|
Рабочая программа по географии России для 8 составлена на основе следующих нормативно правовых документов Пояснительная записка по курсу «География России. Природа и население для 8 класса.
Рабочая программа по географии России для 8 составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Минобр от 05.03.2004 № 1089); ИЛИ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373).
3) Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312);
4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253);
5) Учебный план ГБОУ СОШ № 303 имени Фридриха Шиллера;
6) Авторская программа: Примерной программы основного общего образования « География России» (8-9 классы) базовый уровень, авторы: А.И.Алексеев, Низовцев рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, М., 2009год.
Авторская программа для общеобразовательных школ: География России 8- 9.Ким Э.В., Кузнецова, Г.Ю. Лисенкова, Г.Я., Низовцев В.А., Сиротин В. И. М.: Дрофа, 2010. География 6 -11классы: программы для общеобразовательных учреждений, составитель Овсянникова Е. В., Дрофа 2010 год. Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебном году. 2.Цели и задачи изучения предмета: Цели: -Подготовить учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде.
-Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства.
-Овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.
-Воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам.
Задачи:
-сформировать у учащихся знания о родной стране и её положении в мир.
-вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).
-развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
-создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений и навыков, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. 3.Общая характеристика учебного предмета: География в основной школе — учебный предмет, который формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей. Формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об экологических, социально-экономических и иных процессах, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства. 4.Место учебного предмета в учебном плане: География в основной школе изучается с 6 по 9 классы. Общее число учебных часов за четыре года обучения — 245, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 6 классе и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и учебного плана образовательного учреждения на изучение «Географии России» в 8 классе отводится 68 часов (2ч/неделю) из федерального компонента. Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. На уроках географии большое внимание уделяется работе с контурными картами, так как работа с данным материалом способствует развитию моторики и памяти. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
5.Изменения, внесённые в авторскую программу: Рабочая программа предусматривает некоторые изменения авторской программы. Полностью сохранено содержание учебного предмета, описанное данной авторской программой. Распределение часов по темам составлено по авторской программе. Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе. Последовательность изучения тем авторской программы сохранена, изменено лишь количество часов, отведенных на изучение конкретных тем: Введение 1 час, вместо 2часов, по 1 часу добавлено на темы: «Внутренние воды», «Почвы», «Природные зоны» в связи с большим объемом учебного материала, а также многие из вопросов тем содержатся в материалах ГИА 9 (ОГЭ) и ЕГЭ, на раздел «География своего региона: Санкт – Петербург и Ленинградская область» - 3 часа.
6.Особенности УМК.
Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с., Атлас география России 8 – 9 М., Дрофа,2012г. прошедшим экспертизу РАН и РАО и вошедшим в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015 – 2016 учебный год.
Доступность – одна из основных особенностей учебника. Нет никаких специальных методологических терминов и понятий, которые трудны для понимания учениками 8 класса.
Основное содержание учебника приведено в полное соответствие с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по географии.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые компетенции и понять роль данного курса среди других наук о природе, значение ее для человечества.
7. Информация о количестве учебных часов: Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения «Географии России» в 8 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования на проведение практических работ – 7 часов; на уроки повторения и обобщения изученного материала – 5 часов; на проведение проверочных работ – 6 часов
Оценочные практические работы в 8 классе (7 практических работ):
1.Практическая работа №1: «Характеристика географического положение России» Обозначение границ России на контурной карте. 2.Практическая работа №2 « Решение задач на определение поясного времени» 3. Практическая работа №3 «Установление взаимосвязи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми». 4. Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов» 5. Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования» 6. Практическая работа № 6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон»
7. Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России» Выделение на контурной карте главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны.
Тестирование (проверочные работы) для 8 класса (6 проверочных работ): 1.Тестирование по теме: «Пространства России». 2.Тестирование по теме: «Рельеф России» 3.Тестирование по теме: « Климат» 4.Тестирование по теме: « Внутренние воды» 5.Тестирование по теме: «Природно-хозяйственные зоны» 6.Тестирование по теме: «Население России»
8. Технологии и формы обучения
Реализации данной программы способствует использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
Для достижения поставленных целей данной рабочей программы использовались:
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
по источнику знаний:
словесные, наглядные, практические;
по уровню познавательной активности:
проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
по принципу расчленения или соединения знаний:
аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение, технология развития критического мышления и т.д.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на создание оптимальных условий обучения; развитие положительной мотивации к освоению программы по географии России.
9.Виды и формы контроля знаний: Методы мониторинга знаний и умений учащихся, используемых при реализации данной программы – осуществление систематической проверки выполнения домашних заданий, организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения, тесты, проверочные письменные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации), практические и лабораторные работы и т.д. Промежуточный и итоговый контроль знаний осуществляется в формате ГИА. Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: Итоговые тестовые самостоятельные работы; Фронтальный и индивидуальный опрос; Отчеты по практическим работам;
Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов); Презентация творческих и исследовательских работ с использованием информационных технологий.
