|
Протокол №8 от «8» июня 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр мбоу сош №4 г. Белгорода Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Белгорода
«Согласовано»
Руководитель МО
______________
Москаленко Н.Д.
Протокол № 8 от
« 8 » июня 2012 г.
| «Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
МБОУ СОШ № 4
г. Белгорода
________________
Шевченко В.И.
«28»июня 2012 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ
№ 4 г.Белгород
______________
Самойлова Т.Н.
Приказ № 291
от «30» августа2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии
Классы: 8 «Б», 8 «К»
Учитель: Чанышева С.Р.
2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по геометрии в 8 классе для общеобразовательной школы разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089) на основе авторской программы (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 28-36). Учебник: Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009. Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четырехугольников: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из главных теорем геометрии — теорема Пифагора; вводится понятие подобных треугольников; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя замечательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике. Цель изучения:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Основные задачи:
развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности;
овладение школьными знаниями о понятиях, правилах, законах, фактах;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Место предмета в учебном плане МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Белгорода Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов
Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» для успешного усвоения курса отводит на изучение геометрии в 8 - ом классе 2 часа в неделю, всего 70 часов.
В связи с особенностями календарно - учебного графика, выпадения праздничных дней, рабочая программа составлена на 67 часов. Корректировка произведена за счёт уплотнения уроков повторения.Срок реализации программы один учебный год.
Расчет учебных часов программы:
Раздел
| Количество часов в авторской программе
| Количество часов в рабочей программе
| 1.
|
|
| 2. Четырехугольники
| 14
| 14
| 3. Площадь
| 14
| 14
| 4. Подобные треугольники
| 19
| 19
| 5. Окружность
| 17
| 17
| Повторение. Решение задач.
| 4
| 3
| Итого
| 68
| 67
|
Учебно-методический комплекс ученика:
Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009.
Зив Б.Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.
Учебно-методический комплекс учителя:
Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006.
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.
Рабинович Е. М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2007. – 60 с.
Формы организации учебного процесса Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Требования к математической подготовке учащихся В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование
№ урока
п/п
| № урока в разделе
| Наименование раздела и тем
| Дата по программе
| Дата фактически
| Примечание
|
| 1 четверть
|
|
Повторение. Решение задач (2 часа)
|
|
| 1
| Вводное повторение
| 4.09
|
|
|
|
| 2
| Вводное повторение
| 8.09
|
|
|
|
Глава V. Четырехугольники.(14 часов)
|
| 3
| 1
| Многоугольники (п. 39 - 41).
| 11.09
|
|
|
|
| 2
| Многоугольники (п. 39 - 41).
| 15.09
|
|
|
|
| 3
| Параллелограмм и трапеция
(п. 42 - 44).
| 18.09
|
|
|
|
| 4
| Параллелограмм и трапеция
(п. 42 - 44).
| 22.09
|
|
|
|
| 5
| Параллелограмм и трапеция
(п. 42 - 44).
| 25.09
|
|
|
|
| 6
| Параллелограмм и трапеция
(п. 42 - 44).
| 29.09
|
|
|
|
| 7
| Параллелограмм и трапеция
(п. 42 - 44).
| 2.10
|
|
|
|
| 8
| Параллелограмм и трапеция
(п. 42 - 44). Самостоятельная работа
| 6.10
|
|
|
|
| 9
| Прямоугольник, ромб, квадрат
(п. 45 - 47).
| 9.10
|
|
|
|
| 10
| Прямоугольник, ромб, квадрат
(п. 45 - 47).
| 13.10
|
|
|
|
| 11
| Прямоугольник, ромб, квадрат
(п. 45 - 47).
| 16.10
|
|
|
|
| 12
| Прямоугольник, ромб, квадрат
(п. 45 - 47).
| 20.10
|
|
|
|
| 13
| Решение задач (п. 39 - 47)
| 23.10
|
|
|
|
| 14
|
Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»
| 27.10
|
|
|
| 2 четверть
|
|
Глава VI. Площадь.(14 часов)
|
|
| 1
| Площадь многоугольника (п. 48 -50)
| 6.11
|
|
|
|
| 2
| Площадь многоугольника (п. 48 -50)
| 10.11
|
|
|
|
| 3
| Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).
| 13.11
|
|
|
|
| 4
| Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).
| 17.11
|
|
|
|
| 5
| Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).
