Главная страница

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 «А» класса



НазваниеРабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 «А» класса
страница3/4
Дата13.04.2016
Размер0.97 Mb.
ТипРабочая программа
1   2   3   4






Дата урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Примечания

(корректировка программы в течение учебного года)

план

факт

личностные

метапредметные

предметные

19

11.11




Пустыни


Урок-исследование

.Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных полупустынь и пустынь к природным условиям. Освоение полупустынь и пустынь человеком. Экологические проблемы этих зон и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;

— находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;

i — устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

— работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания;

— сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;

— обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;

— изготавливать макет участка пустыни;

— характеризовать зону пустынь по плану;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Развитие готовности к сотрудничеству

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

Рассказывать о природных сообществах, характерных для края.

Наблюдать объекты и явления природы




20

13.11




У Чёрного моря

Урок-исследование

.Местоположение зоны субтропиков, её природные особенности. Правила безопасности во время отдыха у моря.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

— устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;

Формирование адекватной и позитивной самооценки

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Показывать на политико-административной карте России родной край.

Знакомиться с картой родного края.

Рассказывать о родном крае




21

18.11




Экологические проблемы


Урок-экскурсия

Черноморского побережья Кавказа, животные и растения, внесённые в Красную книгу России. Курорты Черноморского побережья Кавказа. Дендрарий г. Сочи. Национальный парк «Сочинский»

— работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;

— обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа;

— совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черно морского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский»;

— обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;

— работать с терминологическим словариком;

— характеризовать зону субтропиков по плану;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися

Называть формы земной поверхности родного края.

Находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки.

Рассказывать об охране поверхности края.

Объяснять значения слов: «овраг», «балка»





22

20.11




Наш край

Комбинированный урок

Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта родного края. Общая характеристика родного края

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;

— характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

— оценивать свои достижения на уроке.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний

Называть водные объекты своего региона, рассказывать об их значении для жизни края.

Называть источники загрязнения вод в регионе.

Называть правила поведения на воде




23

25.11




Поверхность нашего края


Комбинированный урок

Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;

— обсуждать меры по охране поверхности своего края;

— изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;

— работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Поиск и выделение необходимой информации

Называть важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование.

Рассказывать об охране подземных богатств




24

27.11




Водные богатства нашего края


Урок-исследование

Водные объекты своего региона, их значение для жизни края. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

— моделировать значение водных богатств в жизни людей;

— выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов;

— обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;

— участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Рассказывать о разнообразии почв России, о наиболее распространённых типах почв.

Различать типы почв родного края.

Рассказывать об охране почв




25

02.12




Наши подземные богатства


Урок-практика

Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование. Охрана подземных богатств

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

— практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;

— сравнивать изученные полезные ископаемые;

— работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;

— извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

— обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Работать в парах и малых группах.

Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения







26

04.12




Земля — кормилица


Урок изучения нового материала

Разнообразие почв России, наиболее распространенные типы почв. Почвы родного края. Охрана почв

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

— работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»;

— извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Развитие готовности к сотрудничеству

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний


Понимать, что лес – сложное единство живой и неживой природы.

Объяснять значение выражения «природное сообщество».

Рассказывать о природном сообществе смешанного леса.

Определять обитателей леса с помощью атласа-определителя.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ), леса, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме).

Моделировать цепи питания




27

09.12




Жизнь леса


Урок изучения нового материала

Лес — сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;

— рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;

— моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

— обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

— характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

— обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;

— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений


Рассказывать о природном сообществе луга.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни луга.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных ) луга, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Моделировать цепи питания.

Рассказывать о влиянии человека на жизнь луга.

Рассказывать об охране лугов




28

11.12




Жизнь луга


Урок изучения нового материала

Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;

— рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;

— моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;

— характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

— сравнивать природные особенности леса и луга;

— приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

— обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;

— составлять памятку «Как вести себя на лугу»;

— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помошью атласа-определителя;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Рассказывать о природном сообществе пресных вод.

Использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о жизни в пресных водах.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных) пресных вод, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.

Моделировать цепи питания.

Называть правила поведения у водоёма.

Рассказывать об охране пресноводных растений и животных.

Рассказывать о болотах и об их охране




29

16.12




Жизнь в пресных водах

Урок изучения нового материала


Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана пресноводных растений и животных. Болота и их охрана

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

— рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;

— моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;

— характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;

— обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

— извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её;

— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы. Работать в парах и малых группах.

Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения

Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве.

Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.

Объяснять значение выражения «первобытные люди».

Использовать «ленту времени»




30

18.12




Экскурсии в природные сообщества родного края -

Урок изучения нового материала


Природные сообщества, характерные для края, где живут учащиеся

— Наблюдать объекты и явления природы;

— определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

— фиксировать результаты наблюдений;

— сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

Сотрудничество с учителем и учащимися

Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.

Использовать «ленту времени».

Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.

Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды»




31

23.12




Растениеводство в нашем крае


Урок изучения нового материала


Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

— работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;

— практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;

— различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);

— работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Развитие готовности к сотрудничеству

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов.

Сопоставлять мировые религии.

Рассказывать о рыцарях и замках.

Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.

Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок»




32

25.12




Животноводство в нашем крае


Урок-исследование

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Породы домашних животных. Отрасли животноводства, развитие их в регионе

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;

— работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу;

— различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);

— работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.

Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися и письменной форме

Рассказывать о Новом времени в истории Европы,

Понимать значение развития предпринимательства.

Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.

Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.

Называть выдающихся людей нового времени.

Работать с географической картой




1   2   3   4