|  | Рабочая программа по географии России для 8 составлена на основе следующих нормативно правовых документов| Пояснительная записка по курсу «География России. Природа и население для 8 класса.
 
 Рабочая программа по географии России для 8 составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
 
 Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
 
 1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 
 2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Минобр от 05.03.2004 № 1089); ИЛИ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).
 
 3) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312);
 
 4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);
 
 5) Учебный план ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;
 
 6) Авторская программа: Примерной программы основного общего образования « География России» (8-9 классы) базовый уровень, авторы: А.И.Алексеев, Низовцев рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, М., 2009год.
 
 Авторская программа для общеобразовательных школ: География России 8- 9.Ким Э.В., Кузнецова, Г.Ю. Лисенкова, Г.Я., Низовцев В.А., Сиротин В. И. М.: Дрофа, 2010. География 6 -11классы: программы для общеобразовательных учреждений, составитель Овсянникова Е. В., Дрофа 2010 год. Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебном году.
 2.Цели и задачи изучения предмета: Цели: -Подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде.
 
 -Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства.
 
 -Овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
 
 -Воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам.
 
 Задачи:
 
 -сформировать у учащихся знания о родной стране и её положении в мир.
 
 -вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).
 
 -развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
 
 -создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
 
 Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений и навыков, необходимых для:
 
 — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
 
 — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
 
 — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
 
 — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
 3.Общая характеристика учебного предмета: География в основной школе — учебный предмет, который формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей. Формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об экологических, социально-экономических и иных процессах, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
 4.Место учебного предмета в учебном плане:  География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 245, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6 классе и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
 В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и учебного плана образовательного учреждения на изучение «Географии России» в 8 классе отводится 68 часов (2ч/неделю) из федерального компонента. Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования.   На уроках географии большое внимание уделяется работе с контурными картами, так как работа с данным материалом способствует развитию моторики и памяти. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
 
 5.Изменения, внесённые в авторскую программу: Рабочая программа предусматривает некоторые изменения авторской программы. Полностью сохранено содержание учебного предмета, описанное данной авторской программой. Распределение часов по темам составлено по авторской программе. Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Последовательность изучения тем авторской программы сохранена, изменено лишь количество часов, отведенных на изучение конкретных тем: Введение 1 час, вместо 2часов, по 1 часу добавлено на темы: «Внутренние воды», «Почвы», «Природные зоны» в связи с большим объемом учебного материала, а также многие из вопросов тем содержатся в материалах ГИА 9 (ОГЭ) и ЕГЭ, на раздел «География своего региона: Санкт – Петербург и Ленинградская область» - 3 часа.
 
 6.Особенности УМК.
 
 Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с., Атлас география России 8 – 9 М., Дрофа,2012г. прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 учебный год.
 
 Доступность – одна из основных особенностей учебника. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками 8 класса.
 
 Основное содержание учебника приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по географии.
 
 Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые компетенции и понять роль данного курса среди других наук о природе, значение ее для человечества.
 
 7. Информация о количестве учебных часов: Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения «Географии России» в 8 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования на проведение практических работ – 7 часов; на уроки повторения и обобщения изученного материала – 5 часов; на проведение проверочных работ – 6 часов
 
 Оценочные практические работы в 8 классе (7 практических работ):
 
 1.Практическая работа №1: «Характеристика географического положение России» Обозначение границ России на контурной карте. 2.Практическая работа №2 « Решение задач на определение поясного времени» 3. Практическая работа №3 «Установление взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми». 4. Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов» 5. Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования» 6. Практическая работа № 6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон»
 
 7. Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России» Выделение на контурной карте главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны.
 
 Тестирование (проверочные работы) для 8 класса (6 проверочных работ): 1.Тестирование по теме: «Пространства России». 2.Тестирование по теме: «Рельеф России» 3.Тестирование по теме: « Климат» 4.Тестирование по теме: « Внутренние воды» 5.Тестирование по теме: «Природно-хозяйственные зоны» 6.Тестирование по теме: «Население России»
 
 8. Технологии и формы обучения
 
 Реализации данной программы способствует использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
 
 Для достижения поставленных целей данной рабочей программы использовались:
 
 Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
 
 Методы обучения:
 
 по источнику знаний:
 
 словесные, наглядные, практические;
 
 по уровню познавательной активности:
 
 проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
 
 по принципу расчленения или соединения знаний:
 
 аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
 
 Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение, технология развития критического мышления и т.д.
 
 Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на создание оптимальных условий обучения; развитие положительной мотивации к освоению программы по географии России.
 
 9.Виды и формы контроля знаний: Методы мониторинга знаний и умений учащихся, используемых при реализации данной программы – осуществление систематической проверки выполнения домашних заданий, организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения, тесты, проверочные письменные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации), практические и лабораторные работы и т.д. Промежуточный и итоговый контроль знаний осуществляется в формате ГИА. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: Итоговые тестовые самостоятельные работы; Фронтальный и индивидуальный опрос;  Отчеты по практическим работам;
 
 Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов); Презентация творческих и исследовательских  работ с использованием  информационных технологий.
 
 Формы контроля, используемые для учащихся данного класса:
 
 
     | вид контроля
 
 | количество часов (работ)
 
 |   | Практические работы, работы с контурными картами
 
 | 7
 
 |   | Обобщающие уроки
 
 | 5
 
 |   | Тестовый контроль
 
 | 6
 
 |   | Подготовка сообщений, презентаций
 
 | 5
 
 |   | Составление таблиц в тетради
 
 | 6
 
 |  10.Соответствие требованиям ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ
 
 Система знаний, полученная в результате освоения данной программы, готовит учащихся к промежуточной аттестации. К традиционным вопросам и заданиям, использованным при текущей проверке изученного материала, при закреплении изученного материала, на проверочных и контрольных работах добавлены задания, соответствующие ГИА (ОГЭ), что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена и Государственной итоговой аттестации. Кроме того итоговая контрольная работа и промежуточный контроль знаний проводится в формате ГИА (ОГЭ).
 
