Главная страница

Рабочая программа по предмету «Информатика» для пятого класса составлена на основе



Скачать 219.55 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Информатика» для пятого класса составлена на основе
Дата12.04.2016
Размер219.55 Kb.
ТипРабочая программа

Пояснительная записка

I. Статус документа

Рабочая программа по предмету «Информатика» для пятого класса составлена на основе:

- Закона «Об образовании» РФ;

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года;

- образовательной программы МБОУ «СОШ №5» на 2013-2014 учебный год;

- Программы курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н.Бородин. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;

- Обязательного минимума содержания основного общего образования мо предмету (Приказ МО № 1276).

II Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников: освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Цель обучения - развивая логическое алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном общем образовании, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, умения самообразования:

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном учебном плане на изучение информатики в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа, продолжительность изучения информатики в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ №5», темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основною общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Изучение предмета «Информатика» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

V. Содержание учебного предмета

Основные направления в изучении материала: компьютер для начинающих, информация вокруг нас.

Курс информатики в 5 классе призван обеспечить базовые знания обучающихся, то есть сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Обучающиеся должны научиться использовать приобретенные знания и умения и практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

- использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержаний программы:

1. Компьютер для начинающих.

2. Информация вокруг нас.

VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

Личностные результаты:

- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;

- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

- основы информационного мировоззрения – научного, взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе технике как одну из важнейших областей современной действительности;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

- готовность к самостоятельным поступкам и действиям принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;

- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений её анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:

- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивания недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации. классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;

- владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того что требуется установить;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели
при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно - познавательная задача;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее -эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно -графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов: владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества . сверстниками и взрослыми: умение правильно. четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность. в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией. представляя ей результаты своей работы с подошью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:

- уверенная ориентация обучающихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

- способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

- способность к решению задач различного рода исследований;

- способность использовать разнообразные методы и формы письменных, устных, практических и творческих работ;

- умение проводить самоанализ и самооценку.

VII. Перечень проверочных работ по модулям

Дата проведения



Вид и название работы


Количество обуч

Письмю рю

«5»

«4»

«3»

«2»

%успеваемости

%качества

СРю балл



1


Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса (интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу), проверочная работа


















1




2


Информация и информационные процессы (интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу), проверочная работа






















3


Обработка информации средствами текстового и графического редакторов (интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу), проверочная работа






















4


Информационные процессы и информационные технологии (интерактивное тестирование тестирование по опросному листу). Контрольная работа






















5


Планирование последовательности действий. Создание анимации (творческая работа - создание презентации). Практическая работа





















VIII. Методическое и материально-техническое сопровождение

программы

1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.

2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

4. Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория - знаний. 2009.

5. Босова Л.Л. Обработка текстовой информации, Дидактические материалы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

6. Программы курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009»

7. Технические средства: компьютер, проектор, принтер, локальная вычислительная сеть.

8. Программные средства: операционная система Windows ХР, интегрированное офисное приложение MS Offiсе 2003, Клавиатурный тренажер.

9. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7» - М.: БИМОМ. Лаборатория знаний. 2009.

10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://school-collection.edu.ru

Тематическое планирование





Календарные сроки



№ П/П

Темы уроков

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля


Освоение предметных знаний (базовый/повышенный уровни)


Универсальные учебные действия








Компьютер для начинающих

Личностные:

желание приобретать

новые знания,

умения,

совершенствовать

имеющиеся.

Познавательные:

уметь анализировать

полученную

информацию

Коммуникативнные:

умение высказывать свою точку фения, сравнивать и делать выводы

Регулятивные:

моделировать действия над объектами окружающего мира

практическая работа


Устный опрос





1-4

Информация — Компьютер — Информатика. Техника беюиаснос1и и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.



Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень:

Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; требования к организации компьютерного рабочего места; основные элементы компьютера и их назначение; группы клавиш на клавиатуре. их назначение; принципы десятипальцевого набора текста; иметь представление о программах и файлах; графическом интерфейсе. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру; определять тип файлов по пиктограмме и расширению; набирать слова и фрагменты текста. используя клавиатуру; перемещать объекты. оперировать с окнами. элементы рабочего стола.

Повышенный уровень:

Знать элементы компьютера и их назначение; группы клавиш на клавиатуре, их назначение; принципы слепого десятипальцевого набора текста. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру и слепой десятипальцевый набор.




5-6

Программы и файлы. Рабочий стол. Клавиатурный тренажер в режиме игры




Самостоятельная работа, устный опрос






77-8

Главное меню. Запуск программ.


Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень:

Уметь запускать и закрывать программы м приложения; выполнять основные управляющие операции; сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации; набирать слова, используя клавиатуру; кодировать информацию. используя таблицу кодов; представлять информацию в виде графика, диаграммы. схемы; читать информацию. представленную на координатной плоскости. Знать структуру главного меню: способы управления компьютером с помощью меню; основные действия оперирования с информацией; основные виды носителей информации; схему передачи информации

Повышенный уровень:

Уметь запускать и закрывать программы и приложения; выполнять основные управляющие операции. Знать структуру главного меню; способы управления компьютером с помощью меню.





Практическая работа


проверочная работа,

устный опрос




99-12

Действия с информацией, Носители информации.


Практическая работа

Устный опрос





113-16

Формы представления информации.


игра «Морской бой».

практическая работа


Устный опрос, проверочная работа

Информация вокруг нас

Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень:

Уметь выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора: осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе; редактировать текст: составлять простой запрос для поиска информации; систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы; форматировать текст; создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру; уметь

Личностные;

желание осваивать различные прикладные программы на компьютере

наблюдать за

работой одноклассников.











17-27


Обработка текстовой и графической информации.













.


составлять кодированные документы основные операции с текстом: способы обработки текстовой и графической информации: инструменты рисования.

Повышенный уровень:

Уметь выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью режима «Инженерией» калькулятора: осуществлять ввод и редактирование текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе: составлять сложный запрос для поиска информации: уметь составлять комбинированные документы. Знать основные и дополнительные операции с текстом; способы обработки текстовой и графической информации; инструменты рисования













Сравнивать полученные результаты

Коммуникативные:

умение работать в группе

Регулятивные корректировать процесс выполнения практических работ













28-29

Преобразование информации


Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень:

Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и знать порядок действий; составлять план и оформлять заголовки разделов.

Знать способы преобразования информации.

Повышенный уровень: сложные арифметические действия, используя Калькулятор.





Практическая работа

Устный опрос







30-31

Разработка плана действий и его запись.


Предметно-ориентированные компетенции

Базовый уровень:

Уметь в презентации задать анимацию объектов; (описать план действий в выбранной форме. Знать формы записи плана действий.

Повышенный уровень:

Уметь в презентации задать анимацию ручными способами.





Практическая работа

Устный опрос



32-34


Контрольная работа


Базовый уровень:




Практическая


контрольная работа.




34


Практическая работа


Уметь создавать презентацию на заданную тему тему




работа


итоговая





«Анимация»


и задавать анимацию объектов; записать план






практическая








действий в выбранной форме.






работа







































Повышенный уровень:














Уметь создавать презентацию на свою тему и














задавать анимацию объектов.














Знать теоретическую информацию повышенного














уровня сложности за пройденный курс.