|
17.12
| 28
| Обобщение по теме «Как устроена наша планета»
| Урок закрепления и проверки знаний и умений
|
|
| Тестирование. Решение творческих задач.
|
| §17-20 повт.
|
Тема 2. Внутреннее строение Земли (5ч)
|
21.12
| 29
| Горные породы, слагающие земную кору
| Урок-открытие
| Горные породы. Причины формирования горных пород с разными свойствами. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Использование горных пород человеком. Полезные ископаемые. Охрана недр.
| Приводят примеры разных по происхождению горных пород, называют и объясняют их свойства, возможности использования их в хозяйстве. Объясняют действие внешних и внутренних сил на горные породы и причины их разнообразия.
Различают горные породы и минералы по внешним признакам
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
Работа с коллекцией горных пород. Изучение свойств горных пород по образцам
| 9.Знакомство с горными породами
| §21
|
24.12
| 30
| Внутреннее строение Земли
| Урок-исследование
| Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Литосфера. Океаническая и континентальная земная кора. Литосферные плиты.
| Называют методы изучения земных недр. Описывают и объясняют внутреннее строение планеты. Различают континентальную и океаническую земную кору по толщине и строению.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
Тестирование
|
| §22
|
28.12
| 31
| Движение литосферных плит
| Урок-открытие. Слайд-лекция
| Пангея. Лавразия. Гондвана. Теория дрейфа литосферных плит. Литосферные плиты и сейсмические пояса.
| Объясняют теорию дрейфа литосферных плит, процессы, происходящие на границах литосферных плит.
Приводят примеры литосферных плит, направления и следствия их движения.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 82-84 в учебнике.
Работа с картой атласа
| 10. Знакомство с картой «Строение земной коры»
| §23
|
14.01
| 32
| Землетрясения
| Урок изучения нового материала
| Причины и последствия землетрясения. Очаг. Эпицентр. Сила землетрясения. Поведение во время землетрясения. Предсказание землетрясений. Сейсмограф.
| Знают принципы самосохранительного поведения при землетрясении.
Показывают на карте сейсмоопасные районы.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 85-86 в учебнике.
Работа с картой атласа Тестирование
|
| §24
|
18.01
| 33
| Вулканы. Гейзеры. Горячие источники.
| Урок-путешествие
| Строение вулкана. Типы вулканов. Процесс извержения вулкана. Закономерности распространения вулканов. Вулканы и человек. Гейзеры.
| Знают строение и процесс извержения вулканов. Объясняют закономерности расположения вулканов, показывают их на карте. Приводят примеры использования энергии вулканов человеком. Объясняют процесс извержения гейзера.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 87 в учебнике
Работа с картой.
| 11.*Нанесение на контурную карту сейсмических поясов и вулканов
| §25
|
Тема 3. Рельеф Земли (7ч)
|
21.01
| 34
| Рельеф и его значение для человека
| Слайд-лекция
| Факторы формирования рельефа. Значение рельефа в природе и для человека.
| Называют факторы формирования рельефа. Приводят примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 90- 91, в учебнике
Работа с картой.
| 12. Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей
| §26
|
25.01
| 35
| Изображение рельефа на планах и картах
| Урок-исследование
| Горизонтали. Способы изображения рельефа земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.
| Приводят примеры различных форм рельефа, определяют их географическое положение. Описывают рельеф территории, пользуясь планом местности и картой.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 92, 94, 95 в учебнике
Работа с картой.
|
| §27
|
28.01
| 36
| Основные формы рельефа Земли
| Урок-вернисаж. Слайд-лекция
| Горные области и равнины. Низменности, возвышенности, горы, нагорья, плоскогорья. Шельф, материковый склон, ложе океана, срединно-океанический хребет, глубоководный желоб
| Объясняют закономерности распространения форм рельефа Земли. Называют и показывают на карте объекты. Классифицируют горы и равнины по высоте. Приводят примеры основных форм рельефа и объясняют их взаимосвязь с тектоническими структурами.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 97 в учебнике
Работа с картой.
|
| §28
|
1.02
| 37
| Горы
| Комбинированный
| Горы. Хребет и долина. Гребень. Различия гор по высоте. Высочайшие горы планеты. Рождение и разрушение гор. Стихийные процессы в горах: осыпи, обвалы, сели, лавина. Известняки и пещеры.
