Главная страница

Рабочая программа по развитию речи в группе общеразвивающей направленности От 4 до 5 лет Воспитатель: Кормышова Ю. А



Скачать 123.5 Kb.
НазваниеРабочая программа по развитию речи в группе общеразвивающей направленности От 4 до 5 лет Воспитатель: Кормышова Ю. А
Дата30.07.2016
Размер123.5 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Белочка»

Утверждаю Заведующий МБДОУ /М.В Литвинова /

Принято на заседании педагогического совета дата____________

№ протокола___________

Рабочая программа по развитию речи в группе общеразвивающей направленности

От 4 до 5 лет

Воспитатель: Кормышова Ю.А.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.,2008г.

- федерального перечня методической литературы по развитию речи, рекомендованной министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях на 2010-2011 уч.г.

- «Программы дошкольного образования» под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, 2011

- перспективного планирования развития речи в средней группе.

Статус документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; содержание рабочей программы с перспективным планированием развития речи в старшей группе; требования к уровню подготовки воспитанников.

Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, что служит основой для развития диалогической речи. Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно- следственные связи. На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности. Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.

Программные задачи развития речи:

- Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

1. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи.

2. Развивать потребность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым.

3. Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.

4. Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.

- Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:

1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам.

2. Развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

3. Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

4. Развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения.

5. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

- Задачи на практическое овладение нормами речи:

1. Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.

2. Развивать умение использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым.

3. Развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.

Занятия по развитию речи в старшей группе содержат следующие блоки:

- развивающая речевая среда;

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь.

Количество занятий на месяц, согласно программе, по развитию речи 4.За исключением 2-х недельных каникул в феврале и периода диагностики (первые две недели сентября и мая). Диагностическое обследование детей по развитию речи проводится 2 раза в год: сентябрь, май.

Длительность одного занятия до 15-20 минут.

Программа состоит из следующих разделов:

  • Пояснительная записка.

  • Перспективное планирование развития речи в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.

  • Перечень литературы.

Перспективное планирование развития речи в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.



п/п

Название темы

Цель

Интеграция

Сентябрь

1

Неделя знаний.

«Наша группа»

Познакомить детей с групповой комнатой. Учить ориентироваться где доска, для чего она нужна.

Рассмотреть картинку как дети идут в школу, беседа по ней

Чтение худ. Литры , коммуникация.

2

ПДД, транспорт

«Театр игрушек- про машину»

Вызвать радостные эмоции, желание помогать больному ; закрепить знание детей об окружающем мире, развивать речь, развивать образное мышление, умение выразительными движениями передавать образ.

Чтение художественной литературы;

познание

3

Как прекрасен этот мир

«Потешка Я по лесу, по зеленому бреду»

Познакомить с русской народной потешкой, развивать воображение, учить находить характерные признаки предметов.

Игровое упражнение: « Кто назовет больше признаков отличия»

Социализация, познание, чтение художественной литературы

4

Моя семья «Дружная семья»

Воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким – папе, маме…

Социализация

Игра « Ударь в бубен»

Октябрь

1

Неделя вежливых детей(этикет, правила поведения за столом, сервировка) «Пойдем и найдем волшебные слова»

Обратить внимание на то, что многие слова являются волшебными. Воспитывать умение быть внимательными.

с/р игра «Научим Машу сервировать стол»

Социализация

2

Этот загадочный подводный мир.

« Рыбки у нас дома»

Продолжать знакомить детей с подводным миром, его обитателями. Вызвать бережное отношение к живым существам.

П\и: « Море волнуется раз»

Физическая культура

3

Сад-огород.

«Поспели яблоки в саду»

Учить понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения.

Чтение сказки «Привередница»

Чтение художественной литературы

4

Разноцветная осень.

«Стихотворение И.Бунина Листопад».

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать творческое воображение.

Чтение художественной литературы

Ноябрь

1

Россия-Родина моя.


Рассмотреть альбом «Котовск» Беседа о Родине, о том, что Котовск малая родина детей, которые живут в этом городе.

Чтение художественной литературы

2

В мире птиц.

«Птицы у нас дома»

Продолжать знакомить с живыми объектами, содержащиеся в домашних условиях, воспитывать бережное, дружелюбное отношение к живым существам.

Просмотр альбома «Птицы» чтение художественной литературы.

3

Дикие животные.

«Рассматривание картин Белка»


Учить составлять рассказ по картинке, воспитывать любовь к животным.

Чтение художественной литературы

4

Домашние питомцы.

«Рассматривание картины Кролики с крольчатами».

Учить соотносить слова, обозначающие название животного, с названием его детеныша, активизировать в речи слова, обозначающие действия.

Чтение художественной литературы

Декабрь

1

Неделя милосердия и добра.

«Наши добрые дела»

Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить анализировать свои поступки и поступки своих детей.




2

Любимые игры и игрушки.

«Учим хрюшу играть с игрушками»

Познакомить детей с обобщенным словом «игрушки». Учить бережно относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками.




