|
Протокол № от г. Утверждаю директор Центра Г. П. Ковалева 2013 г Государственное учреждение Тульской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 1»
| Рассмотрено на
педагогическом совете
Протокол №____от ______г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Центра
____________Г.П.Ковалева
«___»__________2013 г.
|
Коррекционно - развивающая программа
«Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр».
Составитель:
Гриднева Ольга Валериевна
Учитель-дефектолог
Тула, 2013 г.
Пояснительная записка.
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в дошкольном учреждении. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям мышления.
Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений.
Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
- в дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;
- в нерациональности регуляционно - целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;
- в длительной несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;
- в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.
У детей с задержкой психического развития неравномерно развиваются все виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно- логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно- действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).
Цель программы:
Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи программы:
- Развитие словесно- логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития при помощи дидактических игр.
Принципы построения программы:
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания коррекционной помощи как особого вида практической деятельности дефектолога. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности дефектолога является создание «зоны ближайшего развития» для детей. Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Деятельностный принцип коррекции. Главным способом коррекционно- развивающего воздействия является организация активной деятельности каждого ребёнка.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеющие нарушения мышления.
Форма организации занятий:
- Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю.
- Продолжительность занятия от 20 до 30 минут, но первое занятие следует сократить до 20 минут.
- Среднее количество детей в группе 5- 7 человек.
Формы и методы контроля:
- Отзывы родителей и педагогов.
- Диагностика словесно- логического мышления методиками: «Последовательность событий», «Четвёртый лишний», «Оценка словесно-логического мышления».
Обязательный минимум новообразований.
После проведения коррекционной программы дети приобретают следующие новообразования:
1.Научатся раскладывать предметы по группам на наглядном материале.
2.Научатся разгадывать не сложные загадки.
3.Научатся отделять форму понятия от содержания.
4.Смогут обобщать и выделять существенные признаки.
5.Научаться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений.
Краткая характеристика содержания программы.
В данной программе используется метод обучающих игр, т.к. в этом возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность.
Алгоритм занятия:
Приветствие. Дефектолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
Задание на развитие словесно-логического мышления.
Развивающая игра или разминка.
Задание на развитие словесно-логического мышления.
Подведение итогов: каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.
Ритуал прощания. Дети вместе с дефектологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.
Коррекционные занятия:
Занятие 1.(Вводное).
Название занятия
| Цель занятия
| Содержание занятия
| Приветствие
| Мотивация детей на занятие
| Дефектолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
| Игра «Закончи слово»
| Развитие словесно-логического мышления
| Дефектолог произносит слова, а детям предлагает закончить слово по начальному слогу.
| Игра «Воздушный бой»
| Смена деятельности
| Дефектолог предлагает всем превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие летают, кружатся, прыгают высоко вверх, Всем легко, весело, радостно.
| Упражнение «Больше, длиннее и короче»
| Формирование умения отделять форму понятия от содержания
| Дефектолог произносит слова а детям предлагает ответить на следующие вопросы: Какое слово короче и почему? Какое слово длиннее и почему? Пример: Карандаш или карандашик???
| Подведение итогов
|
| Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.
| Прощание
| Мотивация детей на следующее занятие
| Дети вместе с дефектологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.
| Занятие 2.
Название занятия
| Цель занятия
| Содержание занятия
| Приветствие
| Мотивация детей на занятие
| Дефектолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
| Упражнение «Четвёртый лишний»
| Цель этого упражнения- развитие способности обобщения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки.
| Работа с наглядным материалом. Показать детям 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Например: кровать, стол, диван и чайник. Каждому ребенку предлагается найти лишний предмет и обьяснить свой выбор.
| Игра «Передай клубочек»
| Цель: снятие скованности, напряженности в общении
| Дети садятся в круг. Дефектолог, держа в руках клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (например: как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь и т.д.), тот ловит клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, отвечая на вопрос и задавая свой вопрос другому участнику игры. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается дефектологу. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое и определяют, на что похожа эта фигурка.
| Игра «Разложи картинки»
| Развитие словесно-логического мышления
| Учить устанавливать последовательность событий.
| Подведение итогов
|
| Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.
| Ритуал прощания
| Мотивация детей на следующее занятие
| Дети вместе с дефектологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.
| Занятие 3.
