Главная страница

Программа по формированию у старших дошкольников системы эталонных понятий



НазваниеПрограмма по формированию у старших дошкольников системы эталонных понятий
Дата14.04.2016
Размер83.2 Kb.
ТипПрограмма

Мини – программа по формированию у старших дошкольников системы эталонных понятий

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

Как известно, источником познания является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. У многих детей с нарушениями зрения наблюдаются нарушения восприятия - замедленность обзора, неточность, пропуск деталей предметов и изображений, а также отмечаются трудности при ориентировке в пространстве и на плоскости. На низком уровне также восприятие цвета, представления о предметах, воспринимаемых по частям, узнавание изображений по контуру, силуэту, позе, динамике движений. Это влияет на развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Анализируя педагогическую литературу, мы отметили, что развитию сенсорики у детей уделяется внимание в основном в возрасте от 2х до 5ти лет. Предполагается, что к пяти годам основные сенсорные эталоны ребенком уже освоены. Однако отечественные психологи (Запорожец А.В., Венгер Л.А. и др.) доказывают, что до пяти лет ребенок овладевает лишь частью сенсорных эталонов, выделяет лишь некоторые нормативные свойства этих эталонов. Только в возрасте от пяти лет и старше происходит усвоение систем общепринятых сенсорных эталонов и формирование сложных (системных) перцептивных действий. Учитывая это, мы разработали систему педагогических мероприятий (занятия, коррекционно-дидактические игры, игровые упражнения), позволяющую ребенку плавно перейти от простого накопления знаний о сенсорных эталонах к формированию собственной, индивидуальной системы эталонных понятий, и к умению пользоваться эталонными представлениями для анализа и выделения свойств различных объектов и явлений в разнообразных жизненных ситуациях.

Мы считаем, что ребенку необходимо предоставлять возможность для восприятия максимально большого количества предметов и явлений, знакомить ребенка с видами и формами взаимосвязей между предметами. Для этого мы выделяем в своей работе два пути, или два основных условия:

1.Организация условий, способствующих углубленному познанию того или иного объекта. Это познание происходит в процессе включения предметов и явлений во множество связей с другими предметами и явлениями. Объекты мы рассматриваем не сами по себе, а в системе их функциональных связей с другими объектами.

2.Формирование особой деятельности, которая наиболее ярко проявляет активность дошкольников - детского экспериментирования. В процессе экспериментирования формируется способность самостоятельно познавать объект в практических действиях, фиксировать связи между многочисленными элементами предметной ситуации.

Разрабатывая способы развития сенсорной сферы у детей с нарушениями зрения, мы исходили из того, что основным условием формирования познавательной деятельности в детском возрасте должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Этапы обучения включают в себя систему занятий, в которых предлагаются задания как на формирование эталонных понятий, так и на развитие различных познавательных психических процессов. Мы считаем также, что развитая сенсорная сфера может быть источником проявления элементов творчества ребенка, а главная цель педагога при этом - развитие и усовершенствование перцептивных способностей -важнейших способностей человеческой психики.

Занятия с детьми проводятся как фронтально, так и малыми подгруппами (4-5 человек), либо индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими.

Нами был разработан макет «Город сенсорных эталонов» для ознакомления детей среднего и старшего возраста с эталонами формы, цвета и величины. Дети назвали его просто - «Волшебный городок». В этом городе 8 районов, в каждом из которых «живут» фигуры определенной геометрической формы; дома и машины тоже разной формы, разного размера. В городе течет много речек и ручейков разного цвета; в местах, где они пересекаются между собой, образуется озеро другого цвета (например, красная и желтая речки при слиянии образуют оранжевое озеро). Жители этого города попадают в разные фантастические ситуации, выход из которых смогут найти только дети (например, страшная буря перепутала все улицы, разрушила все дома, и дети строят дома для своих друзей - геометрических фигур и наводят порядок на улицах, расставляют знаки, определяющие место жительства фигур). При разработке занятий из многих видов детской деятельности мы выделили наиболее близкие дошкольникам - рисование, лепку, аппликацию, конструирование, экспериментирование и моделирование. Основные направления деятельности и виды заданий, предлагаемые детям на занятиях и в повседневной деятельности, представлены в таблице 1.

Целенаправленная работа по развитию у детей сенсорной сферы дает возможность одновременно решать коррекционно-педагогические задачи в разных сферах жизнедеятельности:

1 .Развитие образности восприятия.

2.Развитие способности к символизации.

3.Развитие межанализаторных связей.

4.Развитие навыков алгоритмизации.

5.Развитие аналитических способностей, навыков классификации и систематизации.

6. Развитие связной речи.

Для решения поставленных задач применяются различные методы и приемы:

1. Объяснение.

2. Показ.

3. Развивающие занятия.

4. Экскурсии.

5. Чтение художественной литературы.

6. Решение проблемных задач из жизни литературных героев и самих детей.

