Главная страница

Протокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии



НазваниеПротокол № От 20 г. Руководитель мс (Ф. И. О.) Рассмотрено на мо учителей географии, биологии, химии
страница3/5
Дата10.04.2016
Размер0.94 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5

37

38

39

6. Включения цитоплазмы.
7. Клеточное ядро.
8. Хромосомный набор клетки.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Углубить знания о ядре как важнейшем компоненте эукариотической клетки; охарактеризовать важнейшие структуры ядра; раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава; сформировать знания о хромосомах как носителях наследственности.

Таблицы, иллюстрирующие строение клетки, микроскопы, готовые микропрепараты для изучения хромосом.

40

9. История изучения клетки.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза; знать понятия: «митоз», «стадии митоза», «цитокинез», «жизненный цикл клетки».


Таблицы, иллюстрирующие митотическое деление клеток, жизненный цикл клетки.

41

42

10. Неклеточные формы жизни - вирусы.

11. Вирусные болезни.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Познакомить учащихся с вирусологией, жизнью вирусов в природе и ролью в жизни людей; сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой; дать представление о вирусных заболеваниях, встречающихся у человека, об опасности заражения вирусом СПИДа.

Таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, их взаимодействие с клеткой; видеоэнциклопедия

для народного образования: Анатомия и физиология человека, выпуск 1, фрагмент «Кровь».


43

12. Повторение по теме: «Строение клетки».

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Закрепить знания о строении и функционировании клетки, взаимосвязях органоидов клетки на основе её целостности.

Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотических и прокариотических клеток.

44

13. Обобщение по теме «Строение и функции клеток».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.


Проверить усвоение знаний о строении и функционировании клетки, взаимосвязях органоидов клетки на основе её целостности.


Тестовые задания на каждого ученика.

45

Итоговая работа за 1 полугодие.











46

Раздел III. Размножение и развитие организмов.

Глава 6. Размножение организмов

(6 часов).

1. Формы размножения организмов.

Практ. Работа №2 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения».



Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов; расширить и углубить знания о размножении на примере бесполого размножения; охарактеризовать способы бесполого размножения, практическое значение этого способов.

Таблицы, иллюстрирующие способы бесполого размножения организмов; комнатные астения, размножающиеся вегетативно.

47

48

49

50

51


2. Митоз.

Лабор. Работа №4 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука».
3. Половое размножение.

Практ.раб. №3 «Сравнения процессов развития половых клеток у растений и животных».
4. Мейоз.
5. Практ. раб. №4 «Сравнение процессов митоза и мейоза».
6. Оплодотворение.

Практ. раб. №5 «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Расширить и углубить знания о размножении на примере полового размножения; охарактеризовать способы полового размножения, практическое значение этого из способов; сформировать знания о механизмах мейоза, его биологической роли; раскрыть особенности протекания каждой фазы мейоза; раскрыть механизм обмена генами между гомологичными хромосомами; выявить сходство и различие митоза и делений мейоза, их биологической сущности.

сформировать знания об образовании гамет (половых клеток), раскрыть особенности созревания гамет в результате мейоза, познакомить со спецификой половых клеток (гамет).

сформировать знания о сущности оплодотворения, об особенностях оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; формировать умение делать вывод о материальном единстве живой природы.

Таблицы, иллюстрирующие способы полового размножения организмов, митоз и мейоз, схемы гаметогенеза, процесс оплодотворения у растений и животных; таблица с изображением строения цветка, с изображением двойного оплодотворения у цветковых растений; модель-аппликация «Деление клетки. Митоз и мейоз», модель-аппликация «Гаметогенез у животных»; модель цветка.


52

Глава 7. Индивидуальное развитие организмов

(7 часов).

1. Онтогинез.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.








53

2. Эмбриональный период развития.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Познакомить с историей учения об онтогенезе сформировать знания об онтогенезе, его цитологических основах, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии организмов, изучить стадии дробления и гаструляции, познакомить учащихся с закономерностями органогенеза и проявлением эмбриональной индукции.


