|
Рабочая программа по математике 7 класс Разработала учитель математики высшей категории Подтягина Ю. М Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И.Герцена г. Клинцы Брянской области
Рассмотрено на Согласовано «Утверждаю»
заседании МО учителей Зам.директора по УВР Директор МБОУ-СОШ№2
математики __________С.И. Бурак. им. А.И.Герцена
_________Т.А. Гетун ___________2012 г. ___________М.М. Брук
Протокол №1 __________2012г.
от_________2012г.
Рабочая программа
по математике
7 класс
Разработала учитель математики высшей категории Подтягина Ю.М.
г. Клинцы 2012
Рабочая программа
по математике
7 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- государственного стандарта основного общего образования по математике,
- программы по алгебре 7-9 класс, автор А.Г.Мордкович,
- программы общеобразовательных учреждений Геометрия 7-9 классы, автор Т.А Бурмистрова,
- федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ.
Программа соответствует учебникам:
А.Г.Мордкович, учебник Алгебра 7 класс, Москва, Мнемозина 2007 г.
А.Г.Мордкович, задачник Алгебра 7 класс, Москва, Мнемозина, 2007 г.
А.В.Погорелов, учебник Геометрия 7-9 классы, Москва, Просвещение, 2008 г.
На преподавание отводится 5 часов из федерального компонента, всего 5 часов в неделю, 175 часов в год.
Программа по математике для 7 класса состоит из алгебры, 3 час а в неделю ( всего 105 часов) и геометрии, 2 часа в неделю (всего 70 часов).
Цели обучения математике:
Изучение алгебры в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь- умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к геометрии как у части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Содержание программы по алгебре.
Рациональные числа. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с натуральным показателем, свойства степени с натуральным показателем. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Представление зависимости между величинами в виде формул.
Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений. Свойства степеней с натуральным показателем.
Многочлены. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формулы суммы кубов и разности кубов. Разложение многочлена на множители.
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей.
Уравнения. Уравнение с одной переменной. Линейное уравнение. Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства Чтение графиков функций.
Функции, описывающие прямую пропорциональную зависимости её график. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
Координаты. Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых.
Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования выражений;
решать линейные уравнения и сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой; определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
строить графики изученных функций;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять простейшие свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнении, систем, описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
интерпретации графиков зависимостей между величинами.
Литература
Примерные программы основного общего образования по математике: Стандарты второго поколения – М.: Просвещение, 2009.;
Тематическое приложение к вестнику образования;
А. Г. Мордкович Алгебра . 7 класс. Учебник - М.: Мнемозина 2007 г.;
А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская Алгебра . 7 класс. Задачник – М: Мнемозина 2007 г.;
А. Г. Мордкович Алгебра 7-9 класс. Пособие для учителей М.: Мнемозина 2006 г.;
Л. А. Александрова. Алгебра 7 класс. Контрольные работы. М.Мнемозина.2008 г.;
Л. А. Александрова, Алгебра 7 класс. Самостоятельные работы. М.: Мнемозина 2008г.
Содержание программы по геометрии. Основные свойства простейших геометрических фигур (14 часов).
Возникновение геометрии из практики. Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры: точка, прямая, луч, плоскость. Отрезок, ломаная. Длина отрезка и его свойства. Угол. Виды углов: прямой, тупой, острый. Величина угла и ее свойства. Равенство отрезков, углов, треугольников. Смежные и вертикальные углы (8 часов).
Смежные и вертикальные углы и их свойства. Биссектриса угла и её свойства. Параллельные прямые. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы, следствия. Перпендикулярность прямых. Контрпример, доказательство от противного. Признаки равенства треугольников (14часов).
Треугольник, прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Признаки равенства треугольников: первый, второй, третий. Медиана, биссектриса и высота треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольники. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Прямая и обратная теоремы.
Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки (при изучении геометрии по первому варианту):
построение треугольника по трём сторонам;
угла, равного данному;
биссектрисы угла,
перпендикуляра к прямой;
деление отрезка пополам.
Сумма углов треугольника (15 часов).
Параллельные и пересекающиеся прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника.
Признаки равенства прямоугольных треугольников. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Геометрические построения (11 часов).
Окружность и круг. Центр окружности, радиус, диаметр. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности, свойство касательной к окружности, равенство касательных, проведенных из одной точки. Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: построение треугольника по трём сторонам; угла, равного данному; биссектрисы угла; перпендикуляра к прямой, деление отрезка пополам. Понятие о геометрическом месте точек. Повторение (8 часа)
Требования к уровню подготовки семиклассников
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен знать / понимать:
существо понятия математического доказательства; некоторые примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
В результате изучения геометрии в 7 классе ученик должен уметь:
Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
Распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение
Изображать изученные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач
Вычислять значение геометрических величин: длин и углов.
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения простейших практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (использую при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Литература
Тематическое приложение к вестнику образования.
Требование к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7–9 класс. М. «Просвещение», 2010г.
Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2010 г.
Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. – М.: Просвещение, 2008
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2006.
