Главная страница


Протокол № от 20 г



НазваниеПротокол № от 20 г
страница3/3
Дата16.03.2016
Размер0.53 Mb.
ТипПротокол
1   2   3

Требования к уровню подготовки выпускников по результатам освоения программы факультативного курса «Решение задач по химии, 11 класс:

подготовка к ЕГЭ»

Знать/Понимать:

Важнейшие химические понятия

  • выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;

  • принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

  • гомологи, изомеры;

  • химические реакции в органической химии.

Основные законы и теории химии:

  • применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;

  • понимать границы применимости указанных химических теорий;

  • понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.

Важнейшие вещества и материалы

характеризовать практическое значение данного вещества;

  • объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.

Уметь:

Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.

Определять/классифицировать:


  • вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;

  • пространственное строение молекул;

  • характер среды водных растворов веществ;

  • окислитель и восстановитель;

  • принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;

  • гомологи и изомеры;

  • химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).

Характеризовать:

  • 5, p и J-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

  • общие химические свойства простых веществ - металлов и неметаллов;

  • общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

  • строение и химические свойства изученных органических соединений.

Объяснять:

  • зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;

и / и U U U \

  • природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);

  • зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;

  • сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения;

  • влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.

Решать задачи:

  • вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;

  • расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

  • расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ;

  • расчеты: теплового эффекта реакции;

  • расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

  • расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

  • нахождение молекулярной формулы вещества;

  • расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

  • расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;

лентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;

- составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).
Методические рекомендации

Факультативный курс «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» можно использовать как в 10, так и в 11 классе.

Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач по блокам: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия»; внимание уделяется методике решения задач части 1 базового уровня сложности и части 2 высокого уровня сложности по контрольноизмерительным материалам ЕГЭ.

Таким образом, при организации занятий учителю следует уделить внимание разбору наиболее сложных тем, по которых школьники допускают много ошибок. Укажем проблемные темы школьного курса химии, по которым следует провести дополнительные тренинги в рамках занятий (по результатам ЕГЭ 2007-2009 и 2010-2014 учебных годов):

Общая и неорганическая химия

  • Механизмы образования ковалентной связи. Сравнение основных характеристик ковалентной и ионной связей. Водородная связь (на примере неорганических и органических соединений). Типы кристаллических решеток и физические свойства веществ.

  • Определить степень окисления элемента в комплексном анионе, катионе. Определение степени окисления атома углерода в органических соединениях.

  • Принцип Ле-Шателье. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

  • Расчеты по уравнениям термохимических реакций

  • Классификация окислительно-восстановительных реакций (ОВР). Технология расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР. ОВР в которых задействованы соединения d-элементов (Mn, Cr, Fe).

  • Коррозия. Электролиз растворов солей и оснований на конкретных примерах (продукты выделения на катоде и аноде).

  • Правила записи полных и сокращенных ионных уравнений. Условия необратимости реакций обмена. Соответствие сокращенных ионных уравнений полным ионным уравнениям. Возможность существования тех или иных ионов в растворе. Определение слабых кислот и оснований. Понятие рН. Изменение окраски индикаторов.

  • Цепочки превращений неорганических соединений с участием амфотерных оснований. Растворимые и нерастворимы в воде основания.

  • Образование комплектных соединений в растворах (на примере соединений алюминия и цинка).

  • Образование средних, основных и кислых солей. Цепочки превращений неорганических соединений с участием кислот и оснований.

  • Получение металлов. Взаимодействие металлов с разбавленными и конц. кислотами. Взаимодействие металлов с водой, с растворами солей. Переходные металлы побочных подгрупп и их свойства. Взаимодействие неметаллов с конц. серной и азотной кислотами.

  • Специфические свойства ряда соединений неметаллов (например, NH3, H2S и т.д.)

Органическая химия

  • Определение изомеров и гомологов.

  • Названия веществ по номенклатуре ИЮПАК. Соединения, содержащие несколько функциональных групп.

  • Классификация типов изомерии (примеры).

  • Особенности строения органических соединений. Понятие о гибридизации.

  • Сравнение важнейших химических свойств углеводородов различны классов. Нитрование, сульфирование, изомеризация, полимеризация, каталитическое окисление.

  • Арены и их производные. Правило ориентации заместителей бензольного кольца.

  • Сравнение важнейших химических свойств кислородсодержащих соединений различны классов. Многоатомные спирты. Образование жиров. Высшие карбоновые кислоты (предельные и непредельные).

  • Углеводы, характерные химические реакции. Качественные реакции.

  • Сравнение важнейших химических свойств азотсодержащих соединений различны классов. Аминокислоты, характерные химические реакции. Анилин, характерные химические реакции. Качественные реакции.

  • Частицы электрофилы и нуклеофилы. Образование карб-катиона. Правила Марковникова и Зайцева (их объяснение с точки зрения механизма химической реакции). Механизмы нитрования, алкилирования, хлорирования аренов и их производных.

