№
| Дата урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Виды учебной деятельности
| Планируемые результаты
| Примечания
(корректировка программы в течение учебного года)
|
план
| факт
| личностные
| метапредметные
| предметные
|
19
| 11.11
|
| Пустыни
| Урок-исследование
| .Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли»
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;
— находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;
i — устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;
— работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания;
— сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;
— обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;
— изготавливать макет участка пустыни;
— характеризовать зону пустынь по плану;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
| Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.
Наблюдать объекты и явления природы
|
|
20
| 13.11
|
| У Чёрного моря
| Урок-исследование
| .Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря.
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;
— устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;
| Формирование адекватной и позитивной самооценки
| Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий
| Показывать на политико-административной карте России родной край.
Знакомиться с картой родного края.
Рассказывать о родном крае
|
|
21
| 18.11
|
| Экологические проблемы
| Урок-экскурсия
| Черноморского побережья Кавказа, животные и растения, внесённые в Красную книгу России. Курорты Черноморского побережья Кавказа. Дендрарий г. Сочи. Национальный парк «Сочинский»
| — работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;
— обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа;
— совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черно морского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский»;
— обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;
— работать с терминологическим словариком;
— характеризовать зону субтропиков по плану;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися
| Называть формы земной поверхности родного края.
Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки.
Рассказывать об охране поверхности края.
Объяснять значения слов: «овраг», «балка»
|
|
22
| 20.11
|
| Наш край
| Комбинированный урок
| Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;
— характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;
— оценивать свои достижения на уроке.
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний
| Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края.
Называть источники загрязнения вод в регионе.
Называть правила поведения на воде
|
|
23
| 25.11
|
| Поверхность нашего края
| Комбинированный урок
| Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;
— обсуждать меры по охране поверхности своего края;
— изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;
— работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
| Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Поиск и выделение необходимой информации
| Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование.
Рассказывать об охране подземных богатств
|
|
24
| 27.11
|
| Водные богатства нашего края
| Урок-исследование
| Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);
— моделировать значение водных богатств в жизни людей;
— выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов;
— обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;
— участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
| Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее распространённых типах почв.
Различать типы почв родного края.
Рассказывать об охране почв
|
|
25
| 02.12
|
| Наши подземные богатства
| Урок-практика
| Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;
— практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;
— сравнивать изученные полезные ископаемые;
— работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;
— извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;
— обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Работать в парах и малых группах.
Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения
|
|
|
26
| 04.12
|
| Земля — кормилица
| Урок изучения нового материала
| Разнообразие почв России, наиболее распространенные типы почв. Почвы родного края. Охрана почв
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;
— работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»;
— извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний
| Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой природы.
Объяснять значение выражения «природное сообщество».
Рассказывать о природном сообществе смешанного леса.
Определять обитателей леса с помощью атласа-определителя.
Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса.
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ), леса, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме).
Моделировать цепи питания
|
|
27
| 09.12
|
| Жизнь леса
| Урок изучения нового материала
| Лес — сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;
— рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;
— моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;
— обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
— характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;
— обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;
— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
| Рассказывать о природном сообществе луга.
Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни луга.
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ) луга, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Моделировать цепи питания.
Рассказывать о влиянии человека на жизнь луга.
Рассказывать об охране лугов
|
|
28
| 11.12
|
| Жизнь луга
| Урок изучения нового материала
| Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;
— рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;
— моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;
— характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;
— сравнивать природные особенности леса и луга;
— приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
— обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;
— составлять памятку «Как вести себя на лугу»;
— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помошью атласа-определителя;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
| Рассказывать о природном сообществе пресных вод.
Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни в пресных водах.
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных) пресных вод, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
Моделировать цепи питания.
Называть правила поведения у водоёма.
Рассказывать об охране пресноводных растений и животных.
Рассказывать о болотах и об их охране
|
|
29
| 16.12
|
| Жизнь в пресных водах
| Урок изучения нового материала
| Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;
— рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;
— моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;
— характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;
— обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;
— извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её;
— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Работать в парах и малых группах.
Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения
| Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве.
Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.
Объяснять значение выражения «первобытные люди».
Использовать «ленту времени»
|
|
30
| 18.12
|
| Экскурсии в природные сообщества родного края -
| Урок изучения нового материала
| Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся
| — Наблюдать объекты и явления природы;
— определять природные объекты с помощью атласа-определителя;
— фиксировать результаты наблюдений;
— сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах
| Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем и учащимися
| Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.
Использовать «ленту времени».
Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.
Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды»
|
|
31
| 23.12
|
| Растениеводство в нашем крае
| Урок изучения нового материала
| Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;
— работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;
— практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;
— различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);
— работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
| Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов.
Сопоставлять мировые религии.
Рассказывать о рыцарях и замках.
Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.
Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок»
|
|
32
| 25.12
|
| Животноводство в нашем крае
| Урок-исследование
| Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;
— работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу;
— различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);
— работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися и письменной форме
| Рассказывать о Новом времени в истории Европы,
Понимать значение развития предпринимательства.
Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.
Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.
Называть выдающихся людей нового времени.
Работать с географической картой
|
|