|
Протокол №1 от «31» августа 20 12 г. Рабочая программа основного общего образования по географии МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ НИСАНОВА ХАИМА ДАВИДОВИЧА Г.ПРОЛЕТАРСКА ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утверждена приказом МБОУ СОШ №4 им.Нисанова Х.Д. г.Пролетарска
№ 83 от «31» 08 2012г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на
заседании МО естественно-математического цикла
Протокол № 1
от «__31__» августа 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
« ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ДЛЯ 6 КЛАССА
ПРОГРАММА ТИПОВАЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
АВТОР: О.А.КЛИМАНОВА
УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ
ЕГОРКИНА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ПЕД. СТАЖ – 19 ЛЕТ
г. Пролетарск
2012-2013 уч.год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы Климанова О.А., Климанов В.В. Программа курса «География. Землеведение (6 класс), «География. 6-11 классы»- программы для общеобразовательных учреждений (составитель Е.В.Овсянникова).
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Курс «География. Природа и люди» в 6 классе является первым систематическим географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Важнейшей целью курса является организация деятельности учащихся по усвоению его содержания, обеспечивающей реализацию личностного подхода ученика, смысла его учебных действий, ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, проявления своего отношения к усвоенному содержанию, применения географического содержания в жизненной практике. Изучение курса становится не целью обучения, а средством освоения географической культуры, представленной в учебнике. Курс ориентирован на усвоение обучающимися:
общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на Земле и жизнедеятельности человека;
опыта жизнедеятельности человека через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карту, путешествие, наблюдения традиций, использование современной техники и т. д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства;
опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (планов, карт, приборов, природных объектов);
опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основании создания собственных географических продуктов (схем, проектов, эссе, дневников, описаний, стихов, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге и полилоге с другими.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета.
• овладение умениями на элементарном уровне знаний и обобщенных приемов учебной работы на местности, а также в классе; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней. Место предмета в базисном учебном плане Министерством образования РФ разработаны и утверждены федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений (см. приказ министра образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и приказ министра образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе —35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа составлена на основе программы «География. Природа и люди» под редакцией А.И. Алексеева.
Количество часов, отводимых на изучение курса по Федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ, программе, учрежденной Министерством образования и рабочей программе – 70 часов, 2 часа в неделю (1 учебный час + 1 час национально-регионального компонента). Курс является пропедевтическим по отношению к курсам «Страноведение» (7 класс; авторский коллектив под руководством О.А.Климановой) и «»География. Россия» (8-9 классы; разработан авторским коллективом под руководством А.И.Алексеева).
Под региональным компонентом содержания географического образования понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета «География», раскрывающий типичное и особенное в образе геокультурного пространства Донского края.
В региональной части курса учащиеся должны приобрести элементарные знания о географических особенностях Ростовской области, ознакомиться с рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением, его хозяйственной деятельностью, с его основными отраслями, с условиями быта, труда, отдыха, культурой (знания о конкретном геокомплексе на локальном уровне «Наша местность»). Региональный компонент вводится в контексте каждого урока, а также отдельных практических работ, связанных с непосредственно с материалами своей местности, таких как: Составление краткого географического рассказа об одном из собственных путешествий, совершенных обучающимися; Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута; Составление плана местности; Сравнение растительности степей и тундр; Наблюдение за погодой; Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий своей местности; составление краткого описания одного из них; Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу своей местности.
В программу внесены следующие изменения:
Увеличено количество часов за счет резервного времени (6ч) в следующих разделах: «Изображение Земли на глобусе» (тема «Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота» разбита на два урока: «Географические координаты. Географическая широта» и «Географические координаты. Географическая долгота»; «Путешествия и их географические отражения» (добавлен урок-практикум «Ориентирование на местности»); «Рельеф Земли» ( отдельным уроком вынесен урок-практикум «Описание ГП равнин по карте»); «Вода – кровеносная система Земли» (добавлен урок – практикум «Описание по карте ГП рек»). Введен раздел «Обобщение знаний» (2 часа).
Увеличено количество практических работ (29 вместо 25), что позволит осуществлять переход от освоения определенной суммы знаний обучающимися к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать: Составление характеристики равнины по плану; Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли; Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (рек, озер); Нанесение на контурную карту природных зон мира представителей растительного и животного мира – все оценочные.
