|
Протокол № от 20 г. «Утверждаю» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Конаково Тверской области
«Согласовано»
МО учителей русского языка и литературы
Протокол № ___
от «__»
___________20___г.
|
| «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 8 г.Конаково Тверской области Крапивина Н.П.
Приказ № ___
от «__»_________________200___г.
| Рабочая
программа по литературе
для 5 класса (2 часа в неделю)
на 2011 – 2012 учебный год учителя русского языка и литературы
МБОУСОШ №8 г. Конаково Тверской области
Слатинской Елены Валентиновны.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Изменений в рабочей программе нет, программа соответствует федеральному компоненту.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Задачи изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, развитие эмоционального восприятия обучающихся, анализ прочитанного художественного произведения, развитие потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Используемый учебно-методический комплект.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004
Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ СОШ №8 г.Конаково Тверской области.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе – 70 часов, в неделю – 2 часа. Исходя из этого, данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), из них на развитие речи - 9 часов, на контрольные работы – 3 часа, на внеклассное чтение – 8 часов.
Формы организации учебного процесса.
Урок-беседа, лекция, семинар, урок-практикум. Формы текущего контроля.
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию.
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этом классе произведений.
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 7 классе.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Свободное владение письменной речью. Требования к уровню подготовки обучающихся за курс литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Содержание программы.
Введение. – 1ч.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество. – 6 ч.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные- помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы. – 1 ч.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои таринных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.- 1 ч.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века. – 29 ч.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века. -21 ч.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы. -8 ч.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать ищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Итоговое занятие. -1 ч.
Учебно-тематическое планирование.
-
№
| Название раздела
| Всего часов
| Контр.раб.
| Разв.речи
| Внекл.чтен.
| Дата
| 1.
| Введение.
| 1
|
|
|
|
| 1.1
| Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
| 1
|
|
|
|
| 2.
| Устное народное творчество.
| 6
|
|
|
|
| 2.1
| Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Загадки, частушки, приговорки, скороговорки. Обучение сочинению загадки
| 1
|
|
|
|
| 2.2
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».
| 1
|
|
|
|
| 2.3
| Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники. Народная мораль в сказке «Царевна - лягушка». Поэтика волшебной сказки. Фантастика.
| 1
|
|
|
|
| 2.4
| «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.
| 1
|
|
|
|
| 2.5
| Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
| 1
|
|
|
|
| 2.6
| Урок развития речи Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»
| 1
|
| 1
|
|
| 3.
| Из древнерусской литературы.
| 1
|
|
|
|
| 3.1
| Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Литературный памятник.
| 1
|
|
|
|
| 4.
| Из литературы XVIII века.
| 1
|
|
|
|
| 4.1
| Из русской литературы XVIII века. М. В. Л о м о н о с о в. «Случились вместе два астронома в пиру… Роды и жанры литературы.
| 1
|
|
|
|
| 5.
| Из литературы XIX века.
| 29
|
|
|
|
| 5.1
| Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.
| 1
|
|
| 1
|
| 5.2
| И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и ягнёнок».
| 1
|
|
|
|
| 5.3
| И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали
| 1
|
|
|
|
| 5.4
| Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне»
| 1
|
|
|
|
| 5.5
| Слово о поэте. Жуковский-сказочник. "Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.
| 1
|
|
|
|
| 5.6
| В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады.
| 1
|
|
|
|
| 5.7
| А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта.. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.
| 1
|
|
|
|
| 5.8
| Письменные ответы или тестирование по изученным произведениям..
| 1
| 1
|
|
|
| 5.9
| Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.
| 1
|
|
|
|
| 5. 10
| А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки
| 1
|
|
|
|
| 5. 11
| Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь
| 1
|
| 1
|
|
| 5. 12
| Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
| 1
|
|
|
|
| 5. 13
| В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке
| 1
|
|
|
|
| 5. 14
| М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
| 1
|
|
|
|
| 5. 15
| Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».
| 1
|
|
|
|
| 5. 16
| Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
| 1
|
|
|
|
| 5. 17
| Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
| 1
|
|
|
|
| 5. 18
| А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.