7. Этюдная деятельность.

8. Игровые упражнения, направленные на развитие разных познавательных психических процессов.

9.Дидактические игры по обучению ориентировке в моделях игровых

комнат, в моделях улиц города.

Показателями эффективности работы являются следующие умения детей:

1) умение выделять главные и второстепенные признаки объектов;

2) умение видеть связь предметов по качественным и функциональным признакам;

3) умение располагать объекты в контексте ситуации, менять их порядок в зависимости от собственного замысла;

4) умение планировать свою деятельность;

5) умение формировать предварительный замысел;

6) умение строить и использовать модельные представления (мысленные и наглядные) в повседневной деятельности и специально созданной ситуации.

Также широко в работе используются интерактивные методы (мозговой штурм, моделирование и анализ заданных ситуаций, ролевые игры) и проблемные ситуации. Использование проблемных ситуаций на занятиях позволяет, с одной стороны, мотивировать детей на деятельность, а с другой стороны, дает основание для возникновения творчества, поскольку только наличие препятствий на пути заставляет человека мыслить, делать выборы и действовать.
Таблица 1

ВИДЫ ЗАДАНИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕТЯМ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ И

В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Сенсорные эталоны


Виды заданий, предлагаемые детям


Форма:

плоскостное

изображение


- обведение по контуру;

- обведение по трафарету;

- обведение по шаблону;

- рисование без вспомогательных средств;

- раскрашивание;

- вырезывание;

- превращение (преображение) одной фигуры в другую с помощью обрезания углов, добавления деталей, вписывания одной фигуры в другую и т.п.;

- расчленение одной фигуры на несколько составляющих;

- классификация фигур по форме;

- выделение нужной фигуры из нескольких;

- отыскивание необходимой фигуры по образцу;

- составление новых несуществующих фигур;

- выкладывание узоров из фигур по типу мозаики;

- сортировка фигур по цвету и по форме;

- ощупывание геометрических фигур, выполненных из разнофактурных материалов;

- «постройка» домов, машин, деревьев, изготовление жителей из геометрических фигур;

- наклеивание фигур на улицы «Города»._____________


Форма:

объемное

изображение


- видоизменение форм (расплющивание, налепливание углов, сглаживание углов, раскатывание);

- разделение объемных фигур на части;

- сравнение объемных и плоскостных изображений;

- классификация по разным признакам (форма, цвет, размер);

- рисование тени объемной фигуры;

- разрезание объемной фигуры в разных плоскостях (с целью получения разных изображений проекций);

- постройка различных сооружений на улице «Города»;

- изготовление объемных фигур с помощью разверток;

- нахождение отличий между фигурами на ощупь;

- рисование объемных фигур;

- составление из нескольких объемных фигур другой фигуры (например, из двух кубов - прямоугольную призму);

- нахождение фигуры по проекции;

- выделение эталона объемной фигуры в окружающей среде

Цвет:

основные цвета, простые оттенки

- смешение двух цветов для получения нового оттенка;

- раскрашивание геометрических фигур;

- поиск нужного цвета по цветовому ориентиру (эталону);


Цвет:

сложные оттенки


- чтение планов-схем по цветовым ориентирам;

- «расселение» перемешанных разноцветных фигур по соответствующим «берегам» рек (классификация);

- путешествия по разноцветным рекам с фиксированием пройденных этапов пути (цветными фигурками, фишками);

конструирование из цветной бумаги фигур, соответствующих их местоположению в «Городе»;

- раскладывание фигур по оттенкам (сериация);

- сортировка (дифференциация) «холодных» и «теплых» цветов;

- подбор цветов к различным предметам (н-р, лимонный - к лимону);

- подбор определенного цвета к различным эмоциональным состояниям

Величина: длина, ширина, высота, толщина


- сериация по различным параметрам;

- рисование разных по размерам фигур;

- сравнение нескольких фигур между собой (объемных или плоскостных);

- построение пирамид из объемных фигур разного размера;

классификация фигур по нескольким параметрам одновременно (н-р, длинные и широкие - в одну сторону, короткие и узкие - в другую);

- сравнение рек по длине и ширине;

- измерение длины рек: а) с помощью мерки; б) на глаз;

- сравнение нескольких фигур между собой с помощью наложения;

- измерение площади районов «Города» с помощью разных геометрических фигур (н-р, сколько квадратов войдет в каждый район

Пространственное расположение


- путешествие по заранее составленным планам (с цветовыми или фигурными обозначениями);

- самостоятельное составление планов «Города»;

- нахождение ошибок в плане;

- определение местоположения разных объектов на карте «Города» (вверху-внизу, слева-справа, в верхнем-нижнем углу, и т.п.);

- зарисовывание схемы движения по «Городу»;

-рассматривание объемных фигур в разных ракурсах, под разными углами зрения (сбоку, снизу, сверху)