|
Пояснительная записка Пояснительная записка
Настоящая программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. При детальной проработке изучения тем и произведений о Великой Отечественной войне она открывает широкий простор для творчества учителя, который в зависимости от конкретных условий может варьировать данный материал.
Современное поколение школьников немало знает о Великой Отечественной войне, знает о мужестве и доблести наших воинов, добывавших победу. Однако отдаленность военных лет приводит к тому, что эти события порой путаются, а в их изложении появляется помпезность и лаконичность. Хочется, чтобы ребята не только знали, но и чувствовали цену Победы для всего нашего народа.
В школьных программах тема Великой Отечественной войны представлена недостаточно. Учитель часто не имеет возможности в полном объеме охватить все основные проблемы военной поэзии и прозы.
В основе содержания и структуры данного элективного курса лежит концепция литературного образования. Программа представляет собой систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся расширить знания о Великой Отечественной войне, так как акцент в программе курса делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории.
Программа элективного курса «Великая Отечественная война и ее отражение в литературе» позволяет не только расширить знания учащихся по данной теме, но и донести до ребят мысли и чувства авторов о гибельности войны для всего живого, заставляет поразмышлять об истоках подвига русского (советского) народа. Изучение данного курса ориентирует обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне.
Цели данного элективного курса:
-приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;
-совершенствование и развитие умений творческого чтения, интерпретации художественного произведения;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
-формирование устойчивой потребности у учащихся в чтении патриотической литературы.
Задачи:
-углубление и расширение знаний учащихся о военной литературе;
-развитие умения прослеживать судьбы героев и сравнивать образ «Я» с героями литературных произведений посредством действенной идентификации;
-развитие умения выявлять моральное содержание и нравственное значение действий персонажей;
-развитие исследовательских и творческих способностей личности;
-развитие навыков анализа и рефлексии, умения представлять результаты своей работы;
-воспитание чувства любви к Родине, гордости за русский народ.
Программа элективного курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для данного курса являются:
-самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-смысловое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;
- формулирование своей точки зрения, подбор аргументов;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, интернет-ресурсы и др. базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности.
На элективном курсе используются индивидуальные и групповые формы при изучении материала:
-подготовка к защите проектов и рефератов;
-конференции, круглые столы;
-заочные экскурсии;
-уроки-концерты
-творческие мастерские;
-дискуссии по проблемным вопросам;
-уроки-семинары и уроки-лекции.
Виды деятельности учителя и учащихся: лекция учителя, составление конспекта на основе лекции, выдвижение учителем вопросов различного типа, комплексный анализ текста, сбор фактов по биографии и творчеству писателей и поэтов, использование разных каналов поиска информации, защита проектов и рефератов, сочинение по заданной теме.
Формы контроля за достижениями учащихся:
-самостоятельно подготовленные к уроку сообщения;
-рецензии на прочитанное произведение;
-сочинения на предложенную тему;
-презентации произведений по выбору учащихся.
Межпредметные связи осуществляются посредством введения в курс исторической характеристики эпохи Великой Отечественной войны, работы с портретами авторов изучаемых произведений, а также просмотр фрагментов художественных экранизаций.
В результате освоения элективного курса обучающиеся должны знать:
-содержание изучаемых произведений;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-проблематику и поэтику произведений о Великой Отечественной войне;
-основные теоретико-литературные понятия.
Обучающиеся должны уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции);
-соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных художественных произведений;
-аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературной основе.
Актуальность программы элективного курса определяется необходимостью развития аналитических навыков старшеклассников, а также развития умения обучающеихся писать (составлять текст, сочинять), так как это одно из основных условий развивающейся информационной культуры ХХI века.
Программа рассчитана на 34 часа.
Содержание программы
Тема 1. (1 ч.) Введение. Основные этапы художественного освоения темы Великой Отечественной войны в отечественной литературе.
Тема 2. (2 ч.) Строки, опаленные войной (фронтовая поэзия).
Патриотические мотивы и сила народного духа в лирике военных лет (М. Кульчицкий, К. Симонов, С. Наровчатов, А. Межиров, Ю. Друнина, С. Орлов, Б. Слуцкий и др.). Правда человеческих чувств и переживаний в стихотворениях, созданных в годы войны. Гуманистическое начало лирики военных лет.
Тема 3. (3 ч.) Ради жизни на земле (военная проза фронтового поколения).
