|
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
РАБОЧАЯ программа
по предмету «Обществознание» (включая экономику и право)
для обучающихся 8 а класса
Уровень: основное общее образование (базовый)
Разработчик программы: Сальникова Г.Д., учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 1, высшая квалификационная категория
I. Аннотация
Статус документа
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:
-федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего. Основного общего и среднего (полного) общего образования»,
-Примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) МО РФ 2004г. /Официальный сайт Минобрнауи РФ/
-Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса (приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986)
-А.И.Кравченко. Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Русское слово», 2007.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися по обществознанию в 8 классе. Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 35 часов в год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников, список литературы для учителя и учащихся. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
В 8 классе важно использовать доступные для учащихся формы и приемы работы для:
– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Цели изучения предмета
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс «Обществознание» для 8 классов органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 35 часов в год Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
II. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Класс
| Наименование раздела
| Всего часов
| Из них повторительно-обобщающие уроки
| Из них уроки контроля
| 8 класс
|
|
|
|
|
| Вводный урок
| 1
|
|
|
| Общество и человек
| 10
| 1
| 1
|
| Экономическая сфера
| 10
| 1
| 1
|
| Социальная сфера
| 10
| 1
| 1
|
| Итоговое тестирование по курсу
| 2
|
| 2
|
| Резерв
| 2
|
|
|
| Итого: 35 часов
| 35
| 3
| 5
| III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
8а КЛАСС (35 часов)
Вводный урок: Общество – предмет гуманитарного цикла (1 ч.)
Раздел I. Общество и человек (10 ч.)
Тема 1. Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе (1 ч.)
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе.
Тема 2. Взаимосвязь природы и общества (1 ч.)
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Тема 3. Типология обществ (1 ч.)
Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств.
Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества (1 ч.)
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития общества. Соотношение регресса и прогресса в развитии человеческого общества.
Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Тема 5. Личность и социальная среда (1ч.)
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Тема 6. Потребности человека (1ч.)
Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Тема 7. Социализация и воспитание (1ч.)
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Тема 8. Социально-психологический процесс общения (1ч.)
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Опорные понятия и термины: общество, сферы общества, мировое сообщество, природа, окружающая среда, дописьменные и письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества, ускорение истории, социальный прогрсс и регресс, реформы и революция, личность, потребности, социализация, воспитание.
Повторение. Человек в обществе и общество в человеке (1 ч.)
Итоговое тестирование: Общество и человек (1ч.)
Раздел II. Экономическая сфера (10ч.)
Тема 9. Сущность и строение экономики (1ч.)
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирование капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.
Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Тема 10. Товар и деньги (1ч.)
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Отличие товаров, услуг и продуктов. Коммерческие институты. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Тема 11. Спрос и предложение (1ч.)
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цена как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Тема 12. Рынок, цена и конкуренция (1ч.)
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Тема 13. Предпринимательство (1ч.)
Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.
Тема 14. Роль государства в экономике (1ч.)
Экономическая роль государства. Поддержка государством экономических институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, юридический и психологический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Тема 15. Бюджет государства и семьи (1ч.)
Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Тема 16. Труд, занятость, безработица (1ч.)
Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы.
Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Опорные понятия и термины: Рыночная экономика, конкуренция, ресурсы, производство, потребление, обмен, распределение, товар, услуги, деньги, цена, рынок, биржа, банк, налоги, налогообложение, промышленность, отрасль, предприятие, фирма, труд, капитал, заработанная плата, бизнес, спрос и предложение, безработица, доходы и расходы, рабочая сила, потребители, государственный бюджет, бюджет семьи.
Повторение: Становление рыночного общества в России: общее и особенное (1ч.)
Итоговое тестирование: Экономическая сфера (1ч.)
Раздел III. Социальная сфера (10ч.)
Тема 17. Социальная структура (1ч.)
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
Тема 18. Социальная стратификация (1ч.)
Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей.
Тема 19-20. Богатые и бедные (2ч.)
Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богачи. Средний класс и приличествующий уровень жизни.
Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Опорные понятия и термины: Статус, роль, социальная структура, социальная группа, социальные и межличностные отношения, класс, социальная стратификация, социальное неравенство, доход, власть, образование, престиж, интеллигенция, бедные, богатые, этнос, народ, нация, брак, семья, конфликты.
Тема 21. Этнос: нации и народности (1ч.)
Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Тема 22. Межнациональные отношения (1ч.)
Отношения между различными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным меньшинством и национальным большинством. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Тема 23. Конфликты в обществе (1ч.)
Предмет, субъект, повод, причина, цель, масштаб конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Тема 24. Семья (1ч.)
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Повторение: Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства (1ч.)
