|
Рабочая программа по предмету «Информатика» для пятого класса составлена на основе Пояснительная записка
I. Статус документа
Рабочая программа по предмету «Информатика» для пятого класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании» РФ;
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года;
- образовательной программы МБОУ «СОШ №5» на 2013-2014 учебный год;
- Программы курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н.Бородин. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009»;
- Обязательного минимума содержания основного общего образования мо предмету (Приказ МО № 1276).
II Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников: освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Цель обучения - развивая логическое алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- формирование универсальных учебных действий в режиме апробирования и подготовки к введению ФГОС в основном общем образовании, обеспечивающих творческое применение знаний для решения жизненных задач, умения самообразования:
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном учебном плане на изучение информатики в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа, продолжительность изучения информатики в 34 учебные недели, что определяется календарным учебным графиком работы МБОУ «СОШ №5», темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе основною общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Изучение предмета «Информатика» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
V. Содержание учебного предмета
Основные направления в изучении материала: компьютер для начинающих, информация вокруг нас.
Курс информатики в 5 классе призван обеспечить базовые знания обучающихся, то есть сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями. Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Обучающиеся должны научиться использовать приобретенные знания и умения и практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. Содержаний программы:
1. Компьютер для начинающих.
2. Информация вокруг нас.
VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты:
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность мотивы познания и творчества; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно - продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- основы информационного мировоззрения – научного, взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе технике как одну из важнейших областей современной действительности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений её анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты:
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивания недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации. классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно - познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее -эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно -графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов: владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества . сверстниками и взрослыми: умение правильно. четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность. в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией. представляя ей результаты своей работы с подошью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни. Предметные результаты:
- уверенная ориентация обучающихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
- способность к решению задач различного рода исследований;
- способность использовать разнообразные методы и формы письменных, устных, практических и творческих работ;
- умение проводить самоанализ и самооценку.
VII. Перечень проверочных работ по модулям
Дата проведения
|
| Вид и название работы
| Количество обуч
| Письмю рю
| «5»
| «4»
| «3»
| «2»
| %успеваемости
| %качества
| СРю балл
|
| 1
| Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса (интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу), проверочная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
|
| 2
| Информация и информационные процессы (интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу), проверочная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3
| Обработка информации средствами текстового и графического редакторов (интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу), проверочная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4
| Информационные процессы и информационные технологии (интерактивное тестирование тестирование по опросному листу). Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
| Планирование последовательности действий. Создание анимации (творческая работа - создание презентации). Практическая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VIII. Методическое и материально-техническое сопровождение
программы
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009.
2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю.. Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория - знаний. 2009.
5. Босова Л.Л. Обработка текстовой информации, Дидактические материалы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
6. Программы курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы, изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2009»
7. Технические средства: компьютер, проектор, принтер, локальная вычислительная сеть.
8. Программные средства: операционная система Windows ХР, интегрированное офисное приложение MS Offiсе 2003, Клавиатурный тренажер.
9. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7» - М.: БИМОМ. Лаборатория знаний. 2009.
10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://school-collection.edu.ru
Тематическое планирование
Календарные сроки
| № П/П
| Темы уроков
| Планируемые результаты
| Возможные виды деятельности учащихся
| Возможные формы контроля
| Освоение предметных знаний (базовый/повышенный уровни)
| Универсальные учебные действия
|
|
| Компьютер для начинающих
| Личностные:
желание приобретать
новые знания,
умения,
совершенствовать
имеющиеся.
Познавательные:
уметь анализировать
полученную
информацию
Коммуникативнные:
умение высказывать свою точку фения, сравнивать и делать выводы
Регулятивные:
моделировать действия над объектами окружающего мира
| практическая работа
| Устный опрос
|
| 1-4
| Информация — Компьютер — Информатика. Техника беюиаснос1и и организация рабочего места. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
| Предметно-ориентированные компетенции
Базовый уровень:
Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; требования к организации компьютерного рабочего места; основные элементы компьютера и их назначение; группы клавиш на клавиатуре. их назначение; принципы десятипальцевого набора текста; иметь представление о программах и файлах; графическом интерфейсе. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру; определять тип файлов по пиктограмме и расширению; набирать слова и фрагменты текста. используя клавиатуру; перемещать объекты. оперировать с окнами. элементы рабочего стола.