М. Шолохов «Они сражались за Родину». Судьбы героев. Мастерство писателя в изображении батальных сцен. Прием антитезы в романе (описание природы – военная обстановка). Экранизация романа (режиссер С. Бондарчук).
Ю. Бондарев «Батальоны просят огня». Сюжет повести. Главные герои повести – «маленькие великие» люди. Смысл названия. Тема любви в повести. Экранизация повести (режиссеры В. Чеботарев, А. Боголюбов).
Тема 4. (4 ч.) Он сердцем принял боль войны (творчество В. Быкова).
Творчество В. Быкова. «Журавлиный крик», «Измена», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Круглянский мост», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Волчья стая», «Его батальон», «Пойти и не вернуться», «Знак беды».
«Армейские» и «партизанские» повести В. Быкова. Суровая панорама войны, трагизм и героика военных будней, нравственные аспекты поведения человека на войне в произведениях писателя.
Тема 5. (2 ч.) «Ржевская проза» В. Кондратьева.
Повести «Селижаровский тракт», «Сашка», рассказы «Овсянниковский овраг», «На поле овсянниковском», «День Победы в Чернове». Особенности «ржевской прозы» В. Кондратьева. Автобиографический «мемуарный» характер произведений писателя. Художественное пространство в рассказах. Сюжетные связи «ржевской» прозы. Экранизация произведений В. Кондратьева («Сашка», режиссер А. Сурин).
Тема 6. (6 ч.) «Лейтенантская » проза (вторая волна военной прозы).
Лейтенантская проза как особое явление в военной прозе 40-60-х годов.
В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Принцип изображения советского солдата в повести. Образ главного героя лейтенанта Керженцева. Типичное и неожиданное в изображении советских солдат на примере образов второстепенных героев
Ю. Бондарев «Горячий снег». Принцип изображения советского солдата у Ю.Бондарева: от генерала до лейтенанта Психологичность изображения в произведении на примерах образов Кузнецова, Уханова, Дроздовского.
К. Воробьев. Судьба писателя К.Воробьёва. Повесть «Это мы, Господи».
Сила духа, несгибаемость главного героя повести. Судьба повести “Убиты под Москвой”. Страшная правда о войне.
Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние». Композиционное своеобразие повести. Внутренний мир героев повести. Психологическая достоверность образов героев.
Тема 7. (2 ч.) Остаться человеком в пламени войны (проблема нравственного выбора человека на войне).
Б. Васильев «В списках не значился». Проблема нравственного выбора человека на войне. Сила духа и героизм русского солдата. Тема любви в повести.
А. Адамов «Каратели». Историко-документальная основа произведения. Проблема выбора.
Тема 8. (2 ч.) Блокадная книга Ленинграда.
Стихотворения О. Берггольц. Стихи О. Берггольц – символ осажденного Ленинграда. Тема 9. (4 ч.) Нравственные уроки военной прозы второй половины XX века.
Роман В. Астафьева «Веселый солдат». Жестокая формула жизни. Горькие раздумья о послевоенном времени. Невеселые воспоминания «веселого солдата».
Роман А. Азольского «Диверсант». Философия войны в романе. Психологизм в изображении героев.
Тема 10. (2 ч.) Тема памяти.
Б. Екимов «Ночь исцеления».
Н. Евдокимов «Степка, мой сын». Страшный лик войны. Противоестественность войны для жизни. Особенности композиции. Смысл названия. Боль от потерь и пожизненная память о войне.
Е. И.Носов. Рассказ «Костер на ветру» (1993). Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды.
.
Тема 11. (4 ч.)
В. Гроссман. Роман «Жизнь и судьба». “Жизнь и судьба” В.Гроссмана – глубокое художественно-философское исследование Великой Отечественной войны. “Жизнь и судьба” – роман-эпопея. Традиции Л.Н.Толстого. Прием «рассказ в рассказе». Многоплановость романа. Смысл названия романа. Человеческая личность и тоталитарное государство. Итоговая конференция. (2 ч.) Представление творческих работ.
Учебно-методический план.
№
| Тема занятия
| Всего часов
| Виды работы
| Форма контроля
| 1.
| Введение. Основные этапы художественного освоения темы Великой Отечественной войны в отечественной литературе.
| 1 ч.
| Лекция с составлением тезисов
| Тезисы лекции, конспект
| 2-3.
| Строки, опаленные войной (фронтовая поэзия).
