Главная страница

Протокол № от 20 г. «Утверждаю»



Скачать 333.85 Kb.
НазваниеПротокол № от 20 г. «Утверждаю»
Дата13.04.2016
Размер333.85 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Конаково Тверской области


«Согласовано»

МО учителей русского языка и литературы

Протокол № ___

от «__»

___________20___г.





«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 8 г.Конаково Тверской области Крапивина Н.П.

Приказ № ___

от «__»_________________200___г.


Рабочая

программа
по литературе

для 5 класса (2 часа в неделю)

на 2011 – 2012 учебный год
учителя русского языка и литературы

МБОУСОШ №8 г. Конаково Тверской области

Слатинской Елены Валентиновны.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Изменений в рабочей программе нет, программа соответствует федеральному компоненту.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Задачи изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развитие эмоционального восприятия обучающихся, анализ прочитанного художественного произведения, развитие потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Используемый учебно-методический комплект.

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004

  3. Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008


Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ СОШ №8 г.Конаково Тверской области.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе – 70 часов, в неделю – 2 часа. Исходя из этого, данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), из них на развитие речи - 9 часов, на контрольные работы – 3 часа, на внеклассное чтение – 8 часов.

Формы организации учебного процесса.

Урок-беседа, лекция, семинар, урок-практикум.
Формы текущего контроля.

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литератур­ном герое, характеристика героя или героев (в том чис­ле групповая).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведе­ние, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию.

Свободное владение монологической и диалогиче­ской речью в объеме изучаемых в этом классе произве­дений.

Использование словарей (орфографических, орфо­эпических, литературных, энциклопедических, мифоло­гических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочине­ние-миниатюра, сочинение на литературную и свобод­ную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 7 классе.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух ге­роев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Свободное владение письменной речью.
Требования к уровню подготовки обучающихся за курс литературы 5 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. работать с книгой

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


Содержание программы.

Введение. – 1ч.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество. – 6 ч.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные- помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы. – 1 ч.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои таринных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.- 1 ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века. – 29 ч.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века. -21 ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы. -8 ч.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать ищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Итоговое занятие. -1 ч.


Учебно-тематическое планирование.




Название раздела

Всего часов

Контр.раб.

Разв.речи

Внекл.чтен.

Дата

1.

Введение.

1













1.1

Введение. Книга в жизни чело­века. Выявление уровня лите­ратурного развития учащихся

1













2.

Устное народное творчество.

6













2.1

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Дет­ский фольклор. Загадки, час­тушки, приговорки, скороговорки. Обучение сочинению загадки

1













2.2

Сказка как вид народной про­зы. Виды сказок. «Царевна-ля­гушка».

1













2.3

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Ца­ревич, его помощники. Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка». Поэтика волшебной сказки. Фантастика.

1













2.4

«Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.

1













2.5

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представле­ние о справедливости. «Солдатская ши­нель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1













2.6

Урок разви­тия речи Обучение домаш­нему сочинению. «Мой лю­бимый герой русской народной сказки»

1




1







3.

Из древнерусской литературы.

1













3.1

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Литературный памятник.

1













4.

Из литературы XVIII века.

1













4.1

Из русской литературы XVIII ве­ка. М. В. Л о м о н о с о в. «Слу­чились вместе два астронома в пиру… Роды и жанры литературы.

1













5.

Из литературы XIX века.

29













5.1

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.

1







1




5.2

И. А. К р ы л о в. Слово о басно­писце. Обличение человече­ских пороков в баснях. «Волк и ягнёнок».

1













5.3

И. А. Крылов. «Ворона и Лиси­ца», «Свинья под Дубом». По­нятие об аллегории и морали

1













5.4

Аллегорическое отражение ис­торических событий в баснях. «Волк на псарне»

1













5.5

Слово о поэте. Жуковский-сказочник. "Сказка «Спящая царевна». Сю­жет и герои. Черты литератур­ной и народной сказки.

1













5.6

В. А. Жуковский. «Кубок». По­нятие о балладе. Герои балла­ды.

1













5.7

А. С. П у ш к и н. Рассказ учите­ля о детских и лицейских годах жизни поэта.. «Няне» как поэти­зация образа Арины Родио­новны.

1













5.8

Письменные ответы или тестирование по изученным произведениям..

1

1










5.9

Пролог к поэме «Руслан и Люд­мила» как собирательная кар­тина народных сказок.

1













5. 10

А. С. Пушкин. «Сказка о мерт­вой царевне и о семи богаты­рях». Истоки рождения сюжета сказки. Система обра­зов сказки

1













5. 11

Сходство и различие литера­турной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтич­ность и музыкальность пушкин­ской сказки. Стихотворная и прозаическая речь

1




1







5. 12

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подзем­ные жители» Нравоучительное со­держание и причудливый сю­жет сказки.

