Главная страница


Рабочая программа по информатике 5-7 классы 2011-2012 учебный год Разработчик: Жеронкина В. В



НазваниеРабочая программа по информатике 5-7 классы 2011-2012 учебный год Разработчик: Жеронкина В. В
страница3/5
Дата13.04.2016
Размер0.91 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4   5

Содержание обучения
5 класс

  1. Компьютер для начинающих

Информация и информатика.

Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Знакомимся с клавиатурой».

Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь».

Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

Практическая работа № 4 «Знакомимся с компьютерным меню».

Клавиатурный тренажер.
Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса».


  1. Информация вокруг нас

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме.
Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Координатный тренажер.

Логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.
Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 2 по теме «Информация и информационные процессы».


  1. Информационные технологии

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Этапы подготовки документа на компьютере. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Создание движущихся изображений.
Компьютерный практикум

Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор».

Практическая работа № 6 «Вводим текст».

Практическая работа № 7 «Редактируем текст».

Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста».

Практическая работа № 9 «Форматируем текст».

Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами рисования графического редактора».

Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать».

Практическая работа № 12 «Создаем комбинированные документы».

Практическая работа № 13 «Работаем с графическими фрагментами».

Практическая работа № 14 «Создаем анимацию на заданную тему».

Практическая работа № 15 «Создаем анимацию на свободную тему».
Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».

Контрольная работа № 4 по теме «Информационные процессы и информационные технологии».

Контрольная работа № 5 по теме «Планирование последовательности действий. Создание анимации».


6 класс


  1. Компьютер и информация

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере, или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. История счета и систем счисления.

Единицы измерения информации.
Компьютерный практикум

Клавиатурный тренажер.

Практическая работа № 1 «Работаем с файлами и папками. Часть 1».

Практическая работа № 2 «Знакомимся с текстовым процессором».

Практическая работа № 3 «Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи».

Практическая работа № 4 «Нумерованные списки».

Практическая работа № 5 «Маркированные списки».
Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1 по теме «Создание текстовых документов».

Контрольная работа № 2 по теме «Компьютер и информация».

.

  1. Человек и информация

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями (тождество, перекрещивание, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 6 «Создаем таблицы».

Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таблице».

Практическая работа № 8 «Строим диаграммы».

Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор Paint (KPaint)».

Практическая работа № 10 «Планируем работу в графическом редакторе».

Практическая работа № 11 «Знакомимся с векторной графикой».
Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 3 по теме «Структурирование и визуализация информации».

Контрольная работа № 4 по теме «Человек и информация».

Контрольная работа № 5 по теме «Создание графических изображений».


  1. Элементы алгоритмизации

Что такое алгоритм. О происхождении слова алгоритм.

Исполнители вокруг нас.

Формы записи алгоритмов.

Графические исполнители в среде программирования QBasic. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями.

Ханойская башня.
Компьютерный практикум

Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».

Практическая работа № 13 «Создаем презентацию “Часы”».

Практическая работа № 14 «Создаем презентацию “Времена года”».

Практическая работа № 15 «Создаем презентацию “Скакалочка”».

Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».

Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой программирования QBasic».

Практическая работа № 19 «Исполнитель DRAW».

Практическая работа № 20 «Исполнитель LINE».

Практическая работа № 21 «Исполнитель CIRCLE».
Контрольная работа № 6 по теме «Алгоритмы и исполнители».

Контрольная работа № 7 (итоговая) по теме «Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация».

7 класс


  1. Объекты и их имена

Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.

Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум

Практическая работа № 1 «Работаем с основными объектами операционной системы».

Практическая работа № 2 «Работаем с объектами файловой системы».

Практическая работа № 3 «Создаем текстовые объекты».
Контроль знаний и умений

Контрольная работа № 1 по теме «Объекты и системы».


  1. Информационное моделирование

Модели объектов и их назначение.

Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Многоуровневые списки.

Математические модели.

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. вычислительные таблицы. Электронные таблицы.

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум

Практическая работа № 4 «Создаем словесные модели».

