Главная страница

Протокол №1 Протокол педагогического от…30. 08. 2013 совета№1 Руководитель мо от ш. В. Шавхалова



Скачать 274.96 Kb.
НазваниеПротокол №1 Протокол педагогического от…30. 08. 2013 совета№1 Руководитель мо от ш. В. Шавхалова
Дата11.04.2016
Размер274.96 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

«Рассмотрено Утверждаю

на заседании предметного Директор школы

методического объединения …………..Е.В.Туренко

Протокол №_1____ Протокол педагогического от…30.08. 2013 совета№1

Руководитель МО от ……31.08. 2013

………….Ш.В. Шавхалова

Рабочая программа учебного курса

по геометрии

для 9 г класса

Составитель рабочей программы:
Калугина Наталья Семеновна
Учитель математики


Год составления: 2013

Нижневартовск 2013

Пояснительная записка

Геометрия один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для приме­нения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых че­ловеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой куль­туры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и кон­струирования новых алгоритмов;

  • овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

  • целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычле­нять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действи­тельности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследова­тельской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведе­ния доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обосно­вания; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования раз­нообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, со­временные информационные технологии.

В курсе геометрии 9 класса обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Курс рационально сочетает логическую строгость и геометрическую наглядность. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса , повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся должны овладеть приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изучение курса позволит начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечит развитие логического мышления учащихся. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания

Содержание тем учебного курса

Вводное повторение

Векторы. Метод координат.

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простей­шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание дол­жно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и па­раллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конк­ретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину­сов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помо­щью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольни­ки (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение для векторов на косинус угла между ними). Рас­сматриваются свойства скалярного произведения и его примене­ние при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных на­выков в применении тригонометрического аппарата при реше­нии геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга.

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

В начале темы дается определение правильного многоуголь­ника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помо­щью описанной окружности решаются задачи о построении пра­вильного шестиугольника и правильного 2*n-угольника, если дан правильный n-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружно­сти и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представ­ление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его пери­метр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площа­ди круга, ограниченного окружностью.

Движения.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На­ложения и движения.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотре­нии видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основ­ных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движени­ем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий нало­жения и движения.

Об аксиомах геометрии.

Беседа об аксиомах геометрии.

Цель: дать более глубокое представление о си­стеме аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

Повторение. Решение задач.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 9 класса.

Учебно – тематический план



ТЕМА

Кол-во часов в неделю

1.

Повторение

2

2.

Векторы.

9

3.

Метод координат.

11

4.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

12

5.

Длина окружности и площадь круга.

12

6.

Движения.

12

7.

Об аксиомах геометрии.

2

8.

Повторение. Решение задач.

10




Итого:

70

Требования к уровню подготовки обучающихся

В ходе преподавания геометрии в 9 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса геометрии 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования , полностью соответствует авторской программе Л.С.Атанасяна.

Учебник: Геометрия 7-9 учебник, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004 - 2008.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 9 классе отводится 70 часов из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 4 ч для проведения контрольных работ.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная

  2. игровые технологии

  3. элементы проблемного обучения

  4. технологии уровневой дифференциации

  5. здоровьесберегающие технологии

  6. ИКТ

Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

Литература

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

  2. Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).

  3. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)

  4. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).

  5. Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004 - 2008.

  6. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.

  7. Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. -М.: Просвещение, 2003 — 2008.

  8. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / В. А. Гу­сев, А. И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.

  9. Зив Б. Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.

Дополнительная литература:

  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

  2. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2005.



Специфика организации учебного процесса в 9г классе:

В классе 26 человек, из них 9 человек с достаточным уровнем сформированности общеучебных умений и навыков : Быкодерова Варя , Сафина Арина, Зарипова Елизавета ,Семенова Валерия , Муллаянова Настя , Выгинная Маргарита, ,Уразалеева Катя , Башурова Полина ,Тарасова Марина. Большая часть ребят в классе с низким уровнем учебной мотивации, испытывающих большие трудности в усвоении программного материала, качество обученности составляет 34%.

В данном классе целесообразно проектировать следующие виды деятельности:

  • Творческая деятельность, направленная на самореализацию и самоосознание.

  • Групповая работа под руководством учащихся с высоким уровнем знаний;

  • Работа в парах;

Задачами в использовании данных форм деятельности в классе является:

  • Научить самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.

  • Научить осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.

Научить адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, Научить эффективно взаимодействовать со сверстниками, и взрослыми В работе с данным классом дифференцируется домашняя работа. Для указанных учащихся готовятся дополнительные задания для работы на уроке .

Региональный компонент прослеживается при изучении темы: Площади фигур( строительство жилищ народов ханты и манси).

Геометрия нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык геометрии подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения геометрии является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Эстетизация направлена на подчинение всех видов и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии. Большое внимание на уроках уделяется созданию условий для получения удивления, а значит урок –это творческий процесс постижения нового. Технологически урок выстраивается по схемам:

впечатление – понимание – принятие;

переживание - отношение-освоение;

впечатление - уподобление – осмысление – обобщение.

