Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г.Саяногорск средняя общеобразовательная школа №5 Рассмотрено на заседании
экспертно - методического
совета.
Протокол № 1 от 09.09.2013г.
Руководитель ШМО
Куликова И.М.___________
| Согласовано
Заместитель директора школы
Турова Л.И._______________
| Утверждено
Приказом директора № 252 от 09.09.2013г. Директор МБОУ СОШ № 5 г.Саяногорска
Дюкарев А.Ф. ._________________
|
Рабочая программаПо химии 11 класс
на 2013-2014 уч.год
Учитель химии
Стреколовская Н. Н.
г. Саяногорск.
Пояснительная записка
Основные содержания обучения предмета
Программа по химии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Приказом МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089, Примерной программы по химии для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованной МО и Н РФ, тематического планирования, предложенного О.С.Габрилян с учётом учебного плана МБОУ СОШ № 5 на2013-2014 уч.год , (протокол № 243 от 30.08.2013г.)
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», среднее (полное) общее образование является общедоступным. Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально - педагогическая суть этих изменений - обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциация и индивидуализация. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессиональную и социально - компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и
способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Среднее (полное) общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно- измерительных материалов указанной аттестации.
Цели и задачи обучения химии в 11 классе
Цели:
освоение знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира
.важнейших химических понятиях , законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных
химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных
технологий и получении новых материалов;
—воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества ,
необходимости химически грамотного отношения к
своему здоровью и окружающей среде?
развитие познавательных интересов ;
—применение полученных знаний для безопасного использования веществ в быту;
Задачи:
формирование знаний основ науки;
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления;
— развивать интерес к химии как возможной области практической деятельности;
соблюдать правила техники безопасности;
развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности.
Краткая характеристика учебного предмета
Программа базового курса химии 11 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы. Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса - единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации неорганических и органических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности познаваемости единого мира веществ ,причин его многообразия, всеобщей связи явлений. Теоретическую основу курса составляют современные представления о строении вещества: периодическом законе и строении атома, типа химических связей, агрегатном состоянии веществ, полимерах и дисперстных системах и химическом процессе: классификации химических реакций, окислительно - восстановительных процессах, химической кинетике и химическом равновесии. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с веществами, учит школьников безопасному и грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Место предмета в учебном плане ОУ
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 11 классе отводит 34 часа из расчета - 1 учебный час в неделю для обязательного учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования на базисном уровне в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 5 который утвержден приказом директора протокол № 243 от 30.08.2013г. на 2013 - 2014г. Примерная программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
5. Особенности преподавания данного предметаПри составлении программы были учтены следующие принципы:
приоритет деятельного подхода в учебно - воспитательном процессе;
—комплексное использование средств обучения для получения целостного
представления об изучаемом объекте или явлении;
перенос акцента с репродуктивных форм учебной деятельности на самостоятельные, поисково - исследовательские виды работы, аналитическую деятельность;
формирование различных способов и обработки информации;
овладение современной инструментальной базой в границах заданной программы и образовательных целях;
—развитие коммуникативных умений учащихся.
6. Особенности класса (приложение).
7. УМК, на основе которого ведется преподавание предмета химии в 11 классе. Перечень учебников МБОУ СОШ № 5 на 2013-2014уч.г. рассмотрен на заседании экспертно - методического совета (Протокол № 5 от 28.03..2013г.) и утверждён приказом директора по школе № 109 от 28.03.2013г. Перечень учебников соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 уч.год (Приказ Минобрнауки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012г.) 1. Габриелян О.С. Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Дрофа, 2010г.-2011 г. Габриелян О С , Рабочая тетрадь к учебнику « Химия 11 класс. -М.: Дрофа 2010- 2011 г. Габриелян О.С., И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, заданиях, упражнениях; учебное пособие. .-М.: Дрофа 2003г О.С.Габриелян. И Г Остроумов Химия: пособие для школьников. -М.:Дрофа,2006 - 2007 г. Габриелян ОС « Химия 11 класс. Базовый уровень» Методические рекомендации.-М.: Дрофа 2006 г.