Повышенный уровень:
Знать элементы компьютера и их назначение; группы клавиш на клавиатуре, их назначение; принципы слепого десятипальцевого набора текста. Уметь набирать слова и фрагменты текста, используя клавиатуру и слепой десятипальцевый набор.
|
| 5-6
| Программы и файлы. Рабочий стол. Клавиатурный тренажер в режиме игры
|
| Самостоятельная работа, устный опрос
|
| 77-8
| Главное меню. Запуск программ.
| Предметно-ориентированные компетенции
Базовый уровень:
Уметь запускать и закрывать программы м приложения; выполнять основные управляющие операции; сохранять информацию в виде файла или папки на различные носители информации; набирать слова, используя клавиатуру; кодировать информацию. используя таблицу кодов; представлять информацию в виде графика, диаграммы. схемы; читать информацию. представленную на координатной плоскости. Знать структуру главного меню: способы управления компьютером с помощью меню; основные действия оперирования с информацией; основные виды носителей информации; схему передачи информации
Повышенный уровень:
Уметь запускать и закрывать программы и приложения; выполнять основные управляющие операции. Знать структуру главного меню; способы управления компьютером с помощью меню.
|
| Практическая работа
| проверочная работа,
устный опрос
|
| 99-12
| Действия с информацией, Носители информации.
| Практическая работа
| Устный опрос
|
| 113-16
| Формы представления информации.
| игра «Морской бой».
практическая работа
| Устный опрос, проверочная работа
| Информация вокруг нас
| Предметно-ориентированные компетенции
Базовый уровень:
Уметь выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью обычного режима калькулятора: осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе; редактировать текст: составлять простой запрос для поиска информации; систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы; форматировать текст; создавать рисунок, используя различные инструменты рисования и палитру; уметь
| Личностные;
желание осваивать различные прикладные программы на компьютере
наблюдать за
работой одноклассников.
|
|
|
| 17-27
| Обработка текстовой и графической информации.
|
|
|
| .
| составлять кодированные документы основные операции с текстом: способы обработки текстовой и графической информации: инструменты рисования.
Повышенный уровень:
Уметь выполнять арифметические действия с целыми и дробными числами с помощью режима «Инженерией» калькулятора: осуществлять ввод и редактирование текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе: составлять сложный запрос для поиска информации: уметь составлять комбинированные документы. Знать основные и дополнительные операции с текстом; способы обработки текстовой и графической информации; инструменты рисования
|
|
|
|
| Сравнивать полученные результаты
Коммуникативные:
умение работать в группе
Регулятивные корректировать процесс выполнения практических работ
|
|
|
|
| 28-29
| Преобразование информации
| Предметно-ориентированные компетенции
Базовый уровень:
Уметь выполнять арифметические действия, используя Калькулятор и знать порядок действий; составлять план и оформлять заголовки разделов.
Знать способы преобразования информации.
Повышенный уровень: сложные арифметические действия, используя Калькулятор.
|
| Практическая работа
| Устный опрос
|
|
| 30-31
| Разработка плана действий и его запись.
| Предметно-ориентированные компетенции
Базовый уровень:
Уметь в презентации задать анимацию объектов; (описать план действий в выбранной форме. Знать формы записи плана действий.
Повышенный уровень:
Уметь в презентации задать анимацию ручными способами.
|
| Практическая работа
| Устный опрос
|
| 32-34
| Контрольная работа
| Базовый уровень:
|
| Практическая
| контрольная работа.
|
| 34
| Практическая работа
| Уметь создавать презентацию на заданную тему тему
|
| работа
| итоговая
|
|
| «Анимация»
| и задавать анимацию объектов; записать план
|
|
| практическая
|
|
|
| действий в выбранной форме.
|
|
| работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Повышенный уровень:
|
|
|
|
|
|
| Уметь создавать презентацию на свою тему и
|
|
|
|
|
|
| задавать анимацию объектов.
|
|
|
|
|
|
| Знать теоретическую информацию повышенного
|
|
|
|
|
|
| уровня сложности за пройденный курс.
|
|
|
| |
|
|