|
Сказка- в развитии связной монологической речи у дошкольников с онр Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение
Детский сад №2 «Росинка»
Комбинированного вида
Консультация для педагогов
из опыта работы:
Тема: «Сказка- в развитии связной монологической речи у дошкольников с ОНР» Подготовила:
учитель-логопед:
Захарова Лариса Ивановна
г.Тында-2013г. «Сказка- как средство развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».
«Надо беречь детский огонёк пытливости,
любознательности, жажды знаний.
Через игру, через фантазию, через неповторимое
детское творчество путь к сердцу ребёнка».
В.Сухомлинский.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, примитивная речь с экранов телевизоров, всё –это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
В поисках новых форм и методов работы мы интегрируем в логопедию знания смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм является – сказкотерапия.
Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными:Л.Б. Фесюковой, Л.Д. Коротковой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др.) Этот метод дает возможность для эффективной логопедической и психологической коррекционной работы с детьми с ОНР, задержкой психического развития и другими речевыми нарушениями
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён.
Так, В.Г. Белинский- ценил в сказках их народность, национальный характер. Он полагал что в сказке за фантазией и вымыслом стоят реальная жизнь, действительные социальные отношения.
Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выражает отношение к жизни, современности.
К.Д. Ушинский –включил сказки в свою педагогическую систему.
Причину успеха сказок у детей он видел в простоте непосредственности народного творчества, которые соответствуют свойствам детской психологии.
Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять,
Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания (мяу, му, ква-ква, ) короткие, многократно звучащие в тексте фразы (бабка за дедку, дедка за репку);
Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности. Животные герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка -норушка, лисичка-сестричка, волчок серый - бочок).Чем старше становится ребёнок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается её поэзией.
Сказки- важное воспитательное средство. Жизнь и народная практика воспитания убедительно доказали их педагогическую ценность, дети и сказка - неразделимы.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (Фонетико -фонематического, лексического, грамматического строя речи), недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества- потешек, песен, затем он слушает сказку.
Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка- особенность сказок.
Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:
*Развивать умение связно, последовательно т выразительно пересказывать литературные произведения (сказки, рассказы).
*Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
*В процессе рассказывания по игрушкам развивать умение составлять сюжетные рассказы, сказки, соблюдая композицию и выразительность изложения. Давать описание и характеристику персонажей сказки.
*Пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
*Формировать умение оценивать объяснения товарищей по содержанию и структуре ( соблюдение логической последовательности при передаче содержания, а также по словесному оформлению).
*Приобщать детей к богатству русского языка.
*Развивать коммуникативные умении ребёнка.
*Развивать творческое воображение, социальную и языковую компетентность, навыки общения.
Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму:
*Слушаем;
*Рассказываем;
*Проживаем;
*Сочиняем сказку;
Перед прочтением сказок проводится пропедевтичекая работа, цель которой организовать внимание детей, подготовить их к восприятию.
Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов, или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.
Тексты сказок читаются дважды в медленном темпе. При повторном чтении используется приём завершения детьми отдельных предложений.
Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме,
Вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
В качестве вспомогательного средства при обучении детей навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования, плана высказывания.
Каждая организационная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.
Сказка служит наилучшим материалом для игры –инсценировки.
Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Используются такие основные виды рассказывания как:
Придумывание и завершение сказки,
Составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный материал,
Коллективное сочинение сказок.
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей повысился уровень знаний о сказках, умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними, понимание детьми сказки, повысилась речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, занятия, развито воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных
образов.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, совершенствованию, лексико- грамматических средств языка, расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально -чувственной сферы ребёнка.
Я считаю, если в логопедической работе использовать сказкотерапию – это может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старших дошкольников.
Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша. |
|
|