|
Протокол №1 от «31» августа 2012 г Председатель педсовета / Е. Г. Гришичкина Рабочая программа Муниципальное образование город Горячий Ключ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
муниципального образования город Горячий Ключ
«Утверждено»
Решение педсовета протокол №1
от «31» августа 2012 г
Председатель педсовета _________ / Е.Г. Гришичкина
Рабочая программа курса по выбору "Физика в задачах" Ступень обучения 9 класс
(основное общее образование) Количество часов 17 Уровень базовый
Учитель Соловьёва Любовь Владимировна
Программа разработана на основе авторской программы А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Физика. Москва: Просвещение, 2009 г.
Курс по выбору для 9 класса «Физика в задачах»
Пояснительная записка.
Программа курса рассчитана на 17 часов. Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и других. Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания. Задачи курса:
- углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи; - дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике; - предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне; - создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике. Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования. Алгоритм решения физических задач. 1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи. 2. Запиши условие в буквенном виде. 3. Вырази все значения в системе СИ. 4. Выполни рисунок, чертёж, схему. 5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления. 6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде. 7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину. 8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу. 9. Проанализируй реальность полученного результата. Учебно-тематический план предметного курса «Физика в задачах»
№ п/п
| Тема
| К-во часов
| Виды деятельности
| Учебная четверть
| 1
| Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач.
| 1
| Работа со справочной литературой. Решение задач
|
| 2
| Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.
| 1
| Практическая работа. Решение задач
|
| 3
| Взаимодействие тел.
| 1
| Работа со справочной литературой. Решение задач.
|
| 4
| Атмосферное давление. Решение качественных задач.
| 1
| Практическая работа. Решение задач.
|
| 5
| Архимедова сила. Решение задач.
| 1
| Работа со справочной литературой. Решение задач
|
| 6
| Простые механизмы. Правило моментов. Решение задач.
| 1
| Практическая работа. Решение задач
|
| 7
| Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты».
| 1
| Практическая работа. Решение задач
|
| 8
| Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса».
| 1
| Практическая работа. Решение задач
|
| 9
| Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычисление сопротивления цепи.
| 1
| Практическая работа. Решение задач
|
| 10
| Решение задач на тему «Законы постоянного тока».
| 1
| Работа со справочной литературой. Решение задач
|
| 11
| Решение задач на тему «Работа и мощность тока».
| 1
| Практическая работа. Решение задач
|
| 12
| Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения.
| 1
| Практическая работа. Решение задач
|
| 13
| График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения.
| 1
| Работа со справочной литературой. Решение задач
|
| 14
| Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения.
| 1
| Работа со справочной литературой. Решение задач
|
| 15
| График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков. 1
| 1
| Работа со справочной литературой. Решение задач
|
| 16
| Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость.
| 1
| Работа со справочной литературой. Решение задач
|
| 17
| Работа с тестами
| 1
| Контрольно измерительные материалы
|
|
| Итого 17 часов.
|
|
|
|
Литература для учащихся 1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учебное пособие для углубленного изучения физики в 9 кл. М.: 2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983. 3. Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990. 4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001/ Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: 5. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973. 6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985. 7. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002. 8. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 9 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. 9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985. 10. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 9 класс. М.: Просвещение, 2002. 11. Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. М.: Наука, 1985. 12. Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992. 13. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980. 14. Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.: Просвещение, 1982. 15. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003. Литература для учителя 1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998. 2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 9 кл. М.: Просвещение, 1998. 3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987. 4. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983. 5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981. 6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004. 7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004. 8. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004. 9. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972. 10. Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971 |
|
|