НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
Учебная карта «Важнейшие географические открытия» (матовое, 2-стороннее лам.)
Учебная карта «Зоогеографическая карта Мира» (матовое, 1-стороннее лам.)
Учебная карта «Карта мира» (физическая) (матовое, 2-стороннее лам.)
Учебная карта «Карта океанов» (матовое, 2-стороннее лам.)
Учебная карта «Карта полушарий» (ср.школа) (матовое, 2-стороннее лам.)
Учебная карта «Климатическая карта мира» (матовое, 2-стороннее лам.)
Учебная карта «Политическая карта мира» 1:20млн. (матовое, 2-стороннее лам.)
Учебная карта «Российская Федерация» (физическая) ср.школа (матовое, 2-стороннее лам.)
Учебная карта «Строение земной коры и полезные ископаемые мира» (матовое, 2-стороннее лам.)
Интерактивные карты (ИК)
КОЛЛЕКЦИИ
Коллекция «Минералы и горные породы» (20 видов)
Коллекция «Полезные ископаемые»
ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Компас школьный (15шт.) ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-6)
География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М. : 1C Мультимедиа, 2005. -1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
География. 6-11 классы / А. Г. Стадник [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Методики. Материалы к урокам).
«Страны мира». Географический справочник /Электронное картографическое пособие /.- М.: - ЗАО «Новый диск», 2007- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
Интерактивные карты по географии. - М. : 1C Мультимедиа, 2010.- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ www.pogoda.ru
www.nationalgeographic.ru
www.geography.about.com
www.nature.com
www.krugosvet.ru
www.ocean.ru
www.google.com
www.geo.ru
https://ndce.ru/
https://ufomistery.com https://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm https://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm https://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm https://egornature.by.ru/
https://abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html https://vitiaz.ru/
www.videodive.ru/scl/ocean.shtml www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1
www.geo-tur.narod.ru/moria.htm
8. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Практическая работа №1 «Определение географических координат точки по глобусу» Ход работы:
1. Используя глобус, определите географические координаты следующих объектов:
Название географического объекта
| Географические координаты
| широта
| долгота
| вулкан Фудзияма
|
|
| город Буэнос-Айрес
|
|
| вулкан Килауэа
|
|
| город Кейптаун
|
|
| город Якутск
|
|
|
2. Используя глобус, определите географические объекты по географическим координатам:
Название географического объекта
| Географические координаты
| широта
| долгота
|
| 56 с.ш.
| 38 в.д.
|
| 38 с.ш.
| 22 в.д.
|
| 4 ю.ш.
| 37 в.д.
|
| 39 с.ш.
| 116 в.д.
|
| 19 с.ш.
| .д.
|
3. Составьте памятку «Как определять географические координаты объекта?».
Практическая работа №3 «Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимутальных точек».
Ход работы:
Используя компас определите направление, азимут и определите расстояние в шагах и в метрах до объектов, указанных учителем.
Практическая работа № 4 «Составление плана местности» Ход работы:
1.Начертить рамку плана, определить стороны горизонта.
2.Прочитать текст. Выбрать масштаб.
3.Определить точку (полюс), от которой будет производиться съемка.
4. Составьте по данному описанию план местности. Текст.
1.Полюс – школа.
2.От школы к холму через заросли кустарника проходит просёлочная дорога. Азимут холма-300,расстояние- 300 метров.
3.От холма идет шоссе к паромной переправе на реке Ладога (река течет с СВ на ЮЗ).Азимут от холма к переправе 3000, расстояние между холмом и переправой 1 километр.
4.К югу от школы (азимут 1800)на расстоянии 1300 метров расположено озеро Верхнее, восточные берега озера заболочены.
5.От школы (азимут 1100) на расстоянии 450 метров, расположена силосная башня, за ней начинается еловый лес.
Практическая работа № 5 «Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте»
Ход работы:
Используя физическую карту полушарий, заполните таблицу:
Географический объект
| Расстояние от Москвы
| Направление от Москвы
| Географические координаты
| г. Мак-Кинли
|
|
|
| Дели
|
|
|
| Буэнос-Айрес
|
|
|
| вдп. Виктория
|
|
|
| Санкт-Петербург
|
|
|
|
|
|
| 51о с.ш. и 31о в.д.
|
|
|
| 1о ю.ш. и 78о з.д.
|
Практическая работа № 7 «Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (океаны, материки, острова, полуострова, моря, заливы, проливы)»
Ход работы
Используя физическую карту мира (атлас, стр. 2 - 3) и список географической номенклатуры (см. ниже), на контурной карте мира синим цветом подпишите названия океанов, крупнейших морей, заливов и проливов, а чёрным цветом - названия материков, крупнейших островов и полуостровов Земли.