Таблицы «Стадии онтогенеза хордовых», «Эмбриональная индукция».


54

3. Постэмбриональное развитие.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Раскрыть закономерности постэмбрионального периода развития организмов; сформировать знания о двух типах постэмбрионального развития: прямом и непрямом; познакомить с особенностями онтогенеза у растений.


Таблицы, иллюстрирующие прямое и непрямое развитие у животных, стадии развития растений.

55

4. Биогенетический закон.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Продолжить формирование и углубление знаний об эмбриональном развитии, сформировать знания о сущности и проявлениях биогенетического закона; познакомить с историей открытия биогенетического закона; продолжить углубление знаний о материальном единстве живой природы.


Таблицы «Стадии онтогенеза хордовых»; «Зародыши позвоночных».


56

5. Развитие организмов и окружающая среда.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Доказать зависимость развития организмов от факторов окружающей среды.





57

6. Повторение по теме: «Индивидуальное развитие организма».

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Закрепить знания об особенностях развития организмов: эмбрионального, постэмбрионального; формировать гигиенические навыки учащихся на основе раскрытия вредного влияния алкоголя и других наркотических веществ на развитие зародыша человека.


Таблицы, иллюстрирующие эмбриональное развитие организмов; таблица, иллюстрирующая биогенетический закон.

58

7. Обобщение по теме: «Индивидуальное развитие организмов».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.


Проверить усвоение знаний о сущности размножения, его биологической роли, знание форм размножения, цитологических основ бесполого и полового размножения, проверить умение раскрывать причины постоянства числа и формы хромосом в материнских и дочерних клетках, у родителей и потомства.

Тестовые задания на каждого ученика.

59

Раздел IV. Основы генетики и селекции.

Глава 8. Основные понятия генетики (1 час).

1. Основные понятия генетики

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Познакомить обучающихся с краткой историей генетики, предметом изучения этой науки  наследственностью и изменчивостью, методами и задачами генетики; начать формирование основных понятий генетики.

Портреты ученых-генетиков.

60

Глава 9. Закономерности наследования признаков

(18 часов).

1. Гибридологический метод изучения наследования признаков.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Раскрыть сущность основного метода генетики  гибридологического.




61

2. Первый закон Менделя.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Познакомить учащихся с опытами Г.Менделя, сформировать знания о моногибридном скрещивании, первом законе Г. Менделя; раскрыть формулировку закона единообразия гибридов первого поколения; формировать умение пользоваться генетической символикой.

Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель-аппликация «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы».


62

3. Второй закон Менделя.

Практ. раб. №6 «Решение задач на моногибридное скрещивание».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Продолжить знакомство учащихся с опытами Г.Менделя, сформировать знания о втором законе Г. Менделя; раскрыть формулировку закона расщепления; продолжить формировать умение пользоваться генетической символикой.


Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя.

63

4. Цитологические основы законов Менделя.

Практ. раб. №7 «Решение задач на промежуточное наследование признаков».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Сформировать знания о цитологических основах законов Г. Менделя, раскрыть сущность гипотезы чистоты гамет; продолжить углубление знаний основных понятий генетики, формировать умения пользоваться генетической символикой.


Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель-аппликация «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы».


64

5. Анализирующее скрещивание.










65

66

67

6. Дигибридное скрещивание.
7. Третий закон Менделя.

Практ. раб. №8 «Решение задач по законам Менделя».

8. Кодоминирование.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности; показать на примере ди- и полигибридного скрещивания проявление третьего закона Менделя; раскрыть цитологические основы закона независимого комбинирования признаков; раскрыть статистическую природу закона независимого наследования признаков, доказать статистический характер явления расщепления признаков; охарактеризовать анализирующее скрещивание и убедить учащихся в его практическом значении; сформировать знания о промежуточном наследовании, о явлении неполного доминирования.

Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя, законы наследственности; модель-аппликация «Дигибридное скрещивание и его цитологические основы», модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов».


