономерности изменчивости
(8 часов).
1. Наследственная изменчивость.
2. Классификации мутаций.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Сформировать знания об изменчивости, типах изменчивости, причинах и закономерностях её проявления, о различных видах мутаций и причинах, их вызывающих, о геномных мутациях; познакомить учащихся со способами и приемами получения мутации; раскрыть сущность наследственной изменчивости: комбинативной и мутационной, опасность загрязнения природной среды мутагенами.
| Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости, фотографии, гербарные экземпляры с измененными признаками.
модель-аппликация «Перекрест хромосом»; модель-аппликация «Дигибридное скрещивание и его цитологические основы».
| 80
81
| 3. Фенотипическая изменчивость. 4. Характеристика нормы реакции.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Сформировать знания о фенотипической (модификационной) изменчивости и причинах её проявления, ненаследственном, приспособительном характере модификаций, норме реакции.
| Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости.
| 82
| 5. Лабораторная работа №5 «Описание фенотипа комнатных растений».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.
Лекция с элементами беседы.
| Углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом характере закономерностей фенотипической (модификационной) изменчивости, о вариационном ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
| На каждый стол наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, клубни картофеля, листья яблони, робинии или караганы (не менее 100 экземпляров одного вида).
| 83
| 6. Изучение изменчивости растений и животных.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Углубить знания о приспособительных реакциях организмов, об изменчивости растений и животных.
| Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости.
| 84
| 7. Генетика человека.
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Углубить знания о наследственной и стенотипической изменчивости; закрепить знания о роли фенотипической изменчивости в управлении развитием организма.
| Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости, фотографии, гербарные экземпляры с измененными признаками.
| 85
| 8. Обобщение по теме: «Закономерности изменчивости».
| | | Контроль знаний.
Репродуктивный. Тестирование.
| Проверить прочность знаний о наследственной и фенотипической изменчивости.
| Тестовые задания на каждого ученика.
| 86
| Глава 11. Основы селекции
(10 часов).
1. Селекция, её задачи.
|
|
| Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
|
Углубить знание таких понятий, как сорт, порода; сформировать знания об основных методах селекции: отборе и гибридизации.
|
Диафильмы «Селекция растений», «Генетика в животноводстве», гербарные экземпляры культурных растений; муляжи гибридных полиплоидных растений; фотографии сортовых растений и элитных животных.
| 87
| 2. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Раскрыть значение учения Н. И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений для развития селекции.
| Диафильм «Учение академика П. И. Вавилова»
| 88
| 3. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Раскрыть сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, открытого Н. И. Вавиловым.
| Диафильм «Учение академика Н. И. Вавилова»; таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
| 89
90
91
| 4. Методы селекции растений.
5. Методы селекции животных. 6. Практ. раб. №12 «Сравнительная характеристика сортов, пород».
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Сформировать знания о методах селекции растений и животных, о достижениях селекции растений и животных; углубить знания о материальных основах наследственности.
| Диафильм «Селекция растений», диафильм «Генетика в животноводстве»; таблицы, иллюстрирующие методы селекции растений, муляжи: «Дикая форма и культурные сорта томатов», «Дикая форма и культурные сорта яблони», коллекции и наборы плодов сортов растений одного вида; карточки с рисунками их дикорастущих предков.
| 92
| 7. Селекция микроорганизмов.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Сформировать знания о селекции микроорганизмов, низших грибов, о достижениях селекции микроорганизмов, о направлениях биотехнологии; рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии.
| Таблицы, иллюстрирующие разнообразие микроорганизмов и методы селекционной работы с ними.
| 93
| 8. Достижения и основные направления современной селекции.
| | | Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.
Объяснительно-иллюстративный, словесный.
Лекция с элементами беседы.
| Сформировать знания о достижения и основные направления современной селекции растений, животных, микроорганизмов.
| Диафильм «Достижения и основные направления современной селекции».
| 94
| 9. Повторение по теме: «Основы селекции».
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа
| Закрепить знания о селекции, её задачах, об исходном селекционном материале, о центрах многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, об основных методах селекции, о формах искусственного отбора, о видах и формах гибридизации, о полиплоидии и гетерозисе.
|
| 95
| 10. Обобщение по теме: «Основы селекции».
| | | Контроль знаний.
Репродуктивный. Тестирование.
| Проверить знания о селекции, её задачах, об исходном селекционном материале, о центрах многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, об основных методах селекции, о формах искусственного отбора, о видах и формах гибридизации, о полиплоидии и гетерозисе.
| Тестовые задания на каждого ученика.
| 96
| Раздел V. Итоговое повторение
(8 часов).
1. Основные свойства живой материи
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
|
Повторить и обобщить вопросы данной темы.
|
| 97
| 2. Возникновение жизни на Земле.
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Повторить и обобщить вопросы данной темы.
|
| 98
| 3. Химическая организация клетки.
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Повторить и обобщить вопросы данной темы.
|
| 99
| 4. Строение и функции клетки.
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Повторить и обобщить вопросы данной темы.
|
| 100
| 5. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Повторить и обобщить вопросы данной темы.
|
| 101
| 6. Генетика.
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Повторить и обобщить вопросы данной темы.
|
| 102
| 7. Селекция.
| | | Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.
Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа.
| Повторить и обобщить вопросы данной темы.
|
| 103
| 8. Итоговая работа за курс 10 класса.
| | | Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.
Объяснительно-репродуктивный, словесный.
Беседа
| Обобщить вопросы изученного курса биологии.
|
| 104-
108
| |
|
|