Содержание курса химии 11 класс (68ч)За основу взята программа курса химии для X-XI классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна и Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).
Введение в общую химию (1час).Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории химии.
Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева (8 часов).Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, р- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
Строение вещества (11 часов).Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь.
Водородная связь. Единая природа химических связей.
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Химические реакции (10 часов).Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная.
Водородный показатель (рН) раствора.Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции.
Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза (на примере САЗа).
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ.
Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах (8 часов).Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели). Вещества, их классификации (23 часа).Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Производство алюминия. СаАЗНеметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая характеристика подгруппы галогенов (от фтора до йода). Благородные газы.
Химия в жизни общества (4 часа)Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие вещества. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.Требования к уровню подготовки учеников 11 класса. В результате изучения химии ученик должен Знать:Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электротрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, электролит, неэлектролит, раствор, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
основные законы химии: ЗСМВ, ЗПСВ, ПЗ.
основные теории: ТЭД.
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная кислоты; щелочи, аммиак;
Уметь:
Называть вещества по тривиальной и или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления элемента, тип химической связи, окислитель и восстановитель;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства классов неорганических соединений;
объяснять: природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент на распознавание хорид- ионов, сульфат-ионов, ацетат-ионов, ионов аммония. Определять белки, глюкозу, глицерин по характерным свойствам;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и ан производстве;
определения возможности протекания химических реакций в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов с определенной концентрацией в быту и на производстве; критерии оценки достоверности химической информации.
Диагностический инструментарий по химии. 11 класс.
| тема
| Виды работ
| Сроки проведения
|
1
2
| «Строение атома. Периодический закон » «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон».
| Контрольная раб № 1
Практическая работа №1
|
|
3
| «Строение вещества»
| Контрольная раб № 2
|
|
4 5 6
7
| «Химические реакции» «Гидролиз. Реакции ионного обмена» «Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах. «Вещества, их свойства»
| Контрольная раб № 3 Практическая работа №2 Контрольная работа № 4
Контрольная работа № 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по химии. 11 класс. Дата
| Тема
| Всего часов
| Выполнение практической части
|
План
| Факт
| К.р
| П.р.
| нрк
|
|
| Введение.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в общую химию.
| 1
|
|
|
|
| Тема 1. Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева
| 8
|
|
|
|
|
| 1.Атом - сложная частица.
| 1
|
|
|
|
|
| 2. Состояние электрона в атоме.
| 1
|
|
|
|
|
| 3. Электронная конфигурация атомов химических элементов.
| 1
|
|
|
|
|
| 4. Урок - семинар по теме: «Электронное строение атома»
| 1
|
|
|
|
|
| 5. Валентные возможности атомов химических элементов. Степень окисления.
| 1
|
|
|
|
|
| 6. Периодический закон и Периодическая система химических элементов в свете учения о строении атома.
| 1
|
|
|
|
|
| 7. Изменение свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в Периодической системе. Значение Периодического закона.
| 1
|
|
|
|
|
| 8 Контрольная работа №1 по теме: «Строение атома. Периодический закон ».
| 1
| 1
|
|
|
| Тема 2. Строение вещества
| 11
|
|
|
|
|
| 1. Виды химических связей. Типы кристаллических решеток.
| 1
|
|
|
|
|
| 2. Металлическая и водородная связи. Единая природа химической связи
| 1
|
|
|
|
|
| 3. Гибридизация атомных орбиталей. Геометрия молекул.
| 1
|
|
|
|
|
| 4. Урок обобщающего повторения по теме «Виды химических связей. Гибридизация»
| 1
|
|
|
|
|
| 5. Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова.
| 1
|
|
|
|
|
| 6.Современные направления развития теории А. М. Бутлерова.
| 1
|
|
|
|
|
| 7.Полимеры – высокомолекулярные соединения.
| 1
|
|
|
|
|
| 8.Пластмассы. Биополимеры.
| 1
|
|
| 1
|
|
| 9.Эластомеры. Волокна.
| 1
|
|
| 1
|
|
| 10. Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон».
