№
| Дата урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Виды учебной деятельности
| Планируемые результаты
| Примечания
(корректировка программы в течение учебного года)
|
план
| факт
| личностные
| метапредметные
| предметные
|
1
| 02.09
|
| Знакомство с учебником
| Комбинированный
|
| Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;
— понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
— рассказывать о мире, с точки зрения астронома;
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Извлечение информации из учебника. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Работа в паре. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Объяснять значения слов: «астрономия», «астроном». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Рассказывать о мире с точки зрения астронома
|
|
2
| 04.09
|
| Мир глазами астронома
| Урок введения в новую тему
| Понятие об астрономии как науке. Солнечная система. Солнце — ближайшая к Земле звезда
| —
— работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;
— извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;
— работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
|
3
| 09.09
|
| Планеты Солнечной системы
| Урок-исследование
| Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года
|
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Моделирование объектов окружающего мира.
Сотрудничество с учителем и учащимися
| Характеризовать планеты Солнечной системы. Называть естественные спутники планет.
Рассказывать об изучении планет астрономами, об особенностях движения Земли в космическом пространстве.
Называть причины смены дня и ночи и времён года. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца
|
|
4-5
| 11.09
16.09
|
| Звёздное небо — Великая книга Природы-
| Урок-исследование
| Правила наблюдения звёздного неба. Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды — скопление звёзд в созвездии Тельца
| ■ Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёзд-эго неба знакомые созвездия;
моделировать изучаемые созвездия;
определять направление на север по Полярной звезде;
■ выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;
работать с терминологическим словариком;
■ формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Моделирование объектов окружающего мира. Выражение с достаточной полнотой и точностью своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сотрудничество с учителем и сверстниками
| Называть правила наблюдения звёздного неба. Называть созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, Телец. Называть звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран, Плеяды – скопления звёзд в созвездии Тельца
|
|
6
| 18.09
|
| Мир глазами географа-
| Комбинированный урок
| .Понятия о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса
| ■ Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; сравнивать глобус и карту полушарий;
находить условные знаки на карте полушарий;
■ обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;
составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;
■ извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
| Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы
| Рассказывать об истории создания карт в мире и в России, об истории создания глобуса.
Понимать, что изучает география. Работать с картами полушарий. Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли. Объяснять значения слов: «география», «географ»
|
|
7
| 23.09
|
| Мир глазами историка.
| Комбинированный урок
| Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; составлять рассказы о мире, с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;
■ обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;
■ посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);
работать с терминологическим словариком;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
|
| Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации. Сотрудничество с учителем и сверстниками
| Понимать, что история – это наука, которая изучает то, что было в прошлом людей. Называть источники исторических сведений. Понимать значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории. Объяснять значения слов: «история», «историк», «исторический источник», «архив», «летопись», «археология», «археолог»
|
|
8
| 25.09
|
| Когда и где?
| Урок развития умений и навыков
| Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летосчисление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта
| ■ Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
■ определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;
- обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;
работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней 5 исторических событиях;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
| Понимать, что означают слова и выражения: «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры». Рассказывать о летоисчислении в древности и в наши дни. Работать с «лентой времени». Работать с исторической картой
|
|
9
| 30.09
|
| Мир глазами эколога
| Комбинированный урок
| Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- рассказывать о мире, с точки зрения эколога;
работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;
- знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;
- находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблеем и экологических организациях в России, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается..
| Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
| Понимать, что если люди погубят окружающую природу, то и сами не выживут. Рассказывать о развитии человечества во взаимодействии с природой.
Называть экологические проблемы и пути их решения. Называть международные соглашения по охране окружающей среды, международные экологические организации. Использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в её охране
|
|
10
| 02.10
|
| Сокровища Земли под охраной человечества
| Комбинированный урок
| Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга
| - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
- рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;
- различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;
- работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по 1исунку учебника с животным из Международной Красной книги;
- читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
| Понимать, что такое всемирное наследие. Рассказывать о составных частях Всемирного наследия: природном и культурном наследиях. Называть объекты Всемирного наследия, используя карту. Называть объекты Всемирного наследия, которые находятся в России
|
|
11
| 07.10
|
| Равнины и горы России
| Урок-исследование
| Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки — объект Всемирного наследия. Ильменский заповедник
| — Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;
— работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;
— различать холмистые и плоские равнины;
— характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;
— извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;
— выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения к учебнику;
— работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
| Рассказывать о Международной Красной книге. Рассказывать о том, что нужно сделать для спасения каждого вида.
Объяснять, почему животные оказались под угрозой исчезновения
|
|
12
| 09.10
|
| Моря, озёра и реки России
| Комбинированный урок
| Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;
— различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;
— характеризовать особенности изучаемых водных объектов;
— находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;
— работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;
— готовить сочинения на тему урока;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
| Называть формы земной поверхности. Показывать на карте наиболее крупные равнины и горы. Рассказывать о вулканах Камчатки – объекте Всемирного наследия. Рассказывать об Ильменском заповеднике
|
|
13
| 14.10
|
| Природные зоны России
| Урок развития умений и навыков
| Карта природных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;
— устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещёние-
. солнечными лучами;
находить на карте природных зон области высотной поясности;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем и учащимися
| Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское . Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике
|
|
14
| 16.10
|
| Зона арктических пустынь
| Урок-исследование
| Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияния. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана природы в зоне арктических пустынь
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;
— выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами;
— работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;
— рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
— характеризовать зону арктических пустынь по плану;
— извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Моделирование связей организмов с окружающей средой, обсуждение и оценивание предложенных моделей
| Называть природные зоны России.
Объяснять причины смены природных зон с севера на юг.
Показывать на карте природных зон области высотной поясности
|
|
15
| 21.10
|
| Тундра
| Урок-исследование
| Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана природы в зоне тундры
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;
— выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами;
— работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания;
— рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
— характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;
— изготавливать макет участка тундры;
— извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
| Показывать на карте природных зон зону арктических пустынь.
Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи.
Называть условия, необходимые для жизни живых организмов.
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.
Рассказывать об экологических проблемах и охране природы в зоне арктических пустынь.
Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля»
|
|
16
| 23.10
|
| Леса России
| Урок-исследование
| .Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;
— устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;
— работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;
— сравнивать природу тундры и лесных зон;
— находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Показывать на карте природных зон зону тундры.
Называть природные особенности зоны тундры.
Называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов в тундре.
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры.
Рассказывать о занятиях местного населения.
Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры.
Рассказывать о Таймырском заповеднике
|
|
17
| 28.10
|
| Лес и человек
| Урок-исследование
| .Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;
— обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;
— обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;
— извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;
— совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;
— характеризовать лесные зоны по плану;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
| Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов.
Рассказывать о зависимости природы лесов от распределения тепла и влаги.
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса.
Называть экологические связи в лесах
|
|
18
| 30.10
|
| Зона степей
| Урок-исследование
| Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;
— находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;
— устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;
— работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания;
— сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;
— обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения;
— извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;
— совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты ученых в этих заповедниках;
— характеризовать зону степей по плану;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
|
| Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей.
Называть экологические проблемы зоны лесов.
Называть растения и животных леса, которые занесены в Красную книгу России.
Рассказывать о правилах поведения в лесу.
Называть заповедники и национальные парки лесных зон.
Рассказывать о Приокско-Террасном заповеднике
|
|