|
Протокол № От 2013 г. Согласовано Заместитель директора школы по увр
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бриентская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано
Руководитель РМО
__________Сидоренко С.В. Протокол № ______
От «____»___________2013 г.
| Согласовано
Заместитель директора школы
по УВР
___________ Савватеева Н.П «____»_______________2013 г.
| Утверждаю
Директор МБОУ Бриентская СОШ
__________ Мурзина Е.Ф Приказ № _______
от «___»_______________2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 8 класс
Составитель: учитель химии первой квалификационной категории Митрофанова Татьяна Владимировна
2013-2014 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263).
За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2010 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2010.).
Рабочая программа может быть реализована в 8 классе (2 ступень, основное общее образование, общеобразовательный уровень). Учебники линии Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана..
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Весь теоретический материал курса химии для основной школы структурирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах направлено на достижение целей химического образования.
В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно – молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.
При составлении рабочей программы использовался: учебно – методический комплект
для учителя:
Гара Н.Н. Программа общеобразовательных учреждений. Химия.8-11 класс. – М.: Просвещение, 2010г. .
Князева М.В. Химия: Поурочные планы 8 кл.: Пособие для учителя. Волгоград «Учитель» 2013г
Горковенко, М. Ю. Химия. 8 класс : поурочные разработки к учебникам / -М.: ВАКО, 2006. - 368 с. - (В помощь школьному учителю).
Настольная книга учителя химии / авт.-сост. Н. Н. Гара, Р. Г. Иванова, А. А. Каверина. - М.: ACT : Астрель, 2010. - 190 с.
Я иду на урок химии 8-11 классым . Первое сентября 2009
Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2011.
для учащихся:
Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 14-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.
Библиотека научно- популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке).
3 .Н.И Габрусева Рабочая тетрадь. Химия 8.Пособие для учащихся общеобразовательных школ. М Просвещение 2013г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Химия 8-9 .Нестандартные уроки Корифей 2009г.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 6 часов.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.
Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая – в форме теста.
При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе. Тема урока совпадает с названием параграфа учебника,
Резервное время распределено следующим образом:
1 час – добавлен в тему №5 для обобщения, систематизации, коррекции знаний, умений и навыков учащихся по теме «Основные классы неорганических соединений»
2 часа добавлено для обобщения и систематизации знания в конце учебного года.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения химии в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать
важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент
использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тема 1 «Первоначальные химические понятия» - 18 часов
Учащиеся должны знать:
определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула; различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент», «физические явления» и «химические явления»;
определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава;
знаки первых 20 химических элементов;
понимать и записывать химические формулы веществ;
правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь:
отличать химические реакции от физических явлений;
использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
называть химические элементы;
определять валентность важнейших элементов по формуле и составлять формулы бинарных соединений по валентности;
определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
классифицировать химические реакции по типу;
расставлять коэффициенты в уравнениях реакций;
проводить расчеты по уравнению реакции;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 2 «Кислород» - 5 часов
Учащиеся должны знать:
условия горения и способы его прекращения; понятие «тепловой эффект химической реакции»;
строение, свойства, способы получения и области применения кислорода;
состав, свойства, способы получения оксидов;
круговорот кислорода в природе;
состав воздуха
Уметь:
записывать уравнения реакции окисления;
вести расчеты по термохимическим уравнениям;
получать и собирать кислород методом вытеснения воздуха и воды;
записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислорода;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 3 «Водород» - 3 часа
Учащиеся должны знать:
состав молекулы водорода;
определение восстановителя;
области применения водорода и способы получения его в лаборатории и промышленности.
Уметь:
получать водород в лабораторных условиях методом вытеснения воздуха; доказывать его наличие, проверять на чистоту.
давать характеристику водорода как элемента и как простого вещества, описывать физические и химические свойства водорода, записывать уравнения реакций;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 4 «Растворы. Вода» - 6 часов
Учащиеся должны знать:
способы очистки воды;
понятия «растворы», «растворитель», «дистиллированная вода»;
меры по охране воды от загрязнений;
определение растворимости, массовой доли растворенного вещества;
количественный и качественный состав воды;
химические и физические свойства воды;
понятие об анализе и синтезе как методах определения состава вещества.