Название занятия
| Цель занятия
| Содержание занятия
| Приветствие
| Мотивация детей на занятие
| Дефектолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
| Игра
«Разложи картинки в свои конверты».
| Развитие словесно-логического мышления
| У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверт, по форме, цвету или величине.
| Игра «Воробьи - попрыгунчики»
|
| На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» -становятся за кругом у самой черты.
По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь.
| Упражнение «Кто без чего не обойдется?»
| Помочь ребенку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений.
| Дефектолог объясняет задание так: « Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, обозначающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например: сад… Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, земля, то есть то, без чего сад быть не может? Может ли сад быть без растений? Почему? Без садовника… собаки… земли? Почему?
Каждое из слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).
Река (берег, рыба, рыболов, вода, тина).
| Подведение итогов
|
| Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.
| Ритуал прощания
| Мотивация детей на следующее занятие
| Дети вместе с дефектологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.
| Занятие 4.
Название занятия
| Цель занятия
| Содержание занятия
| Приветствие
| Мотивация детей на занятие
| Дефектолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
| Упражнение
«Четвёртый лишний»
| Развитие способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки
| Теперь предлагается вербальный материал: четыре слова, три из которых объединены, а четвёртое лишнее. Детям надо выделить лишнее и объяснить свой выбор.
Примеры слов:
яблоко, груша, помидор, банан.
сапоги, кроссовки, сланцы, ботинки.
поезд, самолет, вертолёт, ракета.
брат, учитель, мама, дедушка.
пирамидка, погремушка, лопаточка, медвежонок.
| Игра «Путаница»
|
| Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он отворачивается.
Все остальные берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться- кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий поворачивается ко всем остальным и и распутывает, также не разнимая рук у детей.
| Упражнение «Отгадай загадки»
| Развитие различных видов мыслительных операций.
| Детям предлагается ряд загадок на определённую тему, например времена года.
| Подведение итогов
|
| Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.
| Ритуал прощания
| Мотивация детей на следующее занятие
| Дети вместе с дефектологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.
| Занятие 5.
Название занятия
| Цель занятия
| Содержание занятия
| Приветствие
| Мотивация детей на занятие
| Дефектолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
| Упражнение «Классификация предметов».
| Развитие аналитического мышления.
| Детям предлагаются наборы картинок на которых изображены предметы, им необходимо разложить их по определенным группам, затем всей группой сравнивают результаты каждого.
Примеры групп предметов:
Круглые.
квадратные.
мебель.
одежда и т.д.
| Игра «Дискотека кузнечиков»
|
| Дефектолог всем предлагает превратиться в кузнечиков- попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по «полю».
| Игра
«Куда пойдешь, что найдешь»?
| Развитие словесно-логического мышления
| У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок(овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и опираясь на сенсорные эталоны, подобрать нужные картинки.
| Подведение итогов
|
| Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.
| Ритуал прощания
| Мотивация детей на следующее занятие
| Дети вместе с дефектологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.
| Занятие 6.
Название занятия
| Цель занятия
| Содержание занятия
| Приветствие
| Мотивация детей на занятие
| Дефектолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
| Игра
«Придумай и продолжи»
| Развитие словесно-логического мышления
| • Сереже на день рождения подарили …. • Щенок забрался под машину, а там увидел … • Зайчонок спрятался под кустик. Потому что … • Миша надел тёплую куртку, потому что … • В шкафу Петя услышал шум, открыл дверцу, а там… • Маша подметала пол и нашла под кроватью … • Катя отдёрнула руку, потому что взялась за … • Маша уколола палец, потому что … • Дети взялись за руки и стали … (водить)
| Игра «Именной поезд».
|
| Все становятся в широкий круг лицом к центру. Один из детей добровольно становится паровозом. Пыхтя, гудя и поскрипывая поршнями, он начинает двигаться по кругу, пока не останавливается у одного из игроков. – Привет, - говорит паровоз.- Я - Петя! - Привет, Петя! – Я - Маша! Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» После такого приветствия Маша берёт Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба, подражая пыхтению паровоза, двигаются по кругу в поисках нового знакомства. Теперь приветствие усложняется: надо сказать хором:- Привет! Мы - Петя и Маша! – Привет! Я – Павлик! «Павлик!» - зовёт паровоз, вскидывая сначала правые, а потом левые руки. Павлик становится новым вагоном, и поезд движется дальше. Так продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не услышит обращённое лично к нему приветствие.