Список географической номенклатуры:
Океаны:
Тихий;
Атлантический;
Индийский;
Северный Ледовитый;
Моря:
Балтийское;
Берингово;
Восточно-Сибирское;
Красное;
Средиземное;
Тасманово;
Филиппинское;
Южно-Китайское;
Заливы:
Бенгальский;
Большой Австралийский;
Гвинейский;
Гудзонов;
Мексиканский;
Финский;
Проливы:
Берингов;
Гибралтарский;
Дрейка;
Магелланов;
Мозамбикский;
Острова:
Великобритания;
Гренландия;
Исландия;
Калимантан;
Мадагаскар;
Новая Гвинея;
Новая Зеландия;
Сахалин;
Суматра;
Японские;
Полуострова:
Аравийский;
Индостан;
Камчатка
Практическая работа № 8 «Нанесение на контурную карту схемы морских течений» Ход работы: Используя карту "Приливы и течения в океанах" (атлас, стр. 17), на контурной карте полушарий обозначьте стрелками и подпишите названия основных тёплых (красным цветом) и холодных течений (синим цветом).
Сделайте вывод:
1) в каком направлении закручиваются течения в Северном и в каком - в Южном полушариях;
2) в каком направлении движутся тёплые, а в каком - холодные течения ?
Практическая работа № 11 «Нанесение на контурную карту сейсмических поясов и вулканов» Ход работы Используя карту атласа «Строение земной коры», выполните на контурной карте (с.8) следующие задания:
Подпишите названия литосферных плит.
На границах литосферных плит обозначьте стрелками области их раздвижения и сближения.
Подпишите названия форм рельефа, которые образовались на границах раздвижения и сближения литосферных плит.
Штриховкой покажите районы Земли, для которых характерны частые землетрясения.
Подпишите названия крупных действующих вулканов.
Практическая работа № 13 «Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (горы, вершины, нагорья)»
Ход работы:
Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупнейшие горы и вершины Земли:
Гималаи;
гору Джомолунгму (или Эверест) и обозначьте её высоту;
Тибет;
Тянь-Шань;
Кавказ;
гору Эльбрус (обозначьте её высоту);
Алтай;
Скандинавские горы;
Кордильеры;
гору Мак-Кинли (обозначьте её высоту горы);
Анды;
гору Аконкагуа (обозначьте её высоту);
гору Косцюшко;
Практическая работа № 13 (продолжение) «Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (низменности, возвышенности, плоскогорья)»
Ход работы:
Используя карты атласа, на контурной карте полушарий нанесите простым карандашом крупнейшие равнины Земли:
1. Амазонскую низменность;
2. Великие равнины;
3. Великую Китайскую равнину;
4. Восточно-Европейскую ( Русскую ) равнину;
5. Западно-Сибирскую равнину;
6. плоскогорье Декан;
7. Приволжскую возвышенность;
8. Прикаспийскую низменность;
9. Среднерусскую возвышенность;
10. Среднесибирское плоскогорье.
Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли» Ход работы Используя карты атласа, выполните задания на с. 10 контурной карты:
Подпишите названия всех основных климатических поясов.
Выделите синим цветом изотермы с самой низкой температурой, красным – самой высокой в Северном и Южном полушарии, подпишите их значения. Подчеркните название населенного пункта, считающегося полюсом холода Северного полушария.
Обозначьте среднегодовое количество осадков в Южной Америке на западном и восточном побережье тропического пояса, в Северной Америке на западном и восточном побережье в пределах умеренного пояса.
Подпишите название материка, в котором сформировались все климатические пояса.
Практическая работа № 18 «Работа с климатическими картами» Ход работы. 1. Работа с картами температуры воздуха.
- Сравните климатические показатели Санкт-Петербурга и Рио-де-Жанейро, занесите данные в таблицу.
Климатические показатели
| Санкт-Петербург
| Рио-де-Жанейро
| Температура января
|
|
| Температура июля
|
|
| Годовая амплитуда температур
|
|
| Среднегодовое количество осадков
|
|
| Преобладающие ветры
|
|
|
Работа с картой «Среднегодовое количество осадков»
- Используя климатическую карту, ответьте на вопросы:
1. Где на земном шаре находятся районы, в которых температура воздуха никогда не поднимается выше нулевой отметки?
