Дата
| № урока
| Тема урока
| Вид урока
| Элементы обязательного минимума
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Формы контроля
| Практические работы
| Домашнее зада
ние
|
Введение (1ч)
|
3.09
| 1
| Что изучает география, и как мы ее будем изучать
| Урок изучения нового материала
| Наука география. Методы, роль и значение науки. Место географии в современной жизни
| Называют методы изучения Земли. Объясняют новые понятия и термины, роль географии в познании мира.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.6-7
|
| С.3
|
Раздел 1. Земля во Вселенной (9ч)
|
Тема 1. Земля – планета Солнечной системы (3ч)
|
7.09
| 2
| Как устроен наш мир
| Урок-путешествие
| Вселенная. Геоцентрическая модель и гелиоцентрическая модели Вселенной . Галактика. Солнечная система. Земля – планета Солнечной системы. Космические исследования и их роль в познании Земли.
| Называют космический «адрес» планеты Земля, планеты-гиганты, планеты земной группы, космические тела
|
|
| §1
|
10.09
| 3
| Вращение Земли и его следствия
| Урок актуализации знаний и умений
| Орбита. Форма и размеры Земли. Високосный год. Орбитальное и осевое движение Земли. Смена дня и ночи, времен года. Дни осеннего и весеннего равноденствия. Летнее и зимнее солнцестояние. Земная ось. Северный полюс. Южный полюс. Экватор. Тропики. Полярные круги.
| Называют форму и размеры Земли, земные оболочки, явления, происходящие на Земле во время движения по орбите Объясняют движение Земли вокруг оси и вокруг Солнца, географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
Словарный диктант
|
| §2
|
14.09
| 4
| Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы»
| Урок закрепления и проверки знаний и умений
|
|
| Тестирование. Решение творческих задач.
|
| §1-2
|
Тема 2. Изображение земли на глобусе (6ч)
|
17.09
| 5
| Глобус - модель Земли.
| Поисковый урок
| Глобус-модель Земли. Представление о форме и размерах Земли у древних народов. Первые глобусы. Изображение земли на глобусе: достоинства и недостатки.
| Называют форму и размеры Земли.
Называют и показывают элементы градусной сети, географические полюса.
Находят информацию на глобусе.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа
|
| §3
|
21.09
| 6
| Градусная сеть
| Комбинированный
| Градусная сеть. Параллели. Меридианы. Нулевая параллель. Нулевой меридиан. Определение расстояния по карте с помощью градусной сети.
| Называют параллели и меридианы. Находят сходства и различия элементов градусной сети на карте и глобусе. Определяют направления на глобусе, используя градусную сеть
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа
|
| §4
|
24.09
| 7
| Географические координаты. Географическая широта
| Поисковый урок
| Географическая широта
| Определяют географическую широту по карте и глобусу
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
Упражнения по определению географической широты
|
| §5, с.26-27
|
28.09
| 8
| Географические координаты. Географическая долгота
| Поисковый урок
| Географическая долгота
| Определяют географическую долготу по карте и глобусу
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
Упражнения по определению географической долготы
|
| §5, с.27-28
|
1.10
| 9
| Определение географических координат точки по глобусу
| Урок-практикум
| Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.
| Определяют географические координаты глобусу
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
Упражнения по определению географических координат
| 1* Определение географичес-ких координат точки по глобусу
| §5
|
5.10
| 10
| Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе»
| Урок закрепления и проверки знаний и умений
|
|
| Тестирование. Решение творческих задач.
|
|
|
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности (14ч)
|
Тема 1. Путешествия и их географические отражения (9ч)
|
8.10
| 11
| Путешествия как способ познания окружающего мира
| Урок-путешествие
| Путешествие - увлекательный способ изучения окружающего мира. Три этапа путешествия: разработка маршрута, путешествие, описание путешествия. Способы отражения путевых впечатлений.
| Умеют составлять краткий географический рассказ о совершенном путешествии.
| Работа с ключевыми словами и выражениями
параграфа.