| Знают устройство горных областей. Классифицируют горы по высоте. Приводят примеры высочайших гор и показывают их на карте. Объясняют процессы горообразования и формирования пещер. Описывают стихийные природные явления, знают правила самосохранительного поведения в горах.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
Работа с картой
| 13.* Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (горы, вершины, нагорья)
| §29
|
4.02
| 38
| Равнины
| Комбинированный
| Равнины. Различие равнин по высоте. Образование равнин и изменение их во времени. Хозяйственная деятельность человека на равнине
| Классифицируют равнины по высоте. Приводят примеры равнин и показывают их на карте. Объясняют процессы формирования равнин. Приводят примеры использования равнин человеком.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
Работа с картой
| 13*Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (низменности, возвышенности, плоскогорья)- продолжение
| §30
|
8.02
| 39
| Описание ГП равнин по карте
| Практикум
| Характеристика равнин
| Составляют характеристику равнин по плану
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
Работа с картой
| 14.Составление характеристики равнины по плану
| §30
|
11.02
| 40
| Обобщающее повторение по теме «Рельеф Земли»
| Урок закрепления и проверки знаний и умений
|
|
| Тестирование. Решение творческих задач.
|
| §26-30 повт.
|
Тема 4. Атмосфера и климаты Земли (10ч)
|
15.02
| 41
| Атмосферный воздух
| Урок изучения нового материала
| Атмосферный воздух и его значение для человека. Состав атмосферы. Изменение свойств воздуха с высотой.
| Знают состав и строение атмосферы. Объясняют значение атмосферы для жизни на Земле. Понимают необходимость охраны атмосферного воздуха в своей местности
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 110 учебника
Тестирование
| 15. Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы»
| §31
|
18.02
| 42
| Температура воздуха
| Комбинированный
| Температура воздуха и ее измерение. Термометр. Средняя температура воздуха. Суточный и годовой ход температуры воздуха на разных широтах земного шара. Тепловые пояса.
| Описывают и объясняют суточный и годовой ход температуры воздуха. Умеют пользоваться термометром. Приводят примеры средних и максимальных температур на Земле. Объясняют распространение тепловых поясов.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 111-113 учебника
Тестирование
|
| §32
|
22.02
| 43
| Атмосферное давление. Ветер
| Урок-исследование
| Атмосферное давление. Барометр. Изменение атмосферного давления с высотой. Ветер. Сила и направление ветра. Бриз. Муссон.
| Объясняют причину изменения атмосферного давления с высотой. Определяют атмосферное давление на разной высоте и для точек с разным географическим положением. Объясняют причину возникновения ветра, разницу в направлении и силе ветров, механизм формирования бриза и муссона.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис.114-115 в учебнике.
Решение задач на определение атмосферного давления.
Тестирование
|
| §33
|
25.02
| 44
| Атмосферные осадки. Облака
| Урок-исследование
| Атмосферные осадки, механизм их формирования. Типы облаков
| Объясняют механизм формирования облаков и выпадения осадков. Связывают закономерности выпадения осадков с тепловыми поясами.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис.117 в учебнике
|
| §34
|
1.03
| 45
| Погода и климат
| Урок изучения нового материала
| Погода. Признаки погоды. Типы погод. Изменчивость погоды. Влияние погоды и климата на здоровье людей
| Объясняют влияние погоды на здоровье людей и хозяйственную деятельность.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис 118 учебника
|
| §35
|
4.03
| 46
| Циркуляция атмосферы
| Урок-исследование
| Циркуляция атмосферы. Пояса атмосферного давления. Пассаты. Западные ветры
| Объясняют причины циркуляции атмосферы, механизм образования пассатов, западных ветров, их влияние на климат материков; циркуляцию воздушных масс как один из факторов формирования климата
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис.119-120 в учебнике. Составление таблицы
| 16. Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»
| §36
|
11.03
| 47
| Климаты Земли
| Урок изучения нового материала
| Климат. Зависимость климата от географической широты, воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения по отношению к горным склонам. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Морской климат. Континентальный климат. Годовая амплитуда температур
| Объясняют распределение климатических поясов и показывают их на карте; влияние суши и моря на климат.
Умеют читать климатограмму.
Называют климатические рекорды мира
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 121-122 учебника.
