|
Квантовые явления (23 час) Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Резерв свободного учебного времени (21 час)
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе считается примерным, поэтому считаю его распределить следующим образом:
Класс
| Основные темы
| По программе (часов)
| Планирование (часов)
| 8 класс
| Тепловые явления
| 25
| 24
| Электрические и электромагнитные явления
| 34
| 30
| Световые явления
| 9
| 8
| Всего часов
| 68
| 62
| Резерв
| -
| 8
| 9 класс
| Законы взаимодействия
и движения тел
| 27
| 24
| Механические колебания
и волны. Звук
| 11
| 11
| Электромагнитное поле
| 14
| 14
| Строение атома и атомного
ядра
| 16
| 14
| Всего часов
| 68
| 63
| Резерв
| -
| 7
| Резерв времени использовать на повторение учебного материала и итоговую контрольную работу
Программа предполагает преподавание предмета по учебникам для общеобразовательных учреждений:
А.В. Перышкин «Физика» -8 класс, Москва, Дрофа 2011г.
А.В. Перышкин Е.М. Гутник «Физика» -9 класс, Москва, Дрофа 2011 г.
Учебники входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных на 2012-13 уч. год. 4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. 4.1. Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
5. Перечень учебно-методического обеспечения.
Таблицы по курсу физики 7-9 класс
1-1а-электровоз; плавкие предохранители; явления природы;
2-2а – электромагнитный стол; соединение потребителей электроэнергии.
3-3а – телефон; двигатель постоянного тока.
4-4а – капиллярные явления; водяной насос.
6-6а – использование диффузии в технике; теплоэлектроцентраль.
7 – схема водопровода
8 – тела природы, звонок.
9-9а – холодильник, простые механизмы.
10-10а – теплоизоляторные материалы; схема опыта Резерфорда.
11 – строение и превращения атома.
14 – схема электростанции на ядерном горючем.
15 – ядерные реакции.
16 – глаз и зрение.
17 – паровая машина.
18 – двигатель внутреннего сгорания.
21 – атомный ледокол.
22 – электромагнитная лампа ОСЭС
24 – схема водяного отопления
27 – телефон; программный терморегулятор.
29 – тепловоз.
35-35а – генератор переменного тока; схема гидроэлектростанции малой мощности
36-36а – элементы сложных машин; двигатель постоянного тока
38-38а – гидравлическая турбина малой мощности; подъем затонувших судов.
39-39а – зависимость массы от скорости движения тела; схема оптического распределения.
44 – барометр.
45 – основные законы постоянного тока.
46-46а – схема паровой турбины; автоматическая станция «Луна - 9».
47 – атомная электростанция
50 – Попов (1859-1905)
50а – Лебедев П.Н.
51 –космос; манометры.
52 – башенный кран; ядерный реактор.
53 – атмосферное давление
54 – подшипники.
55 – гидравлический домкрат.
58 – кристаллы.
59 – запись и воспроизведение звука.
61 – реле времени.
62 – реактивный двигатель
63 – механические элементы.
64 – график движения.
65 – схема гальванического элемента.
Лабораторное оборудование
Набор тел равной массы и равного объема
Набор лабораторный «Электричество»
Амперметр лабораторный
Вольтметр лабораторный
Магнит U-образный лабораторный
Магнит полосовой лабораторный (пара)
Миллиамперметр лабораторный
Динамометр демонстрационный 10 Н (пара)
Амперметр демонстрационный (цифровой)
Вольтметр демонстрационный (цифровой)
Комплект тележек легкоподвижных
Цилиндр измерительный с принадлежностями (ведерко Архимеда)
Камертоны на резонансных ящиках с молоточком (пара)
Прибор для демонстрации атмосферного давления «Магдебургские полушария»
Прибор для демонстрации давления внутри жидкости
Рычаг-линейка демонстрационный
Гигрометр психрометрический
Насос вакуумный Комовского
Электроскопы (пара)
Штатив физический универсальный
Шар Паскаля
Манометр жидкостный демонстрационный
Цилиндры свинцовые со стругом
Шар для взвешивания воздуха
Набор палочек по электростатике
Электрометры с принадлежностями
Султаны электростатические (шёлк) пара
Маятник электростатический(пара)
Звонок электрический демонстрационный
Магнит U-образный демонстрационный
Магнит полосовой демонстрационный (пара)
Стрелки магнитные на штативах (пара)
Прибор для демонстрации правила Ленца
ПАК AFS система сбора данных (ССD) AFS
ПАК AFS кабель USB2.0АМ-ВМ 1,8 м
ПАК AFS датчик давления (GPS-BTA)
ПАК AFS датчик расстояния (MD-BTD)
ПАК AFS датчик звука
ПАК AFS датчик магнитного поля (MG-BTA)
ПАК AFS датчик напряжения (VP-BTA)
ПАК AFS датчик ускорения(LGA-BTA)
ПАК AFS датчик температуры (TMP-BTA)
Комплект проводов КПС-9
Лоток для лабораторных наборов
Наглядные пособия
Международная система СИ (виниловая)
Шкала электромагнитных волн (виниловая)
Физические величины (виниловая)
Информационно-справочная таблица «Физика» ч. 1 .
Информационно-справочная таблица «Физика» ч. 2
Информационно-справочная таблица «Физика» ч. 3
Информационно – справочная таблица «Физика» ч. 4
Электронные медиатеки
Астрономия: Библиотека электронных наглядных пособий – 9-10 кл.
Физика: Библиотека электронных наглядных пособий – 7-11 кл.
Видеозадачник по физике ч. 1-2
Видеозадачник по физике ч.3
Репетитор по физике
Уроки физики. 7 кл.
