|  | Рабочая программа по курсу: Информатика и икт класс: 10-11 Количество часов (всего) 140 ч., в неделю 2/2 ч| Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 38
 
 города Тулы
 
 Утверждаю
 
 Директор школы ______
 
 пр. № от года
 
 
 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 
 
 По курсу: Информатика и ИКТ
 
 Класс: 10-11
 Количество часов (всего) - 140 ч., в неделю – 2/2 ч.
 Составитель: Лубянская Е.А.
 Рассмотрена на заседании
 
 ШМО учителей физико-математического цикла,
 
 протокол № 1 от г.
 
 Руководитель ШМО__________
 
 Согласована
 
 Заместитель директора по УВР
 
 _______________
 
 Принята на заседании
 
 педагогического совета,
 
 протокол № 1 от г.
 
 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 Статус документа
 
 Рабочая программа составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям для среднего (полного) общего образования (базовый уровень), утверждённой Письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 июля 2005 года № 03-1263, на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
 
 В связи с тем, что на изучение предмета отводится по 2 часа в неделю, были перераспределены часы, отводимые примерной программой по информатике и ИКТ. Кроме этого добавлены темы «Основы логики» и «Алгоритмизация и программирование», поскольку этот учебный материал входит в задания ЕГЭ. В соответствии с этим определена последовательность тем и распределены часы на их изучение.
 
 Рабочая программа рассчитана на 140 часов, из расчёта 2 ч в неделю.
 
 Структура документа
 
 Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и возможной последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.
 Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:
 
  освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
 
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
 
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
 
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
 
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
 
 
 Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
 Общая характеристика учебного предмета
 Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.
 
 Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.
 
 Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.
 
 Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».
 
 Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.
 
 Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.
 
 Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.
 
 Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.
 
 Это позволяет:
 
  обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
 
систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
 
заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
 
сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.
 
 Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.
 
 Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
 
 С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.
 
 С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:
 
    автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);
 
АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);
 
АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);
 
АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).
 
 С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.
 
 Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.
 
 Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.
 
 Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.
 
 Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.
 
 Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.
 
 Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.
 
 
        | СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 | 10 класс
 
 | 11 класс
 
 |   | Всего
 
 | Из них практики
 
 | Всего
 
 | Из них практики
 
 |   | 
 Информация и информационные процессы
 
 Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Роль информации в жизни человека. Информация и данные.
 
 Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
 
 Информационный процесс. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.
 
 Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
 
 Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. О проблеме защиты информации. Организационные меры информационно безопасности. Защита информации с помощью антивирусных программ.
 
 Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
 
 Управление системой как информационный процесс.
 
 Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
 
 Организация личной информационной среды.
 
 Практические работы
 
 1. Измерение информации.
 
 Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
 
 2. Информационные процессы
 
 Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
 
 3. Кодирование информации
 
 Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
 
 4. Поиск информации
 
 Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
 
 5. Защита информации
 
 Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
 
 
 | 
 12
 
 | 
 6
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 Информационные модели
 
 Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
 
 Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
 
 Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.
 
 Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
 
 Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.
 
 Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
 
 Практические работы
 
  Моделирование и формализация
 
 Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
 
  Исследование моделей
 
 Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
 
  Информационные основы управления
 
 Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
 
 Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
 
 | 
 13
 
 | 
 6
 
 | 
 
 
 | 
 
 |   | 
 Информационные системы
 
 Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
 
 Практические работы
 
  Информационные системы. СУБД.
 
 Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
 
 
 | 
 7
 
 
 | 
 
 3
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
 
 Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
 
 Практические работы
 
  Компьютер и программное обеспечение.
 
 Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.
 
 
 | 
 6
 
 | 
 3
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 Компьютерные технологии представления информации
 
 Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.
 
 Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы.
 
 Два подхода к представлению графической информации. Растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
 
 Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
 
 Практические работы
 
  Представление информации в компьютере.
 
 Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
 
 
 | 
 11
 
 | 
 5
 
 | 
 
 | 
 
 |   | 
 Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов
 
 Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Текстовые документы и текстовые процессоры. Сферы использования текстовых документов. Аппаратное и программное обеспечение процесса обработки текста. Интерфейс среды текстового процессора Microsoft Word. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
 
 Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. . Технология накопления данных и их обработки в Microsoft Excel. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)
 
  Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Виды компьютерной графики. Положение графического объекта в тексте. Особенности создания растрового изображения в среде Paint.
 
 Создание мультимедийной презентации. Программа подготовки презентаций Microsoft Power Point. Общий вид интерфейса. Работа с графикой. Режим Фотоальбом. Автоматическая настройка. Предварительный просмотр. Безопасность.
 
  Создание и преобразование информационных объектов.
 
 Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида. Изменение структуры текстового документа. Создание и редактирование таблиц.
 
 Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Разработка информационной системы для анкетирования. Разработка пользовательского интерфейса в среде электронных таблиц. Организация накопления данных. Подведение итогов, автоматизированная обработка данных анкетирования с помощью электронных таблиц и составления диаграмм Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
 
 Шаблоны содержания презентации. Разработка плана презентации. Заполнение презентации информацией по теме. Создание элементов управления презентацией.
 
 | 
 
 11
 
 | 
 6
 
 
 
 | 
 
 10
 
 | 
 5
 
 
 |   | 
 
 
  Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)
 
 Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.
 
 Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
 
 Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
 
 Инструментальные средства создания Web-сайтов.
 
 Практические работы
 
  Компьютерные сети.
 
 Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики.
 
 Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта
 
 
 | 
 
 | 
 
 | 
 12
 
 | 
 8
 
 
 |   | Основы логики
 
 Формы мышления. Алгебра высказываний. Логическое умножение, сложение, отрицание. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. Законы логики. Логические основы устройства компьютера.
 
 | 9
 
 | 3
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Алгоритмизация и программирование.
 
 Понятие алгоритма: свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя. Способы записей алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы. Различные технологии программирования. Алгоритмическое программирование: основные типы данных, процедуры и функции. Алгоритмический язык программирования Basic. Основные команды языка. Основные символы языка. Линейные программы. Условие на Бейсике. Программы ветвления. Циклы в Бейсике. Программы цикла. Массивы. Типы и объявление массивов. Заполнение массива. Сортировка массива. Двумерные массивы и вложенные циклы. Символьные переменные. Определяемые функции и подпрограммы. Файловый ввод-вывод данных. Графические средства языка. Программирование графических объектов. Объектно-ориентированное программирование: объект, классы объектов, экземпляры класса и семейства объектов. Методы объектов, свойства объекта, операции над объектом, события. Объектно-ориентированный подход в среде Windows&Office. Знакомство с одним из языков программирования. Объектно-ориентированное событийное программирование на языке Visual Basic. Переменные величины: тип, имя, значение. Переменная, выражения, присваивание. Выполнение программ компьютером. Массивы (таблицы) как способ представления информации. Разработка программ методом последовательной детализации (сверху вниз). Разработка программ сборочным методом (снизу вверх)
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 26
 
 | 15
 
 |   | Основы социальной информатики
 
 Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 4
 
 | 
 
 
 |   | Повторение и обобщение материла
 
 | 
 
 
 | 16
 
 | 
 
 
 |   | Резерв
 
 | 2
 
 | 2
 
 |   | Всего
 
 | 70
 
 | 32
 
 | 70
 
 | 28
 
 |  
 Требования к уровню подготовки выпускников
 В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
 
 знать/понимать
 
  Объяснять различные подходы к определению понятия "информация".
 
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
 
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
 
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
 
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
 
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
 
Назначение и функции операционных систем.
 
 
 уметь
 
  Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
 
Распознавать и описывать информационные процессы в различных системах.
 
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
 
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
 
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
 
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
 
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
 
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных,
 
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
 
Представлять числовую информацию и динамику их изменения различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
 
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
 
 
 использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 
  эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
 
ориентации в информационном пространстве, работы с распространёнными автоматизированными системами;
 
автоматизации коммуникационной деятельности;
 
соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
 
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
 
 | 
 |  |