Наименование главы

Кол-во часов на главу

Основные понятия

урока

Тема урока

Дата проведения

Форма итогового и текущего контроля

Вводное повторение

2


Многоугольник, элементы многоугольника, окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов



Многоугольники (определение, свойства, формулы площадей).

2.09-7.09






Окружность, элементы окружности. Вписанная и описанная окружность. Виды углов.

2.09-7.09




Векторы

9

Определение вектора, виды векторов, длина вектора, вектор, операции сложения и вычитания векторов, вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции. правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов.



Понятие вектора.

9.09-14.09





Равенство векторов.


9.09-14.09

математический диктант



Сумма двух векторов.

16.09-21.09






Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

16.09-21.09

самостоятельная работа



Вычитание векторов.

23.09-28.09






Произведение вектора на число.

23.09-28.09




  1. 99

Применение векторов к решению задач.

30.09-5.10






Средняя линия трапеции.

30.09-5.10





Решение задач по теме «Векторы».


7.10-12.10

самостоятельная работа

Метод координат

11

Координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами

радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками, уравнение окружности, уравнение прямой, уравнение окружности и прямой


Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.


7.10-12.10





Координаты вектора.


14.10-19.10





Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.


14.10-19.10

Теоретический зачет



Контрольная работа № 1
по теме «Векторы»


21.10-26.10

Контрольная работа


Простейшие задачи в координатах.


21.10-26.10





Решение задач по теме «Координаты вектора»


28.10-2.11





Уравнение линии на плоскости.


28.10-2.11






Уравнение окружности

11.11-16.11






Уравнение прямой.

11.11-16.11






Решение задач по теме «Метод координат»

18.11-23.11

математический диктант

  1. 22

Решение задач по теме «Метод координат»

18.11-23.11

самостоятельная работа

Соотношение между сторонами и углами треугольника

12

Единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения

теорема о площади треугольника, формула площади, теорема синусов

теорема косинусов,
теорема синусов, теорема косинусов




Синус, косинус и тангенс угла.

25.11-30.11






Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

25.11-30.11






Формулы для вычисления координат точки.

2.12-7.12

математический диктант



Теорема о площади треугольника.

2.12-7.12






Теорема синусов.

9.12-14.12





Теорема косинусов.

9.12-14.12

самостоятельная работа



Решение треугольников.

16.12-21.12






Угол между векторами.

16.12-21.12






Скалярное произведение векторов.

23.12-28.12






Скалярное произведение в координатах.

23.12-28.12






Свойства скалярного произведения векторов

13.01-18.01

Теоретический зачет


Контрольная работа № 2
по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

13.01-18.01

Контрольная работа

Длина

окружнсти и площадь круга

12

Правильный многоугольник, вписанная и описанная окружность, площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей, длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора



Правильный многоугольник.

20.01-25.01






Окружность описанная и вписанная в правильный многоугольник.

20.01-25.01

математический диктант



Формула для вычисления площади правильного многоугольника.

27.01-1.02






Построение правильных многоугольников.

27.01-1.02






Длина окружности.

3.02-8.02






Длина окружности.

3.02-8.02






Площадь круга.

10.02-15.02






Площадь кругового сектора.

10.02-15.02






Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».

17.02-22.02

самостоятельная работа



Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».

17.02-22.02






Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».

24.02-1.03

Теоретический зачет


Контрольная работа № 3
по теме «Длина окружности и площадь круга».





24.02-1.03

Контрольная работа

Движения

12

Отображение плоскости на себя, осевая и центральная симметрия

параллельный перенос, поворот



Отображение плоскости на себя.

3.03-8.03






Понятие движения.

3.03-8.03






Понятие движения.

10.03-15.03






Наложение и движение

10.03-15.03






Параллельный перенос.

17.03-22.03

математический диктант



Параллельный перенос.

17.03-22.03






Поворот.

31.03-5.04






Поворот.

31.03-5.04






Решение задач по теме «Движение»

7.04-12.04

самостоятельная работа



Решение задач по теме «Движение»

7.04-12.04






Решение задач по теме «Движение»

14.04-19.04

Теоретический зачет



Контрольная работа № 4
по теме «Движение».


14.04-19.04

Контрольная работа

Об аксиомах планиметрии

2

Аксиомы планиметрии



Об аксиомах планиметрии

21.04-26.04






Об аксиомах планиметрии

21.04-26.04




Итоговое повторение

10

координаты вектора, метод координат

теорема синусов, теорема косинусов



Повторение. Решение задач по теме «Векторы»

28.04-3.05






Решение задач по теме «Координаты вектора»

28.04-3.05

самостоятельная работа



Решение задач по теме «Метод координат»

5.05-12.05






Решение задач по теме «Метод координат»

5.05-12.05






Итоговая контрольная работа за курс геометрии 9 класса

12.04-17.04

Контрольная работа



Решение задач по теме «Решение треугольников»

12.04-17.04





Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»


21.05-24.05














Решение задач по теме «Решение треугольников»


21.05-24.05














Решение задач по теме «Решение треугольников». Интеграция с алгеброй.


















Решение задач по теме «Решение треугольников». Интеграция с алгеброй.