 11.Требования к результатам  обучения.
 
 В результате изучения курса «География России. Природа и население» 8 класс, ученик должен:
 1) знать / понимать:  географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
 положение России на карте часовых поясов;
 административно-территориальное деление России;
 историю формирования и заселения территории России;
 вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России.
 
 Связь рельефа России с тектоническим строением;
 Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
 Факторы, определяющие особенности климата России, основные климатические пояса и типы климата России;
 Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
 меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
 Особенности морей, омывающих берега России;
 ресурсы морей и их использование человеком;
 Крупнейшие речные системы и озера страны.
 Границу распространения многолетней мерзлоты на территории России;
 меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
 Основные типы почв, их размещение по территории страны;
 особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
 
 природные зоны России;
 Особенности природно-хозяйственных зон.
 Влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
 пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах.
 Что такое территориальная организация общества.
 Что такое Всемирное наследие.
 Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
 Что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.
 Численность населения, плотность и воспроизводство населения на территории России;
 Особенности естественного движения населения страны;
 Основные направления миграций;  Состав трудовых ресурсов России;
 Национальный и религиозный состав населения России;
 Особенности размещения населения;
 Типы поселений;
 2) уметь:
 характеризовать географическое положение страны и своей области (республики,
 
 края);
 определять поясное время;
 определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения,
 
 естественном и механическом движении населения, современную демографическую
 
 ситуацию в стране.
 Уметь использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации о населении России.
 Уметь устанавливать зависимость между рельефом территории России, тектоническим строением, размещением полезных ископаемых по территории страны по физической и тектонической картам.
 Пользоваться климатической картой, климатическими диаграммами для определения
 
 типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на различных территориях России;
 Анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования
 
 представления о взаимосвязях компонентов природы;
 
 3) оценивать:
 географическое положение России, своей области (республики, края);
 природно-ресурсный потенциал страны;
 климатические ресурсы России;
 водные ресурсы России и своей местности;
 влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;
 тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;
 современные проблемы России.
 
 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 
 определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
 
 учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
 
 наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
 
 решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 
 проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
 
 Учебно-методический комплекс
 
       | Название учебной программы
 
 | Используемые учебники
 
 | Пособия для учащихся
 
 | Пособия для учителя
 
 |   | Примерные программы по учебным предметам география. 5 – 9 классы. М. Просвещение, 2012. – 75. (Стандарты второго поколения), География
 
 Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Составитель В. И.Сиротин - М., Дрофа, 2002 г.
 
 Программы общеобразовательных учреждений. География 6- 11 составитель Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа,2010.-126с.
 
 
 | «География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с.
 
 
 | «География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с.
 
 Атлас география 8класс, 9класс «Издательство ДИК» Дрофа, М. 2012г.
 
 | География России. 8 класс. Природа и население. Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России. Кн.1: Природа и население» /Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев – М.: Дрофа, 2005. – 112с.
 
 Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. _ СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с.
 
 За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 – 223с.
 
 |  Литература для учителя:
 
 1.География России. 8 класс. Природа и население. Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России. Кн.1: Природа и население» /Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев – М.: Дрофа, 2005. – 112с. 2.За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 –223с. 3.Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. - СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с.
 
 Литература для учащихся.
 
 1. Атлас география 8класс, 9класс «Издательство ДИК» Дрофа, М. 2012г.
 
 2.География Россия. Природа и население - учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с.
 
 3.География и экология Санкт – Петербурга и Ленинградской области: Учеб. Пособие для 8 -9 классов общеобразовательной школы /Под ред. С.В. Васильева, О. В, Гаврилова. – М.: Изд – во МГУ, 2006. – 88с.
 
 4. .За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 – 223с.
 
 5.Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. - СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с.
 
 Интернет - ресурсы:
 
 https://geo2000.nm.ru – Географический портал.
 
 https://geographer.ru – Географический портал.
 
 https://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
 
 https://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
 
 https://fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
 
 https://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.
 
 https://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.
 
 Тематическое планирование по предмету «География России» _8_ класс (68 часов).
 
       | № п/п
 
 | Название раздела
 
 | Содержание
 
 | Количество часов
 
 |   | 
 
 
 | 1 четверть
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Введение
 
 | 1
 
 |   | 1
 
 | Пространства России
 
 | 7
 
 |   | 2
 
 3
 
 | Природа и человек (41 часов)
 
 Население 16 часов
 
 | Рельеф и недра
 
 | 6
 
 |   | Климат (4часа)
 
 | 4
 
 |   | 2четверть
 
 Климат (2часа)
 
 Богатство внутренних вод
 
 Почвы – национальное достояние страны
 
 В природе всё взаимосвязано
 
 3четверть
 
 | 2
 
 6
 
 5
 
 1
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 |   | В природе всё взаимосвязано.
 
 | 2
 
 |   | Природно – хозяйственные зоны
 
 | 11
 
 |   | Природопользование и охрана природы
 
 Сколько нас – россиян?
 
 Кто мы? (1час)
 
 | 4
 
 2
 
 2
 
 |   | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 4 четверть
 
 Кто мы? (1час)
 
 Куда и зачем едут люди?
 
 | 3
 
 |   | Человек и труд
 
 | 1
 
 |   | Народы и религии России
 
 | 3
 
 |   | Где и как живут люди?
 
 | 5
 
 |   | География своей области
 
 | 3
 
 |   | Всего
 
 | 68
 
 |  | 
 |  |