Мищенко Т.М., Семенов А.В. Разноуровневые дидактические карточки-задания по геометрии. 7 класс. – М.: Генжер
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
математика 7 класс
(5 часов в неделю, всего 170 часов)
Учебники: А.Г Мордкович, учебник Алгебра 7 класс, Москва, Мнемозина 2007 г., А.Г. Мордкович, задачник Алгебра 7 класс, Москва, Мнемозина 2007 г., А.В. Погорелов Геометрия 7-9, Москва, Мнемозина, 2008 г.
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Дата
| Домашнее задание
| Алгебра
| Геометрия
| по плану
| по факту
|
| 1.Математический язык.Математическая модель
|
| 13
|
|
|
|
| 1.
| Числовые и алгебраические выражения
|
| 1
| Урок изучения нового
|
|
|
|
|
| Основные свойства простейших геометрических фигур
| 14
|
|
|
|
| 2.
|
| Геометрические фигуры. Точка и прямая.
| 1
| Урок изучения нового
|
|
|
| 3.
| Числовые и алгебраические выражения
|
| 1
| Комбинирован. урок
|
|
|
| 4.
|
| Отрезок
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 5.
| Числовые и алгебраические выражения
|
| 1
| Комбинирован.. урок
|
|
|
| 6.
| Что такое математический язык
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 7.
|
| Длина отрезка
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 8.
| Что такое математическая модель
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 9.
|
| Полуплоскость
|
| Урок изучен.нового
|
|
|
| 10.
| Что такое математическая модель.
|
| 1
| Урок закрепления
|
|
|
| 11
| Линейное уравнение с одной переменной
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 12
|
| Полупрямая
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 13.
| Линейное уравнение с одной переменной
|
|
| Комбин. урок
|
|
|
| 14.
|
| Угол
|
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 15.
| Линейное уравнение с одной переменной
|
| 1
| Урок закрепления
|
|
|
| 16.
| Координатная прямая
|
| 1
| Урок изучен
нового
|
|
|
| 17
|
| Угол. Решение задач.
| 1
| Урок закрепления
|
|
|
| 18
| Координатная прямая
|
| 1
| Комбин урок
|
|
|
| 19.
|
| Откладывание отрезков и углов
| 1
| Урок изучен.нового
|
|
|
| 20.
| Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
|
| 1
| Урок повтор.
|
|
|
| 21.
| Контрольная работа №1 по теме: «Математический язык. Математическая модель».
|
| 1
| Урок контроля знаний
|
|
|
| 22.
|
| Треугольник
|
| Урок изучен. нового
|
|
|
|
| 2. Линейная функция
|
| 11
|
|
|
|
| 23.
| Координатная плоскость
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 24.
|
| Существование треугольника, равного данному.
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 25.
| Координатная плоскость
|
| 1
| Комбин урок
|
|
|
| 26.
| Линейное уравнение с двумя переменными и его график
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 27
|
| Параллельные прямые
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 28.
| Линейное уравнение с двумя переменными
|
| 1
| Комбин. урок
|
|
|
| 29.
|
| Теоремы и доказательства
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 30.
| Линейное уравнение с двумя переменными
|
| 1
| Урок закрепления
|
|
|
| 31.
| Линейная функция и ее график
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 32
|
| Аксиомы
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 33.
| Линейная функция и ее график
|
| 1
| Комбин. урок
|
|
|
| 34.
|
| Контрольная работа №1 по теме: «Основные свойства простейших геометрических фигур».
| 1
| Урок контроля знаний
|
|
|
| 35.
| Линейная функция и ее график
|
| 1
| Урок закрепления
|
|
|
| 36.
| Линейная функция у=кх
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 37.
|
| Смежные углы
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 38.
| Взаимное расположение графиков линейных функций
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 39.
|
| Смежные углы. Решение задач
|
| Комбин. урок
|
|
|
| 40.
| Контрольная работа по теме: « Линейная функция»
|
| 1
| Урок контроля знаний
|
|
|
|
| 3.Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
|
| 13
|
|
|
|
| 41.
| Основные понятия
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 42.
|
| Вертикальные углы
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 43.
| Основные понятия
|
| 1
| Комбин. урок
|
|
|
| 44.
|
| Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 45.
| Метод подстановки
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 46.
| Метод подстановки
|
| 1
| Комбин. урок
|
|
|
| 47.
|
| Биссектриса угла
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 48.
| Метод подстановки
|
| 1
| Урок закрепления
|
|
|
| 49.
|
| Биссектриса угла. Решение задач
| 1
| Урок закрепления
|
|
|
| 50.
| Метод алгебраического сложения
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| 51.
| Метод алгебраического сложения
|
| 1
| Комбин. урок
|
|
|
| 52.
|
| Биссектриса угла. Решение задач
| 1
| Урок повтор.
|
|
|
| 53.
| Метод алгебраического сложения
|
| 1
| Урок закрепления
|
|
|
| 54.
|
| Контрольная работа №2 по теме: «Смежные и вертикальные углы»
| 1
| Урок контроля знаний
|
|
|
| 55.
| Системы линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
|
| 1
| Урок изучен. нового
|
|
|
| |
|
|