Главная страница

Протокол № от 2013г. «Согласовано» Заместитель директора школы по ур мбоу ссош



Скачать 248.75 Kb.
НазваниеПротокол № от 2013г. «Согласовано» Заместитель директора школы по ур мбоу ссош
Дата15.03.2016
Размер248.75 Kb.
ТипПротокол

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Степноозерская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края

«Рассмотрено на МО»

Руководитель МО

________ Свиридова Л.А.

Протокол № _________ от

«___» _____________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МБОУ ССОШ

________ Бездольнова О.И.

«____» ____________2013г.

«Утверждено»

Директор МБОУ ССОШ

__________ Дьяченко Г.В.

Приказ № __________ от

«___» _____________2013г.



.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

ХИМИЯ

8, 9 классы

II ступень

основное общее образование,

базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе

программы общеобразовательных учреждений по химии 8-9 классы, Н.Н. Гара, Москва «Просвещение», 2010г.

Составила: Махамбетова В.Б.., учитель химии,


р.п. Степное Озеро

2013
Содержание


  1. Пояснительная записка……………………………………………………... 3

  2. Цель и задачи изучения химии…………………………………………….. 4

  3. Требования к уровню подготовки учащихся……………………………… 5

  4. Содержание программы…………………………………………………….. 6

  5. Критерии оценивания……………………………………………………….10

  6. Средства обучения…………………………………………………………..12

  7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса………...12

Приложения:

  1. Календарно-тематическое планирование 8 класс

  2. Календарно-тематическое планирование 9 класс


Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по химии. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю.

В программе заложены условия для формирования социально-компетентной личности школьников.

Программы направлена, прежде всего, на повышение роли предмета в духовном и гражданском становлении личности и одновременно на усиление практической направленности обучения.

Применение современных образовательных технологий: технология проблемного обучения, технология критического мышления, ИКТ технологий.

Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность, выполнение тестовых заданий. Предполагает проведение разных типов уроков: лекции, семинары, практикумы, уроки-презентации, зачёты, которые способствуют лучшему освоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.

В течение учебного года планируется провести: контрольных работ-5, практических работ-6, лабораторных работ – 21.

Тематика лабораторных, практических и контрольных работ соответствует Примерной программе по химии основного общего образования (базовый уровень).

Изучение химии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения химии ученик должен знать / понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть: химические элементы и соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, валентность и степени окисления элемента в соединениях;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ; растворы кислот и щелочей; хлорид-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;


использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.


Планируемые результаты:

Учитывая индивидуальные способности учащихся 8 класса, на конец учебного года планируются следующие образовательные результаты: успеваемость- 100%, качество- 50

Содержание программы
Курс 8 класса рассчитан на 2 часа в неделю: всего 69 часов (с учетом праздничных дней и согласно расписанию):

1 четверть – 18 часов

2 четверть – 14 часов

3 четверть – 20 часов

4 четверть – 17 часов.
Весь курс разбит на темы:

  • Тема 1. Первоначальные химические понятия – 18 часов.

  • Тема 2. Кислород. Горение. – 5 часов.

  • Тема 3. Водород – 3 часа.

  • Тема 4. Растворы. Вода – 6 часов.

  • Тема 5. Важнейшие классы неорганических соединений – 9 часов.

  • Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома – 8 часов.

  • Тема 7. Строение веществ. Химическая связь – 9 часов.

  • Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов – 3 часа.

  • Тема 9. Галогены – 8 часов.


Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Ве­щества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпарива­ние, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немо­лекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химичес­кий элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Моляр­ная масса.

Валентность химических элементов. Определение ва­лентности элементов по формулам их соединений. Состав­ление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация хими­ческих реакций по числу и составу исходных и получен­ных веществ.

Демонстрации.

Способы очистки веществ: кристалли­зация, дистилляция, хроматография.

Опыты, подтвержда­ющие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Реакции, иллюстрирующие основные признаки ха­рактерных реакций.

Лабораторные опыты.

  • Рассмотрение веществ с различ­ными физическими свойствами.

  • Разделение смеси.

  • Примеры физических яв­лений.

  • Примеры химических яв­лений.

  • Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.

  • Разложение основного карбоната меди (П).

  • Реакция замещения меди железом.

Практические работы

  • Правила техники безопасности при работе в химичес­ком кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудова­нием.

  • Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молеку­лярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям эле­ментов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количе­ству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород. Горение (5 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и хими­ческие свойства. Получение, применение. Круговорот кис­лорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реак­ций.

Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферно­го воздуха от загрязнений.

