учебник и рабочая тетрадь для учащихся;
методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
комплект цифровых образовательных ресурсов;
сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения.
Программа рассчитана на 102 часа в год (по 35 часов в год в 5, 6 и 7 классах). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 15 (5 класс), 21 (6 класс), 12 (7 класс); контрольных работ – 5 (5 класс), 7 (6 класс), 5 (7 класс).
Цели и задачи Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 – 7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Изучение информатики и ИКТ в 5 – 7 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое изучение содержания основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитывать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для развития умений продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку уче6ной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия; коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку – осознание учащимся того, касколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных технологий для 5-7 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями.
Модуль «Теоретическая информатика»
Основные понятия: информация, информативность, объект, система, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема, модель. Темы для изучения:
Информатика и информация.
Многообразие форм представления информации.
Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.
Кодирование информации.
Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел.
Системы счисления.
Двоичное кодирование текстовой и графической информации.
Единицы измерения информации.
Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные условия.
Объекты и их имена, признаки объектов, отношения объектов, классификация объектов.
Системы объектов, структура системы.
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели: словесные модели, математические модели, табличные модели, графики и диаграммы, схемы, графы, деревья.
Понятие алгоритма, примеры алгоритмов.
Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя.
Способы записи алгоритмов.
Базовые алгоритмические конструкции.
Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Модуль «Средства информатизации»
Основные понятия: компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс. Темы для изучения:
Аппаратное обеспечение компьютера.
Виды памяти в компьютере.
Информационные носители.
Файл, основные операции с файлами.
Программное обеспечение компьютера.
Назначение и основные объекты операционной системы.
Персональный компьютер как система.
Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере.
Модуль «Информационные технологии»
Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ. Темы для изучения:
Текстовый редактор: назначение и основные функции.
Графический редактор: назначение и основные функции.
Калькулятор и его возможности.
Электронные таблицы: назначение и основные функции.
Мультимедийные технологии.
Модуль «Социальная информатика»
Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика. Темы для изучения:
Предыстория информатики.
Основные этапы развития вычислительной техники.
Роль информации в жизни общества.
Информационная этика.
Учебно-тематический план
№
| Название темы
| Количество часов
| общее
| теория
| практика
| 5 класс
|
| Компьютер для начинающих
| 8
| 4
| 4
| 2
| Информация вокруг нас
| 15
| 8
| 7
| 3
| Информационные технологии
| 10
| 4
| 6
| 4
| Резерв
| 1
|
| 1
|
| Итого:
| 34
| 16
| 18
| 6 класс
| 1
| Компьютер и информация
| 12
| 6
| 6
| 2
| Человек и информация
| 12
| 6
| 6
| 3
| Алгоритмы и исполнители
| 8
| 3
| 5
| 4
| Резерв
| 2
| 1
| 1
| Итого:
| 34
| 16
| 18
| 7 класс
| 1
| Объекты и системы
| 6
| 3
| 3
| 2
| Информационное моделирование
| 20
| 10
| 10
| 3
| Алгоритмика
| 7
| 3
| 4
| 4
| Резерв
| 1
|
| 1
|
| Итого:
| 34
| 16
| 18
|
| Всего:
| 102
| 48
| 54
|
Тематические и итоговые контрольные работы
№
| Тематика
| Вид
| Форма
| 5 класс
| 1
| Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса
|
Тематический контроль
| Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу
| 2
| Информация и информационные процессы
| Тематический контроль
| Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу
| 3
| Обработка информации средствами текстового и графического редакторов
| Тематический контроль
| Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу
| 4
| Информационные процессы и информационные технологии
| Итоговый контроль
| Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу
| 5
| Планирование последовательности действий. Создание анимации
| Итоговый мини-проект
| Творческая работа
| 6 класс
| 1
| Создание текстовых документов
| Тематический контроль
| Разноуровневая практическая контрольная работа
| 2
| Компьютер и информация
| Тематический контроль
| Контрольная работа на опросном листе
| 3
| Структурирование и визуализация информации
| Тематический контроль
| Разноуровневая практическая контрольная работа
| 4
| Человек и информация
| Тематический контроль
| Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу
| 5
| Создание графических изображений
| Тематический контроль
| Разноуровневая практическая контрольная работа
| 6
| Алгоритмы и исполнители
| Тематический контроль
| Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу
| 7
| Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация
| Итоговый мини-проект
| Творческая работа
| 7 класс
| 1
| Объекты и системы
| Тематический контроль
| Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу
| 2
| Информационное моделирование
| Тематический контроль
| Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу
| 3
| Информационное моделирование
| Тематический контроль
| Контрольная работа на опросном листе
| 4
| Алгоритмика
| Тематический контроль
| Контрольная работа на опросном листе
| 5
| Презентация
| Итоговый мини-проект
| Творческая работа
| |