Главная страница

Протокол № от 2011г. Согласовано зам директора по оп л. Р. Грудцына



Скачать 214.63 Kb.
НазваниеПротокол № от 2011г. Согласовано зам директора по оп л. Р. Грудцына
Дата16.04.2016
Размер214.63 Kb.
ТипПротокол

Рассмотрено на заседании МО

учителей русского языка и литературы

Протокол №______

от ____ _________________2011г.

Согласовано

зам.директора по ОП

_____________ Л.Р.Грудцына

_____ ________________2011г.

Утверждаю

Директор МОУ «Ханымейская средняя общеобразовательная школа № 1»

______________________ Г.А.Литвишко

_____ ___________ 2011 г.

Приказ № ___ от ___ ___________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 8 КЛАССА

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ VIII ВИДА)



Программа составлена на основе примерной программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Учебник: З.Ф.Малышева. Чтение: учеб.для 8 кл.спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2007.





учитель русского языка и литературы

МОУ «Ханымейская средняя общеобразовательная школа № 1»

Ветошкина Ксения Александровна


2011/2012 учебный год

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка.

  2. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  3. Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.

  4. Учебно-тематический план.

  5. Содержание тем учебного курса (основное содержание).

  6. Перечень литературы и средств обучения.

  7. Календарно-тематическое планирование.

  8. Контроль уровня обученности учащихся.





Содержание рабочей программы

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса составлена на основе примерной программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Данная программа составлена на основе федерального компонента, что соответствует школьному.  Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание  обучения  по предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей, обучающихся по программе 8 вида в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера  и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Данная рабочая программа составлена на один учебный год.

Учащиеся должны:

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

-научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 

-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. 

На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это вязано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется





Пояснительная записка
большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Навыки чтения

      Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
      Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
      Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.
      Чтение по ролям и драматизация.

Работа над текстом

      Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.
      Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера.
      Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
      Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
      Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
      Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
      Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного. Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
      Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя. Составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
      Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
      Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
      Определение жанровых особенностей произведения.
      Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).




Пояснительная записка

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух правильно, бегло, выразительно;

  •  читать про себя доступные по содержанию тексты;

  • выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);

  • определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);

  •  самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;

  •  отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;

  • пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;

  •  ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;

  • выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);

  • выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя).
          

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений ( А.С.Пушкин «Зимнее утро», М.Ю.Лермонтов «Парус», И.А.Крылов «Волк на псарне», «Осел и Соловей», Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда», И.С.Никитин «Русь», «Утро на берегу озера», С.А.Есенин «Пороша», «Отговорила роща золотая…», А.А.Сурков. «Родина»)

  • наизусть прозаический отрывок (И.С.Тургенев «Муму»).





Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.

«5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может применять на практике.

«4» - успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу.

«3» - фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.

«2» - испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного материала недоступно.

«1» - усвоение учебного материала недоступно, помощь педагога не принимает.




Нормы оценки знаний, умений и компетентностей
Учебно-тематическое планирование

Предмет – чтение и развитие речи, класс – 8

( 0,5 часа в неделю, всего 17 часов)

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

Раздел 1. Устное народное творчество. (1 ч.)

1.

Тема 1. Сказки. «Волшебное кольцо». Пословицы и поговорки.

Баллады. «Перчатка», «Нашла коса на камень». Былины. «Добрыня и змей».

1

Раздел 2. Произведения русских писателей XIX века. (6 ч.)

2.

Тема 2. А.С.Пушкин. Стихотворения. «Сказка о попе и работнике его Балде».

1

3.

Тема 3. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки).

1

4.

Тема 4. И.А.Крылов. «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и пчела».

Н.А.Некрасов. Стихотворения. «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» (отрывки).

1


5.

Тема 5. И.С.Никитин. «Русь», «Утро на берегу озера».

1

6.

Тема 6. И.С.Тургенев. «Муму» (отрывки).

1

7.

Тема 7. Л.Н.Толстой. «После бала» (отрывки).

1

Раздел 3. Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века. (5 ч.)

8.

Тема 8. А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия».

1

9.

Тема 9. В.Г.Короленко. «Слепой музыкант» (отрывки).

1

10.

Тема 10. М.Горький. «Макар Чудра» (отрывки).

1

11.

Тема 11. С.А.Есенин. «Пороша», «Отговорила роща золотая…».

А.П.Платонов. «Разноцветная бабочка».

1


12.

Тема 12. А.Н.Толстой. «Русский характер».

Н.А.Заболоцкий. «Некрасивая девочка».

1

Раздел 4. Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века. (5 ч.)

13.

Тема 13. К.Г.Паустовский. «Телеграмма» (в сокращении).

Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки).

2

14.

Тема 14. Л.А.Кассиль. «Пекины бутсы».

А.Т.Твардовский. «Василий Теркин» (отрывки из поэмы).

1


15.

Тема 15. В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин» (в сокращении).

В.П.Астафьев. «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»).

1


16.

Тема 16. Р.П.Погодин. «Алфред». А.А.Сурков. «Родина».

1




ИТОГО

17


Учебно-тематическое планирование по чтению и развитию речи

Класс – 8 (0,5 часа в неделю)

Содержание тем учебного курса (основное содержание)
Устное народное творчество (1 ч.)

      Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти.
      Сказки.
      Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья — учись уму-разуму; не нарушай данного слова и т. д.
      Народная точка зрения на добро и зло.
      Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.

Произведения русских писателей XIX века. (6 ч.)

Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. С. Никитина, Л.Н.Толстого.

Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века. (5 ч.)

Биография и творчество А.П.Чехова, В.Г.Короленко, М.Горького, С.А.Есенина, А.Н.Толстого.

Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века. (5 ч.)

