68 часов (2 часа в неделю)
|
№ урока
| № урока
в теме
| Тема урока
| Термины
и
понятия
| Основное содержание
| Химический эксперимент
| Домашнее задание
|
Введение
| Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса
| 2 часа
|
1
| 1
| Важнейшие классы неорганических веществ в свете теории электролитической диссоциации
|
| Вводный инструктаж по ТБ Свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
Р 1 3-5, 4-5, 6-5
|
| Повт
Х - 8
§ 45 – 49
|
2
| 2
| Практическая работа 1
Решение экспериментальных задач «Важнейшие классы неорганических веществ», «Реакции ионного обмена»
|
| Первичный инструктаж по ТБ Решение экспериментальных задач.
Р 1 7-5, 8-5, 9-5, 10-5, 13-5
| Пр 1
Важнейшие классы неорганических соединений.
Реакции ионного обмена
| Повт классификацию ХР, ЭО, СО, строение атома, типы ХС
|
ТЕМА 1
| Окислительно-восстановительные реакции
| 3 часа
|
3
| 1
| Основные положения теории окислительно-восстановительных реакций
| ОВР
Неокислительно-восстановительные реакции
Окисление
Восстановление
Окислитель
восстановитель
| Окислительно-восстановительные и неокислительно-восстановительные реакции. Восстановители и окислители.
Р 1 21-5
| Д 1
Сравнение взаимодействия HCl c Zn и взаимодействия HCl c CaO
Д 2
Сравнение горения серы (угля) и взаимодействия СО2 с NaOH
| § 1
В 1-2
|
4
| 2
| Окислители и восстановители. Окислительно – восстановительная двойственность.
| Минимальная СО
Максимальная СО
Промежуточная СО
Окислительно-восстановительная двойственность
| Минимальная, максимальная и промежуточная степень окисления.
Окислительно-восстановительная двойственность.
Р 1 7-4
|
| § 2
В 1-2
|
5
| 3
| Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
| Метод электронного баланса
| Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Р 1 1-1, 25-5
| Л.Р.№1 «Окислительно – восстановительные реакции»
| § 3
В 1
|
ТЕМА 2
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева –
основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений
| 4 часа
|
6
| 1
| Открытие периодического закона
| Естественные группы
Щелочные металлы
Галогены Периодический закон
Периодическая система ХЭ
| Первые попытки классификации химических элементов. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона.
Р 1 5-1, 6-1
|
| § 4
|
7
| 2
| Периодический закон и Периодическая система в свете современных представлений
| Заряд ядра
Физический смысл порядкового номера
Современная формулировка Периодического закона
| Современная формулировка периодического закона. Причины периодичности свойств атомов элементов и их соединений. Периодический закон и Периодическая система в свете современных представлений.
| Л р №2
Сущность явления периодичности (отношение Mg(OH)2 и Ca(OH)2 к растворам HCl и NaOH)
| § 4
В 1-3
|
8
| 3
| Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома
|
| Периодическое изменение свойств атомов, простых и сложных веществ (оксидов и гидроксидов). Определение исходя из положения ХЭ в ПС и строения его атома:
- в какой роли: окислителя или восстановителя элемент может выступать в ОВР или обладает окислительно-восстановительной двойственностью;
- его минимальной и максимальной СО.
Определение по максимальной СО:
- формулы высшего оксида и гидроксида элемента;
- свойств (основные, кислотные или амфотерные) его оксида и гидроксида.
Сравнение характеристик атомов элемента и его соединений с характеристиками соседних (по периоду и подгруппе) элементов и их соединений.
Значение ПЗ для развития науки и техники, в создании научной картины мира. Научный подвиг Д.И.Менделеева.
Р 1 6-2
|
| § 5
В 1-2
|
9
| 4
| Значение Периодического закона. Итоговый урок
|
| Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся по темам «Окислительно-восстановительные реакции» и «Периодический закон. Периодическая система химических элементов».
Контроль знаний.
Р 1 1-2, 25-2
|
| § 6
сообщено жизни идеят-ти
Д.И.Мен
делеева
|
ТЕМА 3
| Водород и его важнейшие соединения
| 7 часов
|
10
| 1
| Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение
|
| Водород – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления. Положение водорода в ПСХЭ.
