|
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
гимназия №1592
Рабочая программа по черчению
со сроком реализации 3 года
для 5-7х классов
Учитель-Ципина А.И.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Рабочая программа «Черчение-Технология» для гимназических классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в рамках предметной области «Технология» базируется на программах, выпущенных под грифом Министерства образования РФ:
Черчение:
Образовательная область Технология: Программа для общеобразовательных учреждений: Основная школа. Преображенская Н.Г. - М.:Вентана-Граф, 2004.
Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2012. Комплект рабочих тетрадей, Н.Г. Преображенской, Т.В. Кучуковой, Беляева И.А. - Издательство Вента-Граф, 2012г.
Программа элективного курса "Начальные сведения по 3D-моделированию"Автор: Васильев А.В. Название учебного курса: "Начальные сведения по 3D-моделированию"
Технология: Сасова, И А. Технология. 5-8 классы :' программа И. А. Сасова,
А. В. Марченко: -М.: Вентана-Граф, 2007.
Технология, 5-7 классы: В.М.Казакевич, Г.А. Молева, Издательство Баллас, 2012
Программа основана на использовании метода проектов в технологическом образовании школьников, способствует формированию у учащихся понятий о технологии, как способе создания рукотворного мира для удовлетворения потребностей человека и общества, развивающем творческое мышление, саостоятельность и ответственность за принятые решения.
В основу овладения технологическими процессами положен метод проектов. На конкретных проектах шкоьники узнают, как использовать знания и умения для выдвижения идей, планирование и изготовление изделий.
Данная программа может быть использована для обучение как мальчиков, так и девочек, так как знания основ работы с различными материалами необходим всем.
На основе учебного плана Гимназии № 1592, узучение предмета черчение (технология), расчитана на обучение по программе черчение 5 - 6 классы с разделением на подгруппы (мальчики), с 7-го класса — программа реализуется совместно (мальчики+девочки).
Данная программа рассчитана по 34 учебных часа в год, 1 час резервный , отведен на закрепление и повторение пройденного материала. Срок реализации программы 3 года.
Внесенные изменения:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса по предмету черчение, предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронно-образовательной программы SketchUp - трехмерное моделирование. Программа позволяет обучаться созданию трёхмерных чертежей деталей и иных предметов материального мира. Что реализуется на 2-м году обучения, 6 класс (мальчики).
Материально-техническое обеспечение:
Информационно-образовательные ресурсы
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/informatika-ikt/metodicheskie-materialy/programma-elektivnogo-kursa-nachalnye-svedeniya-po-3d-modelirovaniyu.html
https://prosketchup.narod.ru/files/SU3D_1_2.pdf
https://rutube.ru/video/person/250762/
https://varson.ru/geometr_9.html
Компьютерная техника и интерактивное оборудование
Каждый обучающийся должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающему возможность создания графиче-ских объектов. Обязательно наличие на рабочем месте трехкнопочной ком-пьютерной мыши.
На компьютере должно быть предустановлено свободно распространяемое программное обеспечение: графический редактор SketchUp, позволяющее отрабатывать навыки трехмерного моделирования.
Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и мультимедийный проектор), позволяющее вести обсуждение теории и результатов практических работ обучающихся.
2. Материальное моделирование и создание проектов с учащимися целесообразно проводить в конце программы обучения после изучения тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Что реализуется на 3-м году обучения, 7 класс совместно (мальчики и девочки) «Творческая проектная деятельность» и с целью более глубокого решения учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализацией.
|
|
Учебно - тематическое планирование
Темы, изучаемые в 5 классе.
| Кол-во
часов
| Вводное занятие Введение. Значение черчения в практической деятельности человека.
Ознакомление со способами изображений.
Основные чертежные инструменты и принадлежности Основные чертежные инструменты и принадлежности.
Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей.
Правила организации рабочего места. Прикладные геометрические построения. Линии чертежа.
Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже.
Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура),
сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба).
Построение и измерение длины отрезка заданной длинны.
Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника.
Свойство геометрических фигур: треугольника, круга.
Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.
Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам. Деление окружности на равные части и построение правильных многоугольников. Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах.
Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.
Построение окружности и полуокружностей.
Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей).
Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей).
Самостоятельная работа. Построение правильного шестиугольника.
Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника ). Изображение плоских предметов Вычерчивание рамки, геометрических фигур (квадрата,
прямоугольника, треугольника)/
Углы: прямой, тупой, острый.
Правила нанесения размеров на чертеже.
Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы; Вычерчивание чертежей с нанесением размеров.
Понятие о разметке детали.
Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом.
Практическая работа. Выполнение чертежа круглой фигуры.
Составление геометрического орнамента.
Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров.
Формат. Рамка. Основная подпись чертежа. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖА. РАМКА И ОСНОВНАЯ НАДПИСЬ ЧЕРТЕЖА Чертежный шрифт. Буквы.
Заполнение основной надписи чертежа.
Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали:
а) прямоугольной формы;
б) квадратной формы.
Практическое повторение. Построение рамки и графической основной надписи
Выполнение орнамента в круге.
Самостоятельная работа. Выполнение чертежа полоской фигуры.
|
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1 34 часа
|
Календарно- тематическое планирование 5 класс.
№
п/п
|
Дата
|
Темы уроков.
|
Виды работы, форма контроля
|
Кол-во
часов
|
1 2
3
4 5
6 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28,29
30
31
32
33
34
|
|
Т.Б. Введение в предмет «Черчение». Значение черчения в практической деятельности человека.
Геометрические элементы. Основные линии чертежа.
Основные чертежные инструменты и принадлежности.
Способы графического изображения. Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура),
сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба). Миллиметр — основная единица измерения размеров на чертеже.Построение и измерение длины отрезка заданной длинны. Геометрические плоские фигуры и геометрические тела.Свойства геометрических фигур:
квадрата, прямоугольника
Моделирование геометрических тел. Свойство геометрических фигур
Анализ геометрической формы объектов
Правила нанесения размеров на чертеже. Подготовка к К.Р. Линии чертежа плоской детали.
Чертеж детали с нанесением размеров
Разбор ошибок в контрольной работе. Масштабы. Изучение программы SketchUp по 3D моделированию.
Построение объемных деталей в программе по 3D моделированию. Моделирование деталей имеющих форму геометрических тел образованных вращением. Развитие науки, техники и новейших технологий применяемых в жизни.
Основы 3д моделирования
Деление отрезка, угла на равные части при помощи циркуля. Бумагопластика Деление окружности на N - равных частей. Чертеж плоской детали с элементами деления на равные части.
Графический диктант. Вычерчивание деталей с применением принципа деления окружности на равные части. Инструктаж по ТБ. Сопряжения.
Определение центра и точек сопряжения на остром, прямом, тупом углах. Сопряжение окружности и прямой. Чертёж плоской детали "Пластина". Деление окружности. Нахождение центра сопряжения Выполнение технического рисунка деталей в заданной плоскости. Трёхмерное моделирование по заданному чертежу. Нанесение размеров. Анализ элементов деталей. Составление геометрических форм по заданному описанию. Конструирование моделей военной техники.
Преобразование геометрических форм деталей
Вычерчивание полного изображения симметричной детали по ее части.
Определение вида детали по его описанию Моделирование из конструктора LegoEducation
|
Текущий контроль. Текущий контроль. Практическая работа. Фронтальный опрос.
Практическая работа.
Практическая работа.
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос.
Практическая работа.
Фронтальный опрос.
Практическая работа.
Практическая работа. Дифференцированный контроль.
Контрольная работа.
Практическая работа.
Практическая работа. Практическая работа.
Практическая работа.
Урок-лекция
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа. Практическая работа.
Практическая работа.
Графическая работа.
Практическая работа
Практическая работа.
Практическая работа
Графическая работа.
Контрольная работа.
Графическая работа.
Графическая работа.
Моделирование
Практическая работа
Практическая работа
Фронтальный опрос
Резервные уроки
|
1
1
1 1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1 1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
|
Учебно-тематическое планирование
Темы, изучаемые в 6 классе.
|
Кол-во
часов
|
Повторение материала за V класс
Повторение. Основные чертежные инструменты и принадлежности. Оформление чертежа.
Программа SketchUp — трехмерное моделирование и компьютерное черчение.
Понятие о возможностях создания современного технического чертежа, отвечающего новым стандартам с современно развивающемся мире.
Практическая работа с программой по трехмерному моделированию. Понятие о масштабах
Понятие о масштабе. Масштаб. Значение масштаба. Масштабы уменьшения и увеличения.
Оформление компьютерного чертежа.