68

69

70

9. Хромосомная теория наследственности.
10. Сцепленное наследование генов.
11. Практ. раб. №9 «Решение задач на сцепленное наследование генов».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Углубить знания о локализации генов в хромосомах; сформировать знания об основных положениях хромосомной теории наследственности; раскрыть сущность явления сцепленного наследования  закона Моргана; сформировать знания о группах сцепления и генетических картах.

Таблица, иллюстрирующая расположение генов в хромосомах, модель-аппликация «Перекрест хромосом».


71

12. Генетика пола.

Практ. раб. № 10 «Решение задач на наследование признаков, связанных с полом».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола; об особенностях половых хромосом, аутосом; объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, гены которых расположены в половых хромосомах.


Таблицы, иллюстрирующие наследование признаков, сцепленных с полом, модель-аппликация.


72

13. Генотип как целостная система.

Практ. раб. № 11 «решение задач на взаимодействие аллельных генов».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Обобщить и углубить знания о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе; раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия друг с другом генов, влияющих на проявление различных признаков.


Таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия генов; модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов», модель-аппликация «Генетика групп крови».


73

14. Взаимодействие неаллельных генов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Обобщить и углубить знания о целостности генотипа, о сущности взаимодействия неаллельных генов, о множественном действии генов.


Таблицы, иллюстрирующие примеры взаимодействия неаллельных генов, модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов».


74

75

15. Решение задач по схемам.

16. Повторение материала по генетике.

Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный, решение упражнений

Лекция с элементами бесед, решение задач.


Закрепить знание сущности первого, второго и третьего законов Менделя, гипотезы чистоты гамет, о локализации генов в хромосомах, о сущности явления сцепленного наследования  законе Моргана, о группах сцепления и генетических картах, о локализации генов в хромосомах, о хромосомном механизме определения пола, о причинах возникновения некоторых генетических болезней, гены которые расположены в половых хромосомах, о целостности генотипа, о сущности взаимодействия неаллельных генов; сформировать навыки решения задач на моногибридное скрещивание, полное доминирование, на дигибридное скрещивание, на количественные закономерности при полигибридном скрещивании, на отклонения от статистических закономерностей, на наследование при сцеплении и кроссинговере, на наследование признаков, сцепленных с полом, на взаимодействие генов; умение работать с генетической символикой..

Таблицы, иллюстрирующие законы Менделя; модель-аппликация «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы»; модель-аппликация «Дигибридное скрещивание и его цитологические основы»; модель-аппликация «Перекрест хромосом», модель-аппликация «Неполное доминирование и взаимодействие генов», тексты с условиями задач.


76

77

17. Обобщение по теме: «Закономерности наследования признаков». ТЕСТ

18. . Обобщение по теме: «Решение генетических задач».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.


Проверить прочность знаний генетических терминов (наследственность, изменчивость, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, анализирующее скрещивание, доминантность, рецессивность, моно-, ди- и полигибридное скрещивания), законов Менделя, закона Моргана; хромосомной теории наследственности, целостности генотипа.

Тестовые задания на каждого ученика.


78

79

Глава 10. Закономерности изменчивости

(8 часов).

1. Наследственная изменчивость.

2. Классификации мутаций.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Сформировать знания об изменчивости, типах изменчивости, причинах и закономерностях её проявления, о различных видах мутаций и причинах, их вызывающих, о геномных мутациях; познакомить учащихся со способами и приемами получения мутации; раскрыть сущность наследственной изменчивости: комбинативной и мутационной, опасность загрязнения природной среды мутагенами.

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости, фотографии, гербарные экземпляры с измененными признаками.

модель-аппликация «Перекрест хромосом»; модель-аппликация «Дигибридное скрещивание и его цитологические основы».


80

81

3. Фенотипическая изменчивость.
4. Характеристика нормы реакции.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания о фенотипической (модификационной) изменчивости и причинах её проявления, ненаследственном, приспособительном характере модификаций, норме реакции.

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости.

82

5. Лабораторная работа №5 «Описание фенотипа комнатных растений».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядно-практический.

Лекция с элементами беседы.


Углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом характере закономерностей фенотипической (модификационной) изменчивости, о вариационном ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

На каждый стол наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, клубни картофеля, листья яблони, робинии или караганы (не менее 100 экземпляров одного вида).

83

6. Изучение изменчивости растений и животных.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Углубить знания о приспособительных реакциях организмов, об изменчивости растений и животных.


Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости.

84

7. Генетика человека.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Углубить знания о наследственной и стенотипической изменчивости; закрепить знания о роли фенотипической изменчивости в управлении развитием организма.

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости, фотографии, гербарные экземпляры с измененными признаками.


85

8. Обобщение по теме: «Закономерности изменчивости».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.

Проверить прочность знаний о наследственной и фенотипической изменчивости.


Тестовые задания на каждого ученика.


86

Глава 11. Основы селекции

(10 часов).

1. Селекция, её задачи.







Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.




Углубить знание таких понятий, как сорт, порода; сформировать знания об основных методах селекции: отборе и гибридизации.



Диафильмы «Селекция растений», «Генетика в животноводстве», гербарные экземпляры культурных растений; муляжи гибридных полиплоидных растений; фотографии сортовых растений и элитных животных.

87

2. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Раскрыть значение учения Н. И. Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений для развития селекции.

Диафильм «Учение академика П. И. Вавилова»

88

3. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Раскрыть сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, открытого Н. И. Вавиловым.

Диафильм «Учение академика Н. И. Вавилова»; таблицы, иллюстрирующие закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.


89

90

91

4. Методы селекции растений.


5. Методы селекции животных.
6. Практ. раб. №12 «Сравнительная характеристика сортов, пород».

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.


Сформировать знания о методах селекции растений и животных, о достижениях селекции растений и животных; углубить знания о материальных основах наследственности.


Диафильм «Селекция растений», диафильм «Генетика в животноводстве»; таблицы, иллюстрирующие методы селекции растений, муляжи: «Дикая форма и культурные сорта томатов», «Дикая форма и культурные сорта яблони», коллекции и наборы плодов сортов растений одного вида; карточки с рисунками их дикорастущих предков.

92

7. Селекция микроорганизмов.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания о селекции микроорганизмов, низших грибов, о достижениях селекции микроорганизмов, о направлениях биотехнологии; рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии.


Таблицы, иллюстрирующие разнообразие микроорганизмов и методы селекционной работы с ними.


93

8. Достижения и основные направления современной селекции.

Комбинированный, обучающий, первичное ознакомление.

Объяснительно-иллюстративный, словесный.

Лекция с элементами беседы.

Сформировать знания о достижения и основные направления современной селекции растений, животных, микроорганизмов.

Диафильм «Достижения и основные направления современной селекции».

94

9. Повторение по теме: «Основы селекции».

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа

Закрепить знания о селекции, её задачах, об исходном селекционном материале, о центрах многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, об основных методах селекции, о формах искусственного отбора, о видах и формах гибридизации, о полиплоидии и гетерозисе.





95

10. Обобщение по теме: «Основы селекции».

Контроль знаний.

Репродуктивный. Тестирование.


Проверить знания о селекции, её задачах, об исходном селекционном материале, о центрах многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных, об основных методах селекции, о формах искусственного отбора, о видах и формах гибридизации, о полиплоидии и гетерозисе.


Тестовые задания на каждого ученика.


96

Раздел V. Итоговое повторение

(8 часов).

1. Основные свойства живой материи

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.



Повторить и обобщить вопросы данной темы.


97

2. Возникновение жизни на Земле.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.




98

3. Химическая организация клетки.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.




99

4. Строение и функции клетки.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.




100

5. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.




101

6. Генетика.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.




102

7. Селекция.

Комбинированный, обучающий; повторение и закрепление знаний.

Объяснительно-иллюстративный, объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа.

Повторить и обобщить вопросы данной темы.




103

8. Итоговая работа за курс 10 класса.

Комбинированный, обучающий, закрепление знаний.

Объяснительно-репродуктивный, словесный.

Беседа

Обобщить вопросы изученного курса биологии.




104-

108
1   2   3   4   5