Работа с климатограммами разных территорий
| 17.*Обознач-ение на контурной карте климатических поясов Земли
| §37
|
15.03
| 48
| Работа с климатическими картами
| Урок-практикум
| Климатическая карта. Изотермы. Максимальная и минимальная температуры. Количество осадков. Ветры по сезонам.
| Умеют составлять характеристику климата, пользуясь климатической картой и картой климатических поясов
| Работа с текстом и заданиями параграфа
| 18.* Работа с климатическими картами
| §38
|
18.03
| 49
| Наблюдение за погодой
| Урок-практикум
| Определение средней температуры воздуха за сутки, месяц, год по алгоритму. Построение розы ветров по алгоритму. Построение диаграммы облачности
| Умеют определять среднюю температуру воздуха, строить график хода температур. Анализируют преобладающее давление и ветры своей местности. Умеют строить розу ветров.
Анализируют облачность своей местности.
Умеют строить диаграмму облачности
| Обработка собранных материалов наблюдения за погодой, определение средней температуры, направления ветра, облачности по алгоритму параграфа 39 учебника, построение графика хода температур своей местности, розы ветров
| 19.*Наблюдение за погодой своей местности
| §39
|
22.03
| 50
| Обобщение по теме «Атмосфера и климаты Земли»
| Урок закрепления и проверки знаний и умений
|
|
| Тестирование. Решение творческих задач.
|
| §31-39 повт.
|
Тема 5. Вода – кровеносная система Земли (7ч)
|
1.04
| 51
| Круговорот воды в природе
| Урок-исследование
| Мировой круговорот воды в природе.
| Раскрывают значение воды в природе и жизни людей
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
| 20. Составление схемы «Круговорот воды в природе»
| §40
|
5.04
| 52
| Реки в природе и на географических картах
| Урок-исследование
| Река в природе и на географической карте. Исток, устье, притоки, правый и левый берег реки. Речная система. Крупнейшие реки планеты. Питание рек. Речной бассейн. Водораздел. Дельты и эстуарии. Половодье, паводок, межень. Зависимость режима рек от климатических условий. Горные и равнинные реки. Верхнее, среднее, нижнее течение. Пороги, водопады, ущелья.
| Объясняют причину истощения запасов пресной воды, значение рек в природе и для жизни человека. Определяют по карте левые и правые притоки, устье, исток, бассейн реки, различия в питании и режиме рек, характере течения. Приводят примеры равнинных и горных рек. Показывают водоразделы.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, картами атласа, рис. 132-135, 137, 139
Тестирование
| 21. Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира.
| §41
|
8.04
| 53
| Описание по карте ГП рек
| Практикум
| Составление характеристики реки по плану
| Умеют составлять географическую характеристику реки
| Работа с планом на с. 235 учебника и картами атласа
| 22. *Составление характеристи-ки реки
| §41
|
12.04
| 54
| Озера. Происхождение озерных котловин
| Урок изучения нового материала
| Различия озерных котловин. Сточные, бессточные. Горные, равнинные, пресные и соленые, мелкие и глубокие.
| Объясняют происхождение озерных котловин и разницу между сточными и бессточными озерами. Приводят примеры озер. Объясняют процесс формирования подземных вод, болот, их роль в природе, необходимость охраны.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 140-141 учебника, картами атласа
| 23*. Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (рек, озер)
| §42
|
15.04
| 55
| Подземные воды. Болота
| Урок изучения нового материала
| Межпластовые и грунтовые воды. Артезианские бассейны. Болота.
| Приводят примеры болот, водохранилищ. Объясняют процесс формирования подземных вод, болот, их роль в природе, необходимость охраны.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа, рис. 142-144 учебника, картами атласа
|
| §43
|
19.04
| 56
| Ледники
| Урок-экскурсия
| Ледники и их строение. Снеговая линия в горах. Горное и покровное оледенение
| Объясняют процесс формирования ледника и айсберга, высоту снеговой линии в разных горных системах. Показывают районы оледенения. Объясняют роль льда в природе. Приводят примеры ледниковых форм рельефа. Объясняют взаимосвязь климата, оледенения и деятельности человека.
| Работа с ключевыми словами и выражениями, вопросами и заданиями параграфа.
Тестирование
|
| §44
|
22.04
| 57
| Обобщение по теме «Вода – кровеносная система Земли»
| Урок закрепления и проверки знаний и умений
|
|
| Тестирование. Решение творческих задач.
|
| §40-44
|
Раздел 4. Географическая оболочка – среда жизни (10ч)
|
|