Практическая работа № 5 «Многоуровневые списки».

Практическая работа № 6 «Создаем табличные модели».

Практическая работа № 7 «Создаем вычислительные таблицы».

Практическая работа № 8 «Знакомимся с электронными таблицами».

Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы и графики».

Практическая работа № 10 «Схемы, графы и деревья».

Практическая работа № 11 «Графические модели».

Практическая работа № 12 «Итоговая работа».
Контрольная работа № 2 по теме «Информационное моделирование».

Контрольная работа № 3 по теме «Информационное моделирование».


  1. Алгоритмика

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл «повторить n раз». Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум

Работа в среде «Алгоритмика».
Контрольная работа № 4 по теме «Алгоритмика».

Контрольная работа № 5 (итоговая) по теме «Презентация».

Требования к подготовке учащихся

в области информатики и ИКТ
5 класс

Учащиеся должны:


  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • иметь представление о способах кодирования информации;

  • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • запускать программы из меню Пуск;

  • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.


6 класс

Учащиеся должны:


  • уметь определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

  • понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;

  • уметь приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

  • уметь различать необходимые и достаточные условия;

  • иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

  • уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

  • иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;

  • иметь представление об исполнителях и системах команд исполнителей;

  • уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;

  • уметь определять назначение файла по его расширению;

  • уметь выполнять основные операции с файлами;

  • уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • уметь создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.



7 класс

Учащиеся должны:


  • уметь для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;

  • уметь называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • уметь осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;

  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • уметь приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • иметь представление о назначении и области применения моделей;

  • уметь различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • уметьприводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

  • уметь осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • уметь приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • уметь давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

  • уметь осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • уметь выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  • уметь выполнять основные операции с объектами файловой системы;

  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • уметь выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

  • уметь создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

  • уметь создавать для поддержки своих выступлений мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.


инструментальные умения и навыки


  1. Компьютер




    1. 1.1. Называть основные устройства компьютера и понимать их назначение.




    1. 1.2. Использование клавиатуры:

  • знать назначение клавиш на клавиатуре;

  • иметь представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;

  • вводить прописные и строчные буквы;

  • фиксировать и отменять режим ввода прописных букв.




    1. 1.3. Выполнять действия с мышью:

  • перемещение указателя мыши;

  • щелчок левой кнопкой мыши;

  • щелчок правой кнопкой мыши;

  • двойной щелчок;

  • перетаскивание объекта с помощью мыши.




    1. 1.4. Уметь правильно организовать свое рабочее место.




    1. 1.5. Применять правила техники безопасности при работе на компьютере.




  1. Операционная система




    1. 2.1. Рабочий стол:

  • называть основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;

  • выделять значок на Рабочем столе;

  • запускать программы с помощью главного меню;

  • изменять свойства Рабочего стола – тему, фоновый рисунок, заставку;

  • изменять свойства панели задач;

  • узнавать свойства объектов, значки которых расположены на Рабочем столе;

  • упорядочивать значки на Рабочем столе.




    1. 2.2. Действия с окнами:

  • открывать окно;

  • перемещать окно;

  • сворачивать окно в значок на панели задач;

  • восстанавливать окно, свернутое в значок на панели задач;

  • разворачивать окно на весь Рабочий стол;

  • восстанавливать окно;

  • изменять размер окна по своему усмотрению;

  • пользоваться горизонтальной и вертикальной полосами прокрутки;

  • закрывать окно.




    1. 2.3. Управление компьютером с помощью меню:

  • различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;

  • различать доступные и недоступные команды меню;

  • различать выбранные и невыбранные команды меню;

  • выбирать команду меню;

  • понимать назначение элементов управления диалоговых окон;

  • заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры;

  • выбирать элемент списка диалогового окна;

  • открывать (сворачивать) раскрывающийся список;

  • различать переключатели и флажки;

  • включать (выключать) переключатель;

  • устанавливать (снимать) флажок;

  • работать с различными вкладками диалогового окна;

  • понимать назначение и применять командные кнопки диалогового окна.




