Главная страница


Организация школьного химического эксперимента



Скачать 35.25 Kb.
НазваниеОрганизация школьного химического эксперимента
Дата12.03.2016
Размер35.25 Kb.
ТипДокументы

Организация школьного химического эксперимента.

Химик требуется не такой, который только

бы из одного чтения книг понял сию науку,

но который собственным искусством в ней

прилежно упражнялся.

М.В. Ломоносов

Преподавание химии не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента. Под экспериментом ( от лат. experimentum-испытание) понимают наблюдение исследуемого явления при определенных условиях, позволяющих следить за ходом явления и повторять его при соблюдении этих условий. Химический эксперимент способствует развитию самостоятельности, повышает интерес к химии, т. к. в процессе его выполнения учащиеся убеждаются не только в практическом значении такой работы, но и имеют возможность творчески применять свои знания. Различают учебный демонстрационный эксперимент и ученический эксперимент – практические работы, лабораторные опыты и экспериментальные задачи. Демонстрационный эксперимент проводит учитель в классе.
В ходе которого ученики под руководством преподавателя учатся наблюдать, выделять существенное в опыте и правильно объяснять увиденное. При этом акцентируется внимание на тех приемах и операциях, которые еще недостаточно отработаны или совсем не сформированы, но которые будут нужны на одном из ближайших занятий, а также на соблюдении техники безопасности при работе. Но демонстрации не вырабатывают необходимые экспериментальные умения и навыки, поэтому должны дополняться лабораторными опытами, практическими работами и экспериментальными задачами. Лабораторные опыты – вид самостоятельной работы, предполагающий выполнение химических опытов на любом этапе урока для более продуктивного усвоения материала и получения конкретных, осознанных и прочных знаний. Выполнение опытов занимает не весь урок, а только часть его. Практические работы бывают двух видов: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи. Инструкция - ориентировочная основа деятельности учащихся. При составлении инструкций, на начальном этапе изучения химии, подробно излагается каждый этап выполнения опыта. По мере усвоения экспериментальных умений разрабатываются инструкции более свернутые. Экспериментальные задачи содержат не инструкцию, а только условие. Разрабатывают план решения задачи и осуществляют их учащиеся самостоятельно.

Выполняя лабораторные опыты, практические работы, решая экспериментальные задачи, учащиеся работают самостоятельно под руководством учителя. При выполнении ученического эксперимента, необходимо контролировать работу учащихся и обращать внимание на: умение пользоваться реактивами, посудой и другим оборудованием, работу с приборами, выполнение различных операций с реактивами. На начальном этапе учащиеся допускают ряд ошибок, которые должны быть исправлены. Перед началом проведения опытов обращается на них внимание учащихся, а затем более целенаправленно необходимо проследить за их работой и устранением недостатков.


Чаще всего при выполнении опытов ученики допускают следующие ошибки: оставляют открытыми банки и склянки с растворами и сухими веществами; насыпают порошок из банки или склянки в пробирку или берут его из них грязной или влажной пробиркой; не используют при нагревании самую горячую часть пламени спиртовки; перед нагреванием пробирки с веществом не нагревают ее по всей длине. Таким образом, обращая внимание на ошибки, можно облегчит работу по формированию и усовершенствованию экспериментальных умений и навыков. Наряду с этим необходимо обращать внимание как учащиеся понимают цель опыта, умеют ли составлять план, какие вещества и приборы нужно использовать для его проведения, при каких условиях будет протекать химический процесс и как выразить его соответствующими уравнениями реакций, умеют ли анализировать опыты, делать обобщения и выводы. Важно также осуществлять контроль за соблюдением учениками техники безопасности при обращении с реактивами, нагревательными приборами, химической посудой, а также за чистотой рабочего места, бережным отношением к оборудованию и экономным расходованием реактивов, за рациональным использованием времени на проведение отдельных приемов и операций, за дисциплиной.

В начале учебного года в соответствии с учебной программой устанавливается последовательность проведения демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и экспериментальных задач по темам и их связь с теоретическими занятиями.

Различные виды химического эксперимента используются во внеклассной работе. Так составляя программу кружка «Юный химик» для учащихся 6 классов акцент был сделан на практические виды деятельности. Для ознакомления были в основном отобраны вещества, с которыми они встречаются в окружающем мире (свойства лимонной, уксусной кислот; выращивание кристаллов и т. д.).
Систематическое использование на уроках химии эксперимента помогает бороться с формализмом в знаниях, развивает умения наблюдать факты и явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов; формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки; прививает навыки планировать свою работу и осуществлять самоконтроль.

Литература

1.Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. – М.: Владос, 2000.

2. Амирова А.Х. Формирование умений проводить химический эксперимент//Химия в школе. – 2009. - №7.

3.Беспалов П. И. Химический эксперимент в современной школе //Первое сентября. Химия. – 2006. № 22.