|
Протокол №1 Протокол педагогического от…30. 08. 2013 совета№1 Руководитель мо от ш. В. Шавхалова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
«Рассмотрено Утверждаю
на заседании предметного Директор школы
методического объединения …………..Е.В.Туренко
Протокол №_1____ Протокол педагогического от…30.08. 2013 совета№1
Руководитель МО от ……31.08. 2013
………….Ш.В. Шавхалова
Рабочая программа учебного курса
по геометрии
для 9 г класса
Составитель рабочей программы: Калугина Наталья Семеновна Учитель математики
Год составления: 2013
Нижневартовск 2013
Пояснительная записка
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.
Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса , повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания
Содержание тем учебного курса
Вводное повторение
Векторы. Метод координат.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2*n-угольника, если дан правильный n-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
Движения.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Об аксиомах геометрии.
Беседа об аксиомах геометрии.
Цель: дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
Повторение. Решение задач.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.
Учебно – тематический план №
| ТЕМА
| Кол-во часов в неделю
| 1.
| Повторение
| 2
| 2.
| Векторы.
| 9
| 3.
| Метод координат.
| 11
| 4.
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
| 12
| 5.
| Длина окружности и площадь круга.
| 12
| 6.
| Движения.
| 12
| 7.
| Об аксиомах геометрии.
| 2
| 8.
| Повторение. Решение задач.
| 10
|
| Итого:
| 70
| Требования к уровню подготовки обучающихся
В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования , полностью соответствует авторской программе Л.С.Атанасяна.
Учебник: Геометрия 7-9 учебник, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004 - 2008.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 4 ч для проведения контрольных работ.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.
Литература
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004 - 2008.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гусев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
Зив Б. Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Дополнительная литература:
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2005.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2005.
Специфика организации учебного процесса в 9г классе:
В классе 26 человек, из них 9 человек с достаточным уровнем сформированности общеучебных умений и навыков : Быкодерова Варя , Сафина Арина, Зарипова Елизавета ,Семенова Валерия , Муллаянова Настя , Выгинная Маргарита, ,Уразалеева Катя , Башурова Полина ,Тарасова Марина. Большая часть ребят в классе с низким уровнем учебной мотивации, испытывающих большие трудности в усвоении программного материала, качество обученности составляет 34%.
В данном классе целесообразно проектировать следующие виды деятельности:
Творческая деятельность, направленная на самореализацию и самоосознание.
Групповая работа под руководством учащихся с высоким уровнем знаний;
Работа в парах;
Задачами в использовании данных форм деятельности в классе является:
Научить самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научить осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Научить адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, Научить эффективно взаимодействовать со сверстниками, и взрослыми В работе с данным классом дифференцируется домашняя работа. Для указанных учащихся готовятся дополнительные задания для работы на уроке .
Региональный компонент прослеживается при изучении темы: Площади фигур( строительство жилищ народов ханты и манси).
Геометрия нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык геометрии подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения геометрии является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
Эстетизация направлена на подчинение всех видов и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии. Большое внимание на уроках уделяется созданию условий для получения удивления, а значит урок –это творческий процесс постижения нового. Технологически урок выстраивается по схемам:
впечатление – понимание – принятие;
переживание - отношение-освоение;
впечатление - уподобление – осмысление – обобщение.
Наименование главы
| Кол-во часов на главу
| Основные понятия
| № урока
| Тема урока
| Дата проведения
| Форма итогового и текущего контроля
| Вводное повторение
| 2
| Многоугольник, элементы многоугольника, окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов
|
| Многоугольники (определение, свойства, формулы площадей).
| 2.09-7.09
|
|
| Окружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов.
| 2.09-7.09
|
| Векторы
| 9
| Определение вектора, виды векторов, длина вектора, вектор, операции сложения и вычитания векторов, вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции. правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов.
|
| Понятие вектора.
| 9.09-14.09
|
|
| Равенство векторов. | 9.09-14.09
| математический диктант
|
| Сумма двух векторов.
| 16.09-21.09
|
|
| Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.
| 16.09-21.09
| самостоятельная работа
|
| Вычитание векторов.
| 23.09-28.09
|
|
| Произведение вектора на число.
| 23.09-28.09
|
| 99
| Применение векторов к решению задач.
| 30.09-5.10
|
|
| Средняя линия трапеции.