Уроки физики. 8 кл.
Серия программного обеспечения «Умник»
Молекулярная физика: интерактивный плакат
Физика: Конструктор виртуальных экспериментов
Физика: Интерактивные творческие задания 7-9 кл.
DVD –фильмы по предмету
Геометрическая оптика (10 опытов) ч.1
Геометрическая оптика (13 опытов) ч. 2
Гидроаэростатика (12 опытов) ч. 1
Гидроаэростатика (12 опытов) ч. 2
Квантовые явления (9 опытов)
Магнитное поле (18 опытов)
Молекулярная физика (12 опытов)
Основы МКТ (12 опытов) ч. 1
Основы МКТ (11 опытов) ч. 2
Основы термодинамики (10 опытов)
Постоянный электрический ток (11 опытов)
Электростатика (14 опытов)
Технические средства обучения
Компьютер.
Интерактивная доска.
Программно-аппаратный комплекс.
Список литературы.
Учебная литература.
2) А.В. Перышкин «Физика-8кл», 2011 г. М. Дрофа
3) А.В. Перышкин, Е.М. Гутник «Физика-9кл», 2011, М. Дрофа
4) В.И. Лукашик «Сборник задач по физике7-9кл.», 2011, М.Просвещение 6.2. Научно-популярная литература.
1) Б.И Спасский «Хрестоматия по физике», Москва «Просвещение» 1982 г.
2) Я.И Перельман «Занимательная физика», Москва «Наука» главная редакция физико-математической литературы 1983 г.
3) М.Н Ергомышева – Алексеева «Физика - юным» , Москва 1969, издательство «Просвещение»
4) Кл.Э.Суорц «Необыкновенная физика обыкновенных явлений», Москва «Наука» главная редакция физико-математической литературы 1986 г.
5) Б.Е Железовский «Хрестоматия по природоведению», Саратов региональное Приволжское издательство «Детская книга» 1995 г.
6) С.П. Кудрявцев, Д.Д. Томсон «Люди науки», Москва «Просвещение» 1986
7) А.Аристон, А.Башева «Дорожно-строительные машины», «Просвещение» Москва 1983г
8) Г.Я Мякишев «От Динамики к Статистике», «Знание» Москва 1983
9) М.М. Дагаев «Солнечные и лунные затмения», «Наука» Москва, 1978г.
10) А.Н. Зелинский «Н.Д. Зелинский», «Знание» Москва 1981г.
11) А.К. Кикоин, С.Я. Шамаш, Э.Е. Эвенчик «Механические колебания и волны», «Просвещение» Москва 1983г.
12) Н.В. Колобков «Грозы и бури», Москва 1949г.
13) «О движении» Ф.Д. Бублейников, Москва 1956г
14) Н.А. Родина «Световые явления», «Просвещение» Москва 1986г
6.3. Справочная литература
«Физические величины и их единицы», Москва «Просвещение» 1984 г.
А.С Енохович «Справочник по физике и технике», Москва «Просвещение» 1989 г.
А.С Чертов «Международная Система Единиц Измерений, «Высшая школа» Москва – 1967 г.
6.4. Методическая литература.
Ц.Б. Кац «Биофизика на уроках физики», «Просвещение» Москва 1974г
А.Е.Марон, Е.А.Марон «Физика: 7 класс: Тренировочные задания; задания для самоконтроля; самостоятельные работы» , 2010, М.: Дрофа
Е. М Гутник, Е.В. Рыбакова «Тематическое и поурочное планирование по физике -7класс», 2005, М. Дрофа
С.Е. Полянский «Поурочные разработки по физике: 7 класс», 2005, М.: ВАКО
С.Е. Полянский «Поурочные разработки по физике. 8 класс», 2008, М.:ВАКО
А.Е. Марон, Е.А. Марон «Дидактические материалы. Физика. 8 класс», М.:Дрофа
Е.М.Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В. Шаронина «Тематическое и поурочное планирование по физике -8класс», 2005, М.: Дрофа
В.А. Волков «Поурочные разработки по физике 9 кл», 2005, М.: ВАКО
Марон А.Е. , Марон Е.А. «Физика. 9 класс: Тренировочные задания. Задания для самоконтроля. Самостоятельные работы. Разноуровневые контрольные работы. Примеры решения задач», 2010, М.:Дрофа
Е.М. Гутник, Е.В. Шаронина, Э.И. Доронина «Тематическое и поурочное планирование по физике -9 класс», 2005, М.: Дрофа
6.5. Литература, используемая при составлении Программы и организации образовательного процесса.
Авторская программа (авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа -2004 г.»),
БУП - 2004г. основного общего образования
Стандарт основного общего образования по физике от 5 марта 2004 г.№ 1089.
Федеральный БУП
Примерные учебные планы для ОУ РФ, (приказ №1313 от 9.03.04г
В.А. Попова «Рабочие программы по физике», 2009, М.: «Глобус»
Учебно-тематический план
8 класс
2 часа в неделю, всего - 70 ч., в том числе резерв -6ч.
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего часов
| В том числе на:
|
| уроки
| лабораторно-практические работы
| Контрольные работы
| Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся
| 1.
| Тепловые явления
| 13
| 7
| 2
| 1
| 3
| 2.
| Агрегатное состояние вещества
| 11
| 8
| -
| 1
| 2
| 3.
| Электрические явления
| 26
| 15
| 5
| 1
| 5
| 4.
| Электромагнитные явления
| 4
| 2
| 2
| -
|
| 5.
| Световые явления
| 8
| 6
| 1
| 1
|
|
| Итого:
| 62
| 38
| 10
| 4
| 10
|
| Резерв:
| 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 класс
|
|
|