    1. 2.4. Действия в окне Мой компьютер:




    1. 2.5. Действия в окне Мои документы:

  • создавать новый файл (новую папку);

  • переименовывать файл (папку);

  • перемещать файл (папку);

  • копировать файл (папку);

  • удалять файл (папку) в Корзину;

  • упорядочивать файлы и папки.




  1. Графический редактор




    1. 3.1. Запускать графический редактор:

  • с помощью главного меню;

  • с помощью ярлыка на Рабочем столе.




    1. 3.2. Устанавливать размеры области рисования:

  • с помощью маркеров;

  • с помощью меню.




    1. 3.3. Работа с палитрой:

  • устанавливать основной и фоновый цвета;

  • изменять цветовую палитру.




    1. 3.4. Работа с набором инструментов:

  • называть основные инструменты графического редактора и понимать их назначение;

  • создавать несложные графические изображения с помощью основных инструментов;

  • изображать горизонтальные и вертикальные отрезки, круги и квадраты;

  • создавать надписи;

  • изменять масштаб.




    1. 3.5. Отменять ошибочные действия.




    1. 3.6. Очищать рабочую область.




    1. 3.7. Работать с фрагментами:

  • выделять фрагмент;

  • удалять фрагмент;

  • вырезать фрагмент;

  • перемещать фрагмент;

  • поворачивать фрагмент;

  • растягивать фрагмент;

  • наклонять фрагмент;

  • копировать фрагмент;

  • размножать фрагмент;




    1. 3.8. Работа с файлами:

  • сохранять собственный рисунок в указанной папке в файле с расширением bmp;

  • сохранять собственный рисунок в указанной папке в файле с расширением gif;

  • открывать ранее созданный файл и вносить в него изменения;

  • сохранять измененный файл под тем же именем;

  • сохранять измененный файл под новым именем;




    1. 3.9. Закрывать окно программы.



  1. Текстовые процессоры


4.1. Запускать текстовый процессор:

  • с помощью главного меню;

  • с помощью ярлыка на Рабочем столе.


4.2. Ввод и редактирование текста:

вводить алфавитно-цифровые символы и знаки препинания;

  • удалять ошибочно введенный символ;

  • понимать различие между режимами вставки и замены и осуществлять между ними переключение;

  • создавать новый абзац;

  • находить нужное слово;

  • осуществлять замену;

  • вводить тексты на английском языке;

  • вводить символы, отсутствующие на клавиатуре;

  • упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке;

  • осуществлять проверку орфографии;

  • работать с несколькими документами одновременно;

  • отменять результат выполнения команды.


4.3. Работа с фрагментами текста:

  • выделять фрагмент текста (слово, строку, предложение, абзац, произвольный фрагмент);

  • удалять фрагмент;

  • перемещать фрагмент;

  • вырезать фрагмент;

  • копировать фрагмент;

  • размножать фрагмент.

4.4. Использование панели инструментов Форматирование:

  • задавать гарнитуру шрифта;

  • задавать размер шрифта;

  • задавать полужирное, курсивное, подчеркнутое начертания шрифта;

  • задавать цвет шрифта;

  • задавать отступ;

  • выравнивать текст;

  • создавать нумерованный список;

  • создавать маркированный список;

  • создавать многоуровневый список;

  • изменять формат списка;

  • разбивать текст на колонки;

  • добавлять в документ колонтитул;

  • выполнять форматирование по образцу;

  • использовать стили форматирования.


4.5. Работа с таблицами:

  • добавлять таблицу;

  • переходить в произвольную ячейку таблицу;

  • переходить в смежную ячейку таблицу;

  • выделять таблицу;

  • удалять таблицу;

  • добавлять строки и столбцы в таблицу;

  • удалять строки и столбцы из таблицы;

  • объединять ячейки таблицы;

  • разбивать ячейки таблицы;

  • форматировать текст в таблице;

  • использовать для таблицы готовый формат.