Практическая работа
| 2. Составление краткого географичес-кого рассказа об одном из собственных путешествий, совершенных обучающимися
| §7, 37-38
|
12.10
| 12
| План местности
| Поисковый урок
| План местности. Правила построения плана местности. Изображение местности на плане. Условные знаки. Масштаб. Легенда плана.
| Объясняют новые понятия и термины. Знают условные знаки. Умеют читать план местности, переводить масштаб из численного в именованный и наоборот
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.40-41, планом местности в атласе и дидактическом раздаточном материале.
|
| §7, 38-43
|
15.10
| 13
| Ориентирование по плану и на местности
| Практикум
| Компас. Азимут. Ориентирование по местным признакам. Определение направлений и расстояний на плане местности
| Умеют читать план местности, работать с компасом. Ориентируются по плану и на местности по приметам или местным признакам.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.43, 45, планом местности в атласе и дидактическом раздаточном материале. Топографический диктант.
|
| §8
|
19.10
| 14
| Ориентирование на местности
| Практикум
| Ориентирование при помощи компаса. Определение азимутальных точек.
| Умеют ориентироваться на местности при помощи компаса, определять азимуты точек.
| Практическая работа на местности
| 3.*Ориенти-рование на местности при помощи компаса. Определение азимуталь-ных точек.
| §8
|
22.10
| 15
| Составление плана местности
| Урок – практикум
| Полярная съемка местности. Правила составления полярной съемки. Маршрутная съемка местности.
| Знают правила построения плана местности.
Умеют производить простейшую съемку местности.
| Работа с заданиями параграфа. Составление плана местности
| 4. *Составление плана местности
| §9
|
26.10
| 16
| Географическая карта
| Поисковый урок. Слайд-лекция
| Географическая карта. История создания карт. Картографические проекции. Развитие картографии. ГИС.
| Знают общие правила построения карт.
Анализируют сходства и различия в изображении объектов на глобусе и карте.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа
|
| §10
|
9.11
| 17
| Многообразие карт. Работа с картой
| Урок-практикум
| Многообразие карт. Классификация карт по назначению, масштабу и охвату территории Определение направления и расстояния, географических координат объектов на карте
| Характеризуют географические карты, классифицируют карты по назначению, масштабу и охвату территории.
Находят заданные географические объекты на карте. Определяют направления и расстояния между географическими объектами, географические координаты точек. Описывают географическое положение объекта на карте.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с. 56-57
Работа по картам атласа (физическая карта мира, физическая карта России), глобусу
| 5.*Определе-ние расстояний, направлений, географичес-ких координат точек по карте
| §11-12
|
12.11
| 18
| Обобщение по теме «Путешествия и их географические отражения»
| Урок закрепления и проверки знаний и умений
|
|
| Тестирование. Решение творческих задач.
|
| §7-12 повт.
|
Тема 2. История открытия и освоения Земли (5ч)
|
16.11
| 19
| Географические открытия древности и Средневековья
| Урок-путешествие
| Географические открытия древности. Финикийцы и их путешествия вокруг Африки. Географы древней Греции и Древнего Рима: Геродот, Эратосфен, Птолемей. Сухопутные и морские странствия. Викинги, арабы. М. Поло, А. Никитин
| Знают историю открытий и освоения Земли. Описывают выдающиеся географические открытия и их следствия. Называют ученых и великих путешественников. Показывают на карте географические объекты, которые носят имена путешественников, маршруты путешествий.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с. 63-67.
Работа с картой.