Итоговое тестирование: Социальная сфера (1ч.) Итоговое тестирование по курсу (2ч.)
На резерв предусмотрено оставить 2 ч (возможные актированные дни)
Предмет
| Класс
| Содержание
| Дата
| Кол-во часов
| Разделы курса
| № урока
| Наименование темы урока
|
|
| 1 четверть 2014-2015 уч.года – 9 ч
| Введение (1 ч)
| Урок 1
| Вводный урок: Обществознание – предмет гуманитарного цикла
| 02.09.
| 1
| Раздел 1. Общество и человек (10 ч.)
| Урок 2
| Общество, его признаки, структура, место в мировом сообществе
| 09.09
| 1
|
| Урок 3
| Взаимосвязь природы и общества
| 16.09
| 1
|
| Урок 4
| Типология обществ
| 23.09
| 1
|
| Урок 5
| Социальный прогресс и развитие общества
| 30.09
| 1
|
| Урок 6
| Личность и социальная среда
| 07.10
| 1
|
| Урок 7
| Потребности человека
| 14.10
| 1
|
| Урок 8
| Социализация и воспитание
| 21.10
| 1
|
| Урок 9
| Социально-психологический процесс общения
| 28.10
| 1
|
|
| 2 четверть 2014-2015 уч.года – 7 ч
|
|
|
| Урок 10
| Повторительно-обобщающий урок: «Человек в обществе, общество – в человеке»
| 11.11.
|
|
| Урок 11
| Урок контроля по разделу:
« Общество и человек»
| 18.11
| 1
| Раздел 2. Экономическая сфера (10 ч.)
| Урок 12
|
Сущность и структура экономики
| 25.11
| 1
|
| Урок 13
| Товар и деньги
| 02.12
| 1
|
| Урок 14
| Спрос и предложение
| 09.12
| 1
|
| Урок 15
| Рынок, цена и конкуренция
| 16.12
| 1
|
| Урок 16
| Что такое предпринимательство
| 23.12
| 1
|
|
| 3 четверть 2014-2015 уч.года – 10 ч
|
|
|
| Урок 17
| Роль государства в экономической жизни
| 13.01
| 1
|
| Урок 18
| Бюджет государства и семьи
| 20.01
| 1
|
| Урок 19
| Труд, занятость, безработица
| 27.01
| 1
|
| Урок 20
| Повторительно-обобщающий урок: «Становление рыночного общества в России: общее и особенное»
| 03.02
| 1
|
| Урок 21
| Урок контроля по разделу: «Экономическая сфера»
| 10.02.
|
| Раздел 3. Социальная сфера (9 ч.)
| Урок 22
| Социальная структура общества
| 17.02
| 1
|
| Урок 23
| Что такое социальная стратификация
| 24.02
| 1
|
| Урок 24-25
| Богатые и бедные
| 03.03
10.03
| 2
|
| Урок 26
| Этнос: нации и народности
| 17.03
| 1
|
|
| 4 четверть 2014-2015 уч.года – 9 ч
|
|
|
| Урок 27
| Межнациональные отношения
| 31.03
| 1
|
| Урок 28
| Конфликты в обществе
| 07.04
| 1
|
| Урок 29
| Семья - основа жизни общества
| 14.04
| 1
|
| Урок 30
| Повторительно-обобщающий урок: «Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства»
| 21.04
| 1
| Повторение и итоговые уроки (3ч)
| Урок 31
| Урок контроля по разделу:
« Социальная сфера»
| 28.04
| 1
|
| Урок 32-33
| Итоговое тестирование по курсу обществознания 8 класса. Заключение
| 05.05
12.05
| 2
| Резерв 2 ч
| Урок и 34-35
|
| 19.05.,
26.05.
| 2
|
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ОБЩЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
V. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно--методический комплекс:
Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2002.
Максимова Е.Г. Интеллектуальная игра «Государственные символы в судьбе» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 67-70.
Морозова С.В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: ресурсы образования //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 8. С. 36-40.
Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
Петрова Л.А. Из рабочей тетради по обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 2. С. 38-41.
Репин Е.Н., Репина Н.А. Деньги в их истинном значении: Пособие для учителей и учащихся. М., 1999.
Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2002/03 учебный год /Под ред. С.И. Козленко. М., 2010
Сборник методических материалов для учителей истории и обществознания. 2003/04 учебный год /Под ред. С.И. Козленко. М., 2003.
Справочник преподавателя общественных дисциплин /Авт.-сост. Е.Е. Вяземский, Т.И. Тюляева. М., 2006.
Сухолет И.Н. Вопросы духовной культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. М., 2007.
Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 1. С. 16-23. |
|
|