Демонстрации.

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.

Определение состава воздуха.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты.

Ознакомление с образцами ок­сидов.

Практическая работа.

Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи.

Расчеты по термохимическим урав­нениям.
Тема 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и хими­ческие свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации.

Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собира­ние водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты.

  • Получение водорода и изучение его свойств.

  • Взаимодействие водорода с оксидом меди (П).


Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Фи­зические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации.

Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа.

Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи.

Нахождение массовой доли раство­ренного вещества в растворе. Вычисление массы раство­ренного вещества и воды для приготовления раствора оп­ределенной концентрации.
Тема 5. Важнейшие классы неорганических соединений (9ч)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные окси­ды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физичес­кие и химические свойства. Реакция нейтрализации. По­лучение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неор­ганических соединений. Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кис­лот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты.

  • Действие кислот на индикаторы.

  • Отношение кислот к металлам.

  • Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

  • Свойства растворимых и нерастворимых оснований.

  • Взаимодействие щелочей с кислотами.

  • Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

  • Разложение гидроксида меди (II) при нагревании

Практическая работа.

Решение экспериментальных за­дач по теме «Важнейшиее классы неорганических соедине­ний».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч)

Первые попытки классификации химических элемен­тов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химичес­ких элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодичес­кого закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты.

Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основ­ные виды химической связи: ковалентная неполярная, ко-валентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молеку­лярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависи­мость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации.

Ознакомление с моделями кристалли­ческих решеток ковалентных и ионных соединений.

Со­поставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Лабораторные опыты

Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей.
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относитель­ная плотность газов. Объемные отношения газов при хи­мических реакциях.

Расчетные задачи.

Объемные отношения газов при хи­мических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объ­ема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству ве­щества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 9. Галогены (8 ч)

Положение галогенов в периодической таблице и стро­ение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации.

Знакомство с образцами природных хлоридов.

Знакомство с физическими свойствами галоге­нов.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты.

  • Распознавание соляной кисло­ты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.

  • Вытеснение га­логенов друг другом из раствора их соединений.

Практическая работа.

Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

Курс 9 класса рассчитан на 2 часа в неделю: всего 67 часов (с учетом праздничных дней и согласно расписанию):

1 четверть – 18 часов

2 четверть – 14 часов

3 четверть – 20 часов

4 четверть – 15 часов.
Весь курс разбит на темы:

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Электролитическая диссоциация – 10 часов

Тема 2. Кислород и сера – 9 часов

Тема 3. Азот и фосфор – 10 часов

Тема 4. Углерод и кремний – 7 часов

Тема 5. Общие свойства металлов – 14 часов

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах – 2 часа

Тема 7. Углеводороды – 3 часа

Тема 8. Спирты – 2 часа

Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры – 3 часа

Тема 10. Углеводы – 2 часа

Тема 11. Белки. Полимеры – 5 часов
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч)

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации.

Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты.

Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера (9 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Демонстрации.

Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты.

Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Практическая работа.

Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Расчетные задачи.

Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 3. Азот и фосфор (10 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации.

Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты.

Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практические работы

• Получение аммиака и изучение его свойств.

• Определение минеральных удобрений.
Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации.

Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты.

Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Практическая работа.

Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 5. Общие свойства металлов (14 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III).

Демонстрации.

Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия.

Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.

Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты.

Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами.

Получение гидроксидов железа(II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практические работы

• Решение экспериментальных задач по теме «Элементы IА—IIIА-групп периодической таблицы химических элементов».

• Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Расчетные задачи.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 ч)

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

Тема 7. Углеводороды (3 ч)

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.

Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

Демонстрации.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Качественные реакции на этилен.

Образцы нефти и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты.

Этилен, его получение, свойства.

Ацетилен, его получение, свойства.

Расчетная задача.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Тема 8. Спирты (2 ч)

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрации.

Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта.

Растворение этилового спирта в воде.

Растворение глицерина в воде.

Качественные реакции на многоатомные спирты.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3 ч)

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры — продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Демонстрации.

Получение и свойства уксусной кислоты.

Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
Тема 10. Углеводы (2 ч)

Глюкоза, сахароза — важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.

Демонстрации.

Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Тема 11. Белки. Полимеры (5 ч)

Белки — биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.

Полимеры — высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации.

Качественные реакции на белок.

Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Критерии оценивания:
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценки учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина, осознанность, полнота.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

·     ответ полный и правильный на основании изученных теорий,

·     материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,

·     ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

·     ответ полный и правильный на основании изученных теорий,

·     материал изложен в определенной последовательности,

·     допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

·    ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка
или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

·     при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материла,

·    допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

·     отсутствие ответа.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

·     в логическом рассуждении и решении нет ошибок,

·     задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

·     в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,

·     допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

·     в логическом рассуждении нет существенных ошибок,

·     допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

·     имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

·     отсутствие ответа на задание.

Оценка экспериментальных умений  (в процессе      выполнения практических работ по инструкции)

Оценку ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка  «5»:

·     работа  выполнена полностью.  Сделаны правильные   наблюдения и выводы,

·     эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники   безопасности и правил работы с веществами и приборами,

·     проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места , порядок на столе, экономно использу­ются реактивы).  

Отметка «4»:

·     работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

·     ответ неполный,   работа выполнена правильно не менее чем наполовину допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),          которую учащийся исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»:

·     допущены две или       более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, по ТБ при работе с веществами и приборами),    которые учащийся не может исправить.

Отметка «1»:

·     работа не выполнена,

·     полное отсутствие экспери­ментальных умений.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

При оценке этого умения следует учитывать наблюдения учителя и предъявляемые учащимся результаты выполнения опытов.

Отметка «5»:

·     План решения задачи составлен правильно, осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

·     план решения составлен правильно,

·     осуществлен подбор химических реактивов и оборудования.

·     допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).

Отметка   «3»:

·     план  решения составлен правильно,

·     осуществлен подбор химических  реактивов и оборудования.

·     допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка  «2»:

·     допущены две  и более ошибки (в плане  решения,   в подборе химических,  реактивов и оборудования,   в объяснении и выводах).

Отметка   «1»:

·     задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.

Отметка  «5»:

·     дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

·     допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

·     работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

·     работа выполнена меньше чем наполовину,

·     имеется несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

·     работа не выполнена.

При оценке выполнения   письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу  корректирует пред­шествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
Средства обучения

  1. Печатные пособия:

Таблицы:

  1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

  2. Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.

  3. Портреты ученых

  4. Строение атома.

  5. Типы химических связей

  6. Электрохимический ряд напряжения металлов.

  1. Информационно-коммуникационные средства обучения:

  1. Неорганическая химия. (Компакт диск) – Издательство «Учитель»

  2. Химия. Большая детская энциклопедия. – ИДДК

  3. Химия. Тесты для учащихся (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010.

  1. Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран проекционный

  4. Телевизор

  5. DVD, видео-проигрователь

IV. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1. Приборы, приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных и практических работ (штативы с пробирками, колбы, мерный цилиндр, фильтровальная бумага, химические стаканы, спиртовки, стеклянные палочки, фарфоровые чашки, спички, газоотводные трубки, лучины, воронки, весы, индикаторы).

2. Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.

V. Натуральные объекты.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов переработки.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

  1. Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: «Просвещение», 2010г.

  2. Химия. Неорганическая химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: «Просвещение», 2009г.

А также методических пособий для учителя:

  1. Боровских Т.А. Тесты по химии. Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганичесих соединений: 8 кл.: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  2. Боровских Т.А. Тесты по химии. Электролдитическая диссоциация. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. 9 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  3. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы, 10-11 классы.- М.: Просвещение, 2010г

  4. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

  5. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2010.

  6. Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия: неорганическая химия: учеб. для 8 класса общеобразов. учреждений»./ М.А. Рябов – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  7. Сборник задач и упражнений по химии: 9 класс: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия: неорганическая химия: орган. химия. 9 класс»./ М.А. Рябов – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  8. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2011.

  9. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя./ Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2008.

  10. Химия. 8-11 классы: рабочие программы к учебникам Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана. Базовый уровень/ авт.-сост. О.В. Карасева, Л.А. никитина. – Волгоград: Учитель, 2011.

Дополнительная литература для учителя:

1. Химия в определениях, таблицах и схемах: Справочно-учебное пособие/ А.Д. Бочеваров. О.А. Жикол. – Харьков: Издательство «Ранок», 2008.

2. Химия: экспресс-курс для поступающих в вузы / А.С. Егоров, Г.Х. Аминова – ростов н/Д: Феникс, 2007

Дополнительная литература для учащихся:

1. Химия в определениях, таблицах и схемах: Справочно-учебное пособие/ А.Д. Бочеваров. О.А. Жикол. – Харьков: Издательство «Ранок», 2008.

2. Химия: экспресс-курс для поступающих в вузы / А.С. Егоров, Г.Х. Аминова – ростов н/Д: Феникс, 2007