|
Технологии традиционного обучения применяются для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные
на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе –информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе. понимаются как выражение фактических связей, устанавливаемых в процессе обучения и, в конечном счете, в сознании обучающихся; возможность формирования у обучаемых системы межпредметных понятий обусловлена закономерностями ассоциативного мышления.
Технологии дифференцированного обучения применяется для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
Технология проблемного обучения применяется с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Они понимаются как выражение фактических связей, устанавливаемых в процессе обучения и, в конечном счете, в сознании обучающихся. Возможность формирования у обучаемых системы межпредметных понятий обусловлена закономерностями ассоциативного мышления
Приоритетными формами и методами работы с обучающимися являются:
фронтальная работа, работа в малых группах (2-3 человека), проектная работа, исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность (работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet), выполнение практических и лабораторных работ.
Используемые формы контроля- текущий и итоговый. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы, практические работы, тесты) и устный опрос (собеседование). Текущий контроль успеваемости обучающихся включает в себя поурочное и почетвертное (полугодовое) оценивание результатов их учебы. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой тестирования, контрольные работы, которые проводятся по итогам учебного года.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения предмета «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах на профильном уровне учащиеся должны
знать/понимать:
магистрально-модульный принцип построения компьютера;
особенности операционных систем и их основных технологических механизмов;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче;
особенности протекания информационных процессов в природе, обществе, технике;
подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;
связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
кодирование текстовой, графической и звуковой информации;
основные понятия систем счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
особенности представления целых и действительных чисел в ЭВМ.
логическую символику;
основные понятия формальной логики;
основные операции и законы алгебры логики;
назначение таблиц истинности;
реализацию логических операций средствами электроники;
принципы построения схем из логических элементов.
свойства алгоритмов и основные алгоритмические структуры;
основные принципы объектно-ориентированного программирования;
понятия класса, объекта;
структуру модуля;
основные понятия: события, свойства объектов, методы объектов.
сущность процесса информационного моделирования;
сущность понятия адекватности модели объекту и цели моделирования;
виды и свойства моделей;
этапы построения моделей.
технологии обработки текстовой информации;
приемы редактирования и форматирования текстовых документов в текстовом процессоре;
инструменты текстового процессора при создании рефератов.
типы баз данных;
организацию баз данных;
методы поиска и сортировки данных;
организацию реляционных баз данных.
форматы растровых и векторных графических файлов;
технологию рисования графических примитивов;
понятие мультимедийного продукта;
наиболее распространенные программы для подготовки мультимедийного продукта;
этапы создания мультимедийного продукта;
критерии оценивания мультимедийного продукта.
основы функционирования сети Интернет;
основные теги и атрибуты языка HTML;
инструменты создания информационных объектов для Интернет;
методы и средства создания и сопровождения сайта.
нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения
информационной безопасности;
влияние информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества
уметь:
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
выполнять простейшие задачи системного администрирования, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов;
оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации и скорость передачи информации;
устранять простейшие неисправности; инструктировать пользователей по базовым
принципам использования ИКТ;
применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при администрировании своего компьютера, при выполнении операций, связанных с использованием современных средств ИКТ;
выделять информационный аспект в деятельности человека;
информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
определять вид информационного процесса;
работать с различными носителями информации;
вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;
преобразовывать логические выражения;
строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.
составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;
определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе;
разрабатывать алгоритм и анализировать его;
использовать в программах процедуры и функции пользователя;
создавать несложные проекты;
производить отладку проекта;
осуществлять системный подход при моделировании;
анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;
строить информационные модели, выбирая оптимальную форму представления модели;
исследовать учебные модели;
редактировать и форматировать тексты большой сложной структуры;
использовать системы проверки орфографии и грамматики;
использовать системы распознавания текстов;
создавать и заполнять базы данных;
пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности;
создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты;
представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок;
готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране.
создавать и размещать многостраничный Web-сайт.
пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций, с соблюдением требований информационной безопасности,
информационной этики и права.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (10 класс)
№
| Тема
| Количество часов
| По разделу
| Практические работы
| 1
| Архитектура компьютера и защита информации
| 30
|
| 2
| Информация и системы счисления
| 20
|
| 3
| Основы логики и логические основы компьютера
| 18
|
| 4
| Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование
| 66
|
|
| Повторение
| 2
|
|
| Итого:
| 136
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (11 класс)
№
| Глава
| Количество часов
| По разделу
| Практические работы
| 1
| Моделирование и формализация
| 50
|
| 2
| Технологии создания и обработки текстовой информации
| 14
|
| 3
| Хранение, поиск и сортировка информации (СУБД)
| 16
|
| 4
| Технологии создания и обработки графической информации
| 12
|
| 5
| Коммуникационные технологии
| 12
|
| 6
| Информационная деятельность человека
| 10
|
| 7
| Повторение
| 22
|
|
| Итого:
| 136
| 35
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (10 класс)
Архитектура компьютера и защита информации – 19 час. (12+7)
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память
Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая
файловая система
Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы
Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Компьютерные вирусы. Сетевые черви. Троянские программы. Рекламные и шпионские программы. Спам.
Компьютерный практикум:
Практическое задание «Тестирование системной платы».
Практическое задание «Определение объемов кэш-памяти процессора».
Практическое задание «Определение температуры процессора».
Практическое задание «Производительность процессора».
Практическое задание «Виртуальная память».
Практическое задание «Объем файла в различных файловых системах».
Практическое задание «Форматирование из командной строки».
Практическое задание «Расширение и атрибуты файла».
Практическое задание «Архивация файлов».
Практическое задание «Проверка файловой системы диска».
Практическое задание «Дефрагментация диска».
Практическое задание «Копирование файлов».
Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows».
Практическое задание «Защита от компьютерных вирусов».
Практическое задание «Защита от сетевых червей».
Практическое задание «Защита от троянских программ».
Практическое задание «Защита от рекламных и шпионских программ».
Практическое задание «Защита от файлов «cookies».
Практическое задание «Защита от спама».
Практическое задание «Настройка межсетевого экрана». Информация. Системы счисления – 27 час. (14+13)
Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Хранение информации
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.
Компьютерный практикум:
Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации».
Практическое задание «Определение количества информации».
Практическое задание «Римская система счисления».
Практическое задание «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».
Практическое задание «Арифметические операции в позиционных системах счисления». Основы логики и логические основы компьютера – 18 час. (6+12)
Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений.
Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.
Компьютерный практикум:
Практическое задание «Таблицы истинности».
Практическое задание «Определение истинности логического выражения».
Практическое задание «Функция импликации».
Практическое задание «Функция эквивалентности».
Практическое задание «В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ»».
Практическое задание «В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ»».
Практическое задание «В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций».
Практическое задание «В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел».
Практическое задание «В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера». Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование – 66 час. (23+43)
Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
История развития языков программирования
Введение в объектно-ориентированное визуальное программирование. Объекты: свойства и методы. События. Проекты и приложения
Система объектно-ориентированного программирования PascalABC.NET., Visual Basic. Переменные. Графический интерфейс. Процедуры и функции. Итерация и рекурсия.
Алгоритмы перевода чисел и их кодирование на языке объектно-ориентированного программирования PascalABC.NET., Visual Basic. Алгоритм перевода целых чисел. Алгоритм перевода дробных чисел
Графика в языке программирования PascalABC.NET, Visual Basic. Компьютерная и математическая системы координат. Анимация.
Модульный принцип построения решений и проектов.
Чтение и запись данных в файлы.
Массивы. Заполнение массивов. Поиск элемента в массивах. Сортировка числовых массивов. Сортировка строковых массивов
Компьютерный практикум:
Проект «Консольное приложение».
Проект «Переменные».
Проект «Отметка».
Проект «Функции преобразования типов».
Проект «Передача по ссылке и по значению».
Проект «Функция».
Проект «Факториал (итерация)».
Проект «Факториал (рекурсия)».
Проект «Перевод целых чисел».
Проект «Перевод дробных чисел».
Проект «Графический редактор».
Проект «Треугольник».
Проект «Система координат».
Проект «Часы».
Проект «Домики».
Проект «Заполнение массива».