Выполнение чертежа трехмерной детали.
Самостоятельная работа: выполнение 3-х мерного модели из плоской технической детали в М 2:1 ( работа с Р.Т. И компьютерами МасBookPro в программе SketchUp) Сопряжения
Понятия о сопряжениях. Применение сопряжений в технике.
Различные виды сопряжений. Точки сопряжения, центр дуги сопряжения
Ознакомление с внешним и внутренним сопряжением.
Сопряжение дуги и прямой.
Выполнение чертежа детали с элементами сопряжения
Практическое повторение. Масштаб. Сопряжение
Сопряжение. Внешнее и внутреннее касание
Выполнение чертежа трехмерной детали.
Самостоятельная работа: выполнение 3-х мерного модели детали с элементами сопряжения. ( работа с Р.Т. И компьютерами МасBookPro в программе SketchUp)
Прямоугольное проецирование
Понятие о проецировании. Плоскости проекций. Виды проекций. Расположение видов.
Прямоугольное проецирование.
Выбор главного вида. Штриховая линия – линия видимого контура.
Прямоугольное проецирование куба.
Прямоугольное проецирование параллелепипеда.
Изображение предметов на одной или двух- трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Практическая работа. Выполнение 3-х мерного модели по чертежу детали «опора» ( работа с Р.Т. И компьютерами МасBookPro в программе SketchUp)
Самостоятельная работа: построение чертежа детали прямоугольной формы с прямоугольным отверстием. Компьютерное моделирование
Виды проекций
3Д моделирование комплексного чертежа.
Выполнение 3-х мерных проекций моделей различных деталей.
Понятия что такое дизайн — проект
Выполнение з-х мерного проекта комнаты.
Выполнение з-х мерного проекта дома.
Выполнение з-х мерного проекта приусадебного участка.
Выполнение з-х мерного проекта игровой площадки.
Самостоятельная работа: моделирование 3-х мерной проекции предметов материального мира.
|
1
1 1 1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1 1 1 2
1
1
1
2
1
1
1
34часа
|
Календарно – тематическое планирование 6 класс.
-
№
п/п
|
Дата
|
Темы уроеов.
|
Виды работ, форма контроля.
|
Кол-во
часов
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11 12
13
14 15
1
6
17
18
19
20
21
22 23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
|
|
Т.Б Правила ЕСКД.Повторение. Основные чертежные инструменты и принадлежности. Центральное и параллельное проецирование. Проецирование на одну плоскость Плоскости проекций.
Компьютерное трёхмерное проецирование. Определение главного вида деталей. Нанесение размеров на трёхмерную модель. Моделирование трёхмерной детали и нанесение габаритных размеров. Анализ контрольной работы.
Построение чертежа детали, представленный тремя видами. Нанесение размеров. Недостающие линии чертежа.
Теория изобретений. Анализ детали. Комплексный чертёж. Реконструирование деталей.
Объемное макетирование.
Современные компьютерные технологии в моделировании игровых миров. Проектирование детской площадки. Материалы и текстуры.
«Кормушка для птиц».
Работа со
смешанными материалами. Технологии древних. Клинопись и каллиграфия. Конструирование.
Проект дома. Планировка жилого помещения.
Дизайн проект жилого помещения. Трёхмерное моделирование.
Проектирование участка. Озеленение. Конструирование. Коллективные проекты «Умный дом», «Производство».
Построение трехмерных моделей по чертежам представленным 3-мя видами. Нанесение размеров. Конструирование моделей с использованием рычагов и шестеренок. Конструирование моделей оборонительной и наступательной техники Трёхмерное моделирование детали "Опора" по заданному изометрическому чертежу. Нанесение размеров на трехмерную проекцию.
Создание графической композиции при помощи чертёжных инструментов.
Компьютерное моделирование
|
Фронтальный опрос.
Устный опрос.
Графическая работа. Фронтальный опрос.
Графическая работа. Фронтальный опрос.
Графическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа.
Графическая работа.
Контрольная работа
Практическая работа.
Графическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа.
Графическая работа.
Фронтальный опрос.
Практическая работа Практическая работа. Практическая работа.
Графическая работа.
Самостоятельная работа.
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа.
Графическая работа.
Практическая работа.
Коллективная работа.
Устный опрос.
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическое моделирование.
Практическая работа. Практическая работа.
