|
Программа по формированию у старших дошкольников системы эталонных понятий Мини – программа по формированию у старших дошкольников системы эталонных понятий
Боровкова Надежда Сергеевна,
учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)
Как известно, источником познания является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. У многих детей с нарушениями зрения наблюдаются нарушения восприятия - замедленность обзора, неточность, пропуск деталей предметов и изображений, а также отмечаются трудности при ориентировке в пространстве и на плоскости. На низком уровне также восприятие цвета, представления о предметах, воспринимаемых по частям, узнавание изображений по контуру, силуэту, позе, динамике движений. Это влияет на развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Анализируя педагогическую литературу, мы отметили, что развитию сенсорики у детей уделяется внимание в основном в возрасте от 2х до 5ти лет. Предполагается, что к пяти годам основные сенсорные эталоны ребенком уже освоены. Однако отечественные психологи (Запорожец А.В., Венгер Л.А. и др.) доказывают, что до пяти лет ребенок овладевает лишь частью сенсорных эталонов, выделяет лишь некоторые нормативные свойства этих эталонов. Только в возрасте от пяти лет и старше происходит усвоение систем общепринятых сенсорных эталонов и формирование сложных (системных) перцептивных действий. Учитывая это, мы разработали систему педагогических мероприятий (занятия, коррекционно-дидактические игры, игровые упражнения), позволяющую ребенку плавно перейти от простого накопления знаний о сенсорных эталонах к формированию собственной, индивидуальной системы эталонных понятий, и к умению пользоваться эталонными представлениями для анализа и выделения свойств различных объектов и явлений в разнообразных жизненных ситуациях.
Мы считаем, что ребенку необходимо предоставлять возможность для восприятия максимально большого количества предметов и явлений, знакомить ребенка с видами и формами взаимосвязей между предметами. Для этого мы выделяем в своей работе два пути, или два основных условия:
1.Организация условий, способствующих углубленному познанию того или иного объекта. Это познание происходит в процессе включения предметов и явлений во множество связей с другими предметами и явлениями. Объекты мы рассматриваем не сами по себе, а в системе их функциональных связей с другими объектами.
2.Формирование особой деятельности, которая наиболее ярко проявляет активность дошкольников - детского экспериментирования. В процессе экспериментирования формируется способность самостоятельно познавать объект в практических действиях, фиксировать связи между многочисленными элементами предметной ситуации.
Разрабатывая способы развития сенсорной сферы у детей с нарушениями зрения, мы исходили из того, что основным условием формирования познавательной деятельности в детском возрасте должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Этапы обучения включают в себя систему занятий, в которых предлагаются задания как на формирование эталонных понятий, так и на развитие различных познавательных психических процессов. Мы считаем также, что развитая сенсорная сфера может быть источником проявления элементов творчества ребенка, а главная цель педагога при этом - развитие и усовершенствование перцептивных способностей -важнейших способностей человеческой психики.
Занятия с детьми проводятся как фронтально, так и малыми подгруппами (4-5 человек), либо индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими.
Нами был разработан макет «Город сенсорных эталонов» для ознакомления детей среднего и старшего возраста с эталонами формы, цвета и величины. Дети назвали его просто - «Волшебный городок». В этом городе 8 районов, в каждом из которых «живут» фигуры определенной геометрической формы; дома и машины тоже разной формы, разного размера. В городе течет много речек и ручейков разного цвета; в местах, где они пересекаются между собой, образуется озеро другого цвета (например, красная и желтая речки при слиянии образуют оранжевое озеро). Жители этого города попадают в разные фантастические ситуации, выход из которых смогут найти только дети (например, страшная буря перепутала все улицы, разрушила все дома, и дети строят дома для своих друзей - геометрических фигур и наводят порядок на улицах, расставляют знаки, определяющие место жительства фигур). При разработке занятий из многих видов детской деятельности мы выделили наиболее близкие дошкольникам - рисование, лепку, аппликацию, конструирование, экспериментирование и моделирование. Основные направления деятельности и виды заданий, предлагаемые детям на занятиях и в повседневной деятельности, представлены в таблице 1.
Целенаправленная работа по развитию у детей сенсорной сферы дает возможность одновременно решать коррекционно-педагогические задачи в разных сферах жизнедеятельности:
1 .Развитие образности восприятия.
2.Развитие способности к символизации.
3.Развитие межанализаторных связей.
4.Развитие навыков алгоритмизации.
5.Развитие аналитических способностей, навыков классификации и систематизации.
6. Развитие связной речи.
Для решения поставленных задач применяются различные методы и приемы:
1. Объяснение.
2. Показ.
3. Развивающие занятия.
4. Экскурсии.
5. Чтение художественной литературы.
6. Решение проблемных задач из жизни литературных героев и самих детей.
7. Этюдная деятельность.
