Главная страница


Протокол №8 от «8» июня 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр мбоу сош №4 г. Белгорода



Скачать 316.15 Kb.
НазваниеПротокол №8 от «8» июня 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по увр мбоу сош №4 г. Белгорода
Дата12.04.2016
Размер316.15 Kb.
ТипПротокол

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Белгорода


«Согласовано»

Руководитель МО

______________

Москаленко Н.Д.

Протокол № 8 от

« 8 » июня 2012 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

МБОУ СОШ № 4

г. Белгорода

________________

Шевченко В.И.

«28»июня 2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ

№ 4 г.Белгород

______________

Самойлова Т.Н.

Приказ № 291

от «30» августа2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии

Классы: 8 «Б», 8 «К»

Учитель: Чанышева С.Р.

2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии в 8 классе для общеобразовательной школы разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089) на основе авторской программы (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 28-36).
Учебник: Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 8 класса изучаются наиболее важные виды четы­рехугольников: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапеция; даётся представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией; расширяются и углубляются полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей; выводятся формулы площадей прямоугольника, па­раллелограмма, треугольника, трапеции; доказывается одна из глав­ных теорем геометрии — теорема Пифагора; вводится понятие подобных треугольни­ков; рассматриваются признаки подобия треугольников и их применения; делается первый шаг в освоении учащимися тригонометриче­ского аппарата геометрии; расширяются сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучаются новые факты, связанные с окружностью; знакомятся обучающиеся с четырьмя заме­чательными точками треугольника; знакомятся обучающиеся с выполнением действий над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Цель изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, фор­мирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математи­ческой культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изу­чение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.


Основные задачи:

  • развитие внимания, мышления учащихся, формирования у них умений логически мыслить, анализировать полученные знания, находить закономерности;

  • овладение школьными знаниями о понятиях, правилах, законах, фактах;

  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.


Место предмета в учебном плане МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Белгорода
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов

Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» для успешного усвоения курса отводит на изучение геометрии в 8 - ом классе 2 часа в неделю, всего 70 часов.

В связи с особенностями календарно - учебного графика, выпадения праздничных дней, рабочая программа составлена на 67 часов. Корректировка произведена за счёт уплотнения уроков повторения.Срок реализации программы один учебный год.

Расчет учебных часов программы:


Раздел

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

1.







2. Четырехугольники

14

14

3. Площадь

14

14

4. Подобные треугольники

19

19

5. Окружность

17

17

Повторение. Решение задач.

4

3

Итого

68

67


Учебно-методический комплекс ученика:

  1. Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Зив Б.Г. .Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.

  3. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.



Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.

  3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006.

  4. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.

  5. Рабинович Е. М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2007. – 60 с.



Формы организации учебного процесса
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.


Требования к математической подготовке учащихся
В результате изучения курса геометрии 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).


Календарно-тематическое планирование



урока

п/п

урока в разделе

Наименование раздела и тем

Дата по программе

Дата фактически

Примечание




1 четверть





Повторение. Решение задач (2 часа)







1

Вводное повторение

4.09












2

Вводное повторение

8.09











Глава V. Четырехугольники.(14 часов)





3

1

Многоугольники (п. 39 - 41).

11.09












2

Многоугольники (п. 39 - 41).

15.09












3

Параллелограмм и трапеция

(п. 42 - 44).

18.09












4

Параллелограмм и трапеция

(п. 42 - 44).

22.09












5

Параллелограмм и трапеция

(п. 42 - 44).

25.09












6

Параллелограмм и трапеция

(п. 42 - 44).

29.09












7

Параллелограмм и трапеция

(п. 42 - 44).

2.10












8

Параллелограмм и трапеция

(п. 42 - 44). Самостоятельная работа

6.10












9

Прямоугольник, ромб, квадрат

(п. 45 - 47).

9.10












10

Прямоугольник, ромб, квадрат

(п. 45 - 47).