Составление таблицы «Как люди открывали Землю»
| 6. Составление таблицы «Как люди открывали Землю»
| §13
|
19.11
| 20
| Великие географические открытия
| Урок-путешествие
| Великие географические открытия. Васко да Гама. Х. Колумб. А. Веспуччи. Ф. Магеллан.
| Знают историю открытий и освоения Земли. Описывают выдающиеся географические открытия и их следствия. Называют ученых и великих путешественников. Показывают на карте географические объекты, которые носят имена путешественников, маршруты путешествий
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.69, 71, 73
Работа с картой
Составление таблицы «Как люди открывали Землю» (продолжение)
|
| §14
|
23.11
| 21
| Открытие Австралии и Антарктиды
| Урок-путешествие
| Открытие Австралии А. Тасманом. Путешествие Дж. Кука. Открытие Антарктиды. Р. Амундсен и Р. Скотт
| Знают историю открытий и освоения Земли. Описывают выдающиеся географические открытия и их следствия. Называют ученых и великих путешественников. Показывают на карте географические объекты, которые носят имена путешественников, маршруты путешествий
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.75-76
Работа с картой
Составление таблицы «Как люди открывали Землю» (продолжение)
|
| §15
|
26.11
| 22
| Исследование океана и внутренних частей материков
| Урок-путешествие
| Российские путешественники: С.И.Дежнев, Е.П.Хабаров, В.Беринг. Исследования внутренних частей материков в XIX веке: А.Гумбольт, Д.Ливингстон, Н.М.Пржевальский, П.П.Семенов-Тян_Шанский. Изучение Антарктиды и Мирового океана в XX столетии
| Знают историю открытий и освоения Земли. Описывают выдающиеся географические открытия и их следствия. Называют ученых и великих путешественников. Показывают на карте географические объекты, которые носят имена путешественников, маршруты путешествий. Называют имена великих путешественников современности
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, анализ рис. с.80-83
Работа с картой
Составление таблицы «Как люди открывали Землю» (продолжение
|
| §16
|
30.11
| 23
| Обобщение по теме «История открытия и освоения Земли»
| Урок закрепления и проверки знаний и умений
|
|
| Тестирование. Решение творческих задач.
|
| §13-16 повт.
|
Раздел 3. Природа Земли (34ч)
|
Тема 1. Как устроена наша планета? (5ч)
|
3.12
| 24
| Облик Земли. Материки и океаны. Части Мирового океана
| Поисковый урок
| Материки и океаны. Соотношение площадей океана и суши. Облик земного шара. Береговая линия. Моря, заливы и проливы. Моря внутренние и окраинные. Острова и архипелаги. Виды островов по происхождению. Полуострова.
| Умеют работать с контурной картой. Знают соотношение океана и суши, выдающиеся по размерам моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Показывают географические объекты на карте. Дают определения новым понятиям и терминам. Объясняют различия между внутренним и окраинным морями.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, картами атласа (физическая карта мира, физическая карта России).
Тестирование
| 7.* Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (океаны, материки, острова, полуострова, моря, заливы, проливы)
| §17
|
7.12
| 25
| Свойство вод Мирового океана. Температура и соленость воды
| Поисковый урок
| Свойства вод Мирового океана. Температура и соленость вод, их распределение по широтам земного шара. Промилле.
| Объясняют закономерности изменения температуры и солености вод Мирового океана и их распределение по широтам земного шара. Решают задачи на определение солености
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
|
| §18
|
10.12
| 26
| Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы и отливы
| Урок изучения нового материала
| Движение вод Мирового океана. Волны, цунами, приливы, отливы. Штиль, шторм.
| Объясняют особенности и закономерности движения вод в Мировом океане, влияние океанических течений на природу приморских районов материков.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа,
Картами атласа
|
| §19
|
14.12
| 27
| Океанские течения
|
| Океанские течения: теплые и холодные, ветровые и стоковые. Влияние океанических течений на природу приморских районов материков.
| Называют и показывают холодные и теплые течения. Объясняют особенности и закономерности движения вод в Мировом океане, влияние океанических течений на природу приморских районов материков.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа,
Картами атласа и контурными картами
| 8.*Нанесение на контурную карту схемы морских течений
| §20
|