| Упражнение «Как это можно использовать?»
| Развитие словесно -логического мышления.
| Детям предлагают найти как можно больше вариантов использования какого- либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а дети придумывают, как можно использовать этот предмет. Называют такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, игрушечную скалку для раскатывания теста.
|
|
|
| Подведение итогов
|
| Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.
| Ритуал прощания
| Мотивация детей на следующее занятие
| Дети вместе с дефектологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.
| Занятие 7.
Название занятия
| Цель занятия
| Содержание занятия
| Приветствие
| Мотивация детей на занятие
| Дефектолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
| Упражнение «Говори наоборот!»
| Развитие словесно- логического мышления.
| Детям предлагается игра: «Я буду говорить слова, а вы тоже говорите, но только наоборот, например: большой – маленький».
Можно взять следующие пары:
Весёлый – грустный.
Быстрый – медленный.
Красивый – безобразный.
Пустой – полный.
Трусливый – храбрый.
| Игра «Танец огня».
|
| Танцующие тесно сжимают круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыки опускают и поднимают руки, изображая языки пламени. Костёр ритмично покачивается то в одну сторону, то в другую, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костёр распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, по три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
| Игра «Назови, одним словом»
| Развитие словесно-логического мышления
| Кисель, кефир, сок, чай это - … (напитки). Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка - Муравейник, нора, логово, берлога - Самолёт, корабль, лодка, мотоцикл - Двойка, тройка, пятёрка, единица - Салат, каша, борщ, запеканка - Топор, лопата, пила, отвёртка - Серьги, браслет, цепочка, кулон - Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло - Клюв, перья, крылья, коготки –
| Подведение итогов
|
| Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.
| Ритуал прощания
| Мотивация детей на следующее занятие
| Дети вместе с дефектологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.
| Занятие 8.
Название занятия
| Цель занятия
| Содержание занятия
| Приветствие
| Мотивация детей на занятие
| Дефектолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
| Игра
«Во что превратится…»
| Развитие словесно-логического мышления
|
Стул без спинки. Чашка без ручки. Мороженое без холодильника. Всадник без лошади. Дерево без веток. Стол без ножек. Диван без спинки. Подушка без перьев. Снеговик без холода. Кофта без рукавов. Окно без стёкол. Сад без деревьев.
| Игра «Чунга – Чанга»
|
| Путешественники пристали на своём корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва они сошли на берег, как их окружили жители чудесного острова- маленькие чернокожие дети. На них были надеты одинаковые пёстрые юбочки, на ногах и руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах серьги, на шее - бусы, а в волосах- красивые перья. С весёлой улыбкой они стали пританцовывать под музыку «Чунга – Чанга» вокруг путешественников и петь песню. Путешественники решили остаться на острове.
| Упражнение «Отгадай загадки».
| Развитие сложных мыслительных операций.
| Детям предлагается ряд загадок на определённую тему, например фрукты и овощи.
| Подведение итогов
|
| Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек.
Обсуждение того что получилось, а что нет.
| Прощание
| Мотивация детей на следующее занятие
| Дети вместе с дефектологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.
| Занятие 9.
Название занятия
| Цель занятия
| Содержание занятия
| Приветствие
| Мотивация детей на занятие
| Дефектолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
| Игра
«Назови лишний предмет и объясни почему»
| Развитие словесно-логического мышления
| Снежинка, мороженое, чай ,сосулька. Велосипед, коньки, санки, лыжи. Расчёска, зубная щётка, бант, зубная паста. Сосиска, сыр, колбаса, ветчина. Ложка, вилка, нож, ножницы. Муравейник, нора, скворечник. Люстра, лампа, свеча. Брюки, шорты, юбка. Ёлка, берёза, сосна. Петух, гусь, воробей.
| Игра «Ожерелье».
| Снятие психо- эмоционального напряжения.
| Участники встают в плотный круг. Они- бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, также тесно прижавшись. Дефектолог подходит к «ожерелью» и пытается его «разорвать».
| Упражнение «Больше, длиннее и короче»
| Формирование умения отделять форму понятия от содержания
| Дефектолог произносит слова а детям предлагает ответить на следующие вопросы: Какое слово короче и почему? Какое слово длиннее и почему? Пример: Карандаш или карандашик???
| Подведение итогов
|
| Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек.
