|
Стандарт начального общего образования по русскому языку
Выполнение стандарта в начальных классах
№
| Темы, разделы
| 1
| СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ |
| Фонетика. Графика. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов.
Русский алфавит. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Употребление пробела между словами, знака переноса.
|
| Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.
|
| Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок.
|
| Морфология. Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопрос «кто, что»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. Различение 1-го, 2-го и 3-го склонения существительных.
Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным.
Местоимение, значение и употребление. Склонение личных местоимений.
Глагол, значение и употребление. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Практическое овладение способами определения спряжения глаголов (1, 2 спряжение).
Предлоги, союзы. Их роль в речи
|
|
| Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.
|
| Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных гласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Употребление разделительных Ь и Ъ, Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
|
| Пунктуация. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами. Повторение изученного за год
|
|
| 2.
| СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
|
| Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Звуки и буквы. Различение звуков и букв.
Гласные звуки. Ударение. Слог. Согласные звуки. Интонация.
Различение на слух, правильное произношение и написание гласных ударных и безударных, согласных звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и ц. Различение и соблюдение интонации основных типов предложений. Алфавит.
|
| Лексика. Слово и его значение. Синонимы и антонимы, их различение и употребление. Овладение запасом слов, необходимым для повседневного учебного и бытового общения.
|
| Состав слова. Значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание. Однокоренные слова. Анализ слова по составу, объяснение правописания слов в соответствии с изученными правилами.
|
| Морфология. Части речи в русском языке.
Имя существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные. Род существительных. Изменение существительных по числам и падежам. Основные значения падежей.
Различение и правильное употребление в речи одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Количественные и порядковые числительные. Согласование имен прилагательных с именами существительными (употребление в речи).
Употребление в речи местоимений личных, вопросительных, указательных и притяжательных. Согласование прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе, падеже (употребление в речи).
Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глагола по видам, временам, лицам, числам (различение, правильное употребление).
|
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения. Простое предложение. Члены предложения: главные, второстепенные. Предложения с однородными членами, знаки препинания при них. Сложные предложения с союзами и, а. Сложные предложения с союзами что, чтобы (употребление в речи).
Употребление в речи предложений, различающихся по цели высказывания, с правильной интонацией. Употребление простого и сложного предложений в соответствии с речевой ситуацией.
| 3.
| СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ |
| Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, И.А.Крылов, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей1.
Основные темы детского чтения: произведения о родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств2.
Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
| 4.
| СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
|
| Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей татарской литературы (Г.Тукай,М.Җәлил, Ф.Әмирхан,Р.Миңнуллин,Ш.Галиев,әкиятләр, мәкальләр, сынамышлар,әйтемнәр, татар халык авыз иҗаты, жанр төрлелеге һб. лар); классиков детской литературы; произведения писателей – представителей народов России (по выбору); произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герой произведения: характер героя, его поступки и их мотивы3. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Сравнение героев произведений русской и родной литературы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры и сказки; литературные сказки; рассказы; стихотворения; басни.
Выделение языковых средств выразительности русского художественного текста (без использования терминологии) для характеристики героев, событий.
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства4.
| 5.
| СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ |
| Числа и вычисления
Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >.
Сложение и вычитание чисел, использование соответствующих терминов. Таблица сложения. Отношения «больше на…», «меньше на…».
Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Отношения «больше в… », «меньше в… ». Деление с остатком.
Арифметические действия с нулем.
Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.
Перестановка слагаемых в сумме. Перестановка множителей в произведении. Группировка слагаемых в сумме. Группировка множителей в произведении. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число.
Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий5. Способы проверки правильности вычислений.
Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).
Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). Построение простейших логических выражений типа «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…».
Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).
|
| Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин
Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, спереди-сзади, перед, после, между и др.
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Распознавание: окружность и круг; куб и шар. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.
|
6.
| СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ |
| Окружающий мир.
Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя.,
|
| Младший школьник. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях. Младший школьник и семья. Труд, отдых в семье. Хозяйство семьи. Деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.
|
| Природа. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказание погоды.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).
Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).
Природные сообщества родного края (2-3). Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2-3 природных зон.
|
| Человек и природа. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление).
Правила поведения в природе.
|
| Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Москва – столица России (названия основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта.
История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.
|
| Родной край – малая Родина. Родной город (село), регион (область, республика, край,): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
|
| Земля – планета жизни. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте).
|
| Опыт практической деятельности. Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе.
Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.
Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Совместные игры, труд, познавательная деятельность.
| 7.
| СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ Музыка
|
| Основы музыкальной культуры
Представления о музыке. Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Музыка народная и профессиональная. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад 6).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, мюзикл, балет) и форм (двух- и трехчастная, вариации, рондо). Песенность, танцевальность, маршевость.
Основы нотной грамоты.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: народных инструментов, духовой, симфонический.
|
| Представления о музыкальной жизни страны
Государственный музыкальный символ – Гимн России.
Музыкальные традиции родного края.
Конкурсы и фестивали юных музыкантов. Детский музыкальный театр. Музыка в детских радио- и телепередачах. Музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей
| 8.
| ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО |
| ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ и основы ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу.
Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (общее представление), их связь с жизнью.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.
Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.А.Серов, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, К.Ф.Юон, И.Э.Грабарь, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, Ван Гог, К.Моне7. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.
Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
|
| ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности8.
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).
Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
|
|
| 9.
| СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ |
| Общетрудовые знания, умения и способы деятельности
Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье (общее представление).
Содержание труда людей ближайшего окружения (профессии). Ручной, механизированный и автоматизированный труд.9
Процесс труда: планирование, организация рабочего места, распределение рабочего времени, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности. Осуществление сотрудничества при коллективной работе. Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой.
Создание моделей несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности).
|
| Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)
Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.
Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач.
Изготовление плоскостных и объемных изделий, декоративных композиций из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам, чертежам. Овладение основными приемами обработки бумаги, картона, природных, пластичных, текстильных материалов, фольги, проволоки. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.
Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме; создание моделей по собственному замыслу. Проверка модели в действии. Демонтаж изделий.
|
| Домашний труд
Мелкий ремонт одежды. Декоративное оформление предметов быта и жилища. Несложный ремонт книг.
Ознакомление с видами бытовой техники. Соблюдение безопасных приемов труда при использовании бытовой техники. Экономное расходование электроэнергии.
|
| Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)10
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.
|
|
|
|