8. Игровые упражнения, направленные на развитие разных познавательных психических процессов.
9.Дидактические игры по обучению ориентировке в моделях игровых
комнат, в моделях улиц города.
Показателями эффективности работы являются следующие умения детей:
1) умение выделять главные и второстепенные признаки объектов;
2) умение видеть связь предметов по качественным и функциональным признакам;
3) умение располагать объекты в контексте ситуации, менять их порядок в зависимости от собственного замысла;
4) умение планировать свою деятельность;
5) умение формировать предварительный замысел;
6) умение строить и использовать модельные представления (мысленные и наглядные) в повседневной деятельности и специально созданной ситуации.
Также широко в работе используются интерактивные методы (мозговой штурм, моделирование и анализ заданных ситуаций, ролевые игры) и проблемные ситуации. Использование проблемных ситуаций на занятиях позволяет, с одной стороны, мотивировать детей на деятельность, а с другой стороны, дает основание для возникновения творчества, поскольку только наличие препятствий на пути заставляет человека мыслить, делать выборы и действовать. Таблица 1
ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕТЯМ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ И
В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Сенсорные эталоны
| Виды заданий, предлагаемые детям
| Форма:
плоскостное
изображение
| - обведение по контуру;
- обведение по трафарету;
- обведение по шаблону;
- рисование без вспомогательных средств;
- раскрашивание;
- вырезывание;
- превращение (преображение) одной фигуры в другую с помощью обрезания углов, добавления деталей, вписывания одной фигуры в другую и т.п.;
- расчленение одной фигуры на несколько составляющих;
- классификация фигур по форме;
- выделение нужной фигуры из нескольких;
- отыскивание необходимой фигуры по образцу;
- составление новых несуществующих фигур;
- выкладывание узоров из фигур по типу мозаики;
- сортировка фигур по цвету и по форме;
- ощупывание геометрических фигур, выполненных из разнофактурных материалов;
- «постройка» домов, машин, деревьев, изготовление жителей из геометрических фигур;
- наклеивание фигур на улицы «Города»._____________
| Форма:
объемное
изображение
| - видоизменение форм (расплющивание, налепливание углов, сглаживание углов, раскатывание);
- разделение объемных фигур на части;
- сравнение объемных и плоскостных изображений;
- классификация по разным признакам (форма, цвет, размер);
- рисование тени объемной фигуры;
- разрезание объемной фигуры в разных плоскостях (с целью получения разных изображений проекций);
- постройка различных сооружений на улице «Города»;
- изготовление объемных фигур с помощью разверток;
- нахождение отличий между фигурами на ощупь;
- рисование объемных фигур;
- составление из нескольких объемных фигур другой фигуры (например, из двух кубов - прямоугольную призму);
- нахождение фигуры по проекции;
- выделение эталона объемной фигуры в окружающей среде
| Цвет:
основные цвета, простые оттенки
| - смешение двух цветов для получения нового оттенка;
- раскрашивание геометрических фигур;
- поиск нужного цвета по цветовому ориентиру (эталону);
| Цвет:
сложные оттенки
| - чтение планов-схем по цветовым ориентирам;
- «расселение» перемешанных разноцветных фигур по соответствующим «берегам» рек (классификация);
- путешествия по разноцветным рекам с фиксированием пройденных этапов пути (цветными фигурками, фишками);
конструирование из цветной бумаги фигур, соответствующих их местоположению в «Городе»;
- раскладывание фигур по оттенкам (сериация);
- сортировка (дифференциация) «холодных» и «теплых» цветов;
- подбор цветов к различным предметам (н-р, лимонный - к лимону);
- подбор определенного цвета к различным эмоциональным состояниям
| Величина: длина, ширина, высота, толщина
| - сериация по различным параметрам;
- рисование разных по размерам фигур;
- сравнение нескольких фигур между собой (объемных или плоскостных);
- построение пирамид из объемных фигур разного размера;
классификация фигур по нескольким параметрам одновременно (н-р, длинные и широкие - в одну сторону, короткие и узкие - в другую);
- сравнение рек по длине и ширине;
- измерение длины рек: а) с помощью мерки; б) на глаз;
- сравнение нескольких фигур между собой с помощью наложения;
- измерение площади районов «Города» с помощью разных геометрических фигур (н-р, сколько квадратов войдет в каждый район
| Пространственное расположение
| - путешествие по заранее составленным планам (с цветовыми или фигурными обозначениями);
- самостоятельное составление планов «Города»;
- нахождение ошибок в плане;
- определение местоположения разных объектов на карте «Города» (вверху-внизу, слева-справа, в верхнем-нижнем углу, и т.п.);
- зарисовывание схемы движения по «Городу»;
-рассматривание объемных фигур в разных ракурсах, под разными углами зрения (сбоку, снизу, сверху)
|
|
|
|