Водород – простое вещество. Молекула водорода. Нахождение в природе, получение водорода.
|
| § 7
В
1, 2, 6, 7
после
|
11
| 2
| Свойства и применение водорода
| Гремучий газ
| Физические и химические свойства водорода (взаимодействие с неметаллами и оксидами металлов). Окислительно-восстановительная двойственность, взаимодействие с активными металлами.
Меры предосторожности с водородом. Водород – экологически чистое топливо. Применение водорода.
| Д 3
Получение водорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами
| § 8 В 3-5
повт
колич-во вещ-ва
моль
молярн
масса
|
12
| 3
| Молярный объем газов. Закон Авогадро.
| Нормальные условия
Молярный объем газа
Закон Авогадро
Плотность газа по водороду
Плотность газа по воздуху
| Молярный объем газов. Закон Авогадро. Относительная плотность газов.
РРЗ Расчеты с использованием физической величины «молярный объем газа» и закона Авогадро.
Определение относительной плотности газов.
|
| § 9,10
В 2, 3а, 5а, 6б
|
13
| 4
| Относительная плотность газов. Объемные отношения газов.
| Закон объемных отношений
| РРЗ Алгоритм вычислений по химическим уравнениям с использованием физической величины «молярный объем газа». Закон объемных отношений.
|
| §11
В 1, 2, 4
|
14
| 5
| Оксид водорода - вода
| Дистилляция
Диполь
Ассоциация
Тяжелая вода
| Вода в природе. Получение чистой воды. Охрана водных ресурсов. Физические свойства воды. Особенности (аномальные свойства) воды. Структура молекулы воды. Химические свойства воды: взаимодействие с активными металлами (щелочными и щелочноземельными) и оксидами этих металлов, с кислотными оксидами.
| Д 4
Модель молекулы воды
Д 5
Очистка воды перегонкой
Д 6
Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора (Y) и оксидом кальция, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами
| § 12
В 3, 8, 9
сообщ-я
круговорот воды
охрана воды
очистка воды
|
15
| 6
| Решение задач с использованием физических величин «Молярный объем газов», «Объемные отношения газов»
|
| Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Водород и его важнейшие соединения». Выполнение упражнений и решение расчетных задач.
Р 1 2, 10
|
| подгот к контролю знаний
|
16
| 7
| Урок контроля знаний и навыков учащихся 1
«ОВР. Водород, Объемные отношения газов»
|
| Контроль знаний, умений и навыков учащихся.
Р 1 18 (кроме 4)
|
| индивид задания
положение Г в ПСХЭ
история открытия
|
ТЕМА 4
| Галогены
| 6 часов
|
17
| 1
| Галогены
| Галогены
Возгонка
| Общая характеристика галогенов на основе их положения в Периодической системе элементов. Общность и различие в строении атомов. Молекулы простых веществ и галогенидов. Физические и химические свойства галогенов.
Р 1 21-3
| Л 3
Вытеснение одних галогенов другими из их соединений (галогенидов).
Л 4
Растворимость брома и иода в органических растворителях
| § 13
В 1, 2
|
18
| 2
| Хлор
| Хлорная вода
Хлорная известь
| Нахождение в природе, получение, физические и химические свойства хлора, растворимость в воде, окислительные свойства взаимодействие с металлами, водородом. Взаимодействие с водой. Понятие о хлорной извести. Применение хлора. Действие хлора на организм.
|
| § 14
В 1-4
|
19
| 3
| Хлороводород и соляная кислота
| Качественная реакция
| Получение хлороводорода и соляной кислоты. Физические и химические свойства, применение соляной кислоты. Качественные реакции на хлорид-, бромид-, иодид- ионы.
|
| § 15
В 2, 4, 5
|
20
| 4
| Фтор, бром,иод.
|
|
| Л 5
Распознавание иода
Л 6
Распознавание хлорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах
| § 16
|
21
| 5
| Практическая работа 2
Изучение свойств соляной кислоты.
Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»
|
| Практическая работа 2
Изучение свойств соляной кислоты.
Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»
Р 1 12-4, 15-3, 15-5, 25-3
| Пр 2
Изучение свойств соляной кислоты.
Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»
|
|
22
| 6
| Решение расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов
|
| Алгоритм решения расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов.
РРЗ Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
|
| § 17
В 1-4
|
ТЕМА 5
| Скорость химических реакций и их классификация
| 3 часа
|
23
| 1
| Скорость химических реакций
| Концентрация вещества
Скорость химических реакций
Гомогенные реакции
Гетерогенные реакции
| Понятие о скорости химической реакции. Единицы скорости химической реакции. Реакции гомогенные и гетерогенные. Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ на скорость гетерогенной реакции.
Р 2 1-3, 2-3, 3-5, 5-4
| Л 7
Влияние площади поверхности твердого вещества на скорость растворения мела в соляной кислоте
| § 18
В 1-2
§ 19
|
24
| 2
| Условия, влияющие на скорость химических реакций
| Катализаторы положительные и отрицательные (ингибиторы)
Каталитические реакции
Биологические катализаторы (ферменты)
| Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ и их концентрации, от температуры и катализатора. Понятие об ингибиторах.
| Д 6
Взаимодействие Zn с HCl и CH3COOH
Д 7
Взаимодействие CuO с H2SO4 различной концентрации
Д 8
Разложение H2O2 в присутствии MnO2
| § 18
В 1, 2, 5
|
25
| 3
| Классификация химических реакций.
| Обратимые реакции
Необратимые реакции
Прямая реакция
Обратная реакция
| Понятие об обратимости химических реакций. Обобщение знаний о классификации химических реакций.
Контроль знаний.
|
| § 19
В 1-3
Сообщ положение в ПСХЭ халькогенов
История открытия
|
ТЕМА 6
| Подгруппа кислорода
| 9 часов
|
26
| 1
| Кислород. Озон. Аллотропия.
| Халькогены
Аллотропия
| Общая характеристика элементов подгуппы кислорода. Общность и различие в строении атомов элементов подгруппы.
Положение кислорода в ПС. Кислород – химический элемент. Строение атома, электроотрицательность и степени окисления.
Кислород – простое вещество. Распространение в природе. Получение кислорода, его физические и химические (окислительные) свойства. Роль кислорода в природе и его применение.
Аллотропные видоизменения кислорода. Озон: получение, свойства и применение. Озоновый «щит» Земли.
| Д 9
Получение кислорода и ознакомление с его физическими и химическими свойствами
| § 20,
§ 21
В 1, 3-5
Сообщен
Озоновый слой, его роль
Озоновые дыры
|
27
| 2
| Сера
|
| Сера. Строение атома, степени окисления. Нахождение в природе. Физические и химические свойства серы: взаимодействие с металлами, кислородом и водородом, окислительно-восстановительная двойственность. Сероводород. Сульфиды. Применение серы, сероводорода и сульфидов.
| Д 10
Взаимодействие серы с металлами и кислородом
| § 22
В 2, 3
|
28
| 3
| Оксид серы (IV). Сернистая кислота
|
| Оксид серы (IY) и сернистая кислота, их получение, свойства и применение. Качественная реакция на сульфит-ион
| Д.11
Распознавание сульфид и сульфит – ионов в растворе
| § 24
В 1-3
|
29
| 4
| Оксид серы (YI). Серная кислота и ее соли
| Олеум
| Физические и химические свойства оксида серы (YI) и серной кислоты. Различие свойств разбавленной и концентрированной серной кислоты. Сульфаты. Качественная реакция на сульфат-ион.
| Л.Р. 8
Качественная реакция на сульфат – ион.
| § 25
В 1-4
Сообщ
Производство и
значение серной кислоты в н/х
|
30
| 5
| Химизм промышленного способа получения серной кислоты
|
| Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты.
Охрана окружающей среды от загрязнений отходами сернокислого производства. Значение серы, ее соединений, в том числе серной кислоты в народном хозяйстве.
Р 2 18-4, 18-5
|
| 22-25
В 1, 2
|