2. Почему в Южном полушарии температура января выше температуры июля?
3. В каких широтах Земли расположены самые засушливые районы, а в каких – самые влажные? Почему?
Дайте характеристику острова Калимантан (Борнео) по плану:
А) географическое положение;
Б) преобладающие воздушные массы;
В) атмосферное давление;
Г) температура января;
Д) температура июля;
Е) годовая амплитуда температур;
Ж) среднегодовое количество осадков;
З) оцените, благоприятен ли климат острова для жизни людей.
Практическая работа № 19 «Наблюдение за погодой своей местности»
Ход работы:
Дайте краткое описание погоды на сегодняшний день (укажите дату и время описания), указав: температуру воздуха, атмосферное давление, направление и сила ветра, абсолютная (или относительная) влажность воздуха, облачность, вид и интенсивность осадков.
Менялась ли погода в течение описываемого дня ?
Изменилась ли погода за последние несколько дней и как ?
Какой прогноз погоды на завтра обещают синоптики ?
Назовите причины изменения погоды и её компонентов.
Сделайте вывод о постоянстве или об изменчивости погоды.
Практическая работа № 22 «Составление характеристики реки» Ход работы: Используя карты атласа, справочные материалы и предложенные типовые планы описания реки, опишите одну из крупнейших рек мира.
План описания реки:
Название реки;
• Положение реки на материке;
• Местоположение и географические координаты истока;
• Общее направление течения;
• Длина реки;
• Крупнейшие левые и правые притоки;
• Характер течения реки;
• Куда впадает река;
• Вид устья и его географические координаты;
• Использование реки человеком.
Вариант 1. Амазонка.
Вариант 2. Нил.
Вариант 3. Миссисипи.
Вариант 4. Волга.
Вариант 5. Дунай.
Вариант 6. Янцзы.
Практическая работа № 23 «Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (рек, озер)»
Ход работы:
Внимание: все объекты гидросферы на карте подписываются синим цветом.
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты:
все материки ( чёрным цветом ) и все океаны ( синим цветом );
реки: Амазонка, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы;
водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр;
каналы: Панамский, Суэцкий.
Практическая работа № 26 «Нанесение на контурную карту природных зон мира представителей растительного и животного мира» Ход работы Найдите в атласе и подпишите на контурной карте «Природные зоны» следующих представителей растительного и животного мира: тюлень, пингвин, бурый медведь, коала, страус Эму, жираф, анаконда, тушканчик, панда, утконос, белый медведь, скунс, бурундук, лось, лев, пума, леопард, бегемот, африканский слон, ленивец, дуб, секвойя, эвкалипт, саксаул, ковыль, сосна, карликовая береза, кипарис.
Практическая работа № 27 «Комплексное описание одной из природных зон. Составление схемы высотной поясности» Ход работы
Используя карты атласа «Природные зоны» и «Климаты Земли» составьте описание природной зоны по плану.
1 Название природной зоны__________________________________________________. 2 Природная зона расположена в _________________________________части материка
протягивается с С на Ю или с З на В__________________________________________
3 Природная зона лежит в_________________________________ климатическом поясе.
Ср t (Т)-Я- _________________________________________________________________
Ср Т-И _____________________________________________________________________
Годовое количество осадков ___________________________________________________ 4. Здесь в дикой природе произрастают: __________________________ _______________ 5. В данной природной зоне обитают:
а) птицы _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) животные__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 6. Человек занимается (чем?)____________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Вариант 1. Природная зона тундры
Вариант 2. Природная зона тайги
Вариант 3. Природная зона степей
Вариант 4. Природная зона пустынь
Вариант 5. Природная зона саванн и редколесий
Вариант 6. Природная зона жестколистных лесов и кустарников
Вариант 7. Природная зона влажных экваториальных лесов
Вариант 8. Природная зона арктических пустынь
ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1*
| Практическая работа оценочная
|
|
|
I четверть
Всего часов – 16
п/р - 4 оц- 3
II четверть
Всего часов - 15
п/р- 6 оц.- 3 III четверть
Всего часов - 19
п/р- 9 оц.- 5 IV четверть
Всего часов - 17
п/р- 10 оц - 4 Год
Всего часов -67
п/р - 29 оц - 15 |