|
Рабочая программа по черчению со сроком реализации 3 года для 5-7х классов
«Принято»
Председатель МО естественно эстетического цикла и фихической культуры
ГБОУ гимназии № 1592 г. Москва
________________М.В.Первушина
«________» _______________2013г.
| «Согласовано»
Зам. директора по УВР
ГБОУ гимназии № 1592 г. Москва
_____________Н.А.Савватеева
«________» _______________2013г.
| «Утверждаю»
и.о. Директора
ГБОУ гимназии № 1592
_______________________
А.В.Богданов
Приказ №_________от «_____» 2013г.
| Государственное
бюджетное образовательное учреждение
гимназия №1592
Рабочая программа по черчению
со сроком реализации 3 года
для 5-7х классов Учитель-Ципина А.И.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Черчение» для гимназических классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в рамках предметной области «Технология» базируется на программах, выпущенных под грифом Министерства образования РФ:
Черчение: Образовательная область Технология: Программа для общеобразовательных учреждений: Основная школа. Преображенская Н.Г. - М.:Вентана-Граф, 2004.
Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2012. Комплект рабочих тетрадей, Н.Г. Преображенской, Т.В. Кучуковой, Беляева И.А. - Издательство Вента-Граф, 2012г.
Технология, 5-7 классы: В.М.Казакевич, Г.А. Молева, Издательство Баллас, 2012 Черчение – как образовательный предмет, является компонентом образовательной отрасли «Технология». Основная задача обучения черчению в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой графических знаний и умений, необходимых в повседневной школьной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин (технологии, геометрии) и продолжения образования. Постоянно расширяющийся и совершенствующийся парк разнообразных технических средств, используемых в промышленности и быту, предъявляет повышенные требования к качеству графической подготовки специалистов, которые его обслуживают. Диалог с компьютером конструктор может вести лишь тогда, когда он понимает его графический язык, свободно владеет им и обладает развитыми пространственными представлениями, умением мысленно оперировать пространственными образами и их графическими изображениями. Именно на уроках черчения у учащихся формируются политехнические знания в области современных технологий, организации современного производства и перспектив его развития. Учебный предмет черчение оказывает сильное влияние на развитие логического мышления, пространственных представлений, познавательных и творческих навыков учащихся. Курс черчения направлен на развитие внимания, наблюдательности, пространственного представления, пространственного воображения, логического и технического мышления, познавательных и творческих способностей школьников, воспитания трудолюбия, точности и аккуратности в работе, умения правильно работать с чертежными инструментами. Графическая культура и грамотность в общеобразовательных учреждениях обеспечивает овладение школьниками общечеловеческого языка техники, умение читать и выполнять различную чертежно-графическую документацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей. Программа курса “Черчение” для учащихся 5-7 классов является продолжением программы “Основы графической грамотности” в начальной школе. Особенностью данной программы является то, что она рассматривается как самостоятельный учебный предмет, наиболее полно соответствует профилю подготовки школьников, обучающихся в гимназических математических классах, и учитывает образовательные потребности. Данный курс разработан на основе программы по черчению для общеобразовательных учреждений.
При составлении предлагаемой программы предлагается следующий учебно-методический рабочие тетради – Н.Г.Преображенской, Т.В. Кучуковой, И.Ю.Преображенской.
|
Цели и задачи курса 1 года обучения: В процессе обучения черчению необходимо:
1) Дать учащимся понятия о способах изображения несложных по форме предметов .
2) Научить снимать размеры с плоских и объемных предметов несложной формы, правильно наносить размеры.
3) Познакомить учащихся с основными правилами, условными изображениями и обозначениями, предусмотренными Единой системой конструкторской документации (ЕСКД), со значением чертежей в современном производстве.
4) Научить рациональным приемам работы чертежными инструментами и принадлежностями.
5) Воспитать графическую культуру выполнения чертежных работ.