| 1
|
|
|
|
| 5. 19
| Урок внеклассного чтения Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях.. .» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей
| 1
|
|
| 1
|
| 5. 20
| И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна
| 1
|
|
|
|
| 5. 21
| Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества
| 1
|
|
|
|
| 5. 22
| Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму».
| 1
|
| 1
|
|
| 5. 23
| Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.
| 1
| 1
|
|
|
| 5. 24
| А. А. Ф е т. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.
| 1
|
|
|
|
| 5. 25
| Л. Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». Жилин и горцы. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
| 1
|
|
|
|
| 5. 26
| Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Толстого: «Гуманистические мысли Л. Н. Толстого в рассказе „Кавказский пленник"
| 1
|
| 1
|
|
| 5. 27
| А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»
| 1
|
|
|
|
| 5. 28
| Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений
| 1
|
|
|
|
| 5. 29
| Лирика И. С. Н и к и т и н а, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. 3. Сурикова, А. В. Кольцова
| 1
|
|
|
|
| 6.
| Из литературы XX века.
| 21
|
|
|
|
| 6.1
| И. А. Б у нин. Слово о писателе. «Косцы».
| 1
|
|
| 1
|
| 6.2
| В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.
| 1
|
|
|
|
| 6.3
| Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средства изображения героев.
| 1
|
|
|
|
| 6.4
| Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»
| 1
|
| 1
|
|
| 6.5
| С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы.
| 1
|
|
|
|
| 6.6
| П П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы.
| 1
|
|
|
|
| 6.7
| Образ Хозяйки Медной горы в сказе Бажова.
| 1
|
|
|
|
| 6.8
| К. Г Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»
| 1
|
|
|
|
| 6.9
| Нравственные проблемы произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
| 1
|
|
|
|
| 6. 10
| К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.
| 1
|
|
| 1
|
| 6. 11
| С. Я. М а р ш а к. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев».
| 1
|
|
|
|
| 6. 12
| Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе Маршака.
| 1
|
| 1
|
|
| 6. 13
| А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя рассказа «Никита» Оптимистическое восприятие мира.
| 1
|
|
|
|
| 6. 14
| Контрольная работа по изученным произведениям.
| 1
| 1
|
|
|
| 6. 15
| В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»
| 1
|
|
|
|
| 6. 16
| «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении
| 1
|
|
|
|
| 6. 17
| Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века: С.Есенин, П.Бажов, К.Паустовский, В.Астафьев.
| 1
|
| 1
|
|
| 6. 18
| Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И. А. Бунин, Дон-Аминадо.
| 1
|
|
|
|
| 6. 19
| Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов.
| 1
|
|
|
|
| 6. 20
| Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор в его рассказах
| 1
|
|
|
|
| 6. 21
| К, М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Подвиги детей в годы войны
| 1
|
|
|
|
| 7.
| Из зарубежной литературы
| 8
|
|
|
|
| 7.1
| Р.Стивенсон. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.
| 1
|
|
|
|
| 7.2
| Д. Д е ф о. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа.
| 1
|
|
| 1
|
| 7.3
| X. К. Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке.
| 1
|
|
|
|
| 7.4
| В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини
| 1
|
|
|
|
| 7.5
| Подготовка к домашнему сочинению по теме: «Добро и зло в сказках Андерсена».
| 1
|
| 1
|
|
| 7.6
| Ж. Сан д. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном
| 1
|
|
| 1
|
| 7.7
| М. Т в е н.. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Том и Гек в романе М. Твена. Внутренний мир героев М. Твена.
| 1
|
|
| 1
|
| 7.8
| Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа «Сказание о Кише». Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа
| 1
|
|
| 1
|
| 8.
| Итоговое занятие.
| 1
|
|
|
|
| 8.1
| Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.
| 1
|
| 1
|
|
|
| Всего
| 68
| 3
| 9
| 8
|
|
Учебно-методические средства обучения.
Печатные издания.
Для учащихся:
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
4. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
5. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
6. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
7. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
3. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 5 классе: Урок за уроком. - М.: ООО 4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
6. Матвеева Е.И. Литература: 5 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
7. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
ТИД «Русское слово - PC», 2000. Мультимедийные пособия.
1. Литература. 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
2. Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия. |
|
|