| 1
|
| 1
|
|
|
| 11. Контрольная работа № 2 «Строение вещества»
| 1
| 1
|
|
|
| Тема 3. Химические реакции
| 10
|
|
|
|
|
| 1.Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.
| 1
|
|
|
|
|
| 2. Окислительно-восстановительные реакции.
| 1
|
|
|
|
|
| 3. Составление ОВР методом электронного баланса.
| 1
|
|
|
|
|
| 4. Урок упражнений в составлении уравнений ОВР. Самостоятельная работа «ОВР».
| 1
|
|
|
|
|
| 5. Энергетика химических реакций.
| 1
|
|
|
|
|
| 6. Скорость химических реакций.
| 1
|
|
|
|
|
| 7. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
| 1
|
|
|
|
|
| 8. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия.
| 1
|
|
|
|
|
| 9.Обобщение по теме «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».
| 1
|
|
|
|
|
| 10. Контрольная работа №3 по теме: «Химические реакции».
| 1
| 1
|
|
|
| Тема 4. Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах
| 8
|
|
|
|
|
| 1. Дисперсные системы.
| 1
|
|
|
|
|
| 2. Количественная характеристика растворов, растворение, растворимость.
| 1
|
|
|
|
|
| 3. Теория электролитической диссоциации. Свойства растворов электролитов
| 1
|
|
|
|
|
| 4. Водородный показатель.
| 1
|
|
|
|
|
| 5. Гидролиз неорганических веществ - солей.
| 1
|
|
|
|
|
| 6. Гидролиз органических веществ.
| 1
|
|
| 1
|
|
| 7. Практическая работа №2 «Гидролиз. Реакции ионного обмена»
| 1
|
| 1
|
|
|
| 8. Контрольная работа № 4 «Дисперсные системы. Растворы. Процессы, происходящие в растворах.
| 1
| 1
|
|
|
| Тема 5. Вещества, их классификация
| 23
|
|
|
|
|
| 1. Классификация неорганических веществ.
| 1
|
|
|
|
|
| 2. Классификация органических веществ.
| 1
|
|
|
|
|
| 3. Металлы. Общие химические свойства металлов.
| 1
|
|
|
|
|
| 4. Оксиды и гидроксиды металлов.
| 1
|
|
|
|
|
| 5. Коррозия металлов.
| 1
|
|
|
|
|
| 6. Металлы в природе.
| 1
|
|
| 1
|
|
| 7. Способы получения металлов.
| 1
|
|
| 1
|
|
| 8. Химия S-. р- элементов.
| 1
|
|
|
|
|
| 9. Химия d-, f- элементов.
| 1
|
|
|
|
|
| 10. Неметаллы.
| 1
|
|
| 1
|
|
| 11. Соединения неметаллов: оксиды, гидроксиды, водородные соединения.
| 1
|
|
|
|
|
| 12. Химия неметаллов.
| 1
|
|
|
|
|
| 13. Урок обобщающего повторения по теме: «Металлы. Неметаллы».
| 1
|
|
|
|
|
| 14. Зачёт по теме: «Металлы. Неметаллы» (тестирование).
| 1
|
|
|
|
|
| 15. Оксиды.
| 1
|
|
|
|
|
| 16. Органические и неорганические кислоты.
| 1
|
|
|
|
|
| 17. Специфические свойства неорганических и органических кислот.
| 1
|
|
|
|
|
| 18.Органические и неорганические основания.
| 1
|
|
|
|
|
| 19. Амфотерные органические и неорганические соединения.
| 1
|
|
|
|
|
| 20. Генетическая связь органических и неорганических соединений.
| 1
|
|
|
|
|
| 21. Решение задач.
| 1
|
|
|
|
|
| 22. Обобщение знаний по теме: «Вещества, их свойства»
| 1
|
|
|
|
|
| 23. Контрольная работа № 5 «Вещества, их свойства»
| 1
| 1
|
|
|
| Тема 6. Химия в жизни общества
| 4
|
|
|
|
|
| 1. Химия и производство.
| 1
|
|
| 1
|
|
| 2. Химия в сельском хозяйстве.
| 1
|
|
| 1
|
|
| 3. Химия быту.
| 1
|
|
|
|
|
| 4.Химия в медицине.
| 1
|
|
|
|
| Резерв
| 3
|
|
|
|
|
| Итого
| 68
| 5
| 2
| 8
|
Литература1. Стандарт основного общего образования по химии.