Уметь:
объяснять процесс растворения с точки зрения атомно – молекулярного учения;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
составлять уравнения реакций, доказывать химические свойства воды;
приготавливать раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества;
решать задачи на определение массовой доли и массы растворенного вещества;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 5 «Основные классы неорганических соединений» - 10 часов
Учащиеся должны знать:
классификацию неорганических соединений;
определение и классификацию оксидов, оснований, кислот и солей;
понятие генетической связи
Уметь:
классифицировать по составу и свойствам неорганические вещества;
доказывать химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей, записывать уравнения реакций;
осуществлять схемы превращений, доказывающих генетическую связь между классами соединений;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» - 8 часов.
Учащиеся должны знать:
определение амфотерности оксида и гидроксида;
основные признаки классификации химических элементов на примере естественных семейств щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов, инертных газов;
определение периодического закона, периода, группы;
строение атома, состав атома, определение изотопов;
расположение электронов по слоям, формы электронных орбиталей;
причину периодического изменения химических свойств в зависимости от числа электронов в наружном слое;
роль периодического закона для развития науки и техники;
основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева.
Уметь:
объяснять общие и отличительные признаки в свойствах элементов каждого семейства;
объяснять изменения свойств элементов и их соединений, причину этого;
описывать химический элемент с точки зрения строения атома;
находить черты сходства и отличия у изотопов;
записывать строение атомов элементов первых четырех периодов;
записывать электронные и электронно – графические формулы для первых 20 элементов;
давать характеристику по плану данного химического элемента главной подгруппы по его положению в ПС и строению его атома;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 7 «Строение вещества. Химическая связь» - 9 часов.
Учащиеся должны знать:
определение химической связи, электроотрицательности, ковалентной и ионной связи;
механизм образования связи;
определение кристаллической решетки, типы.
Уметь:
определять ковалентную и ионную связи в различных веществах, записывать схемы образования связи;
определять тип кристаллической решетки;
применять ЗУН при выполнении тренировочных заданий и упражнений.
Тема 8 «Закон Авогадро. Молярный объем газов» 3 часа
Учащиеся должны знать:
определение понятия молярный объем, сущность закона Авогадро;
определение понятия относительная плотность газов.
Уметь:
вычислять относительную плотность газов;
проводить расчеты на основе уравнений реакций, уметь вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции (находить объем газа по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции).
Тема 9 «Галогены» - 6 часов +2 часа резерв.
Учащиеся должны знать:
положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов; свойства хлора;
свойства хлороводорода, соляной кислоты и хлоридов; понимать значение качественных реакций;
положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.
Уметь:
характеризовать галогены как химические элементы; обосновывать их свойства как типичных неметаллов;
составлять уравнения характерных для хлора реакций;
уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ - распознавать хлориды;
составлять уравнения химических реакций (характерных для соляной кислоты реакций).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
пп
| Тема
| Кол час по прогр
| В т.ч прак раб
| Вт.ч
конт
раб
| 1
| Тема № 1. Первоначальные химические понятия
Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием».
Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»
Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия»
| 18
| 2
| 1
| 2
| Тема № 2. Кислород
Практическая работа № 3 «Получение и свойства кислорода»
| 5
| 1
| -
| 3
| Тема № 3. Водород
| 3
|
| -
| 4
| Тема № 4. Растворы. Вода
Практическая работа №4 «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества»
Контрольная работа №2 по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода».
| 6
| 1
| 1
| 5
| Тема № 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений
Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»»
Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений».
| 10
| 1
| 1
| 6
| Тема № 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Строение атома
| 8
| -
| -
| 7
| Тема № 7. Химическая связь. Строение веществ
Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» и «Строение вещества. Химическая связь»
| 9
| -
| 1
| 8
| Тема № 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов
| 3
| -
| -
| 9
| Тема № 9. Галогены
Практическая работа №6 Получение соляной кислоты и изучение её свойств.
Контрольная работа №5 по темам «Закон Авогадро. Молярный объем газов» и «Галогены»
| 6
| -
| 1
| 10
| Резервное время
| 2
|
|
|
| Итого
| 70
| 6
| 5
|
Контроль уровня обучености
Перечень контрольных работ № п/п
| Тема
| Количество
часов
| 8 класс
| 1
| Первоначальные химические понятия.
| 1
| 2
| Кислород. Водород. Растворы. Вода.
| 1
| 3
| Основные классы неорганических соединений.
| 1
| 4
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь.
| 1
| 5
| Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены.
| 1
| Итого
| 5
| |
|
|