Организуя подготовку к занятиям, учитель может пользоваться литературой, которая приведена ниже.

В приложениях 1-12 приводятся примеры тренировочных материалов для организации практических занятий. В приложении 13 представлен пример итоговой контрольной работы по материалам КИАов ЕГЭ по химии 2015 г.

Разрабатывая занятия факультативного курса «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» рекомендуем ориентировать на следующие образовательные технологии:

  • технология укрупнения дидактических единиц (обобщение материала на более высоком уровне, синтез и анализ);

  • технология модульного обучения;

  • технология организации самостоятельной работы учащихся (построение индивидуальных линий обучения, учет индивидуальных потребностей школьника);

  • балльно-рейтинговая технология в оценивании достижений (ПОРТФОЛИО как инструмент самооценки и корректировки индивидуальных линий обучения);

  • исследовательские технологии (формирование исследовательской культуры ученика, реализация деятельностного подхода в обучении с учетом способностей школьников).


Литература
Нормативная база элективного курса

  1. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

  2. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

  3. Спецификация экзаменационной работы по химии единого государственного экзамена 2015 год.

  4. Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 год.


Литература для учителя (методическая по подготовке школьников к ЕГЭ по химии)

  1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.) и примерная программа среднего полного общего образования по химии. Базовый уровень (Сборник нормативных документов. Химия /составитель Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева. М. Дрофа, 2007).

  2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии.

  • М.: Просвещение, 1992.

  1. Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии.

  • Белгород, 1996.

  1. Пак М. Алгоритмы в обучении химии. - М.: Просвещение, 1993.

  2. Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. - М.: Просвещение, 1978.

  3. Романовская В.К. Решение задач. - С-Петербург, 1998.

  4. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. - М.: Просвещение, 2001.

  5. Единый государственный экзамен: Химия: 2003 - 2004: контрол. измерит. материалы/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко и др.; под ред. Г.С.Ковалевой; Министерство образования РФ - М.: Просвещение, 2004. Объем 16 п.л.

  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. 2004:Химия/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин,

А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев; Министерство образования РФ - М.: Интеллект- Центр, 2004.

  1. А.А.Каверина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина, Н.А.Городилова. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ - М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,5 п.л

  1. А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ - М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,2 п.л.

  2. А.А.Каверина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина,

Н.А.Городилова. Материалы для проведения зачета: Химия/ Федеральный

институт педагогических измерений Министерства образования РФ - М.: Уникум- Центр, 2004.

  1. А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Единый государственный экзамен: содержание и основные результаты. - Химия в школе № 1/2004, с. 14-20.

  2. А.С.Корощенко. О подготовке к единому государственному экзамену. - Химия в школе № 7/2004, с. 34-44.

  3. Результаты единого государственного экзамена 2004 г.: Химия/

  4. Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина (руководитель), А.С.Корощенко, М.Г.Снастина. - В кн. Результаты единого государственного экзамена (июнь 2004 г.) Аналитический отчет: Министерство образования и науки РФ, Государственная служба по надзору в сфере образования и науки, ФИПИ - М.: 2004. Объем 2 п.л.

  5. Р.Г.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Вопросы, упражнения и задания по химии: Пособие для учащихся 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2004. Объем 8 п.л. Допущено Министерством образования и науки РФ.

  6. А.А.Каверина, Р.Г.Иванова, С.В.Суматохин. Методическое письмо о совершенствовании преподавания химии в средней школе. В сб.: Методические письма о совершенствовании преподавания математики, русского языка (и др. предметов) в средней школе - М.: АПК и ПРО. 2004. Объем 1 п.л.

  7. Химия. Контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.

  8. Габриелян О.С. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений / О.С. Габриелян, В.Б. Воловик. - М.: Просвещение, 2004.

  9. Химия. 8 класс: учебник / О. С. Габриелян. — 3-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2014. — 287, 1 с.: ил.

  10. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: «Дрофа», 2013. – 319,1 с.: ил.

  11. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.C.Габриелян – М. Дрофа, 2008- 191 c.

  12. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. – 223с.

  13. Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года

  14. Оржековский П.А., Богданова Н.Н., Дорофеев М.В. и др. Единый государственный экзамен: 2005 г.: Химия: Тренировочные задания.

Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2./ А.А.Каверина, М.Г. Снастина, А.Богданова - М.: Вентана-Граф, 2006.

  1. Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2007.

Литература для учащихся (на правах УМК для элективного курса)

  1. Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания: 10-11 классы: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009

  1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999 (и все последующие издания).

  2. Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. - М.: Экзамен, 2005.

  3. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. - М.: Просвещение, 1986.

  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. - М.: Экзамен, 2003.

  5. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов - М.: Химия, 1993.

  6. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. - М.: Издат-школа, 2000.

  7. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. - Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998.

  8. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. - М.: Новая волна, 1996
1   2   3