|
№
| Дата урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Виды учебной деятельности
| Планируемые результаты
| Примечания
(корректировка программы в течение учебного года)
| план
| факт
| личностные
| метапредметные
| предметные
| 33
| 13.01
|
| Презентация проектов (по выбору)
| Урок изучения нового материала
| Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов
| В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:
— извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
— посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;
— интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;
— готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);
— готовить тексты сообщений;
— выступать с сообщением в классе;
— оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися и письменной форме
| Выполнять презентацию проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов
|
| 34
| 15.01
|
| Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
| Урок изучения нового материала
| Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
| — Выполнять тесты с выбором ответа;
— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний
| Оценивать свои достижения
|
| 35
| 20.01
|
| Начало истории человечества
| Урок формирования умений и навыков
| История первобытного общества. Первобытное искусство
| — Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;
— понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
— определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;
— обсуждать роль огня и приручения животных;
— анализировать иллюстрации учебника;
— рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;
— понимать роль археологии в изучении первобытного общества;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний
| Рассказывать о первобытном обществе, о первобытном искусстве.
Понимать роль археологии в изучении первобытного общества.
Объяснять значение выражения «первобытные люди».
Использовать «ленту времени»
|
| 36
| 22.01
|
| Мир древности: далёкий и близкий
| Урок изучения нового материала
| История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;
— находить на карте местоположение древних государств;
— извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;
— обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять
общее и отличия;
— понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;
— понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
| Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
| Рассказывать о Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, об их культуре и религии.
Использовать «ленту времени».
Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств.
Объяснять значения слов и выражений: «Древний мир», «иероглифы», «пирамиды»
|
| 37
| 27.01
|
| Средние века: время рыцарей и замков
| Урок изучения нового материала
| Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;
— находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;
— описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;
— сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;
— развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;
— сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и
время их возникновения, особенности храмов;
— понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
| Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
| Рассказывать о Средних веках в истории Европы, о возникновении городов.
Сопоставлять мировые религии.
Рассказывать о рыцарях и замках.
Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества.
Объяснять значения слов и выражений: «Средние века», «христианство», «ислам», «буддизм», «рыцарь», «замок»
|
| 38
| 29.01
|
| Новое время: встреча Европы и Америки
| Урок формирования умений и навыков
| Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;
— сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;
— прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;
— обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;
— выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;
— обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;
— характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;
— развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;
— выполнять задания электронного приложения к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
| Рассказывать о Новом времени в истории Европы,
Понимать значение развития предпринимательства.
Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.
Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий.
Называть выдающихся людей нового времени.
Работать с географической картой
|
| 39
| 03.02
|
| Новейшее время: история продолжается сегодня
| Урок изучения нового материала
| Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;
— характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;
— характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;
— рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI веков;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
| Рассказывать об исследованиях Арктики и Антарктики.
Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира.
Называть научные открытия и технические изобретения ХХ – ХХI веков.
Называть выдающихся людей новейшего времени.
Понимать, что ХХ столетие – это время двух самых кровопролитных войн
|
| 40
| 05.02
|
| Жизнь древних славян
| Урок изучения нового материала
| История первобытного общества. Первобытное искусство
| — Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;
— понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
— определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;
— обсуждать роль огня и приручения животных;
— анализировать иллюстрации учебника;
— рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;
— понимать роль археологии в изучении первобытного общества;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
|
|
|
| 41
| 10.02
|
| Во времена Древней Руси
| Урок-исследование
| История Древнего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;
— находить на карте местоположение древних государств;
— извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;
— обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять
общее и отличия;
— понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;
— понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
| Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
| Называть столицу Древней Руси.
Понимать значение принятия Русью христианства.
Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение»
|
| 42
| 12.02
|
| Страна городов
| Урок изучения нового материала
| Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий в древности и в Средние века. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;
— находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;
— описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;
— сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;
— развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;
— сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и
время их возникновения, особенности храмов;
— понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
| Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
| Объяснять важность находок археологами берестяных грамот.
Объяснять значение летописи об основании Москвы.
Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси
|
| 43
| 17.02
|
| Из книжной сокровищницы Древней Руси
| Урок-исследование
| Новое время в истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;
— сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;
— прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;
— обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;
— выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;
— обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;
— характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;
— развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;
— выполнять задания электронного приложения к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
| Называть имена создателей славянской азбуки.
Объяснять значение слова «летопись».
Объяснять роль летописей для изучения истории России.
Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры
|
| 44
| 19.02
|
| Трудные времена на Русской земле
| Комбинированный урок
| Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;
— характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;
— характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;
— рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI веков;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
| Рассказывать о монгольском нашествии.
Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда».
Рассказывать об Александре Невском.
Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев
|
| 45
| 24.02
|
| Русь расправляет крылья
| Комбинированный урок
| Возрождение северо-восточных земель Руси в конце XIII — начале XIV века. Московский князь Иван Калита — собиратель русских земель. Сергий Радонежский
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;
— рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;
— прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;'
— обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во-просы и оценивать достижения на уроке
|
| Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы
| Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси.
Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита.
Объяснять значение слова «монастырь»
|
| 46
| 26.02
|
| Куликовская битва
| Комбинированный урок
| Поход Мамая на Русь. Подготовка объединённого русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Благословение Сергия Радонежского. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;
— составлять план рассказа о Куликовской битве;
— рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;
— моделировать ход Куликовской битвы;
— отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;
— обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;
— рассказывать о поединках богатырей;
— заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
— осознавать роль Куликовской битвы в истории России;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
| Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
| Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану.
Моделировать ход Куликовской битвы.
Осознавать роль Куликовской битвы в истории России
|
| 47
| 02.03
|
| Иван Третий
| Комбинированный урок
| Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Перестройка Кремля. Кремль — символ Москвы. Герб государства — двуглавый орёл. Укрепление экономики. Иван Грозный — первый российский царь. Земский собор. Опричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сибири
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;
— описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;
— обсуждать значение освобождения от монгольского ига;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
— отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
| Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики.
Понимать значение освобождения от монгольского ига
|
| 48
| 04.03
|
| Мастера печатных дел
| Комбинированный
| Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников Василия Бурцева, Мелетия Смотрицкого, Кариона Истомина
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;
— на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;
— сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;
— работать с терминологическим словариком;
— развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний
| Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников.
Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники»
|
| 49
| 09.03
|
| Патриоты России
| Комбинированный
| Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;
— отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;
- заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику
- работать с терминологическим словариком-
- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения
- осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
| Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России.
Объяснять значение выражения «народное ополчение»
|
| 50
| 11.03
|
| Пётр Великий
| Урок изучения нового материала
| Организация «Потешных полков». Путешествие Петра в Европу и работа в качестве плотника на верфях. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр I — первый российский император
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-
- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга
- обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим
- отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год когда Россия стала империей;
- находить на карте приобретения города, основанные Петром I
- высказывать свое отношение к личности Петра Великого
- работать с терминологическим словариком-
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во просы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
| Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.
Понимать, почему Пётра I называют Великим.
Рассказывать об основании града Петра
|
| 51
| 16.03
|
| Михаил Васильевич Ломоносов
| Урок-исследование
| Биография М. В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
- составлять план рассказа о М. В. Ломоносове
- прослеживать по карте путь М. В. Ломоносова из Холмогор в Москву
- обсуждать, каковы были заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки культуры
- отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета
- извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова
- высказывать свое отношение к личности М. В. Ломоносова
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
| Рассказывать о М.В. Ломоносове.
Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры
|
| 52
| 18.03
|
| Екатерина Великая
| Урок изучения нового материала
| Екатерина Великая — продолжательница реформ Петра I. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Санкт-Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Емельяна Пугачёва. Войны с Турцией за выход к Азовскому и Чёрному морям
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
- обсуждать заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая
- описывать достопримечательности Петербурга;
— сравнивать положение разных слоев российского общества;
— рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва;
— прослеживать по карте рост территории государства;
— рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове;
— извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
| Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
| Рассказывать о Екатерине Второй.
Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой.
Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове
|
|
№
| Дата урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Виды учебной деятельности
| Планируемые результаты
| Примечания
(корректировка программы в течение учебного года)
| план
| факт
| личностные
| метапредметные
| предметные
| 53
| 30.03
|
| Отечественная война 1812 года
| Комбинированный урок
| Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д. В. Давыдов. Победа над Наполеоном
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;
— отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;
— заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
— обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;
— обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;
— извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
| Рассказывать о Бородинском сражении.
Рассказывать о М.И. Кутузове.
Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной.
Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.
Объяснять значение выражения «Отечественная война»
|
| 54
| 01.04
|
| Страницы истории XIX века
| Комбинированный урок
| Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Петербург и Москва после 1861 года, рост промышленности, городские контрасты. Технические достижения России в XIX веке: электрическое освещение городов, трамвай, телефон, развитие железной дороги, Транссиб, открытие Политехнического музея
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;
— работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;
— сопоставлять исторические источники;
— извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
| Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей.
Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости.
Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года.
|
| 55
| 06.04
|
| Россия вступает в ХХ век
| Комбинированный
| Николаи II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И.Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Октябрьская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить:
— отмечать на «ленте времени» начато Первой мировой войны. Февральской и Октябрьской революций;
— составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану;
— интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи;
— развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем, родителями и учащимися
| Объяснять значение выражения «Гражданская война».