4.6. Работа с графическими объектами:

  • вставлять в текст рисунок;

  • перемещать рисунок;

  • изменять размеры рисунка;

  • создавать надписи и их модифицировать;

  • добавлять (вписывать) текст в автофигуру;

  • строить разнообразные схемы;

  • создавать простейшие диаграммы с помощью мастера диаграмм;

  • создавать графические объекты при помощи панели Рисование;

  • конструировать сложные объекты из автофигур;

  • создавать объемные изображения средствами текстового процессора.


4.7. Размещение информации на странице и печать:

  • устанавливать поля;

  • выбирать размер и ориентацию листа бумаги;

  • вставлять нумерацию страниц;

  • выводить на печать подготовленный документ.


4.8. Работа с файлами:

  • сохранять собственный документ в указанной папке в файле с расширением doc;

  • сохранять собственный документ в указанной папке в файле с расширением rtf;

  • открывать ранее созданный файл и вносить в него изменения;

  • сохранять измененный файл под тем же именем;

  • сохранять измененный файл под новым именем;


4.9. Закрывать окно текстового процессора.


  1. Создание презентаций


5.1. Запускать редактор презентаций:

  • с помощью главного меню;

  • с помощью ярлыка на Рабочем столе.


5.2. Создание презентации:

  • создавать пустую презентацию;

  • выбирать тип слайда;

  • добавлять новый слайд в презентацию;

  • вводить, редактировать и форматировать короткие тексты в соответствующих окнах слайдов;

  • вставлять на слайды графические объекты;

  • создавать графические объекты при помощи панели Рисование;

  • создавать гиперссылки;

  • вставлять управляющие кнопки;

  • выполнять настройку анимации;

  • выполнять настройку действия.


5.3. Переходить в режим просмотра презентации.
5.4. Работа с файлами:

  • сохранять собственную презентацию в указанной папке;

  • открывать ранее созданную презентацию и вносить в нее изменения;

  • сохранять измененную презентацию под тем же именем;

  • сохранять измененную презентацию под новым именем;




    1. 5.5. Закрывать окно программы.




  1. Обработка данных с помощью электронных таблиц

6.1. Запускать электронные таблицы:

  • с помощью главного меню;

  • с помощью ярлыка на Рабочем столе.


6.2. Создание электронных таблиц:

  • создавать, редактировать и форматировать простые электронные таблицы;

  • выполнять вычисления по стандартным формулам;

  • вводить собственные формулы;

  • решать задачи в среде электронных таблиц.


6.3. Создание графиков и диаграмм:

  • создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы;

  • строить графики известных учащимся математических функций;

  • представлять и анализировать информацию с помощью диаграмм и графиков.


6.4. Работа с файлами:


6.5. Закрывать окно программы.

Оборудование и приборы


  1. Операционная система Alt Linux.

  2. Пакет офисных приложений OpenOffice.

  3. Плакаты Босовой Л.Л.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (https://school-collection.edu.ru/).

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).



Перечень цифровых образовательных ресурсов
5 класс

  1. Зрительные иллюзии.

  2. Техника безопасности.

  3. Компьютер на службе у человека.

  4. Хранение информации.

  5. Носители информации.

  6. Средства передачи информации.

  7. В мире кодов.

  8. Текст: история и современность.

  9. Табличный способ решения логических задач.

  10. Наглядные формы представления информации.

  11. Задача о напитках.

  12. Клавиатурный тренажер.

  13. Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары».


6 класс

1. Файлы и папки.

2. Цифровые данные.

3. Единицы измерения информации.

4. Информация и знания.

5. Чувственное познание.

6. Мышление.

7. Понятие.

8. Содержание и объем понятия.

9. Отношения между понятиями.

10. Суждение.

11. Умозаключение.

12. Алгоритмы и исполнители.

13. Типы алгоритмов.

14. История счета и систем счисления.

15. История вычислительной техники.
7 класс

1. Объекты и их имена.

2. Признаки объектов

3. Отношения объектов.

4. Системы объектов.

5. Модели объектов.