13.10












11

Прямоугольник, ромб, квадрат

(п. 45 - 47).

16.10












12

Прямоугольник, ромб, квадрат

(п. 45 - 47).

20.10












13

Решение задач (п. 39 - 47)

23.10












14


Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»


27.10










2 четверть





Глава VI. Площадь.(14 часов)







1

Площадь многоугольника (п. 48 -50)

6.11












2

Площадь многоугольника (п. 48 -50)

10.11












3

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).

13.11












4

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).

17.11












5

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).

20.11












6

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53)

24.11












7

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).

27.11












8

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (п. 51 - 53).

1.12












9

Теорема Пифагора (п. 54 - 55)

4.12












10

Теорема Пифагора (п. 54 - 55)

8.12












11

Теорема Пифагора (п. 54 - 55). Тест

11.12












12

Решение задач (п. 48 - 55)

15.12












13

Решение задач (п. 48 - 55)

18.12












14

Контрольная работа №2 по теме "Площадь"

22.12











Глава VII. Подобные треугольники.(19 часов)







1

Определение подобных треугольников (п. 56 - 58)

25.12












2

Определение подобных треугольников (п. 56 - 58)

29.12










3 четверть






3

Признаки подобия треугольников

(п. 59 - 61)

15.01












4

Признаки подобия треугольников

(п. 59 - 61)

19.01












5

Признаки подобия треугольников

(п. 59 - 61)

22.01












6

Признаки подобия треугольников

(п. 59 - 61)

26.01












7

Признаки подобия треугольников

(п. 59 - 61)

29.01












8

Контрольная работа №3 по теме "Признаки подобия треугольников".

2.02












9

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)

5.02












10

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)

9.02












11

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)

12.02












12

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)

16.02












13

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)

19.02












14

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65)


26.02












15

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (п. 62 - 65). Самостоятельная работа


2.03












16

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (п. 66 - 67)

5.03












17

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (п. 66 - 67)

9.03












18

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (п. 66 - 67)

12.03












19

Контрольная работа №4 по теме "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника".

16.03











Глава VIII. Окружность.(17 часов)








20.03



1

Касательная к окружности (п. 68 - 69)

19.03












2

Касательная к окружности (п. 68 - 69)

23.03










4 четверть






3

Касательная к окружности (п. 68 - 69)

6.04












4

Центральные и вписанные углы

(п. 70 - 71)

9.04












5

Центральные и вписанные углы

(п. 70 - 71)

13.04












6

Центральные и вписанные углы

(п. 70 - 71)

16.04












7

Центральные и вписанные углы

(п. 70 - 71)

20.04












8

Четыре замечательные точки треугольника (п. 72 - 73)

23.04












9

Четыре замечательные точки треугольника (п. 72 - 73)

27.04












10

Четыре замечательные точки треугольника (п. 72 - 73)

30.04












11

Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)

4.05












12

Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)

7.05












13

Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)

11.05












14

Вписанная и описанная окружности (п. 74 - 75)

14.05












15

Решение задач

18.05












16

Решение задач

21.05












17

Контрольная работа №5 по теме "Окружность".

25..05











Повторение. Решение задач (1 час)







1

Повторение. Решение задач Тест


28.05











ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Глава 5. Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехуголь­ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Глава 6. Площадь (14часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоуголь­ника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пи­фагора.

Глава 7. Подобные треугольники (19 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.

Глава 8. Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Повторение. Решение задач. (3 часа)


Формы и средства контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, математический диктант, тест, работа по карточке, устное решение задач по готовым чертежам.




№ пункта

Тема

СР

КР

Тест

1

39 - 47

Четырёхугольники

1

1




2

48 - 55

Площадь




1

1

3

56 -67

Подобные треугольники

1

2




4

68 - 75

Окружность




1




5




Повторение. Решение задач







1







Итого




5






Для проведения самостоятельных работ по курсу геометрии 8 класса используются:
1.Сборник «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.» и «Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. М.: ВАКО, 2006 – (В помощь школьному учителю)».