Формы контроля, используемые для учащихся данного класса:
вид контроля
| количество часов (работ)
| Практические работы, работы с контурными картами
| 7
| Обобщающие уроки
| 5
| Тестовый контроль
| 6
| Подготовка сообщений, презентаций
| 5
| Составление таблиц в тетради
| 6
| 10.Соответствие требованиям ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ
Система знаний, полученная в результате освоения данной программы, готовит учащихся к промежуточной аттестации. К традиционным вопросам и заданиям, использованным при текущей проверке изученного материала, при закреплении изученного материала, на проверочных и контрольных работах добавлены задания, соответствующие ГИА (ОГЭ), что дает гарантию качественной подготовки к аттестации, в том числе в форме Единого государственного экзамена и Государственной итоговой аттестации. Кроме того итоговая контрольная работа и промежуточный контроль знаний проводится в формате ГИА (ОГЭ).
11.Требования к результатам обучения.
В результате изучения курса «География России. Природа и население» 8 класс, ученик должен: 1) знать / понимать: географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России; положение России на карте часовых поясов; административно-территориальное деление России; историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России.
Связь рельефа России с тектоническим строением; Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения; Факторы, определяющие особенности климата России, основные климатические пояса и типы климата России; Влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы; Особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; Крупнейшие речные системы и озера страны. Границу распространения многолетней мерзлоты на территории России; меры по охране и восстановлению водных ресурсов; Основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
природные зоны России; Особенности природно-хозяйственных зон. Влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах. Что такое территориальная организация общества. Что такое Всемирное наследие. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России. Что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества. Численность населения, плотность и воспроизводство населения на территории России; Особенности естественного движения населения страны; Основные направления миграций; Состав трудовых ресурсов России; Национальный и религиозный состав населения России; Особенности размещения населения; Типы поселений; 2) уметь: характеризовать географическое положение страны и своей области (республики,
края); определять поясное время; определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения,
естественном и механическом движении населения, современную демографическую
ситуацию в стране. Уметь использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации о населении России. Уметь устанавливать зависимость между рельефом территории России, тектоническим строением, размещением полезных ископаемых по территории страны по физической и тектонической картам. Пользоваться климатической картой, климатическими диаграммами для определения
типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на различных территориях России; Анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования
представления о взаимосвязях компонентов природы;
3) оценивать: географическое положение России, своей области (республики, края); природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно-методический комплекс
Название учебной программы
| Используемые учебники
| Пособия для учащихся
| Пособия для учителя
| Примерные программы по учебным предметам география. 5 – 9 классы. М. Просвещение, 2012. – 75. (Стандарты второго поколения), География
Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Составитель В. И.Сиротин - М., Дрофа, 2002 г.
Программы общеобразовательных учреждений. География 6- 11 составитель Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа,2010.-126с.
| «География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с.
| «География Россия Природа и население» учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с.
Атлас география 8класс, 9класс «Издательство ДИК» Дрофа, М. 2012г.
| География России. 8 класс. Природа и население. Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России. Кн.1: Природа и население» /Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев – М.: Дрофа, 2005. – 112с.
Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. _ СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с.
За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 – 223с.
| Литература для учителя:
1.География России. 8 класс. Природа и население. Рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А.И. Алексеева «География России. Кн.1: Природа и население» /Э.В. Ким, Н.А. Марченко, В.А. Низовцев – М.: Дрофа, 2005. – 112с. 2.За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 –223с. 3.Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. - СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с.
Литература для учащихся.
1. Атлас география 8класс, 9класс «Издательство ДИК» Дрофа, М. 2012г.
2.География Россия. Природа и население - учебник 8 класс: для общеобразовательных учреждений /под редакцией А. И. Алексеева. М.: Дрофа, 2007.-304 с.
3.География и экология Санкт – Петербурга и Ленинградской области: Учеб. Пособие для 8 -9 классов общеобразовательной школы /Под ред. С.В. Васильева, О. В, Гаврилова. – М.: Изд – во МГУ, 2006. – 88с.
4. .За страницами учебника географии: 8 – 9кл.: Книга для чтения/Составитель К.П. Сергеева – М.: Просвещение,1997 – 223с.
5.Элькин Г. Н.,География России. Природа. 8 класс. Твой справочник. Материалы к урокам. - СПб.: «Паритет»,2005. – 256 с.
Интернет - ресурсы:
https://geo2000.nm.ru – Географический портал.
https://geographer.ru – Географический портал.
https://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
https://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
https://fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
https://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ.
https://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии.
Тематическое планирование по предмету «География России» _8_ класс (68 часов).
№ п/п
| Название раздела
| Содержание
| Количество часов
|
| 1 четверть
|
|
| Введение
| 1
| 1
| Пространства России
| 7
| 2
3
| Природа и человек (41 часов)
Население 16 часов
| Рельеф и недра
| 6
| Климат (4часа)
| 4
| 2четверть
Климат (2часа)
Богатство внутренних вод
Почвы – национальное достояние страны
В природе всё взаимосвязано
3четверть
| 2
6
5
1
|
|
|
|
|
|
| В природе всё взаимосвязано.
| 2
| Природно – хозяйственные зоны
| 11
| Природопользование и охрана природы
Сколько нас – россиян?
Кто мы? (1час)
| 4
2
2
|
|
|
| 4 четверть
Кто мы? (1час)
Куда и зачем едут люди?
| 3
| Человек и труд
| 1
| Народы и религии России
| 3
| Где и как живут люди?
| 5
| География своей области
| 3
| Всего
| 68
| |
|
|