6. Информационные модели.

7. Табличные информационные модели.

8. Графики и диаграммы.

9. Схемы.

10. Графы.

11. Алгоритм — модель деятельности исполнителя.

Перечень учебно - методического

и программного обеспечения по информатике и ИКТ

для 5 – 7 классов


  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  4. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  5. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  6. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  8. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  11. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  12. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  13. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

  14. Пакет офисных приложений.


Календарно-тематическое планирование

5 класс




п/п

Тема урока

Основные понятия

Тип

урока

Цифровые образовательные ресурсы

Компьютерный практикум

Параграф учебника

Домашнее задание

Дата

1. Компьютер для начинающих (8 часов)

1

Информация — Компьютер — Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

информация, данные, информатика, компьютер

комбинир.

Плакаты: «Как мы воспринимаем информацию», «Техника безопасности»

Презентации: «Зрительные иллюзии», «Техника безопасности»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§ 1.1

§ 1.1, 2.2,

РТ: №1, 2 стр. 3




2

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

процессор, память, жесткий диск, монитор, клавиатура

комбинир.


Плакат «Компьютер и информация»

Презентация «Компьютер на службе у человека»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§ 2.1, 2.2

§ 2.1, 2.2

РТ: №1 стр. 54




3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы кла­виш. Практическая работа №1 «Знакомимся с клавиатурой».

устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш

комбинир.


Плакат «Знакомство с клавиатурой»

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

§ 2.3 (1,2)

§ 2.3 (стр. 69-72)

РТ: №6 стр.57, №10, 11 стр. 61, №8*




4

Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (упражнения 1 — 8 на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре)

алфавитно-цифровая клавиатура

комбинир.


Плакат «Правила работы на клавиатуре»

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

§ 2.3 (3)

§ 2.3 (стр. 72-75)

РТ: №9 стр. 60, №12* стр.63




5

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

программное обеспечение, операционная система, прикладная программа, файл

комбинир.


Плакат «Как хранят информацию в компьютере»

Клавиатурный тренажер в режиме игры.

§ 2.4

§ 2.4, 3.11

РТ: №5 стр. 57




6

Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Практическая работа № 2 «Осваиваем мышь».

рабочий стол, значок, ярлык, кнопка

комбинир.


Логическая игра «Пары»

Освоение мыши

§ 2.5, 2.6

§ 2.5, 2.6

РТ: №13, №15 стр. 64




7

Главное меню. Запуск программ. Практическая работа № 3 «Запускаем программы. Основные элементы окна программы».

меню, главное меню, окно, элементы окна

комбинир.





Запуск программ. Основные элементы окна программы

§ 2.7

§ 2.7

РТ №16, 17 стр.65, №22 б стр. 67




8

К/р №1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса». Управление компьютером с помощью меню. Практическая работа № 4 «Управляем компьютером с помощью меню».

раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое окно, элементы управления

комбинир.


Интерактивные тесты test1-1.xml, test1-2.xml;

Файлы для печати тест1_1.odt, тест1_2.odt.

Управление компьютером с помощью меню

§ 2.8

придумайте и изобразите свое диалоговое окно




2. Информация вокруг нас (15 часов)

9

Действия с информацией. Хранение информации.

информация, оперативная память, внешняя память

комбинир.


Плакат «Хранение информации»

Презентация «Хранение информации»

Логическая игра (тренировка памяти)

§ 1.2, 1.3

§ 1.2, 1.3

РТ: №4 стр 5




10

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск

комбинир.


Презентация «Носители информации»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов

§ 1.4

§ 1.4, 3.2

РТ: №3 стр 4




11

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

источник информации, приемник информации

комбинир.


Плакат «Передача информации»

Презентация «Средства передачи информации»

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

§ 1.5

§ 1.5, вопросы 1-4

РТ: №6 стр. 12, №7* стр. 13




12

Кодирование информации.

условный знак, код, кодирование

комбинир.