6) Способствовать применению на занятиях по труду, математике и геометрии, другим дисциплинам знаний и умений, полученных на уроках черчения. Программа для 5-х классов рассчитана на 34 часа, (1 час в неделю ),
по календарно – тематическому планированию на 2013 – 2014 учебный год – 34часа, 1 час предусматривается как резервный — отведен на закрепление и повторение пройденного материала.
Формы организации образовательного процесса: дифференцированные, коллективные, групповые.
Технология обучения: вводный урок, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно – обобщающий урок, урок: закрепления знаний, умений, навыков. Проектная деятельность.
Виды и формы контроля:
текущий контроль: фронтальный опрос, дифференцированный контроль;
практическая работа, графическая работа. Учащиеся должны знать:
знать рациональные приемы пользования чертежными инструментами и принадлежностями;
иметь понятие о построении плоских геометрических фигур;
уметь вычерчивать несложные технические детали прямоугольной и круглой формы, имеющие небольшую толщину, по чертежам и с натуры;
уметь снимать размеры с плоских технических деталей несложной прямоугольной и круглой форм;
уметь оформлять чертежи, выполняя рамку и основную надпись.
Содержание рабочей программы. (5класс) Вводное занятие
Введение. Значение черчения в практической деятельности человека.
Ознакомление со способами изображений.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Учащиеся должны знать: Способы изображений (рисунками и чертежами). Значение черчения в практической деятельности человека. Краткие сведения об истории развития чертежа. Цели и задачи изучения черчения во вспомогательной школе.
Демонстрация чертежей и изделий, выполненных в учебных
мастерских. Связь черчения с общеобразовательными предметами и с профессиональной, трудовой подготовкой. Ведение тетради по черчению (для выполнения эскизов и записей). Основные чертежные инструменты и принадлежности
Основные чертежные инструменты и принадлежности.
Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей.
Правила организации рабочего места.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны знать: Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для занятий. Их назначение. Карандаши (Т, ТМ, 2Т), выбор их по твердости графита. Резинка. Линейка с делениями (300 мм). Чертежные угольники с углами 45°, 45°, 90° и 30°, 60°, 90°, их назначение для проведения перпендикулярных и наклонных линий). Циркуль, его устройство и назначение. Правила безопасности работы с циркулем. Бумага. Правила организации рабочего места. Прикладные геометрические построения. Линии чертежа.
Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже.
Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура),
сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба.
Построение и измерение длины отрезка заданной длинны.
Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника.
Свойство геометрических фигур: треугольника, круга.
Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.
Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны знать: Миллиметр — основная единица измерения размеров на чертежах.
Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.
Линии чертежа: сплошная толстая — основная (видимого контура), сплошная тонкая (размерные и выносные линии сгиба на развертках).
Приемы работы. Проведение отрезков произвольных размеров с помощью линейки через две заданные точки; проведение параллельных прямых с помощью линейки и чертежного угольника, приложенного к линейке. Отмеривание расстояний на прямой с помощью линейки. Выполнение чертежей плоских геометрических фигур с помощью линейки и чертежного угольника. Составление простого геометрического орнамента. Деление окружности на равные части. Построение правильных многоугольников
Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах.
Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.
Построение окружности и полуокружностей.
Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей)
Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей)
Самостоятельная работа: построение правильного шестиугольника
Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника )
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны знать: Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (0) на чертежах. Дуга — часть окружности. Разница между окружностью и кругом. Осевые и центровые линии. Необходимость в практике деления окружности на равные части.
Деление окружности на 4, 8, 6 и 3 равные части.
Приемы работы. Отмеривание циркулем одинаковых отрезков. Правильное положение пальцев руки при работе циркулем. Проведение дуги и окружности с помощью циркуля. Вписывание правильных четырехугольников, восьмиугольников, шестиугольников, треугольников в круг с помощью линейки, чертежного угольника и циркуля. Изображение плоских предметов
Вычерчивание рамки, геометрических фигур ( квадрата, прямоугольника, треугольника )
Углы: прямой, тупой, острый.
Правила нанесения размеров на чертеже.
Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Вычерчивание чертежей с нанесением размеров.
Понятие о разметке детали.
Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом.
Практическая работа
Составление геометрического орнамента
Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров.
Формат. Рамка. Основная подпись чертежа.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Учащиеся должны знать: Углы (прямой, тупой, острый). Правила нанесения размеров на чертеже. Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы. Понятие о
разметке детали. Знакомство с написанием цифр чертежного шрифта.
Приемы работы. Выполнение чертежей фигур прямоугольной формы (различных шаблонов и прокладок с отверстиями и без них) по заданным размерам путем отмеривания размеров по двум взаимно перпендикулярным прямым. Построение чертежей тонкими линиями. Обводка контура сплошной толстой — основной линией. Применение карандашей разной твердости.
Выполнение рамки с помощью линейки и чертежного угольника. Чтение размеров на чертежах плоских деталей. Самостоятельное снятие размеров с плоских деталей
прямоугольной формы с прямоугольными и цилиндрическими отверстиями. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах плоских деталей прямоугольной и круглой формы (выносная и размерная линии, стрелка, указание толщины детали надписью, цифры, знаки). Составление геометрического орнамента в квадрате и круге. Правила оформления чертежа. Рамка и основная надпись чертежа.
Чертежный шрифт. Буквы.
Заполнение основной надписи чертежа.
Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали:
а) прямоугольной формы;
б) квадратной формы .
Практическое повторение. Построение рамки и графической основной надписи
Выполнение орнамента в круге
Самостоятельная работа. Выполнение чертежа полоской фигуры
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Учащиеся должны знать: Формат. Рамка и основная надпись чертежа. Чертежный шрифт. Буквы. Заполнение основной надписи чертежа.
Приемы работы. Выполнение рамки и основной надписи. Учебно - тематическое планирование
Темы, изучаемые в 5 классе.
| Кол-во
часов
| Вводное занятие Введение. Значение черчения в практической деятельности человека.
Ознакомление со способами изображений.
Основные чертежные инструменты и принадлежности Основные чертежные инструменты и принадлежности.
Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей.
Правила организации рабочего места. Прикладные геометрические построения. Линии чертежа. Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже.
Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура),
сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба).
Построение и измерение длины отрезка заданной длинны.
Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника.
Свойство геометрических фигур: треугольника, круга.
Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.
Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и прямоугольного треугольника по заданным размерам. Деление окружности на равные части и построение правильных многоугольников.
Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (Ø) на чертежах.
Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.
Построение окружности и полуокружностей.
Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей).
Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей).
Самостоятельная работа. Построение правильного шестиугольника.
Самостоятельная работа : построение правильного многоугольника(треугольника, восьмиугольника ). Изображение плоских предметов Вычерчивание рамки, геометрических фигур (квадрата,
прямоугольника, треугольника)/
Углы: прямой, тупой, острый.
Правила нанесения размеров на чертеже.
Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы; Вычерчивание чертежей с нанесением размеров.
Понятие о разметке детали.
Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом.
Практическая работа. Выполнение чертежа круглой фигуры.
Составление геометрического орнамента.
Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали, нанесение размеров.
Формат. Рамка. Основная подпись чертежа. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖА. РАМКА И ОСНОВНАЯ НАДПИСЬ ЧЕРТЕЖА Чертежный шрифт. Буквы.
Заполнение основной надписи чертежа.
Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали:
а) прямоугольной формы;
б) квадратной формы.
Практическое повторение. Построение рамки и графической основной надписи
Выполнение орнамента в круге.
Самостоятельная работа. Выполнение чертежа полоской фигуры.
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
|
Виды и формы контроля:
текущий контроль: фронтальный опрос, устный опрос;
дифференцированный контроль; графическая работа, самостоятельная работа, проектная деятельность Программно – методическое обеспечение:
Учебник Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер,
М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2012.
Комплект рабочих тетрадей, Н.Г. Преображенской, Т.В. Кучуковой, Беляева И.А. - Издательство Вента-Граф, 2012г.
|
|
|