Изменены формулировки практических работ: в теме 2 «Внутреннее строение Земли» (раздел «Природа Земли») практическая работа «Определение по карте сейсмических районов земного шара» заменена на «Нанесение на контурную карту сейсмических поясов и вулканов»; в теме 5 «Вода – кровеносная система Земли» (раздел «Природа Земли») практическая работа «Знакомство с источниками питания и режимом рек своей местности» заменена на «Составление характеристики реки». Изменение названий не влечет за собой уменьшение необходимого минимума знаний по данным темам, а позволит более детально изучить данные вопросы курса.
Специфика программы, содержание учебника, психофизиологические особенности обучающихся способствуют реализации педагогической технологии личностно ориентированного образования, обеспечивающего синтез двух типов опыта - предметного, обусловленного наукой географией, моделью учебного курса, и личностного, существующего в деятельностно-процессуальной «переживательной» форме. В этой связи инвариантом данной технологии становится учебная личностно- ориентированная ситуация, реализуемая в игре, диалоге, практикуме, проекте и т.д. и формирующая географическую культуру.
В ходе изучения землеведения обучающиеся знакомятся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимосвязи природы и населения.
Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Называть и / или показывать:
- существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
- форму и размеры Земли (длина окружности);
- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, начальный меридиан;
- основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
- основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
- характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
- части Мирового океана, среднюю соленость океана;
- воды суши подземные и поверхностные;
- речную систему, речной бассейн;
- причины изменения температуры воздуха;
- главную причину образования ветра;
- главную причину образования облаков, осадков;
- пояса освещенности Земли;
- географические координаты своей местности. 2. Приводить примеры:
- характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
- связей между элементами погоды;
- изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
- воздействия организмов на компоненты неживой природы;
- влияния климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
- горных пород и минералов, их использование человеком;
- искусственных водоемов;
- из истории географических исследований и открытий. 3. Определять:
- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
- стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
- абсолютные и относительные высоты;
- объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
- по карте географическое положение объектов;
- по образцам: осадочные и магматические горные породы. 4. Описывать:
- географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком. 5. Объяснять:
- особенность рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности). Важной частью учебного процесса по географии в 6 классе является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).
Контроль, учет, оценка достижений учащихся при изучении курса «География. Природа и люди» выполняет несколько функций:
контролирующую (на каком уровне усвоен материал);
обучающую (что усвоено в курсе);
констатирующую (как занимался ученик по курсу);
уведомляющую (какой балл получил ученик);
стимулирующую (поощрение к регулярным занятиям).
Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.
Основными функциями самооценки являются:
констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
проектированная (что мне еще необходимо изучить).
Процедура самооценки по курсу «География. Природа и люди» включает в себя ряд элементов:
создание необходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных результатов. Этому способствуют учебник и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливают школьников на оценку собственных достижений;
сопоставление результатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками;
создание учителем эталонов для самооценивания. Этому служит рубрика «Шаг за шагом» учебника, понятийный и фактический материал «Легкий экзамен», рубрика «Запомните», позволяющая проверить усвоение географического содержания, рубрика «Откройте атлас», позволяющая усвоить географическую номенклатуру.
Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Природа и люди» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока с выставлением оценки по пятибалльной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Практикуются задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Среди запланированных практических работ (29) 15 оценочных, которые направлены на формирование у обучающихся первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами, таблицами.
На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами интерактивной доски.
В связи с тем, что уроки 4.11, 8.03 приходятся на праздничные дни, 31.05. – первый день летних каникул, произведено уплотнение материала с 70 до 67 часов:
- «Многообразие карт» и «Работа с картой» объединены в один урок, т. к. на обоих уроках предусмотрена работа по картам атласа (физическая карта мира, физическая карта России), глобусу; содержание и последовательность изучения материала не нарушены;
- «Воздействие человека на природу Земли» и «Мирное сосуществование человека и природы. Охрана природы» объединены в одну тему, т.к. влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки Земли подразумевает и меры по охране природы; содержание и последовательность изучения материала не нарушены;
- произведено сокращение резервного времени до 1 часа на обобщение изученного за курс 6 класса.