Презентация «В мире кодов»




§ 1.6

§ 1.6

РТ: №14 –19 стр. 17 – 23




13

Формы представления информации. Метод координат.

код, кодирование, графический, числовой и символьный способы кодирования

комбинир.


Игра «Морской бой»




§ 1.7, 1.8

§ 1.7, 1.8

РТ: №31, 32 стр. 30, №34* стр. 32




14

Текст как форма представления информации.

текст

комбинир.


Презентация «Текст: история и современность» (часть 1)

Логическая игра

§ 1.9

§ 1.9

РТ: №10 – 12 стр. 16

№35 (построить одну цепочку по выбору)




15

Табличная форма представления информации.

таблица, графа и строка таблицы

комбинир.


Презентация «Табличный способ решения логических задач»

Игра «Морской бой»

§ 1.10

§ 1.10

РТ: №37, 38 стр.39




16

Наглядные формы представления информации. К/р №2 по теме «Информация и информационные процессы».

схема, диаграмма

комбинир.


Презентация «Наглядные формы представления информации»

Интерактивные тесты test2-1.xml, test2-2.xml

Файлы для печати тест2_1.odt, тест2_2.odt.




§ 1.11

§ 1.11

РТ: №42 стр. 41




17

Обработка информации. Практическая работа № 5 «Выполняем вычисления с помощью про­граммы Калькулятор» (часть 1).

информация, обработка информации

комбинир.


Плакат «Обработка информации»

Выполнение вычислений с помощью про­граммы Калькулятор

§ 1.12

§ 1.12

РТ: №37 стр. 73




18

Обработка текстовой информации. Практическая работа № 6 «Вводим текст»

текстовый редактор, текстовый процессор, документ

комбинир.


Плакат «Подготовка текстовых документов»

Презентация «Текс история и современность» (часть 2) Файлы: Слова.rtf, Анаграммы.rtf.

Ввод текста

§ 2.9 (1)

§ 2.9 (стр. 88-90)

РТ: №38, 39 стр. 74, №33 стр. 31




19

Обработка текстовой информации. Практическая работа № 7 «Редактируем текст».

редактирование, вставка, замена, удаление

комбинир.


Плакат «Подготовка текстовых документов»

Презентация «Текс: история и современность» (часть 2) Файлы: Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf, Пословицы.rtf, Большой.rtf.

Редактирование текста

§ 2.9 (2)

§ 2.9 (стр 90)

РТ: №40-43 стр. 75 – 77, №45 стр. 79




20

Редактирование текста. Работа с фрагментами. Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 1–5)

фрагмент, буфер

комбинир.


Плакат «Подготовка текстовых документов»

Презентация «Текст: история и современность» (часть 2)

Файлы: Лишнее.rtf, Лукоморье.rtf, Фраза.rtf, Алгоритм.rtf.

Редактирование текста

§ 2.9 (2)

§ 2.9 (стр.91-92)

РТ: №46-48 стр.79-81




21

Редактирование текста. Поиск информации. Практическая работа № 8 «Работаем с фрагментами текста» (задания 6,7).

редактирование, поиск, замена

комбинир.


Плакат «Подготовка текстовых документов»

Презентация «Текст: история и современность» (часть 2)

Файлы: Медвежонок.rtf, 100.rtf.

Редактирование текста

§ 2.9 (2), 1.13 (2)

§ 2.9 (стр.91-92),

§ 1.13 (стр. 49-51)

учебник: №7, 8 стр. 52-53,

РТ: №44 стр.78




22

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

информация, обработка информации, сортировка

комбинир.








§ 1.13 (1)

§ 1.13 (стр.48-49)

РТ: №43 (вторая часть)

№44-47 стр. 46-48




23

Форматирование - изменение формы представления информации. Практическая работа № 9 «Форматируем текст».

форматирование, выравнивание, шрифт, начертание

комбинир.


Плакат «Подготовка текстовых документов»

Презентация «Текст: история и современность» (часть 2)

Файлы: Форматирование.rtf, Радуга.rtf.