1













5. 13

В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыден­ное в сказке

1













5. 14

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историче­ская основа и патриотический пафос стихотворения.

1













5. 15

Изобразительно-выразитель­ные средства языка стихотво­рения «Бородино».

1













5. 16

Н. В. Гоголь. Слово о писате­ле. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1













5. 17

Реальность и фантастика в по­вести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сбор­ника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1













5. 18

А. Некрасов. Слово о по­эте. «На Волге». Раздумья поэ­та о судьбе народа.

1













5. 19

Урок внеклассного чтения Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях.. .» — отры­вок из поэмы «Мороз, Красный нос». Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей

1







1




5. 20

И. С. Тургенев. Слово о пи­сателе. «Муму» Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Ге­расим и Татьяна

1













5. 21

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против ба­рыни и ее челяди. Нравствен­ное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

1













5. 22

Подготовка к домашнему сочинению по рас­сказу И. С. Тургенева «Муму».

1




1







5. 23

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.

1

1










5. 24

А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Ве­сенний дождь». Природа и человек в стихотворении.

1













5. 25

Л. Н.Толстой. Слово о писа­теле. «Кавказский пленник». Жилин и горцы. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

1













5. 26

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характери­стике героев. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого: «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кав­казский пленник"

1




1







5. 27

А. П. Чехов. Слово о писате­ле. «Хирургия» как юмористи­ческий рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

1













5. 28

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как сред­ство передачи чувств и на­строений

1













5. 29

Лирика И. С. Н и к и т и н а, А. Н. Плещеева, А. Н. Май­кова, И. 3. Сурикова, А. В. Кольцова

1













6.

Из литературы XX века.

21













6.1

И. А. Б у нин. Слово о писате­ле. «Косцы».

1







1




6.2

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обще­стве». Вася и его отец.

1













6.3

Жизнь семьи Тыбурция. Обще­ние Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средства изображения героев.

1













6.4

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Ко­роленко «В дурном обществе» Понятие о композиции литера­турного произведения. Обучение домашнему сочине­нию по повести В. Г. Королен­ко «В дурном обществе»

1




1







6.5

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Ро­дины и родной природы.

1













6.6

П П. Бажов. Слово о писате­ле. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Дани­лы.

1













6.7

Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова.

1













6.8

К. Г Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

1













6.9

Нравственные проблемы про­изведения К. Г. Па­устовского «Теплый хлеб»

1













6. 10

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.

1







1




6. 11

С. Я. М а р ш а к. Пьеса-сказка «Двенадцать ме­сяцев». Драма как род литера­туры. Положительные и отрицатель­ные герои пьесы «Двенадцать месяцев».

1













6. 12

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Маршака.

1




1







6. 13

А. П. Платонов. Слово о пи­сателе. «Никита». Быль и фан­тастика. Душевный мир главного героя рассказа «Ни­кита» Оптимистическое вос­приятие мира.

1













6. 14

Контрольная работа по изученным произведениям.

1

1










6. 15

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»

1













6. 16

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиогра­фическом произведении

1













6. 17

Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: С.Есенин, П.Бажов, К.Паустовский, В.Астафьев.

1




1







6. 18

Русские поэты XX века о Роди­не и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо.

1













6. 19

Русские поэты XX века о Роди­не и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов.

1













6. 20

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский плен­ник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах

1













6. 21

К, М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез маль­чишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Подвиги детей в годы войны

1













7.

Из зарубежной литературы

8













7.1

Р.Стивенсон. «Вересковый мед». Бе­режное отношение к традици­ям предков.

1













7.2

Д. Д е ф о. «Робинзон Крузо» — произ­ведение о силе человече­ского духа. Необычайные приключения Робинзона Кру­зо. Характер главного героя романа.

1







1




7.3

X. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке.

1













7.4

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота ге­роини

1













7.5

Подготовка к домашнему сочинению по теме: «Добро и зло в сказках Андерсена».

1




1







7.6

Ж. Сан д. «О чем говорят цве­ты». Спор героев о прекрасном

1







1




7.7

М. Т в е н.. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Том и Гек в романе М. Твена. Внутренний мир героев М. Твена.

1







1




7.8

Дж. Лондон. Слово о писате­ле. «Сказание о Кише». Нрав­ственное взросление героя рассказа «Сказание о Кише». Мастерство Дж. Лон­дона в изображении жизни се­верного народа

1







1




8.

Итоговое занятие.

1













8.1

Итоговый урок-праздник. «Пу­тешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

1




1










Всего

68

3

9

8






Учебно-методические средства обучения.

Печатные издания.

Для учащихся:

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.

3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.

4. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

5. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

6. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

7. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

3. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 5 классе: Урок за уроком. - М.: ООО 4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

6. Матвеева Е.И. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

7. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Мультимедийные пособия.

1. Литература. 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

2. Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.