Проект «Поиск в массиве».
Проект «Сортировка числового массива».
Проект «Сортировка строкового массива». Повторение, подготовка к ЕГЭ – 6 час. (2+4)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (11 класс)
Моделирование и формализация – 36 час. (13+23)
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей.
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений. Вероятностные модели. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических веществ. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами.
Графы, подграфы и деревья. Ориентированные графы. Взвешенные графы. Описание графа с помощью матрицы смежности.
Компьютерный практикум:
Практическая работа «Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений вероятностные модели, геометрические модели»
Практическая работа «Исследование физических моделей»
Практическая работа «Исследование биологических моделей развития популяций»
Практическая работа «Использование информационных моделей»
Практическая работа «Использование химических моделей»
Практическая работа «Оптимизационное моделирование»
Практическая работа «Построение логических моделей»
Практическая работа «Построение информационных моделей управления объектами»
Практическая работа «Построение остовного связного дерева графа» Технологии создания и обработки текстовой информации – 15 час. (6+9)
Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.
Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Использование цифрового оборудования.
Использование систем распознавания текстов.
Компьютерный практикум:
Практическая работа «Создание плаката в LibreOffice Writer»
Практическая работа «Создание плаката в настольной издательской системе Scribus»
Практическая работа «Цветоделение»
Практическая работа «Перевод с использованием компьютерных словарей»
Практическая работа «Оптическое распознавание документов в формате изображений
Групповой проект «Школьная газета» Технологии хранения, поиска и сортировки информации – 16 час. (5+11)
Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных
(СУБД).
Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты).
Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.
Компьютерный практикум:
Практическая работа «Система управления базами данных.
Практическая работа «Создание структуры табличной базы данных.
Практическая работа «Ввод и редактирование данных.
Практическая работа «Поиск и сортировка данных.
Практическая работа «Создание реляционных баз данных. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информа
ции – 13 час. (6+7)
Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ,
средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов.
Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования.
Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудиовизуальных объектов. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.
Компьютерный практикум:
Практическая работа «Растровая и векторная графика»
Практическая работа «Системы управления цветом в Inkscape и Gimp»
Практическая работа «Создание и обработка графических объектов»
Практическая работа «Создание и обработка звуковых объектов»
Проект «Мультимедийная презентация». Коммуникационные технологии – 17 час. (3+14)
Глобальная компьютерная среда Интернет. Адресация в Интернете. Доменная система имен.
Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.
Язык HTML для создания Web-страниц. Топология сайта. Меню. Цветовое оформление и
вставка изображений. Интерактивные формы для получения информации от посетителей сайта.
Размещение сайта в Интернете.
Компьютерный практикум:
Практическая работа «IP-адрес в различных форматах.
Практическая работа ««География» Интернета.
Практическая работа «Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы.
Практическая работа «Работа с файловыми архивами.
Практическая работа «Общение в Интернете в реальном времени.
Практическая работа «Покупки в Интернет-магазинах.
Практическая работа «Создание Web-страниц в Блокноте.
Практическая работа «Размещение готового сайта в Интернете.
Проект «Мой сайт»
Информационное общество – 4 час. (4+0)
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. Повторение, подготовка к ЕГЭ – 35 час. (0+35)
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
– устный контроль;
– письменный контроль;
– практический контроль;
– тестовый и рейтинговый контроль;
– наблюдение Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов):
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
опрос в парах;
практикум;
тестирование.
Критерии оценивания достижений обучающихся.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
-
Процент выполнения задания
| Отметка
| 91-100%
| отлично
| 76-90%%
| хорошо
| 51-75%%
| удовлетворительно
| менее 50%
| неудовлетворительно
|
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос
Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
отказался отвечать на вопросы учителя.
Перечень контрольных работ в 10-м классе:
Контрольная работа№1 по теме: «Архитектура компьютера и защита информации»
Контрольная работа№2 по теме: «Информация. Системы счисления»
Контрольная работа№3 по теме: «Основы логики и логические основы компьютера»
Контрольная работа№4 по теме: «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование» Контрольная работа№1 по теме: «Архитектура компьютера и защита информации» Вариант 1
|
|
|