3

Труд и профессии людей.

«Кем быть? В. Маяковский»

Дать детям представление о разных профессиях, желание стремиться к выбранной профессии.

Чтение художественной литературы

4

Новый год.

«В лесу родилась елочка»

Учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами( нос, глаза, руки и т.д.). Закрепить сравнение. Развивать наблюдательность, любознательность.

Пение песенки «В лесу родилась елочка» музыка

Январь

1

Новый год.

«Заучивание стихотворения А.Барто Ёлка»

Заучивание стихотворения А.Барто «Ёлка». Вызвать у детей интерес к сказочному герою, стремление передать его в рисунке, используя нежные мягкие цвета для передачи образа снегурочки.

Чтение художественной литературы

2

Зимушка-зима. «Вырастала Ёлка»

Связная речь: Учить составлять описательный рассказ. Активизировать в речи детей прилагательные

ЗКР: Закреплять правильное произношение звука(у).




3

Зимние забавы и развлечения.

«Чтение сказки Зимовье зверей»

Продолжать воспринимать эмоциональное восприятие содержания сказки; подвести к пониманию образного содержания пословиц.

Чтение художественной литературы

4

Многообразие рукотворного мира(одежда, обувь, посуда, орудие труда, инструменты).

«Зачем людям одежда нужна»

Дать детям представление для чего нужна одежда. Отметить, что в разные времена года человек меняет одежду в зависимости сезонных изменений.




Февраль

1

Человек по имени «Я».

«Чтение стихотворения А.Введенского Кто»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений; взаимосвязь описанного с реальностью.

Чтение художественной литературы

2

Наши добрые дела.

«Встреча с добрыми людьми»

Сказать детям, что добрые и хорошие люди-люди, которые трудятся. Это люди всегда готовы помочь, они честные и правдивые.




3

Защитники Отечества.

«Я и мой папа»


Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека.




4

Масленица широкая.


Продолжать знакомить детей с русскими народными обычиями и традициями, с видами устного народного творчества.




Март

1

Мамина неделя.

«Я и моя мама»

Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу.




2

Весна-красна.

«Какие краски у весны»

Дать детям представление о времени года «Весна». Учить сравнивать времена года, отмечать характерные признаки осень-желтая, зима-белая.

Разучивание потешки « Иди весна, иди красна»

3

Неделя творчества и фантазии.

«Сочиняем сказку»

Учить составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность.




4

Театральная неделя.

«Просмотр и показ сказки Два жадных медвежонка»

Развивать речевую активность детей. Воспитывать любовь к художественной литературе. Развивать мимику лица.

Чтение художественной литературы.

Апрель

1

Ребёнок и его права.

«Учимся общаться друг с другом»

Учить детей общаться друг с другом. Дать понятие что такое дружба. Через психогимнастику направлять детей на переживание чувств нежности, добра, заботы.




2

Наш дом Земля-Космос.

«»








3

Город, в котором я живу.

«Беседа о городе Котовске»

Учить детей знать и называть родной город. Закреплять и расширять знание детей о городе, сравнивать, делать выводы. Воспитывать заботливое отношение к своему городу.

Просмотр альбома о г.Котовске.

Чтение художественного слова

4

Праздник весны и труда. «Заучивание стихотворения Е. Благининой Черемуха»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности, развивать образность речи детей.

Чтение художественной литературы

Май

1

Великая победа.

«Знамя победы »

Продолжать развивать у мамы и девочек качества, свойственные их полу (мальчик-смелость, девочка-заботу о других). Уточнить и расширить знамя о Великой отечественной войне.




2

Азбука здоровья.

«Экскурсия в кабинет врача»

Познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры. Воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада.




3

Неделя безопасности.

«Чтение Красная шапочка»

Воспитывать эмоционально-образное восприятие произведения , учить осмысливать идею, уточнить знание детей о жанровых особенностях сказки; формировать навыки творческого рассказывания.

Чтение художественной литературы

4

Здравствуй лето!

«Сажаем цветы на клумбе»

Воспитывать в детях чувство прекрасного. Познакомить с растениями, живущими на улице. Развивать интерес к растениям.




Требования к уровню подготовки воспитанников.

Воспитанник должен

Базовая программа

Национально-региональный компонент

Компонент ДОУ


Знать

- все звуки, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунк слова;


- элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, при разрешении конфликтов.

- слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими.


Уметь

- участвовать в беседе;

- аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника;

- составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях;

- заменять слово другим словом со сходным значением;

- использовать средства интонационной выразительности (силы голоса, интонации).


- рассказать о своём городе, детском саде, достопримечательностях родного края, опираясь на события из личного опыта;


-употреблять формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент);

- проявлять инициативу и активность в общении, выражает просьбу, жалобу, высказывает желание, избегает конфликта;

- высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Список литературы

1. « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.: 2008г.

2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.: 2008г.

3. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

4. «Программа дошкольного образования с ФГТ» под редакцией Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, 2011.