| 20.11
|
|
|
|
| 6
| Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53)
| 24.11
|
|
|
|
| 7
| Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).
| 27.11
|
|
|
|
| 8
| Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).
| 1.12
|
|
|
|
| 9
| Теорема Пифагора (п. 54 - 55)
| 4.12
|
|
|
|
| 10
| Теорема Пифагора (п. 54 - 55)
| 8.12
|
|
|
|
| 11
| Теорема Пифагора (п. 54 - 55). Тест
| 11.12
|
|
|
|
| 12
| Решение задач (п. 48 - 55)
| 15.12
|
|
|
|
| 13
| Решение задач (п. 48 - 55)
| 18.12
|
|
|
|
| 14
| Контрольная работа №2 по теме "Площадь"
| 22.12
|
|
|
|
Глава VII. Подобные треугольники.(19 часов)
|
|
| 1
| Определение подобных треугольников (п. 56 - 58)
| 25.12
|
|
|
|
| 2
| Определение подобных треугольников (п. 56 - 58)
| 29.12
|
|
|
| 3 четверть
|
|
| 3
| Признаки подобия треугольников
(п. 59 - 61)
| 15.01
|
|
|
|
| 4
| Признаки подобия треугольников
(п. 59 - 61)
| 19.01
|
|
|
|
| 5
| Признаки подобия треугольников
(п. 59 - 61)
| 22.01
|
|
|
|
| 6
| Признаки подобия треугольников
(п. 59 - 61)
| 26.01
|
|
|
|
| 7
| Признаки подобия треугольников
(п. 59 - 61)
| 29.01
|
|
|
|
| 8
| Контрольная работа №3 по теме "Признаки подобия треугольников".
| 2.02
|
|
|
|
| 9
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)
| 5.02
|
|
|
|
| 10
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)
| 9.02
|
|
|
|
| 11
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)
| 12.02
|
|
|
|
| 12
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)
| 16.02
|
|
|
|
| 13
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)
| 19.02
|
|
|
|
| 14
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)
| 26.02
|
|
|
|
| 15
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65). Самостоятельная работа
| 2.03
|
|
|
|
| 16
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (п. 66 - 67)
| 5.03
|
|
|
|
| 17
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (п. 66 - 67)
| 9.03
|
|
|
|
| 18
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (п. 66 - 67)
| 12.03
|
|
|
|
| 19
| Контрольная работа №4 по теме "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника".
| 16.03
|
|
|
|
Глава VIII. Окружность.(17 часов)
|
|
| 20.03
|
| 1
| Касательная к окружности (п. 68 - 69)
| 19.03
|
|
|
|
| 2
| Касательная к окружности (п. 68 - 69)
| 23.03
|
|
|
| 4 четверть
|
|
| 3
| Касательная к окружности (п. 68 - 69)
| 6.04
|
|
|
|
| 4
| Центральные и вписанные углы
(п. 70 - 71)
| 9.04
|
|
|
|
| 5
| Центральные и вписанные углы
(п. 70 - 71)
| 13.04
|
|
|
|
| 6
| Центральные и вписанные углы
(п. 70 - 71)
| 16.04
|
|
|
|
| 7
| Центральные и вписанные углы
(п. 70 - 71)
| 20.04
|
|
|
|
| 8
| Четыре замечательные точки треугольника (п. 72 - 73)
| 23.04
|
|
|
|
| 9
| Четыре замечательные точки треугольника (п. 72 - 73)
| 27.04
|
|
|
|
| 10
| Четыре замечательные точки треугольника (п. 72 - 73)
| 30.04
|
|
|
|
| 11
| Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)
| 4.05
|
|
|
|
| 12
| Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)
| 7.05
|
|
|
|
| 13
| Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)
| 11.05
|
|
|
|
| 14
| Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)
| 14.05
|
|
|
|
| 15
| Решение задач
| 18.05
|
|
|
|
| 16
| Решение задач
| 21.05
|
|
|
|
| 17
| Контрольная работа №5 по теме "Окружность".
| 25..05
|
|
|
|
Повторение. Решение задач (1 час)
|
|
| 1
| Повторение. Решение задач Тест
| 28.05
|
|
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Глава 5. Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Глава 6. Площадь (14часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава 8. Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Повторение. Решение задач. (3 часа)
Формы и средства контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, математический диктант, тест, работа по карточке, устное решение задач по готовым чертежам.