Форматирование текста

§ 2.9

§ 2.9 (стр. 92-93)

РТ: №49 стр.82, №50 стр. 83




3. Информационные технологии (10 часов)

24

Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Практическая работа № 10 «Знакомимся с инструментами графического редактора».

компьютерная графика, графический редактор

комбинир.


Файлы Подкова.bmp, Многоугольники.bmp.

Знакомство с инструментами рисования графического редактора

§ 1.13, 2.10 (1)

§ 1.13, 2.10 (стр. 95-101)

РТ: №51-52 стр. 84




25

Инструменты графического редактора. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 1, 4, 5)

обработка информации, граф. редактор, инструменты

комбинир.


Образцы выполнения заданий – файлы: Змей.bmp, Букашка.bmp.

Знакомство с инструментами рисования графического редактора

§ 2.10 (2)

§ 2.10 (стр.95-101)

РТ: №55, 56 стр. 86-87




26

К/р №3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов». Обработка графической информации. Практическая работа № 11 «Начинаем рисовать» (задания 2, 3).

обработка информации, сканер

комбинир.


Образцы выполнения заданий — файлы Медведь2.bmp, Медведь3.bmp, Открытка Даши Матвеевой.bmp; файлы Эскиз1.bmp, Эскиз2.bmp;

интерактивные тесты test3-1.xml, test3-2.xml;

Файлы для печати тест3_1.odt, тест3_2.odt.

Раскраска

§ 2.10

§ 3.14

найти в старых газетах и журналах образцы шрифтов, образцы текстов, имеющих различное выравнивание и начертание




27

Обработка текстовой и графической информации. Практическая работа №12 «Создаем комбинированные документы».

текстовый процессор, граф. редактор, комбинированный документ

комбинир.


Образец выполнения задания — рисунок «Билет» (файл Билет.bmp)

Пригласительный билет. Создание комбинированных документов

§ 2.9, 2.10

§ 2.9, 2.10

РТ: №53 стр. 85




28

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №5 «Выполняем вычисления с помощью про­граммы Калькулятор» (часть 2)

входная и выходная информация

комбинир.





Выполнение вычислений с помощью про­граммы Калькулятор

§ 1.14 (1)

§ 1.14 (стр. 54-56)
РТ: №49 стр. 49




29

Преобразование информации путем рассуждений. Практическая работа №13 «Работаем с графическими фрагментами»

логические рассуждения

комбинир.


Презентация «Задача о напитках»

Файлы Природа.bmp, Тюльпан.bmp.

Работа с фрагментами рисунка

§ 1.14 (2)

§ 1.14 (стр. 56-57)

§ 2.10 (стр. 101-104)

РТ: №39, 40 стр. 40, №57 стр. 87




30

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переливашки».

план действий

комбинир.


Логическая игра «Переливашки»

Логическая игра «Черный ящик»

§ 1.14 (3)

§ 3.8

учебник: №9 стр. 61-62

РТ: №53 стр. 52




31

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа».

план действий

комбинир.


Логическая игра «Переливашки»

Логическая игра «Переправа»

§ 1.14

§ 1.14, 3.9

учебник: №10 стр. 62

РТ: №52* стр. 51, №54 стр. 53




32

К/р №4 по теме «Информационные процессы и информационные технологии». Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация» (начало)

сюжет, видео-сюжет

комбинир.


Интерактивные тесты test4-1.xml, test4-2.xml

Файлы для печати тест4_1.odt, тест4_2.odt.Образец выполнения задания — презентация «Морское дно».

Анимация (начало)

§ 2.11

§ 2.11




33

Создание движущихся изображений. Практическая работа № 14 «Анимация» (завершение)

анимация, ее настройка

комбинир.


Образцы выполнения заданий — презентации «Св_тема1», «Св_тема2», «Св_тема3», «Лебеди».

Анимация (завершение)

§ 2.11

придумать сюжет для анимации




34

К/р №5 (итоговая). Практическая работа №15 «Анимация. Сюжет на свободную тему».




комбинир.





создание анимации









1   2   3   4   5