Обсуждение того что получилось, а что нет.
| Ритуал прощания
| Мотивация детей на следующее занятие
| Дети вместе с дефектологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.
| Занятие 10.
Название занятия
| Цель занятия
| Содержание занятия
| Приветствие
| Мотивация детей на занятие
| Дефектолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
| Игра
«Что было раньше, что стало потом?»
| Развитие словесно– логического мышления.
| Дети должны выстроить из сюжетных рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности.
| Игра
«Что здесь лишнее?»
| Развитие словесно-логического мышления.
| Используются и вербальный и наглядный материалы.
| Игра
«Концовки»
| Развитие
словесно– логического мышления.
| Дети должны закончить предложение:
Есть стол выше стула, значит стул (ниже стола).
Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).
Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д.
| Подведение итогов
| Анализ проведенной работы
| Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек.
Обсуждение того что получилось, а что нет.
| Ритуал прощания
|
| Дети вместе с дефектологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.
| Примечание.
Коррекционная работа направлена на развитие словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития с помощью дидактических игр. Работа проводится в группах. После проведения программы проводится диагностика словесно-логического мышления. При необходимости можно продолжить работу с детьми индивидуально.
Описание результатов, полученных в ходе диагностического исследования
Анализ результатов, полученных на констатирующем этапе исследования
На первом этапе экспериментального исследования для определения особенностей мышления у детей с задержкой психического развития было использовано 8 тестовых параметров.
Исключение лишнего – выбор
Исключение лишнего – аргумент выбора
Аналогии зрительные – выбор
Аналогии зрительные – аргумент
Понимание метафор
Процесс классификации
Последовательные картинки – выбор
Последовательные картинки – аргумент выбора.
По вышеперечисленным параметрам были проведены замеры на первом этапе у детей с ЗПР до проведения с ними комплексной коррекционной программы занятий. Для стандартизации единиц замера характеристик мышления с целью сравнения уровня их развития, как среди испытуемых, так и среди самих параметров все единицы были приведены в процентное отношение к максимальному числу оптимальных ответов. Таким образом, максимально оптимальный способ ответа на вопросы соответствует 100% , минимальный – 0%; остальное число ответов выражается в процентах, исходя из количества заданий для определения того или иного параметра.
Результаты отображены в таблице № 1.
Таблица 1.
Параметры характеристик словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития на констатирующем этапе
№ испытуемого
| 4 лишний
| Зрительные аналогии
| Понимание метафор
| Процесс классификации
| Последовательные картинки
| выбор
| аргумент
| выбор
| аргумент
| выбор
| аргумент
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| 75%
| 50%
| 0
| 0
| 0
| 50%
| 0
| 50%
| 2
| 50%
| 25%
| 0
| 0
| 0
| 50%
| 25%
| 50%
| 3
| 50%
| 25%
| 0
| 0
| 15%
| 75%
| 0
| 50%
| 4
| 75%
| 25%
| 25%
| 0
| 25%
| 75%
| 25%
| 75%
| 5
| 50%
| 0
| 25%
| 25%
| 0
| 50%
| 25%
| 50%
| 6
| 75%
| 25%
| 25%
| 25%
| 0
| 75%
| 50%
| 75%
| Сред. показ.
| 62,5
| 25
| 12,5
| 8,3
| 6,6
| 62,5
| 20,8
| 58,3
|
Из таблицы видно, что в основном все показатели находятся в зоне низкой результативности выполнения заданий.
Наиболее низкие показатели выявлены в параметрах:
Аналогии зрительные – выбор – 12,5
Аналогии зрительные – аргумент – 8,3
Понимание метафор – 6,6
Последовательные картинки – выбор – 20,8
Если рассмотреть показатели параметров характеристик у детей в норме наблюдается, то они находятся в зоне оптимального способа выполнения задания от 85 до 100%. Это характеризует высокий уровень развития всех характеристик мышления, особенно этот вывод относится к словесно-логическому мышлению, операции классификации, пониманию метафор.