Резерв
Практическая работа.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1 1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
4
|
Учебно - тематическое планирование. 7 класс
Темы, изучаемые в 7 классе.
| Кол-во
часов
|
Вводное занятие. Технология в жизни человека и общества.
Т.Б. Введение в предмет "Технология".
Прогрессивные информационные технологии. Создание трехмерных конструкций при помощи современных компьютерных технологий. Проектная деятельность.
Изучение программы по 3D моделированию.
Изучение веб-технологий. Моделируем свой сайт.
Теория изобретений. Проект
Компьютерное моделирование. Создание моделей бытовой техники.
Трехмерное моделирование "Моя комната".
Дизайн-проект квартиры в трехмерной проекции
Проектирование территории гимназии.
Современные компьютерные технологии в моделировании игровых миров.
Мультипликация. Создание простой анимации. Создание изделий из материалов бумажной продукции.
Тематическое моделирование.Бумагопластика.
Технологические карты и инструкции.
Бумажный дизайн. Киригами
Исторические технологии каллиграфии и письма.
Шрифтовой дизайн
Дизайн книжной закладки.
Дизайн визитки. Компьютерный дизайн.
Моделирование изделия, методом бумажного плетения.
Объемное моделирование из цветной бумаги. Создание изделий из различных поделочных материалов.
Колористика. Влияние цветовой гаммы на настроение человека. Разнообразие материалов применяемых в производстве изделияй для быта человека. Их применение.
Моделирование шкатулки.
Дизайн обуви. От истоков до наших дней. Моделирование обуви.
Искусство бутафора. Создаём ордена и медали.
Моделирование из пластилина, гипса.
Создание конструкционных объектов.
Конструирование и трехмерное моделирование в программе
LegoDigitalDesign
|
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1 2
1
2
3
34 часа
|
Календарно- тематическое планирование 7 класс.
№
п/п
|
Дата
|
Содержание темы
|
Виды работ, форма контроля.
|
Кол-во
часов
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
11
12 13 14
15
16
17
18 19
20 21
22
23
24
25 26
27
28
29
30
31
32
33
34
|
|
Т.Б. Введение в предмет "Технология". Прогрессивные информационные технологии. Изучение веб-технологий. Моделируем свой сайт. Изучение программы по 3D моделированию. Трёхмерное моделирование.
Трехмерное моделирование "Моя комната". Дизайн-проект квартиры в трехмерной проекции
Проектирование территории гимназии. Моделирование из бумаги. Техника "Киригами" Теория изобретений. Проект Тематическое моделирование.Бумагопластика. Технологические карты и инструкции. Бумагопластика Моделирование из пластилина "Птицы в скворечнике" Коллективная работа из прикладных материалов. Современные компьютерные технологии в моделировании игровых миров. Исторические технологии каллиграфии и письма. Влияние цветовой гаммы на настроение человека. Колористика. Дизайн книжной закладки. Бумажный дизайн. Киригами Шрифтовой дизайн
Объемное моделирование из цветной бумаги. Моделирование шкатулки. Выполнение эскиза группы геометрических тел. Моделирование изделия, методом бумажного плетения. Компьютерное моделирование Дизайн обуви. От истоков до наших дней. Моделирование обуви. «Летопись военных лет». Тематическое моделирование.
Изготовление макетов медалей и орденов времен Великой Отечественной войны.
Искусство бутафора.
Дизайн визитки.
Компьютерный дизайн визитки. Мультипликация. Создание простой анимации. Компьютерное моделирование. Создание моделей бытовой техники.
Мультипликация. Создание простой анимации.
|
Урок-лекция.
Дифференцированный контроль.
Практическая работа
Дифференцированный контроль.
Практическая работа.
Дифференцированный контроль. Практическая работа.
Дифференцированный контроль.
Практическая работа. Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая работа.
Практическая деятельность.
Текущий контроль.
Практическая деятельность.
Текущий контроль.
Практическая деятельность. Урок-лекция
Фронтальный опрос. Практическая работа. Практическая деятельность. Практическая деятельность. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа.
Текущий контроль.
Практическая работа. Практическая работа.
Коллективная работа.
Практическая работа.
Компьютерное моделирование. Компьютерная анимация. Компьютерное моделирование.
Компьютерное моделирование.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1 1
1 1 1
1 1
1
2
2
1
1
час в резерве
| |
|
|