1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№
| НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
| 1.
| Закон РФ «Об образовании»
| 2.
| Базисный учебный план ОУ
| 3.
| Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по географии.
| 4.
| Региональный компонент стандарта общего образования по географии. Образовательный стандарт по региональной географии.
| 5.
| Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 кл. «Дрофа». Москва. 2007.
| 6.
| Федеральный перечень учебников на 2012-2013 уч.год
|
2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
КОМПЕТЕНЦИИ
| Общеучебных
| Формирование геокартины единого мира на основе усвоения системы знаний о природе, населении и хозяйстве, формирование сознания, усвоение моральных ценностей человечества, правил цивилизованного общения.
| Предметно
ориентированные
| Формирование знаний о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.
|
КОМПОНЕНТЫ
| Региональные
| Изучение природных комплексов, населения и его хозяйственной деятельности, условий труда и быта во взаимосвязи в системе «природа-человек»
|
3. СТРУКТУРА КУРСА
№
| МОДУЛЬ (ГЛАВА)
| Количество часов
| 1.
| Введение
| 1
| 2.
| Раздел 1. Земля во Вселенной
Тема 1. Земля – планета Солнечной системы
Тема 2. Изображение Земли на глобусе
| 9
3
6
| 3.
| Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности
Тема 1. Путешествия и их географические отражения
Тема 2. История открытия и освоения Земли
| 14
9
5
| 4.
| Раздел 3. Природа Земли
Тема 1. Как устроена наша планета?
Тема 2. Внутреннее строение Земли
Тема 3. Рельеф Земли
Тема 4. Атмосфера и климаты Земли
Тема 5. Вода – кровеносная система Земли
| 34
5
5
7
10
7
| 5.
| Раздел 4. Географическая оболочка – среда жизни
Тема 1. Живая планета
Тема 2. Географическая оболочка и ее закономерности
Тема 3. Природа и человек
| 10
3
3
4
| 6.
| Обобщение знаний
| 2
| 4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Модуль (глава)
| №
| Тема
|
| 1*
| Определение географических координат точки по глобусу
| Путешествия и их географические отражения
| 2
| Составление краткого географического рассказа об одном из собственных путешествий, совершенных обучающимися
| 3*
| Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимутальных точек.
| 4*
| Составление плана местности
| 5*
| Определение расстояний, направлений, географических координат точек по карте
| История открытия и освоения Земли
| 6
| Составление таблицы «Как люди открывали Землю»
| Как устроена наша планета?
| 7*
| Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (океаны, материки, острова, полуострова, моря, заливы, проливы)
| 8*
| Нанесение на контурную карту схемы морских течений
| Внутреннее строение Земли
| 9
| Знакомство с горными породами
| 10
| Знакомство с картой «Строение земной коры»
| 11*
| Нанесение на контурную карту сейсмических поясов и вулканов
| Рельеф Земли
| 12
| Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей
| 13*
| Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (горы, вершины, нагорья)
| Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры (низменности, возвышенности, плоскогорья)- продолжение
| 14
| Составление характеристики равнины по плану
| Атмосфера и климаты Земли
| 15
| Составление схемы «Вертикальное строение атмосферы»
| 16
| Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»
| 17*
| Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли
| 18*
| Работа с климатическими картами
|
| 19*
| Наблюдение за погодой своей местности
| Вода – кровеносная система Земли
| 20
| Составление схемы «Круговорот воды в природе»
| 21
| Определение основных элементов речной системы одной из крупных рек мира.
| 22*
| Составление характеристики реки
| 23*
| Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры (рек, озер)
| Живая планета
| 24
| Сравнение растительности степей и тундр
| 25
| Знакомство с рисунками различных почвенных профилей
| Географическая оболочка и ее закономерности
| 26*
| Нанесение на контурную карту природных зон мира представителей растительного и животного мира
| 27*
| Комплексное описание одной из природных зон. Составление схемы высотной поясности
| Природа и человек
| 28
| Знакомство с наиболее частыми видами стихийных бедствий своей местности; составление краткого описания одного из них
| 29
| Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу своей местности
| |
|
|