Следует отметить, что данные выводы получены в результате анализа средних показателей по всем испытуемым детям 4-6 лет с задержкой психического развития.
Если проанализировать качественный состав по каждому параметру, то можно заметить, что разрыв между минимальным и максимальным показателем достаточно большой. Этот фактор, а также небольшое количество инструктируемых затрудняет процесс анализа соотношения уровня тех или иных параметров между собой.
На основании всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев дети с ЗПР демонстрируют трудности:
В выборе зрительных аналогий;
В аргументации выбора зрительных аналогий;
В понимании и объяснении метафор;
В выборе последовательной системы построения.
В аргументации выбора в «исключении лишнего»;
Следует отметить, что все дети с задержкой психического развития демонстрируют разные степени трудности, связанные с выполнением вышеперечисленных операций.
Для выделения наиболее значительных характеристик словесно-логического мышления у детей с ЗПР, которые поддаются коррекции для дальнейшего развития, следует определить количественную разницу между показателями характеристик у детей с ЗПР до проведения коррекционной программы и после неё – контрольный этап исследования.
Анализ результатов, полученных на контрольном этапе исследования
Таблица 2.
Параметры характеристик словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития на контрольном этапе
№ испытуемого
| «4-й лишний»
| Зрительные аналогии
| Понимание метафор
| Процесс классификации
| Последовательные картинки
| выбор
| аргумент
| выбор
| аргумент
| выбор
| аргумент
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| 75%
| 75%
| 0
| 0
| 25%
| 50%
| 0
| 75%
| 2
| 75%
| 50%
| 25%
| 25%
| 0
| 50%
| 25%
| 50%
| 3
| 50%
| 25%
| 0
| 0
| 25%
| 75%
| 25%
| 75%
| 4
| 75%
| 25%
| 25%
| 0
| 25%
| 75%
| 25%
| 75%
| 5
| 50%
| 25%
| 25%
| 25%
| 0
| 75%
| 50%
| 50%
| 6
| 75%
| 25%
| 25%
| 25%
| 25%
| 75%
| 50%
| 75%
| Сред. показ.
| 66,6
| 37,5
| 16,6
| 12,5
| 16,6
| 66,6
| 29,2
| 66,6
|
Анализируя показатели количественной разницы между параметрами характеристик мышления детей с ЗПР до и после проведения с ними коррекционной программы по развитию словесно-логического мышления, можно сделать вывод о том, что проведенные специальные игры и упражнения оказались эффективными и по всем показателям повысился уровень развития мышления.
Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования
Ряд 1 – средние значения показателей на констатирующем этапе исследования;
Ряд 2 - средние значения показателей на контрольном этапе исследования.
Мы видим, что дети с ЗПР до проведения с ними коррекционной программы по всем методикам показали результаты гораздо ниже, чем после специальных игр и упражнений.
Список использованной литературы
Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
Белоусова А.К. Возможности использования методики «Исключение предметов» для исследования способности к обнаружению противоречий у детей дошкольного возраста //125 лет Московскому психологическому обществу: сборник РПО: В 4-х томах: Том 2 / Отв. Ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П.– М.: МАКС Пресс, 2011. – 384 с.
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
Венгер, Л.А. Развитие мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 7. – С. 18-26.
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 224 с.
Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. –СПб.: Речь, 2003. – 694 с.
Гоннев А.Д. Основы коррекционной педагогики.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
Коненкова И.Д. Обследование речи детей с ЗПР. – М.: ГНОМ и Д, 2012 г. – 80 с.
Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. № 6.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5–7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 203 с.
Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Московский психолого-соц. институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. – 384с.
Никулина Е.Г. Психологические особенности когнитивной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. – 1998. - №4. – С.10-14.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.– М.: Российское педагогическое агентство. 1996.- 374 с.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов вузов/ Под ред.И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160с.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Учебное пособие/ под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2005. – 672 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие/ под ред. Е.И. Рогова: – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
Серова Е.О. Это важно – развитие мышления у ребенка // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 2
Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001. - 312 с.
Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.
Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей. – М., 2005.
Токарев А. А. Формы и методы развития личности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Методы диагностического обследования // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 27-40.
|
|
|