|
Пояснительная записка. Общая характеристика программы Пояснительная записка.
Общая характеристика программы.
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике,федерального перечня учебников,рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,базисного учебного плана,программы по геометрии авт. Л.С.Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б.Кадомцева.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника авт. Л.С.Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б.Кадомцева «Геометрия 7-9»
Цели изучения курса.
Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи изучения курса.
В ходе преподавания геометрии в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмическойдеятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения:
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач:
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Место предмета.На изучение предмета отводится 2 часа в неделю,70 часов в год .Предусмотрено 5 контрольных работ,среди них одна итоговая.
2.Программное и учебно-методическое оснащение программы
Класс
| Количество часов в неделю, согласно учебному плану школы
| Реквизиты программы
| УМК
обучающихся
| УМК
учителя
| Федеральный компонент
| Региональный компонент
| Школьный компонент
|
9
|
2
|
|
| Рассмотрена на заседании ШМО учителей математики, информатки,физики(про
токол№1 от «28.08»2013)
Принята педагогическим сотом(протокол№1от «30»08.2013)
Утверждена директором МБОУ-СОШ №4
| Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадом-
цев
Геометрия. Учебник для 7-9 классов.
Б.Г.Зив, В.М.Мейлер
Дидактические материалы по геометрии для 9 класса.
| Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов
Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев
Геометрия. Учебник для 7-9 классов.
Б.Г.Зив, В.М.Мейлер
Дидактические материалы по геометрии для 9 класса
|
3.Основное содержание программы.
Метод координат. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам .Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Решение задач по теме «Координаты вектора». Простейшие задачи в координатах. Координаты середины отрезка. Вычисление длины вектора. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Применение метода координат к решению задач. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой точке. Уравнение прямой. Решение задач по теме «Уравнение окружности, уравнение прямой». Решение задач по теме «Метод координат». Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Основная цель-выработать устойчивые навыки решения простейших задач в координатах.
Скалярное произведение векторов. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0° до 180°. Основное тригонометрическое тождество. Радианная мера угла. Метрические соотношения между элементами произвольного треугольника. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Примеры применения теорем синусов и косинусов для вычисления элементов треугольника. Решение треугольников.
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Свойство скалярного произведения векторов Площадь четырёхугольника.
Основная цель-выработать прочные навыки решения треугольников на основании знаний о метрических соотношениях между элементами произвольного треугольника.
Длина окружности. Площадь круга. Правильные многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписано окружности. Решение задач по теме «Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности». Построение правильного многоугольника. Длина окружности, число «пи», длина дуги окружности. Градусная мера угла, соответствие между величинами угла и длиной дуги окружности. Круг. Сектор, сегмент круга. Площадь круга и кругового сектора.
Основная цель-выработать прочные навыки решения задач на вычисление площади правильного многоугольника, его стороны ,радиуса внисанной и описанной окружности.
Движение Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Примеры движения фигур. Наложения и движения. Симметрия фигур. Осевая симметрия. Центральная симметрия. Параллельный перенос. Решение задач по теме «Параллельный перенос». Поворот. Центральная и осевая симметрии, понятие о гомотетии.
Основная цель-выработать понимание движения фигур и знание основных видов движения.
Об аксиомах планиметрии. Начала стереометрии Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Аксиомы планиметрии. Обзорная беседа о развитии геометрии. Предмет стереометрии. Геометрические фигуры и тела. Наглядные представления о пространственных телах: куб, призма, параллелепипед, пирамида. Правильные многогранники. Объём тела. Объём куба, призмы, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды. Примеры развёрток, примеры сечений. Построение сечений многогранников. Наглядные представления о пространственных телах: шар, цилиндр, конус. Объём шара, цилиндра, конуса представления об аксиоматическом построении геометрии,сформировать представления о пространственных фигурах.
Основная цель-выработать четкие представления об аксиоматическом построении геометрии,сформировать представления о пространственных фигурах.
Повторение. Решение задач.
Основная цель-повторить и систематизировать материал 9 класса ,уметь применять полученные знания при решении задач.
4.Основные умения и навыки учащихся.
Учащиеся должны знать/понимать как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения геометрических и практических задач;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики.
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространствен
ных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и
технические средства);
построений геометрическими инструментами(линейка, угольник, циркуль, транспортир).
5. Календарно-тематическое планирование.
№ урока
| № урока по теме
| Ориентировочная дата
| Тема урока
| Примечание
| Метод координат (10 уроков)
| 1
| 1
|
| Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
|
| 2
| 2
|
| Координаты вектора. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.
|
| 3
| 3
|
| Решение задач по теме «Координаты вектора».
|
| 4
| 4
|
| Простейшие задачи в координатах. Координаты середины отрезка.Вычисление длины вектора. Формула расстояния между двумя точками плоскости.
|
| 5
| 5
|
| Применение метода координат к решению задач.
|
| 6
| 6
|
| Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой точке.
|
| 7
| 7
|
| Уравнение прямой.
|
| 8
| 8
|
| Решение задач по теме «Уравнение окружности,уравнение прямой».
|
| 9
| 9
|
| Решение задач по теме «Метод координат».
|
| 10
| 10
|
| Контрольная работа №1 по теме «Метод координат».
|
| Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (16 уроков).