2.АлтыновП.И.Геометрия. Тесты.7-9 класс. Учебно-методическое пособие.М.Дрофа,1998

Контрольные работа даются на 45 минут, самостоятельные работы и тесты – на 20-25 минут, иногда на весь урок и оцениваются дифференцированно для диагностики усвоения знаний учащихся


Класс

Предмет

Сроки проведения

8БК

Геометрия. Контрольные работы.




Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

октябрь




Контрольная работа №2 по теме "Площадь"

декабрь




Контрольная работа №3 по теме "Признаки подобия треугольников".

февраль




Контрольная работа №4 по теме "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника".

март




Контрольная работа №5 по теме "Окружность".

май

Геометрия. Тестовый контроль по основным темам.




Тест по теме « Теорема Пифагора»

декабрь


Учебно-методические средства обучения


  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).

  2. Примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 28-36).

  3. Геометрия 7 - 9. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 19-е издание. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Гусев В. А. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / В.А. Гу­сев, А.И. Медяник. — М.: Просвещение, 2003—2008.

  5. Зив Б.Г. Геометрия: дидакт. материалы для 8 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.

  6. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс. М.: ВАКО, 2006 – (В помощь школьному учителю)

  7. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса/автор: А. П. Ершова, В. В. Голобородько, А. С. Ершова. – М.: Илекса, - 2007, - 208 с.

  8. Рабинович Е. М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2007. – 60 с.

  9. А.В.Фарков Тесты по геометрии к учебнику Л.С.Атанасяна «Геометрия 7-9». –М.: Экзамен, 2009.

  10. Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. Тематические тесты к учебнику «Геометрия 7 - 9» авт. Атанасян Л.С.- М.: «Просвещение», 2008.

  11. Геометрия. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Геометрия 7 - 9» авт. Атанасян Л.С.- М.: Просвещение», 2010.

  12. Оборудование: линейка, транспортир, циркуль, математические модели

Дополнительная литература


  1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

  2. Математические диктанты. Геометрия. 7 – 11 классы. Дидактические материалы. – М.: «Илекса», 2006. – 72 с.

  3. Математические диктанты. Геометрия. 7 – 11 классы. Дидактические материалы. – М.: «Илекса», 2006. – 72 с.

  4. Тематические тесты: по геометрии: учебное пособие к учебникам Л. С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7 – 9 классы», А. В. Погорелова «Геометрия. 7 – 9 классы», И. Ф. Шарыгина «Геометрия. 7 – 9 классы»: 7-й кл. / Т. М. Мищенко. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 111 с.

  5. Кукарцева Г. И. 500 задач по геометрии в рисунках и тестах. Для средней школы. 7 – 9 кл. – М.: ООО «АКВАРИУМ ЛТД», 2001. – 128 с.

Материально-техническое обеспечение.







Рекомендованное количество

% от рекомендованного количества


1.Библиотечный фонд




Стандарт основного общего образования по математике

Д

100%




Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень)

Д

100%




Учебник геометрии для 8 класса

К

100%




Авторские программы по курсам математики

Д

100%




Дидактические материалы по геометрии

К

100%




Научная, научно-популярная, историческая литература.

П

100%




Комплект материалов для подготовки к ГИА

Ф

100%




Учебные пособия по элективным курсам

Ф

100%




Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)

П

100%




Методические пособия для учителя

Д

100%


2.Печатные пособия




Таблицы по геометрии для 8 класса

Д

100%




Портреты выдающихся деятелей математики

Д

100%


3.Информационно-коммуникативные средства




Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики

Д

100%


4.Технические средства обучения

1.

Мультимедийный компьютер

Д

100%

2.

Принтер лазерный

Д

100%

3.

Средства телекоммуникации

Д

100%


5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник

Д

100%


6. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ




Компьютерный стол

Д

100%




Шкаф секционный для хранения литературы и демонстрационного оборудования

Д

100%