|
Обобщение изученного материала по теме «Глагол» Урок русского языка.
4 класс.
Тип урока: Проектная задача.
Тип проектной задачи: рефлексивная, предметная одновозрастная. Форма работы: Групповая.
Тема: Обобщение изученного материала по теме «Глагол».
Цель: Создать условия, в которых дети будут действовать способом кооперации при решении проектной задачи.
Цель для учащихся: Выполняя задания, создать итоговый продукт – опору по теме «Глагол».
Задачи:
1.Обобщить и закрепить знания по глаголу.
2.Формировать деятельность учащихся на основе внутренней мотивации, умение оценивать.
3.Воспитывать доверительные отношения, чувства взаимопомощи, поддержки. Оборудование: 1) Мультимедиа, 2) конверты с заданиями, 3) Экспертные листы. Ход урока:
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Слайд№1)
Как много яркого сиянья
Прошло сквозь оконное стекло!
Через какое расстоянье
До сердца солнышко дошло!
Дошло! Сверкнуло! Озарило!
Расцеловало! Обожгло!
И все вокруг преобразило
Как будто впрямь уже тепло!
- Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения?
(Оно такое светлое, радостное, доброе.)
- Я желаю всем вам доброго дня. Пусть этот день, как и многие другие, несет нам радость общения, радость познания нового.
II. Включение в деятельность. Определение темы, целей.
- Какие слова показывают действия солнца?
- Какой они части речи?
- Всё ли мы изучили о глаголе?
- Зачем же опять будем говорить о глаголе? (Нам пригодятся знания в 5 классе и в дальнейшем, т.к. без глагола в речи не обойтись).
– Какую цель мы поставим на уроке? (Обобщить и закрепить знания о глаголе) (слайд 2).
- Как сформулируем тему? (Глагол)
III. Этапы решения проектной задачи.
1.Определение способа работы.
- Вы сегодня работаете в группах. В каждой группе свой эксперт, который будет руководить вами, оценивать выполненные задания. В результате выполнения заданий вы создадите свой продукт в любой форме - Обобщение материала по теме «Глагол», который публично представите. Продукт будет служить вам опорой в будущем на уроках. Вы должны продемонстрировать умение работать вместе так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы. Я тоже в своём экспертном листе отмечаю наблюдения и выставляю баллы группам по 5-бальной системе.
2. Практическая работа в группах.
- Итак, мы отправляемся в страну «Глаголия». Невидимые жители страны будут чинить препятствия – проверять наши знания о глаголе. (слайд 3)
Задание№1. «Глаголы ли…»? (слайд 4)
- Обозначьте действия словами и докажите: - Глаголы ли слова «сидит»(1гр.), «лежала»(2гр.), «побегут»(3гр.)?
(Ученик: На этот вопрос я могу ответить. Когда люди лежат они ничего не делают. Значит, лежать – это не действие. Это не глагол. А бег и ходьба – это действия. Эти слова - глаголы.
Учитель: Ребята, верно ли это рассуждение?)
- На слайде дан план, который поможет вам построить ответ. (Слайд№5)
1) На какой вопрос отвечает.
2) Что обозначает.
3) Как изменяется.
- Давайте послушаем ответы. (Работа в группах)
(Сидит (что делает?) обозначает действие, глагол - изменяется по временам, лицам, числам. Сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят. ; в пр.в. - по родам – сидела, сидел, сидело.)
Задание№2. «Три дорожки» (слайд №6) - На пути во дворец стоит частый лес, через который надо проложить три дорожки. Такими дорожками должны стать три группы глаголов, взятые из текста. - Определите в тексте три группы глаголов, которые приведут ко дворцу, назовите их. Мы весной сажали сад, А Семен лежал у гряд. Вот мы яблоки едим, Но Семену не дадим. В 1 группу - глаголы прошедшего времени (сажали, лежал) (слайд №7) во 2 группу - глаголы настоящего времени (едим) В 3 группу - глаголы будущего времени (не дадим)
Задание№3. «Одеть глаголы». (слайд №9) - У парадного входа дворца стоят глаголы в неопределённой форме: блестеть, сверкать, сиять. Этим глаголам нужно надеть свою форму, чтобы пройти в нужный зал. Для каждого слова определён свой зал. Вспомните, как изменяются глаголы в настоящем, будущем, прошедшем времени. В какую одежду глаголы можно одеть? Укажите все варианты. - Запишите глаголы во всех вариантах. Пример: 1гр. - наст.вр. –, блещу, блестишь, блестит, блестим, блестите, блестят. 2гр. - буд.вр. – Засверкаю, засверкаешь, засверкает, засверкаем, засверкаете, засверкают. 3гр. - пр. вр – сияла, сиял, сияло, сияли.
Вывод: глаголы изменяются: Настоящее, будущее время - лицо, число. Прошедшее время – род, число. - В какой форме первоначально были глаголы? (в неопред. ф.) - Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания) - Да, действительно, окончания разные. - С чем это связано? (Это связано с особенностями спряжения глаголов. В зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения) - Почему у глаголов настоящего и будущего времени блестеть, сверкать, во 2- м и 3-м лице окончания разные, хотя по неопределённой форме их можно отнести к 1спр.)
Задание№4. Определить спряжение глаголов. (слайд №10) - Вот мы и оказались в стране «Глаголия». Нам нужно выполнить ещё несколько заданий, чтобы всё узнать об этой стране. Определить спряжение глаголов. прогнать - 1гр., строите – 2гр., задержим – 3гр .
Памятка: «Как действовать при написании гласной в личных окончаниях глаголов?» (слайд №11)
Задание№5. «Что же произойдёт с глаголами?» (слайд №12) - Загадочные человечки утверждают, что после окончания глаголов может быть еще не менее важная часть слова. А вы как думаете, возможно, ли это? - Хотели глаголы погулять по стране, вышли из дома, но на дороге стояли суффиксы – ся-сь - Что же произойдёт с глаголами? Записать только с данным глаголом: веселит - 1гр., радуют – 2гр., удивлял – 3гр (Стали глаголы с возвратным значением). Вывод: К глаголу, после его окончания, приклеивается частичка - это значимая часть слова, суффикс, который придает такой смысл, которого без него у слова не было, т.е. возвращение действия. -Какое грамматическое правило вспомнили? (Тся-ться) Вывод: в конце глаголов, никогда не пишется – ца!
3.Создание продукта. - Создавая продукт, вы должны подвести итог всей проделанной работы. Для этого у вас имеются все необходимые материалы. Подготовьте выступающего.
4. Демонстрация продуктов (выступление участников групп).
IV. Рефлексия. - Вы сегодня преодолели серьёзную научную работу. - Эксперты, оцените работу участников групп на уроке. (Эксперты на экспертных листах записывали оценку участников урока)
VI Итог урока. Оценка работы групп учителем (сводная ведомость для учителя). - Мне хотелось бы услышать ваши впечатления от урока. - Нравится вам работать в такой форме?
|
|
|