| 30.09-5.10
|
|
| Решение задач по теме «Векторы». | 7.10-12.10
| самостоятельная работа
| Метод координат
| 11
| Координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора
координаты вектора, координаты результатов операций над векторами
радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками, уравнение окружности, уравнение прямой, уравнение окружности и прямой
|
| Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | 7.10-12.10
|
|
| Координаты вектора. | 14.10-19.10
|
|
| Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | 14.10-19.10
| Теоретический зачет
|
| Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»
| 21.10-26.10
| Контрольная работа
|
| Простейшие задачи в координатах. | 21.10-26.10
|
|
| Решение задач по теме «Координаты вектора» | 28.10-2.11
|
|
| Уравнение линии на плоскости. | 28.10-2.11
|
|
| Уравнение окружности
| 11.11-16.11
|
|
| Уравнение прямой.
| 11.11-16.11
|
|
| Решение задач по теме «Метод координат»
| 18.11-23.11
| математический диктант
| 22
| Решение задач по теме «Метод координат»
| 18.11-23.11
| самостоятельная работа
| Соотношение между сторонами и углами треугольника
| 12
| Единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения
теорема о площади треугольника, формула площади, теорема синусов
теорема косинусов, теорема синусов, теорема косинусов
|
| Синус, косинус и тангенс угла.
| 25.11-30.11
|
|
| Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.
| 25.11-30.11
|
|
| Формулы для вычисления координат точки.
| 2.12-7.12
| математический диктант
|
| Теорема о площади треугольника.
| 2.12-7.12
|
|
| Теорема синусов.
| 9.12-14.12
|
|
| Теорема косинусов. | 9.12-14.12
| самостоятельная работа
|
| Решение треугольников.
| 16.12-21.12
|
|
| Угол между векторами.
| 16.12-21.12
|
|
| Скалярное произведение векторов.
| 23.12-28.12
|
|
| Скалярное произведение в координатах.
| 23.12-28.12
|
|
| Свойства скалярного произведения векторов
| 13.01-18.01
| Теоретический зачет
|
| Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 13.01-18.01
| Контрольная работа
| Длина
окружнсти и площадь круга
| 12
| Правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность, площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей, длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора
|
| Правильный многоугольник.
| 20.01-25.01
|
|
| Окружность описанная и вписанная в правильный многоугольник.
| 20.01-25.01
| математический диктант
|
| Формула для вычисления площади правильного многоугольника.
| 27.01-1.02
|
|
| Построение правильных многоугольников.
| 27.01-1.02
|
|
| Длина окружности.
| 3.02-8.02
|
|
| Длина окружности.
| 3.02-8.02
|
|
| Площадь круга.
| 10.02-15.02
|
|
| Площадь кругового сектора.
| 10.02-15.02
|
|
| Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
| 17.02-22.02
| самостоятельная работа
|
| Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
| 17.02-22.02
|
|
| Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
| 24.02-1.03
| Теоретический зачет
|
| Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга».
| 24.02-1.03
| Контрольная работа
| Движения
| 12
| Отображение плоскости на себя, осевая и центральная симметрия
параллельный перенос, поворот
|
| Отображение плоскости на себя.
| 3.03-8.03
|
|
| Понятие движения.
| 3.03-8.03
|
|
| Понятие движения.
| 10.03-15.03
|
|
| Наложение и движение
| 10.03-15.03
|
|
| Параллельный перенос.
| 17.03-22.03
| математический диктант
|
| Параллельный перенос.
| 17.03-22.03
|
|
| Поворот.
| 31.03-5.04
|
|
| Поворот.
| 31.03-5.04
|
|
| Решение задач по теме «Движение»
| 7.04-12.04
| самостоятельная работа
|
| Решение задач по теме «Движение»
| 7.04-12.04
|
|
| Решение задач по теме «Движение»
| 14.04-19.04
| Теоретический зачет
|
| Контрольная работа № 4 по теме «Движение».
| 14.04-19.04
| Контрольная работа
| Об аксиомах планиметрии
| 2
| Аксиомы планиметрии
|
| Об аксиомах планиметрии
| 21.04-26.04
|
|
| Об аксиомах планиметрии
| 21.04-26.04
|
| Итоговое повторение
| 10
| координаты вектора, метод координат
теорема синусов, теорема косинусов
|
| Повторение. Решение задач по теме «Векторы»
| 28.04-3.05
|
|
| Решение задач по теме «Координаты вектора»
| 28.04-3.05
| самостоятельная работа
|
| Решение задач по теме «Метод координат»
| 5.05-12.05
|
|
| Решение задач по теме «Метод координат»
| 5.05-12.05
|
|
| Итоговая контрольная работа за курс геометрии 9 класса
| 12.04-17.04
| Контрольная работа
|
| Решение задач по теме «Решение треугольников»
| 12.04-17.04
|
|
| Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга» | 21.05-24.05
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Решение треугольников» | 21.05-24.05
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Решение треугольников». Интеграция с алгеброй. |
|
|
|
|
|
| Решение задач по теме «Решение треугольников». Интеграция с алгеброй. |
|
|
|
|
|