Рассказывать о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях
|
| 56
| 08.04
|
| Страницы истории 1920—1930-х годов
| Комбинированный
| Образование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930-х годов
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;
— сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;
— сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;
— в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;
— знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей — в ходе внеурочной экскурсии);
— прослушивать в записях песни 1930-х годов;
—- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
| Рассказывать об образовании СССР.
Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни
|
| 57 – 58
| 13.04-15.04
|
| Великая война и великая Победа
| Урок изучения нового материала
| Начало Великой Отечественной войны. Лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Города-герои, города воинской славы. Цена Победы
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;
— обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;
— встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;
— прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;
— делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;
— выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город (село) в Победу;
— собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе;
— интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;
— готовить праздник ко Дню Победы;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
| Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
| Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.
Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.
Объяснять значение выражения «Великая Отечественная война»
|
| 58
| 20.04
|
| Страна, открывшая путь в космос
| Урок-исследование
|
Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин — первый космонавт Земли. Космическая станция «Мир», Международная космическая станция (МКС). Развитие СССР до 1980-х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы — из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);
— интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;
— прослушивать в записи песни, посвященные полёту Юрия Гагарина;
— знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему;
— интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;
— работать с электронным пособием;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений
| Рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.
Понимать в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира
|
| 59
| 22.04
|
| Основной закон России и права человека-
| Урок изучения нового материала
| Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция — основной закон страны. Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;
— анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;
— обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;
— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
— готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
| Рассказывать о достижениях нашей страны в освоении космоса, о полёте в космос Юрия Гагарина.
Рассказывать о крупных стройках послевоенного времени в СССР.
Называть экологические проблемы того времени.
Называть события, которые произошли в нашей стране в 1991 году
|
| 60
| 27.04
|
| Мы — граждане России
| Урок изучения нового материала
| Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство Российской Федерации: Президент, Федеральное собрание, Правительство
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
— различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь
— различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства
— следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;
— моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
Сотрудничество с учителем, другими взрослыми и учащимися
| Рассказывать о федеральном устройстве России.
Понимать, что такое Конституция, о чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека.
Объяснять значение слов: «федерация», «конституция», «конвенция»
|
| 61
| 29.04
|
| Славные символы России
| Урок изучения нового материала
| Государственные герб, флаг и гимн, их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам — уважение к родной стране
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить-
— знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей символикой, отличать герб России от гербов других государств
- знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы
— выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;
— обсуждать, зачем государству нужны символы;
— моделировать символы своего класса, семьи;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
| Называть права и обязанности гражданина.
Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь
|
| 62
| 04.05
|
| Такие разные праздники-
| Урок развития умений и навыков
| Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День Государственного флага Российской Федерации. День народного единства, День
Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество Христово, Международный женский день, День весны и труда
| — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
— различать праздники государственные, профессиональные, церковные народные, семейные;
— знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина:
— выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;
— рассказывать о своих любимых праздниках;
— работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем и учащимися
| Понимать, что такое «символ» и называть символы России.
Объяснять значение символов России в жизни государства и общества
|
| 63 – 64
| 06.05-11.05
|
| Путешествие по России
|
| Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности. Народы России, особенности их традиционной культуры. Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России
| — Понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;
— знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;
— совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;
— рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;
— анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;
— пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору);
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем и учащимися
| Называть народы России.
Рассказывать об обычаях и традициях народов России.
Рассказывать о городах России
|
| 65
| 13.05
|
| Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
| Контрольно-обобщающий урок
| Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
| — Выполнять тесты с выбором ответа;
— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами
| Развитие готовности к сотрудничеству
| Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы
| Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания
|
| 66 – 68
| 18.05
|
| Презентация проектов (по выбору).
| Урок-конференция
| Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других подготовленных материалов
| В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:
— извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;
— посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;
— интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;
— готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);
— готовить тексты сообщений;
— выступать с сообщением в классе;
— оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
| Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
| Представлять результаты проектной деятельности.
Формировать адекватную оценку своих достижений
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебники
| Учебные пособия
| Методические пособия
| Техническое оборудование
| А.А. Плешакова «Окружающий мир 4 класс», М., Просвещение, 2012
| А.А.Плешаков «Рабочая тетрадь» 2 части
| Электронное приложение к учебнику, А.А.Плешаков
«Проверим себя» 2 части,
А.А.Плешаков атлас – определитель «От земли до неба»,
Е.М. Тихомирова «Поурочные разработки по окружающему миру.
| Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером 178 X 178 см.
Компьютер
|
Учитель: Хрытина И. Б. |
|
|