№
| № пункта
| Тема
| СР
| КР
| Тест
| 1
| 39 - 47
| Четырёхугольники
| 1
| 1
|
| 2
| 48 - 55
| Площадь
|
| 1
| 1
| 3
| 56 -67
| Подобные треугольники
| 1
| 2
|
| 4
| 68 - 75
| Окружность
|
| 1
|
| 5
|
| Повторение. Решение задач
|
|
| 1
|
|
| Итого
|
| 5
|
|
Для проведения самостоятельных работ по курсу геометрии 8 класса используются: 1.Сборник «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.» и «Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. М.: ВАКО, 2006 – (В помощь школьному учителю)».
2.АлтыновП.И.Геометрия. Тесты.7-9 класс. Учебно-методическое пособие.М.Дрофа,1998
Контрольные работа даются на 45 минут, самостоятельные работы и тесты – на 20-25 минут, иногда на весь урок и оцениваются дифференцированно для диагностики усвоения знаний учащихся
Класс
| Предмет
| Сроки проведения
| 8БК
| Геометрия. Контрольные работы.
|
| Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»
| октябрь
|
| Контрольная работа №2 по теме "Площадь"
| декабрь
|
| Контрольная работа №3 по теме "Признаки подобия треугольников".
| февраль
|
| Контрольная работа №4 по теме "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника".
| март
|
| Контрольная работа №5 по теме "Окружность".
| май
| Геометрия. Тестовый контроль по основным темам.
|
| Тест по теме « Теорема Пифагора»
| декабрь
|
Учебно-методические средства обучения
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 28-36).
Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009.
Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.
Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. М.: ВАКО, 2006 – (В помощь школьному учителю)
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.
Рабинович Е. М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2007. – 60 с.
А.В.Фарков Тесты по геометрии к учебнику Л.С.Атанасяна «Геометрия 7-9». –М.: Экзамен, 2009.
Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. Тематические тесты к учебнику «Геометрия 7 - 9» авт. Атанасян Л.С.- М.: «Просвещение», 2008.
Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Геометрия 7 - 9» авт. Атанасян Л.С.- М.: Просвещение», 2010.
Оборудование: линейка, транспортир, циркуль, математические модели
Дополнительная литература
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
Математические диктанты. Геометрия. 7 – 11 классы. Дидактические материалы. – М.: «Илекса», 2006. – 72 с.
Математические диктанты. Геометрия. 7 – 11 классы. Дидактические материалы. – М.: «Илекса», 2006. – 72 с.
Тематические тесты: по геометрии: учебное пособие к учебникам Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7 – 9 классы», А. В. Погорелова «Геометрия. 7 – 9 классы», И. Ф. Шарыгина «Геометрия. 7 – 9 классы»: 7-й кл. / Т. М. Мищенко. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 111 с.
Кукарцева Г. И. 500 задач по геометрии в рисунках и тестах. Для средней школы. 7 – 9 кл. – М.: ООО «АКВАРИУМ ЛТД», 2001. – 128 с.
Материально-техническое обеспечение.
№
|
| Рекомендованное количество
| % от рекомендованного количества
|
1.Библиотечный фонд
|
| Стандарт основного общего образования по математике
| Д
| 100%
|
| Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень)
| Д
| 100%
|
| Учебник геометрии для 8 класса
| К
| 100%
|
| Авторские программы по курсам математики
| Д
| 100%
|
| Дидактические материалы по геометрии
| К
| 100%
|
| Научная, научно-популярная, историческая литература.
| П
| 100%
|
| Комплект материалов для подготовки к ГИА
| Ф
| 100%
|
| Учебные пособия по элективным курсам
| Ф
| 100%
|
| Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)
| П
| 100%
|
| Методические пособия для учителя
| Д
| 100%
|
2.Печатные пособия
|
| Таблицы по геометрии для 8 класса
| Д
| 100%
|
| Портреты выдающихся деятелей математики
| Д
| 100%
|
3.Информационно-коммуникативные средства
|
| Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики
| Д
| 100%
|
4.Технические средства обучения
| 1.
| Мультимедийный компьютер
| Д
| 100%
| 2.
| Принтер лазерный
| Д
| 100%
| 3.
| Средства телекоммуникации
| Д
| 100%
|
5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
| 1.
| Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник
| Д
| 100%
|
6. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ
|
| Компьютерный стол
| Д
| 100%
|
| Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования
| Д
| 100%
|
|
|
|