2.Примерная программа основного общего образования по химии.
3.Габриелян О.С. Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.—М.; Дрофа, 2009-2011 г.
4.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О. СТабриеляна.—М.; Дрофа, 2011 г.
5.Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Методические рекомендации. О. СТабриеляна.—М.; Дрофа 2006 г
6.Габриелян О.С. Химия: пособие для школьников старших классов . О. СТабриеляна, И.Г.Остроумов—М.; Дрофа 2.006 г.
7.Габриелян О.С. Органическая химия в тестах,задачах, упражнениях: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Габриелян О. И.Г.Остроумов—М.; Дрофа 2006 г
Характеристика 11 А класса11А класс – это сплочённый, дружный коллектив учащихся. Все дети общаются между собой, помогают друг другу, переживают друг за друга. Если и случаются недоразумения, то только с Данилко Алексеем, который постоянно требует к себе внимания со стороны учителей и одноклассников. Они решаются конструктивным способом. В классе благоприятный социально-психологический климат. Ученики в основном уравновешенные, дисциплину не нарушают.
В коллективе высокий уровень воспитанности. Высокая мотивация к учебно-познавательной деятельности. Ученики хорошо понимают нужность образования. Интеллектуальный уровень учащихся высокий. Из 26 учеников в 11А классе 9 отличников и 13 ударников, среди которых у Полежаева Андрея одна четвёрка по физике. Рогова Кристина имеет одну тройку по алгебре. Самый слабый ученик - Галайко Максим, но он старается преодолеть пробелы в знаниях. Двоечников в классе нет.
С учителями у учеников 11А
класса уважительные, бесконфликтные отношения. Без уважительных причин уроки не пропускаются. Некоторые ученики не всегда добросовестно выполняют домашние задания (Кирилов Александр).
Учащиеся принимают активное участие в жизни школы, но для них главное-учёба. Многие уже выбрали будущие профессии и готовятся к успешной сдаче ЕГЭ по предметам.
Характеристика 11 «Б» класса В классе 26 учащихся.
Мотивация: Класс характеризуется высоким уровнем мотивации к обучению т.к. многие уже понимают к чему стремиться. Поэтому обучающиеся проявляют интерес к учебе.
Интеллектуальный уровень: Интеллектуальный уровень в целом выше среднего. По итогам года на 5 по всем предметам успевают: Вострикова Анастасия, Борозинец Ксения, Иноземцева Дарья. На 4 и 5 по всем предметам успевают: Баянова Анна, Горбунова Татьяна, Едакова Яна, Суровцев Максим, Галаев Илья, Павлова Дарья, Рутковский Сергей, Силантьева Анна, Францек Виктория, Лабоцкий Кирилл. Одна 3 по русскому языку у ХрунковаНиколая. Программу 10 класса обучающиеся усвоили все .
Ответственность за учебную деятельность: В общем класс характеризуется ответственным отношением к учебному труду. В основном обучающиеся готовят домашние задания систематически. На уроках работают. Конфликтных ситуаций с учителями не возникает. На замечания учителей реагируют спокойно, адекватно. Пропуски уроков только по уважительной причине.
Уровень воспитанности учащихся: Коллектив характеризуется высоким уровнем воспитанности. На уроках в основном поведение хорошее. Выкриков с места нет. На замечания учителя реагируют. Проявляют уважение к учителям и друг к другу. Такие качества как вежливость, понимание, тактичность, нравственная дисциплина уже сформированы. Большинство добросовестно выполняет общественные поручения так как у них привито чувство ответственности. Учащиеся принимают активное участие в жизни школы. Многие уже выбрали будущие профессии и готовятся к сдаче ЕГЭ по предметам.