Патриотические мотивы и сила народного духа в лирике военных лет (М. Кульчицкий, К. Симонов, С. Наровчатов, А. Межиров, Ю. Друнина, С. Орлов, Б. Слуцкий и др.).
| 2 ч.
| Урок-концерт
| Подготовка сообщений о судьбе поэтов, чтение стихотворений наизусть
| 4-6.
| Ради жизни на земле (военная проза фронтового поколения).
М. Шолохов «Они сражались за Родину».
Ю. Бондарев «Батальоны просят огня».
| 3 ч.
| Урок-дискуссия
| Сочинение-отзыв на прочитанное произведение
| 7-10.
| Он сердцем принял боль войны (творчество В. Быкова).
Творчество В. Быкова. «Журавлиный крик», «Измена», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Круглянский мост», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Волчья стая», «Его батальон», «Пойти и не вернуться», «Знак беды».
| 4 ч.
| Урок-семинар
| Подготовка сообщений учащимися
| 11-12.
| «Ржевская проза» В. Кондратьева.
Повести «Селижаровский тракт», «Сашка», рассказы «Овсянниковский овраг», «На поле овсянниковском», «День Победы в Чернове».
| 2 ч.
| Урок-семинар
| Защита рефератов
| 13-18.
| «Лейтенантская » проза (вторая волна военной прозы).
Лейтенантская проза как особое явление в военной прозе 40-60-х годов.
В. Некрасов «В окопах Сталинграда».
Ю. Бондарев «Горячий снег».
К. Воробьев. Повесть «Это мы, Господи».
Г. Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние».
| 6 ч.
| Урок-семинар
| Подготовка сообщений учащимися
| 19-20.
| Остаться человеком в пламени войны (проблема нравственного выбора человека на войне).
Б. Васильев «В списках не значился». А. Адамов «Каратели».
| 2 ч.
| Урок-дискуссия
|
| 21-22.
| Блокадная книга Ленинграда.
Стихотворения О. Берггольц. Стихи О. Берггольц – символ осажденного Ленинграда.
| 2 ч.
| Заочная экскурсия
| Презентации, подготовленные учащимися
| 23-26.
| Нравственные уроки военной прозы второй половины XX века.
Роман В. Астафьева «Веселый солдат».
Роман А. Азольского «Диверсант».
| 4 ч.
| Урок-дискуссия,
семинар
| Сочинение-рецензия
| 27-28.
| Тема памяти.
Б. Екимов «Ночь исцеления».
Н. Евдокимов «Степка, мой сын»..
Е. И.Носов. Рассказ «Костер на ветру» (1993).
| 2 ч.
| Творческая мастерская
| исследование
| 29-32.
| В. Гроссман. Роман «Жизнь и судьба».
| 4 ч.
| Урок-лекция;
Урок-дискуссия
| Составление конспекта, сочинение-эссе
| 33-34.
| Итоговая конференция.
| 2 ч.
| Урок-конференция
| Представление творческих работ.
|
Список литературы: Литература для учащихся
1. Аннотация художественных произведений о Великой Отечественной войне, 12 т, Венок славы. М., 1987
2. Астафьев В. Посох памяти. М., 1980
3. Бочаров А. Человек и война. М., 1978
4. Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1983
5. В мире литературы. 11-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля под ред. А.Г.Кутузова М., Просвещение, 2002
6. Журавлев С.И. Память пылающих лет. М.: Просвещение, 1985.
7. Кузьмичев И. Боль памяти. Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1985.
8. Литература. 11-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Классикс Стиль, 2004
9. Русская литература XX века. Хрестоматия для 11-го класса в 2-х частях /сост.А.В.Баранников, Т.А.Калганова, Л.М.Рыбченкова, М.: Просвещение, 2002
10. Чалмаев В.А., Зиник С.А. Русская литература XX века: учебник для 11-го класса в 2-х частях. М.: ТИД “Русское слово – РС”, 2003
Литература для учителя
Аннинский Л. Спасти Россию ценой России // Новый мир, 1994 № 10
Бочаров А. Человек и война М., 1978
Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе М.:Просвещение,2002
Перова Е.В. Повесть Ю.В. Бондарева “Батальоны просят огня”/ Литература в школе.2006. № 5
Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы: учебно-методическое пособие – СПб.: Паритет, 2001
Сохряков Ю.И. Нравственно-философский потенциал военной прозы.//Литература в школы. 2006. № 5
Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.:Флинта, 2002
|
|
|