| 11
| 1
|
| Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0° до 180°. Основное тригонометрическое тождество.
|
| 12
| 2
|
| Радианная мера угла.
|
| 13
| 3
|
| Метрические соотношения между элементами произвольного треугольника.
|
| 14
| 4
|
| Теорема о площади треугольника.
|
| 15
| 5
|
| Теорема синусов.
|
| 16
| 6
|
| Теорема косинусов.
|
| 17
| 7
|
| Примеры применения теорем синусов и косинусов для вычисления элементов треугольника.
|
| 18
| 8
|
| Решение треугольников. Применение теорем синусов и косинусов для вычисления элементов треугольника.
|
| 19
| 9
|
| Решение треугольников.
|
| 20
| 10
|
| Контрольная работа №2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
|
| 21
| 11
|
| Угол между векторами.
|
| 22
| 12
|
| Скалярное произведение векторов. Свойство скалярного произведения векторов.
|
| 23
| 13
|
| Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов».
|
| 24
| 14
|
| Площадь четырёхугольника.
|
| 25
| 15
|
| Решение задач по теме «Площадь четырехугольника.Скалярное произведение векторов».
|
| 26
| 16
|
| Самостоятельная работа по теме «Угол между векторами.Скалярное произведение векторов».
|
| Длина окружности. Площадь круга (16 уроков).
| 27
| 1
|
| Правильные многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника.
|
| 28
| 2
|
| Окружность, описанная около правильного многоугольника.
|
| 29
| 3
|
| Окружность, вписанная в правильный многоугольник.
|
| 30
| 4
|
| Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписано окружности.
|
| 31
| 5
|
| Решение задач по теме «Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписано окружности».
|
| 32
| 6
|
| Построение правильного многоугольника.
|
| 33
| 7
|
| Решение задач по теме «Правильный многоугольник»
|
| 34
| 8
|
| Решение задач по теме «Правильный многоугольник»
|
| 35
| 9
|
| Длина окружности, число «пи», длина дуги окружности. Градусная мера угла, соответствие между величинами угла и длиной дуги окружности.
|
| 36
| 10
|
| Решение задач по теме «Длина окружности, длина дуги окружности».
|
| 37
| 11
|
| Круг. Сектор, сегмент круга. Площадь круга и кругового сектора.
|
| 38
| 12
|
| Решение задач по теме «Площадь круга и кругового сектора».
|
| 39
| 13
|
| Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
|
| 40
| 14
|
| Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
|
| 41
| 15
|
| Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга».
|
| 42
| 16
|
| Контрольная работа №3 по теме «Длина окружности и площадь круга».
|
| Движение (12 уроков).
| 43
| 1
|
| Отображение плоскости на себя. Понятие движения.
|
| 44
| 2
|
| Понятие движения. Примеры движения фигур.
|
| 45
| 3
|
| Наложения и движения. Симметрия фигур. Осевая симметрия. Центральная симметрия.
|
| 46
| 4
|
| Параллельный перенос.
|
| 47
| 5
|
| Решение задач по теме «Параллельный перенос».
|
| 48
| 6
|
| Поворот.
|
| 49
| 7
|
| Решение задач по теме «Поворот».
|
| 50
| 8
|
| Центральная и осевая симметрии, понятие о гомотетии.
|
| 51
| 9
|
| Решение задач по теме «Центральная и осевая симметрии».
|
| 52
| 10
|
| Решение задач по теме «Движения».
|
| 53
| 11
|
| Решение задач по теме «Движения».
|
| 54
| 12
|
| Контрольная работа №4 по теме «Движения».
|
| Об аксиомах планиметрии. Начала стереометрии (6 уроков).
| 55
| 1
|
| Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Аксиомы планиметрии. Обзорная беседа о развитии геометрии.
|
| 56
| 2
|
| Предмет стереометрии. Геометрические фигуры и тела. Наглядные представления о пространственных телах: куб, призма, параллелепипед, пирамида. Правильные многогранники.
|
| 57
| 3
|
| Объём тела. Объём куба, призмы, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды.
|
| 58
| 4
|
| Примеры развёрток, примеры сечений.
|
| 59
| 5
|
| Построение сечений многогранников.
|
| 60
| 6
|
| Наглядные представления о пространственных телах: шар, цилиндр, конус. Объём шара, цилиндра, конуса.
|
| Повторение. Решение задач (8 уроков).
| 61
| 1
|
| Итоговое повторение по теме «Метод координат».
|
| 62
| 2
|
| Итоговое повторение по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
|
| 63
| 3
|
| Итоговое повторение по теме «Скалярное произведение векторов».
|
| 64
| 4
|
| Итоговое повторение по теме «Теорема синусов и теорема косинусов».
|
| 65
| 5
|
| Итоговое повторение по теме «Длина окружности».
|
| 66
| 6
|
| Итоговая контрольная работа №5.
|
| 67
| 7
|
| Итоговое повторение по теме «Площадь круга».
|
| 68
| 8
|
| Итоговое повторение по теме «Движения».
|
|
Список используемой литературы. 1.Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.
2.Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев
Геометрия. Учебник для 7-9 классов.
3.Б.Г.Зив, В.М.Мейлер.Дидактические материалы по геометрии для 9 класса |
|
|