|
Программа школьного химического театра «Атоминки» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №89»
Г. Новосибирск
Программа школьного химического театра
«Атоминки»
в 8-9 классах
Учителя биологии и химии
Безенковой Натальи Сергеевны
Новосибирск
2014 год Пояснительная записка.
ЦЕЛЬ.
Способствовать популяризации химических знаний через приобщение школьников к искусству театрального мастерства. ЗАДАЧИ.
Пробудить интерес к занятиям химией.
Обеспечить ситуацию успеха.
Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
Создать условия для самовыражения знаний и способностей.
Развитие творческих способностей учащихся.
Формирование ответственного и осознанного отношения к применению химических знаний.
Программа рассчитана на группу учащихся 8 –9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с поставленными целями и задачами. В школьный театр принимаются все желающие, оптимальное количество учащихся 10-15 человек. Программа кружка рассчитана на 1 год– 35 часов. Содержание тем построено таким образом, чтобы внеклассная работа могла стать целенаправленной, систематической и результативной. Без базовых знаний по химии невозможно быть образованным, разносторонним человеком, поэтому многие ребята, интересующиеся наукой, могут приобретать знания и в форме театрализованных представлений. С помощью увлекательных опытов объясняются многие химические явления в природе и жизни человека. Химический театр, это и возможность для учащихся 8-9ых классов разобраться в сложных химических понятиях и явлениях, закрепить и продемонстрировать свои знания.
Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества.
Преимущество школьного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе. Группа выступает два раза в год, в конце первого и второго полугодия, представляя таким образом два тематических спектакля. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся и предполагает выступление перед учащимися 5-7 классов, еще не знакомых с наукой химией. В форме увлекательного представления перед учащимися разыгрывается самая настоящая научная драма.
Знакомство с позицией актёра – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создания театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов «режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.». Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начала ребенка. Занятия театрального коллектива включают, наряду с работой над пьесой, проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждения спектаклей, фильмов, подготовка афиш, программок, билетов, заблаговременная подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом и т.д.
Участие в школьных спектаклях, подготовка театрализованных представлений формируют у ребенка собранность, организованность, ответственность, дисциплинированность, чувство “локтя” партнёра, помогают в преодоление смущения, застенчивости, скованности. Театр превращается в средство, помогающее детям отыскать потерянные, скрытые области своего “я” и выразить их.
Во время подготовки спектакля создается комфортная эмоциональная среда для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью, происходит вовлечение в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков, создание и показ сценической постановки. Важно попытаться раскрыть творческий потенциал всех желающих приобщиться к театральному искусству. Это – составная часть благородной задачи: вырастить из ученика гармонически развитую личность. Школьный театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы.
Педагогические наблюдения показали, что во время внеклассных предметных мероприятиях с удовольствием принимают участие все ученики, независимо от успеваемости. У ребят не возникает чувства страха перед поражением. Очень часто то, что кажется на уроке трудным и неинтересным, в процессе игры усваивается проще, быстрее и с большим интересом. По общему мнению участников и зрителей, химические театральные постановки получаются познавательными, весёлыми, яркими и запоминающимися.
Ход занятия предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видеоматериалов. Главным критерием в оценке деятельности участника театрального объединения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания. Возрастные особенности подростков, определившие выбор школьного театра, таковы.
1. Во-первых, для подростков важны взаимоотношения со сверстниками и статус «взрослости», но не всегда подросток получает подтверждение своей значимости в школе (например, плохо учится, отвергаем в классе), он начинает искать иные способы повышения своей самооценки. И эти способы часто бывают разрушительны (криминальные компании, тоталитарные секты, употребление алкоголя, побеги из дома, бродяжничество).
2. Во-вторых, подростков волнуют многие личностные и социальные проблемы: как их воспринимают окружающие, какой статус они занимают в коллективе, достаточно ли они успешны в той или иной сфере, чем можно быть полезным в мире, что важно и значимо для «взрослой» жизни.
3. В-третьих, любые замечания в свой адрес (особенно в присутствии других) подростки воспринимают очень болезненно, при этом отсутствие «обратной связи», пожеланий в адрес возможностей приобретения положительных качеств и компетенций (коммуникабельности, эмпатичности, толерантности и т.д.) препятствует целостному развитию личности.
4. В-третьих, этот период сенситивен (восприимчив) для развития мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков. При этом следует опасаться, что в сферах, где могут развиваться вышеперечисленные навыки, результат не всегда может быть положительным (попадание в неблагополучные компании, чрезмерное использование социальных сетей). Ожидаемый результат.
Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:
- просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;
- участие в тематических праздничных программах в школе, неделе естественных наук.
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь применять полученные химические знания на практике;
- уметь совмещать проведение химических опытов и диалоги. Список литературы.
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвящение, 1995
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - М.,1998.
Гиппиус С.В. Актерский тренинг: гимнастика чувств. – СПб., 2007.
Гостев М.М. Химический кружок в школе.- М., 1959.
Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2005.
Кипнис М. Актерский тренинг. – М.: АСТ, 2009.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе,- М.: Школьная пресса, 2000.
Кукушкин Ю.Н. Что мы знаем о химии?- М.: Высшая школа,1992.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002
Что такое театр. Книга для детей и их родителей. – М.,1997.
Штемплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии – М.:Дрофа, 2003.
Тематическое планирование занятий школьного химического театра
№п/п
| Тема занятия
| Форма проведения
| Примечание, задания
| 1
| Школьный химический театр, цели и задачи
| лекция
| составление опорного конспекта
| 2
| Беседы о театре
| беседа, анкетирование
| презентация, вопросы анкеты
| 3
| Работа на сцене
| лекция
| схема, презентация
| 4
| Работа над голосом
| лекция
| комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике, дикция
| 5
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| распределение обязанностей
| 6
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| режиссерская работа
| 7
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| изготовление декораций
| 8
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| изготовление декораций
| 9
| Театральные профессии
| конференция
| презентации учащихся
| 10
| Театральные профессии
| дискуссия
| участие в дискуссии команд
| 11
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| репетиция
| 12
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| репетиция
| 13
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| репетиция
| 14
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| репетиция
| 15
| Генеральная репетиция спектакля
| практическое занятие
| репетиция
| 16
| Показ спектакля зрителям
| выступление перед 5-7 классами
| спектакль "Сказка о Колобке на новый лад"
| 17
| Анализ спектакля
| беседа
| обсуждение спектакля и дальнейшей работы
| 18
| Техника речи
| занятие - упражнение
| мимическая гимнастика, монолог
| 19
| Диалог
| занятие - игра
| разминка, театральная игра
| 20
| Художественное чтение
| конкурс
| чтение по ролям
| 21
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| распределение обязанностей
| 22
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| режиссерская работа
| 23
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| постановочная работа
| 24
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| изготовление декораций
| 25
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| изготовление декораций
| 26
| Ритмопластика
| занятие - упражнение
| прослушивание музыки, подбор движений
| 27
| Ритмопластика
| занятие - игра
| пластические этюды
| 28
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| репетиция
| 29
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| репетиция
| 30
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| репетиция
| 31
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| репетиция
| 32
| Работа над спектаклем
| практическое занятие
| репетиция
| 33
| Генеральная репетиция спектакля
| практическое занятие
| репетиция
| 34
| Показ спектакля зрителям
| выступление перед 5-7 классами
| спектакль "В тридесятом царстве"
| 35
| Итоговое занятие
| беседа, анкетирование
| отчет о работе театра за год
|
|
|
|