Биография и творчество К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова.


Содержание тем учебного курса

Перечень литературы и средств обучения

  1. Закон «Об образовании».

  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».

  3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

  5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  7. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2 сборниках/Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2010.


Основная учебная литература для учащихся

1. З.Ф.Малышева. Чтение: учеб.для 8 кл.спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2007.
Литература для учителя

1. Гусева Г.М. Уроки чтения в 8 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 2007.
Multimedia-поддержка предмета

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2010.





Перечень литературы и средств обучения

Календарно-тематическое планирование по чтению и развитие речи

8 класс (учащиеся VIII вида)

кол-во часов на год - 17, кол-во часов на неделю – 0,5

п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Основные термины, понятия

Знания, умения и компетентности

Оборудование

Дата по плану

Дата фактическая

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I триместр

I период




Устное народное творчество. (1 ч.)






















1

Сказки. «Волшебное кольцо». Пословицы и поговорки.

Баллады. «Перчатка», «Нашла коса на камень». Былины. «Добрыня и змей».

1


Сказка, баллада, былина.

Знать:

  • Сказка.

  • Баллада.

  • Былина.

Уметь:

  • Пересказывать текст.

  • Выразительно читать баллады и былины.

Учебник, портрет писателя.

07.09










Произведения русских писателей XIX века. (6 ч.)






















2

А.С.Пушкин. Стихотворения. «Сказка о попе и работнике его Балде».

1

Стихотворения, сказка.

Знать:

  • Стихотворение

  • Сказка.

Уметь:

  • Пересказывать текст.

  • Выразительно читать стихотворение.

Учебник, портрет писателя.

21.09







II период

3

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывки).

1

Стихотворения, песня.

Знать:

  • Стихотворение

  • Песня.

Уметь:

  • Выразительно читать стихотворения и песни..

Учебник, портрет писателя.

12.10








4

И.А.Крылов. «Волк на псарне», «Осел и Соловей», «Муха и пчела».

Н.А.Некрасов. Стихотворения. «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» (отрывки).

1


Басня, стихотворение, поэма.

Знать:

  • Стихотворение

  • Басня.

  • Поэма

Уметь:

  • Выразительно читать стихотворение, басню, поэму.

Учебник, портрет писателя.

26.10







5

И.С.Никитин. «Русь», «Утро на берегу озера».

1

Стихотворение.

Знать:

  • Стихотворение

Уметь:

  • Выразительно читать стихотворение.

Учебник, портрет писателя.

09.11







Количество часов за I триместр

5







II триместр

I период

6

И.С.Тургенев. «Муму» (отрывки).

1

Рассказ.

Знать:

  • Рассказ.

Уметь:

  • Пересказывать текст.

Учебник, портрет писателя.

23.11







7

Л.Н.Толстой. «После бала» (отрывки).

1

Рассказ.

Знать:

  • Рассказ.

Уметь:

  • Пересказывать текст.

Учебник, портрет писателя.

07.12










Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века. (5 ч.)






















8

А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия».

1

Рассказ.

Знать:

  • Рассказ.

Уметь:

  • Пересказывать текст.

Учебник, портрет писателя.

21.12







II период

9

В.Г.Короленко. «Слепой музыкант» (отрывки).

1

Повесть.

Знать:

  • Повесть.

Уметь:

  • Пересказывать текст.

Учебник, портрет писателя.

11.01







10

М.Горький. «Макар Чудра» (отрывки).

1

Рассказ.

Знать:

  • Рассказ.

Уметь:

  • Пересказывать текст.

Учебник, портрет писателя.

25.01







11

С.А.Есенин. «Пороша», «Отговорила роща золотая…».

А.П.Платонов. «Разноцветная бабочка».

1


Стихотворение, сказка.

Знать:

  • Стихотворение

  • Сказка.

Уметь:

  • Пересказывать текст.

  • Выразительно читать стихотворение.

Учебник, портрет писателя.

08.02







Количество часов за II триместр

6







III триместр

I период

12

А.Н.Толстой. «Русский характер».

Н.А.Заболоцкий. «Некрасивая девочка».

1

Рассказ, план, стихотворение.

Знать:

  • Рассказ.

  • Стихотворение

Уметь:

  • Пересказывать текст.

  • Выразительно читать стихотворение.

Учебник, портрет писателя.

29.02









Произведения русских писателей 2-й половины ХХ века. (5 ч.)






















13-14.

К.Г.Паустовский. «Телеграмма» (в сокращении).

Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки).

2

Рассказ, повесть

Знать:

  • Рассказ.

  • Повесть.

Уметь:

  • Пересказывать текст.

Учебник, портрет писателя.

14.03

28.03







II период

15.

Л.А.Кассиль. «Пекины бутсы».

А.Т.Твардовский. «Василий Теркин» (отрывки из поэмы).

1


Рассказ, поэма.

Знать:

  • Рассказ.

  • Поэма.

Уметь:

  • Пересказывать текст.

  • Выразительно читать поэму.




18.04








16.

В.М.Шукшин. «Гринька Малюгин» (в сокращении).

В.П.Астафьев. «Далекая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»).

1


Рассказ, повесть, отрывок.

Знать:

  • Рассказ.

  • Повесть.

  • Отрывок.

Уметь:

  • Пересказывать текст.

Учебник, портрет писателя.

02.05







17.

Р.П.Погодин. «Алфред». А.А.Сурков. «Родина».

1

Рассказ, стихотворение.

Знать:

  • Рассказ.

  • Стихотворение

Уметь:

  • Пересказывать текст.

  • Выразительно читать стихотворение.

Учебник, портрет писателя.

23.05







Количество часов за III триместр

6







Количество часов за год

17











Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи для 8 класса